Выбрать язык:   RUSENG
Научный журнал
ISSN 2070-7428


Педагогические науки
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Баранова Е.И. 1

1. ГБОУ ДПО Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Псков, Россия (180000, г. Псков, ул. Гоголя, 14)

В российской системе образования индивидуальность ребенка все чаще становится одним из целевых ориентиров воспитательной деятельности педагогов. Этому способствуют и  гуманистическая парадигма педагогической деятельности, пришедшая на смену авторитарному и социоцентрическому воспитанию, и результаты научных исследований о  значимости направления усилий педагогов на развитие индивидуальности детей.

 Исходя из определения большинством ученых индивидуальности как целостной системы (Л. Фейербах, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.Н. Собчик), как одного из главных системообразующих, интегративных свойств личности, придающих ей целостность (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Степанов, Е.А. Ходырева), очевидна необходимость использования для ее становления и развития адекватных средств. К таким средствам можно отнести комплексную форму воспитания. К сожалению, для развития индивидуальности, являющейся по своей природе и структуре системным качеством, используются отдельные разрозненные мероприятия, проведение которых не способствует ее формированию. Большинство педагогов не обладает знаниями и умениями моделирования и применения комплексных форм воспитания индивидуальности детей.

В отечественной педагогике имеется опыт эффективного использования комплексных форм в воспитательной деятельности. Их появление обусловлено разработкой и применением во второй половине XX века комплексного подхода к воспитанию школьников. Разработчиками этой методологической ориентации стали Ю.К. Бабанский, А.В. Иващенко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, И.П. Подласый, Г.Н. Филонов и другие. На основе их идей проектировались и использовались такие комплексные формы организации воспитания школьников, как Всесоюзная игра-путешествие «Октябрята по стране Октября», Всесоюзный марш пионерских дружин (отрядов, юных ленинцев), Ленинский зачет. Они рассматривались в качестве эффективного средства формирования личности социалистического типа, ее общественно-политической активности. В воспитании нового поколения комплексные формы фактически не применяются. Причина кроется не столько в отрицательном отношении к ним как элементам прошлой излишне политизированной и идеологизированной системы воспитания, сколько в отсутствии методологии их современного использования для достижения педагогических целей.

Занимаясь изучением проблем, связанных с выбором, моделированием и применением индивидуальностно ориентированных форм и способов организации воспитательного процесса, мы обратились к  комплексной форме и нацелили наше исследование на разработку теоретических и методических основ моделирования комплексных форм воспитания индивидуальности школьников.

Комплексная форма воспитательного процесса, являясь одной из разновидностей форм воспитательной работы, определяется нами как совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

Комплексная форма имеет следующие характерные черты: 1) объединение отдельных форм, относящихся к различным видам воспитательной деятельности; 2) длительность участия в ней детей, достигающая двух-пяти лет; 3) комплексный характер влияния на развитие  ребенка.

 Структурно комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых воспитательных дел, объединенных в микроциклы. Каждый микроцикл включает в свой состав следующие элементы:  целеполагание; разработку правил жизнедеятельности и плана действий; организацию дел; анализ и оценку процесса и результатов деятельности.

В индивидуальностно ориентированном воспитании, которое рассматривается нами как процесс содействия ребенку в становлении и проявлении его индивидуальности, комплексная форма используется как средство, помогающее растущему человеку в его самоосуществлении (стать и быть самим собой). Соединяя в себе отдельные формы и способы организации индивидуальностно ориентированного воспитания в единое целое посредством формирования концептуального замысла и определенного алгоритма их последовательного применения, комплексная форма объединяет основные элементы содержания и организации воспитательного процесса и направляет его на созидание компонентов индивидуальности и их интеграцию. К таким компонентам мы относим авторское отношение человека к собственной жизни и окружающему миру, задатки и способности растущего человека, социально-культурный опыт познания и преобразования себя и окружающей действительности, нравственную направленность и творческую активность ребенка [3; с.17-18].

Изучение в ходе исследования уже накопленного опыта применения комплексного и индивидуальностного подходов в воспитании школьников показало, что  сложная структура комплексной формы, целесообразность использования данного  средства в индивидуальностно ориентированном воспитании требуют разработки адекватной модели, которую сможет использовать любой классный руководитель при проектировании и организации своей работы с детьми.

 Создание модели комплексной формы индивидуальностно ориентированного воспитания детей осуществлялось нами с помощью метода моделирования. Его мы выбрали не случайно. Во-первых, моделирование, являясь универсальным методом ввиду его применения практически во всех видах человеческой деятельности, используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. Во-вторых, моделирование признано эффективным способом в исследовании социальных системных образований, к которым относится и комплексная форма. В-третьих, моделирование, превращаясь в важнейшее средство управления воспитательным процессом, становится и необходимым условием его преобразования. «Всякое преобразование, - подчеркивал М.М. Поташник, - должно моделироваться, планироваться,  разрабатываться и т.п.» [4; с.23].

 Моделирование комплексной формы воспитания мы понимаем как метод познания и преобразования практики воспитания детей, позволяющий с помощью объекта-заместителя (модели) адекватно и целостно отразить сущность, характерные черты, основные составляющие комплексной формы воспитания и определить возможности и условия ее использования в воспитательной деятельности. Для создания модели комплексной формы нами был избран компонентный механизм ее моделирования.

 Модель комплексной формы индивидуальностно ориентированного воспитания детей включает в себя совокупность модельных представлений о цели и задачах применения комплексной формы, выражаемом в ней содержании процесса воспитания детей (направления воспитания индивидуальности, сюжет совместной и индивидуальной деятельности), основных организационно-технологических аспектах (алгоритм комплексной формы, ключевые дела, наглядное отражение деятельности детей и взрослых, сроки организации) и результатах ее использования (педагогический анализ изменения состояния и результативности процесса воспитания школьников,  коллективная и индивидуальная рефлексия жизнедеятельности сообщества детей и взрослых).

Способность сформированных теоретических модельных представлений стать основой для моделирования конкретных комплексных форм воспитания индивидуальности детей в коллективе класса проверялась на практике. В ходе организованной опытно-педагогической деятельности творческим коллективом были разработаны и апробированы следующие комплексные формы воспитания индивидуальности школьников: самиздат «Азбука важных вопросов-открытий моего Я» для младших школьников, стройград «Город наших Я» для учащихся 5-9 классов, полет-экспедиция «Открой в себе небывалое» для старшеклассников. Формирование и реализация модельных представлений данных комплексных форм осуществлялась поэтапно.

Первый этап - изучение теоретических и методических основ воспитания индивидуальности детей и использования комплексного подхода в воспитательной деятельности

Второй этап - определение названия,  цели (ей) и задач на основе концептуального замысла комплексной формы.

Третий этап - выбор направлений воспитательной работы и составление сюжета совместной и индивидуальной деятельности детей и взрослых.

Четвертый этап - моделирование организационно-технологических аспектов  комплексной формы (определение сроков организации комплексной формы, разработка ее ключевых дел, алгоритма и способов наглядного отражения деятельности участников). Для целостного и наглядного представления механизма реализации каждой из комплексных форм их разработчики использовали, кроме описательного, табличный и схематичный варианты. В них структурно отражены этапы и смысл совместной деятельности, оптимальное количество воспитательных дел, их тематика, форма и последовательность проведения.

Пятый этап - формирование представлений о содержании и организации анализа промежуточных и итоговых результатов применения комплексной формы  (определение форм и способов анализа результатов отдельных этапов и в целом комплексной формы, достижений в развитии  индивидуальности детей, изменений качества жизнедеятельности в классном сообществе).

Разработанные комплексные формы были апробированы в деятельности  классных руководителей различных образовательных учреждений.

Эффективность деятельности по моделированию комплексных форм индивидуальностно ориентированного воспитания изучалась с помощью таких критериев, как сформированность модельных представлений о комплексной форме, влияние моделирования на состояние и результаты индивидуальностно ориентированного воспитания детей, качество процесса и результатов жизнедеятельности классного сообщества, удовлетворенность членов классного коллектива процессом и результатами моделирования.

Результативность влияния комплексной формы на развитие индивидуальности зависит от создания в процессе воспитания определенных педагогических условий: наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения; социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности; ориентация содержания и способов организации деятельности на формирование у школьников знаний и умений самопознания, самоопределения, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии; учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы; выделение этапов в совместной деятельности; предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять свою нишу в жизнедеятельности классного сообщества; существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности; обеспечение наглядного отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме; построение с воспитанниками помогающих отношений; готовность педагога к применению комплексной формы в деятельности по развитию индивидуальности.

Апробирование созданных комплексных форм и изучение эффективности их моделирования показало, что исследуемое педагогическое средство оказывает положительное влияние на развитие индивидуальности учащихся в условиях классного сообщества, на качество жизнедеятельности классного коллектива, на удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе. Созданные творческим коллективом в ходе опытно-педагогической работы теоретическая модель и конкретные модельные образцы комплексных форм воспитания индивидуальности ребенка могут быть  использованы классными руководителями для организации индивидуальностно ориентированного воспитательного процесса в классном коллективе, служить опорой для моделирования педагогами-воспитателями своих авторских моделей. Освоение и  использование классными руководителями комплексной формы будут способствовать совершенствованию их педагогической деятельности и обновлению практики воспитания детей в соответствии с требованиями времени и новых образовательных стандартов.

Рецензенты:

  • Лузина Л.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социальной работы Псковского государственного университета, г. Псков.
  • Степанов Е.Н., д.п.н.к, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО, г. Псков.

Пристатейные списки литературы
1. Алексеева Н.А. Индивидуальностно ориентированный подход в воспитательной деятельности классного руководителя: автореф. дис... канд. пед. наук. - Псков, 2007. - 17 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

3. Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

4. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

5. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: дис... д-ра пед. наук. - Ярославль, 1999. - 319 с.

6. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. - 208 с.


Библиографическая ссылка

Баранова Е.И. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2;
URL: www.science-education.ru/102-5685 (дата обращения: 31.07.2014).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1 | За неделю: 1 | Всего: 1590



Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н. edition@rae.ru
Заведующий информационно-техническим отделом Кочегаров С.В. sergey@rae.ru
На сайте 1 пользователь и 144 гостя онлайн.