Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Будкина Л.В. 1 Быстрова Л.В. 2
1 ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», Кострома
2 Красносельское училище художественной обработки металлов
В статье дается краткий анализ теоретических подходов к понятию «правовая культура» в педагогической науке, а также описывается опыт работы Костромского областного института развития образования по вопросам формирования и совершенствования правовой культуры педагогических работников образовательных учреждений. Задача успешной правовой социализации учащейся молодежи является одним из приоритетов развития современного гражданского общества и правового государства в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г., № Пр-1168. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль педагога, правовая культура педагога становится необходимым условием для успешной правовой социализации учащейся молодежи.
правовое образование и воспитание
правосознание
правовая культура
правовая социализация
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М. : Наука, 1988.
2. Будкина Л.В. Правовая социализация учащейся молодежи // Современное образование: инновационные методы, формы, технологии обучения и воспитания : мат. II Междунар. заочной науч.-практ. конф. – Белгород : БелРИПКППС, 2011. – С. 110-113.
3. Вавилов А.И. Трудовое законодательство в сфере образования : уч.-метод. комплект материалов для подгот. тьюторов. – М. : АПК и ППРО, 2007.
4. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социально-психологической науки. – М., 1971.
5. Сальников В.П. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества: структура и функции // Учен. записки юрид. ф-та Санкт-Петерб. гуманит. ун-та. – 1997. – № 2.
Правовая социализация учащейся молодежи является одним из приоритетов развития современного гражданского общества и правового государства в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г., № Пр-1168.

Данная задача не может быть приоритетной только для государства или определенных политических сил, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. В этом плане образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры человека; образовательный процесс обладает большим социализирующим потенциалом, является сферой правовой социализации учащейся молодежи. В этой связи становится очевидным, что назрела безотлагательная потребность в дополнительной правовой подготовке педагогических кадров, поскольку правовая культура педагога является одним из важнейших условий успешной правовой социализации учащейся молодежи.

В психолого-педагогической науке правовая культура рассматривается с различных позиций. По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура личности выражается «в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними» [1].

С точки зрения В.П. Сальникова, «структурными элементами правовой культуры являются компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» [3].

Особую ценность представляет исследование А.Р. Ратинова, который отмечает в составе правовой культуры следующие элементы: право как систему норм, выражающих государственные веления; правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных нормами права; правовые учреждения как систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию; правосознание как совокупность взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношений к праву, его структуре, отдельным законам; правовое поведение как систему практической деятельности по исполнению и применению права [2].

В целях формирования и совершенствования правовой культуры руководителей и педагогов образовательных учреждений в Костромском областном институте развития образования ведется активная работа в нескольких направлениях.

1. Образовательное направление осуществляется через реализацию образовательных программ правовой направленности.

На отделении факультета профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» директора изучают разделы «Основы права» (36 часов) и «Правовые аспекты деятельности образовательных учреждений» (24 часа). В содержание названных разделов включены темы, связанные с теорией права, отраслями права, при этом акцент делается на изучении особенностей функционирования образовательных учреждений, в частности прав и обязанностей обучающихся, охране прав и защите интересов, ответственности несовершеннолетних, прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетних, трудового законодательства в сфере образования, аттестации педагогических работников.

В качестве практических заданий руководителям образовательных учреждений предлагается решить правовые задачи (например: «С преподавателем был заключен срочный трудовой договор. Срок его истек 5 октября. Однако директор не уволил его по истечении срока трудового договора. В отделе кадров преподавателю сообщили, что необходимо написать заявление об увольнении по собственному желанию. Правомерно ли это?»), написать эссе (например, на тему «Россия - правовое государство: аргументы «за» и «против»), составить сравнительные таблицы (например, «Правовой статус учителя и директора», в качестве критериев для сравнения предлагаются следующие: вид трудового договора, продолжительность испытательного срока, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, право работать на условиях совместительства и др.), выполнить тестовые задания (например, предлагается расположить по юридической силе правовые акты, закрепляющие права работников образования: а) Правила внутреннего трудового распорядка; б) Конституция РФ; в) Закон РФ «Об образовании»; г) Должностная инструкция учителя; д) Типовое положение об общеобразовательном учреждении; е) Конвенция ООН «О правах ребенка»). Также в институте для руководящих работников разработаны модуль «Правовые основы управления образовательным учреждением», который изучали не только руководители Костромских образовательных учреждений, но и руководители Ивановской и Тверской областей, модуль «Правовые основы государственно-общественного управления образовательным учреждением».

Для педагогических работников в рамках курсов повышения квалификации предусмотрены модули правовой направленности: «Правовая культура педагога», «Законодательство РФ в области образования», «Права несовершеннолетних в международном и российском законодательстве», «Трудовые правоотношения в сфере образования» и другие.

Кроме этого, проводятся семинары по вопросам теории и методики преподавания курса «Права человека» в образовательном учреждении, правовой социализации учащейся молодежи. В процессе обучения педагогам также предлагается решить правовые задачи, написать эссе, разработать проекты правовых страниц для официальных сайтов образовательных учреждений в сети Интернет.

2. Информационное направление реализуется посредством портала «Образование Костромской области», на котором созданы региональный межведомственный информационно-консультационный правовой узел (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RMIKPU/UCH/default.aspx), на страницах которого учащиеся могут познакомиться с основными правами несовершеннолетних, попробовать решить правовые задачи, проверить свои правовые знания, а родители - познакомиться с нормативно-правовой базой в области прав детей; региональный узел «Моя профессиональная карьера» (http://www.koipkro.kostroma.ru/npo/MPROFK/SU/default.aspx), на котором регулярно проводятся форумы по различной тематике, в том числе и правовой, с учащимися и педагогами. На страницах кафедры развития профессионального образования (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/default.aspx) открыта юридическая библиотека для педагогов и руководителей образовательных учреждений с актуальными нормативными документами, регламентирующими трудовые правоотношения в сфере образования, права несовершеннолетних, новый порядок аттестации педагогических работников, деятельность образовательных учреждений (казенных, бюджетных, автономных).

В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль педагога в правовой социализации учащейся молодежи.

Таким образом, для успешной правовой социализации учащейся молодежи необходимо не только развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях, осуществлять поддержку различных вариантов региональных моделей правового образования, разрабатывать учебные курсы, включающие правовую тематику, но и повышать уровень правовой культуры самих педагогов; совершенствовать профессиональную и методическую подготовку преподавателей в области права.

Рецензенты

Захарова Ж.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Иоффе А.Н., д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Будкина Л.В., Быстрова Л.В. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5816 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674