Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТЕНЦИАЛ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Митина Е.Г. 1, 1
1 Мурманский государственный гуманитарный университет
Статья посвящена проблеме применения средового подхода к реализации программ дополнительного профессионального образования экологической направленности. Вопрос рассматривается на примере опыта реализации проекта «Создание развивающей образовательной среды: экологические курсы». Автором уделено внимание вопросам целеполагания, организации и результатов курсовой подготовки слушателей в условиях эколого-образовательной среды региона, которая, в свою очередь, выступает в качестве составляющей образования для устойчивого развития. Сетевая структура рассматривается как основа продуктивного функционирования развивающей образовательной среды и как условие расширения границ системы подготовки слушателей до регионального уровня. Статья адресована преподавателям вузов, специалистам экологических и методических служб.
устойчивое развитие
эколого-образовательная среда региона
дополнительное профессиональное образование.
1. Артоболевская, В. В. Возможности системы дополнительного профессионального образования для достижения целей устойчивого развития Кольского Севера [Текст] / В. В. Артоболевская, Е. Г. Митина // Культура и экология поморья: взаимосвязи в интересах устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции.- Мурманск: МГОУНБ, 2007. - С. 28-29.
2. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00. 08 / Артюхина Александра Ивановна. - Волгоград, 2006. - 388 с.
3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект [Текст] / Н. Ф. Винокурова // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: монография / отв. ред.: Н. Д. Андреева, Г. С. Камерилова. - Н. Н. ; СПб. : Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2002. - С. 93-114.
4. Мамедов, Н.М. Образование для устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ustoichivo.ru.
5. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. - М., 1997. - 192с.
6. Митина, Е. Г. Подготовка добровольцев - участников ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. Г. Митина, В. В. Артоболевская, О. М. Саркова.- Мурманск: МГПУ, 2006. - 52 с.
7. Мозглякова, С. В. Эколого-образовательная среда учебного округа как фактор развития экологической культуры учителя: на примере Сев.-Восточ. учеб. округа г. Москвы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мозглякова Софья Вячеславовна. - Электрон. дан. - М., 2006. - 193 с.: ил. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/.
8. Шек, Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Генрих Генрихович Шек. - Елец, 2001. - 148 с.
В модели устойчивого развития человечества ведущим законом становится опережающее развитие качества человека. Повышение экологической культуры общества, экологическое самоопределение людей, овладение технологией социального проектирования - необходимое условие устойчивого развития. Основным фактором воспроизводства общественного интеллекта, науки и культуры становится непрерывное образование, образование для жизни и в течение всей жизни. В свою очередь, современное образование характеризуется расширением и стиранием границ образовательных систем, обусловленных наращиванием объемов и интенсивности социально-коммуникативных процессов в обществе. В связи с этим проектирование, конструирование и создание развивающих образовательных сред становится важнейшей составляющей любой образовательной деятельности.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) призвана помогать взрослым в самоопределении и самоорганизации, в адаптации к новой действительности. Обладая значительным потенциалом в продвижении идей устойчивого развития на уровне предприятия, муниципалитета и региона, дополнительное профессиональное образование является важным компонентом структуры образования для устойчивого развития как ориентации на будущее, на создание того образа, который обеспечит как выживание человеческого рода, так и сохранение биосферы [4]. Одним из перспективных подходов к обучению слушателей (студентов, специалистов предприятий, педагогов и пр.) в условиях ДПО выступает средовой подход, а создание развивающей образовательной среды выступает в качестве концептуальной идеи в проектировании и реализации профессиональных образовательных программ. Ценность этого подхода к подготовке слушателей, на наш взгляд, заключается в том, что в процессе реализации краткосрочных по времени курсов, продуктивное образовательное взаимодействие субъектов, являющихся действующими профессионалами в различных сферах производственной деятельности, обеспечивается современными научными представлениями об основах образовательного процесса. Сегодня установлено, что средовой подход выступает в качестве методологической основы педагогических исследований, так как сформулированы общенаучные основы средового подхода, выявлены способы его освоения в процессе профессиональной деятельности педагога [2, 5, 8 и др.].

В настоящее время признано, что базовым понятием средового подхода является понятие «образовательная среда», возникшее на стыке экологии, педагогики и психологии, при этом некоторые исследователи считают синонимичными понятия «средовой подход» и «образовательная среда». В настоящее время категория «образовательная среда» в педагогической и психологической науках исследована достаточно полно и глубоко. Ученые предлагают трактовки содержания понятия «образовательная среда», обосновывают различные типологии и классификации образовательных сред, выделяют этапы изучения образовательной среды. Наиболее пристально на современном этапе исследований изучается среда различных типов образовательных учреждений (основная и полная школа, колледж, вуз) и уровней (школа, город, область, регион).

В связи с этим эколого-образовательную среду региона в широком смысле можно рассматривать как педагогический феномен, обладающий высоким потенциалом в становлении экологической культуры различных групп населения региона. Интерес к региональному уровню в нашем исследовании обусловлен пониманием региона не только как административно-территориальной единицы, но и как общности населения, проживающего на определенной территории. В тоже время анализ современных публикаций показал, что эколого-образовательная среда рассматривается как экологический класс различного территориального ранга, как фактор развития экологической культуры учителя [3, 7 и др.]. В контексте данного исследования под эколого-образовательной средой региона мы понимаем расширенную развивающую среду, в которой функционируют образовательные системы, в том числе и система дополнительного профессионального образования, и которая при этом по отношению к участнику образовательного процесса система ДПО становится средой обучения. Выделим перспективный (имеются длительное время ресурсы, возможности, обеспечивающие ему определенное постоянство) и ситуативный (возможности образовательной деятельности способны проявляться в конкретной ситуации) потенциалы образовательный среды в развитии системы дополнительного профессионального образования (табл.1).

Таблица 1 Потенциал эколого-образовательной среды регионав реализации программ системы ДПО

Потенциал эколого-образовательной среды региона

перспективный

ситуативный

Кадры, материальная база обучения, программы развития (региона, муниципалитета, предприятия, вуза)

Профессиональное общение субъектов образовательного процесса

Исходя из представленных данных, можно зафиксировать существенный объем ресурсов и возможностей эколого-образовательной среды региона в развитии системы ДПО и разнообразие ситуативного потенциала во взаимодействии и во взаимообучении субъектов образовательного процесса как «носителей» экологического знания.

Рассмотрим в качестве примера проект «Создание развивающей среды в системе образования взрослых: экологические курсы», направленный на повышение экологической культуры специалистов предприятий и молодежи в условиях эколого-образовательной среды региона. Данный проект реализуется на базе Мурманского государственного гуманитарного университета с 2004 года. В рамках проекта регулярно проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по программам «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами 1-4 класса опасности» и «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами». Проведение этих курсов обусловлено актуальностью проблемы обращения с отходами, как одной из наиболее острых экологических проблем современности, и необходимостью обучения специалистов и руководителей предприятий в соответствии с действующим законодательством. Уникальным в свое время опытом явились экологические курсы «Ликвидация аварийных разливов нефти», разработанные и проведенные по заданию Баренцевоморского проектного офиса WWF, получившие распространение в других регионах [6]. Потребность в реализации этой профессиональной образовательной программы вызвана тенденцией к возрастанию количества катастроф на объектах транспортировки, хранения, перевалки нефти и нефтепродуктов. Риск возникновения аварий и их потенциальная опасность вызывают необходимость привлечения к ликвидации последствий аварий не только сотрудников специальных служб, но дополнительные силы из числа добровольцев. При этом привлеченные волонтеры должны не только иметь представление о последствиях аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, способах и технологиях их ликвидации, но и высокую готовность к участию в операциях. Участие добровольцев, подготовленных в рамках программы «Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», позволит в короткий срок провести мероприятия, позволяющие минимизировать ущерб, нанесенный окружающей среде в результате аварийного разлива.

В процессе проектирования образовательной среды была определена система целей обучения. В качестве системообразующей цели выступает ориентация слушателей в экологических аспектах различных видов деятельности (производственной, волонтерской, педагогической и пр.) в зависимости от решаемых профессиональных задач, а также экологическое самоопределение слушателей курсов. Достижение этой цели востребует мотивационный потенциал обучающихся и направлено на социализацию личности. Важно открыть перед слушателем жизненную перспективу в профессиональном пространстве, предъявляющую к нему высокие требования в сфере специальных экологических компетенций. Отсюда выделились подчиненные цели курсовой подготовки, такие, как: 1. Обучение готовым знаниям, умениям, навыкам для освоения нового вида деятельности, что отражено в названиях программ. 2. Обучение применению знаний, решению проблем. 3. Определение собственных коммуникативных стратегий в решении экологических вопросов в рамках профессиональных компетенций.

Достижение целей проекта обусловлено расширенным характером эколого-образовательной среды за счет включения в процесс не только преподавателей вуза, но и участников экологической деятельности на уровне региона. В пространстве эколого-образовательной среды преподаватель, специалист и слушатель - паритетные участники совместной деятельности, концептуального проектирования, процесса совместного производства образовательных услуг, где основными результатами их деятельности выступают экологическое мышление и экологическое поведение в решении профессиональных задач.

В качестве организационной основы процесса подготовки слушателей и условия продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса выступает сетевая структура. Реализация нашего проекта опиралась на практику взаимодействия руководителей курсов, преподавателей вуза, преподавателей - специалистов экологических служб и слушателей курсов как членов единых временных творческих коллективов.

Каждая указанная группа играет определенную традиционную роль в образовательном процессе.

Менеджеры: управление курсами, формирование контингента слушателей, подбор преподавателей и специалистов, организация образовательного процесса, делопроизводство, контроль качества.

Преподаватели ВУЗа: отбор содержания программ, чтение лекций по общим теоретическим вопросам (экологические проблемы современности, экологический след - универсальный показатель устойчивого развития, устойчивый и неустойчивый мир, международное и российское законодательство в области обращения с отходами, особенности региона и их влияние на проведение операций ЛАРН и т.д.), проведение экскурсий на предприятия, полевых практик, консультаций, руководство работой слушателей над проектами.

Специалисты экологических служб: участие в разработке образовательной программы, проведение практических занятий и консультаций по конкретным вопросам - лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, установление класса опасности отхода, способы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возможных аварий на объектах нефтеобеспечения, мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д.

Слушатели: обмен опытом, постановка проблем, обратная связь.

Реализация программы краткосрочных курсов в пространстве эколого-образовательной среды региона позволяет изучать на курсах не только научные, информационные, нормативно-правовые, но нравственно-этические, жизненные проблемы. Слушатели сами инициируют обсуждение целого ряда вопросов, таких как формирование экологической культуры населения, оценка деятельности экологических служб, взаимодействие, результативность системы экологического образования в семье и школе и пр. Вместе с этим наиболее компетентные слушатели могут быть привлечены к преподавательской деятельности, преподаватели вуза получают консультации и присутствуют в качестве слушателей на занятиях специалистов экологических служб и предприятий, специалисты консультируются у преподавателей по методическим вопросам.

Для создания развивающей среды на краткосрочных экологических курсах повышения квалификации необходимо творчески осмыслить специфику дополнительного образования, искать пути реализации средового подхода на основе идей образования для устойчивого развития [1]. В нашем опыте поставленная задача достигалась следующими путями.

  1. Рефлексивное управления курсами: целостное оригинальное формирование структуры, содержания, форм и методов конкретных курсов; выделение точек развития, проблемных блоков курсовой подготовки; воздействие на мотивы через системную рефлексию; диалогическая стратегия воздействия на слушателей; диалогический тип взаимодействия участников образовательного процесса; нелинейный характер технологии управления; реализация курсовой подготовки как открытого социокультурного, педагогического мероприятия.
  2. Активные формы обучения: беседа, деловая игра, обмен опытом, консультирование, самостоятельная работа. Тренинги в демократичности, в гуманизации действий и отношений, в экологизации поведения.
  3. Новые задачи профессорско-преподавательского состава: погружение в организационно-управленческие, технологические процессы предприятий-заказчиков (экскурсии, пресс-конференция слушателей, защита курсовой работы проектного характера). Встраивание программ обучения в проекты предприятий, организаций (проектирование обновляющейся послекурсовой профессиональной деятельности).
  4. Новая роль преподавателя: паритетная, организаторская, консалтинговая.
  5. Реализация предметного содержания программ в пространстве развивающего экологического обучения.

Назовем несколько эффективных в нашем опыте сопряжений в образовательном процессе экологического содержания программ и развивающих подходов к его реализации:

  • Стержневой диалог «руководители курсов - преподаватели», «преподаватель - слушатели» по вопросам профессионального самоопределения слушателей, экологии производства и устойчивого развития, экологического менеджмента, экологической ответственности человека, личности эковолонтера.
  • Проектирование модернизации деятельности предприятия по обращению с опасными отходами в рамках выпускной работы (совершенствование нормативной базы предприятия в экологической сфере, обучение сотрудников, приобретение и установка новых технологических установок на производстве).
  • Разработка проекта по самостоятельно выбранным характеристикам аварии «Действия добровольца - участника операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов».
  • Деловая игра «Экологическая политика предприятия», в процессе которой при распределении ролей учитывается не только должность и опыт работы с опасными отходами каждого слушателя, но и востребованность экологической информации от предприятия различными группами ее потенциальных потребителей, таких как СМИ, общественные экологические организации, органы контроля и местного самоуправления и т.д.
  • Комплексный семинар (круглый стол) с участием специалистов-практиков, преподавателей, психологов, управленцев по экологическим вопросам, а также по проблемам отношений в коллективе, делового общения, коммуникаций в условиях текущих производственных и чрезвычайных ситуаций.
  • Консультации по заявкам слушателей: «Обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений», «Экологический менеджмент», «Чистое производство».

Развивающий характер обучения, направленность образовательного процесса на создание эколого-образовательной среды высвобождают творческий потенциал слушателей. В нашем опыте 60 % выпускных работ и итоговых анкет содержат различные предложения, направленные на модернизацию производства в сфере обращения с опасными отходами. Наиболее значимой для специалистов на первых этапах реализации экологических курсов, касающихся проблемы обращения с отходами производства и потребления, выступила необходимость проводить в системе дополнительного профессионального образования обучение руководителей предприятий региона по экологическим вопросам (свыше 78 % анкет). Начиная с 2009 года, именно руководители предприятий являются основным контингентом слушателей в соответствии с требованиями программы «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами».

По итогам обучения слушателей курсов, обучающихся по этим дополнительным профессиональным образовательным программам, постоянно пополняется пакет предложений по повышению качества природоохранной деятельности в регионе, в том числе: внедрение системы экологического менеджмента на предприятиях; мотивация работников предприятий на соблюдение правил обращения с отходами; разработка внутренней нормативной документации по обращению с опасными отходами; введение на предприятии отдельной должности эколога; взаимодействие предприятий с общественностью; информирование населения о воздействии производства на окружающую среду; экономическая поддержка организаций, создающих новые безопасные технологии и др.

Таким образом, можно констатировать продуктивность деятельности всех субъектов образовательного процесса курсовой подготовки в расширенной эколого-образовательной среде. Вместе с этим наш опыт создания эколого-образовательной среды на курсах повышения квалификации позволяет рассматривать систему образования взрослых как важный элемент эколого-образовательной среды региона и источник её обогащения. В свою очередь, эколого-образовательная среда региона выступает в качестве фактора развития системы дополнительного профессионального образования, обеспечивает устойчивость и надежность ее функционирования в соответствии с вызовами времени.

Сведения о рецензентах:

  • Шиян Н.В., д.п.н., профессор кафедры физики и методики обучения физики, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет», г. Мурманск.
  • Левитес Д.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики, начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет», г. Мурманск.

Библиографическая ссылка

Митина Е.Г., Митина Е.Г. ПОТЕНЦИАЛ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5464 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674