Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Абатуров Е.И. 1 Ильясов Д.Ф. 2
1 Средняя общеобразовательная школа № 98 г. Челябинска
2 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
В русле современных подходов к интерпретации воспитания как инструмента развития и формирования у учащихся социально приемлемых личностных свойств и отношений к окружающей действительности определена сущность воспитания экологической культуры подростков. Обосновано, что эффективное решение задачи обогащения подростков экологическими знаниями и включения их в практическую эколого-ориентированную работу может осуществляться в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. С этих позиций истолковываются педагогические возможности интеграции учебной и внеучебной деятельности для воспитания экологической культуры подростков. Специально делается акцент на предрасположенности подросткового возраста к включению в целенаправленную деятельность по изучению и охране окружающей природной среды. С учетом новейших достижений в педагогике и психологии выделены педагогические средства, которые усиливают объединенные возможности учебной и внеучебной работы в общеобразовательном учреждении в осознании подростками ценности природы, овладении практическими навыками, проявлении активного стремления к преобразованию окружающей природной среды.
воспитывающее влияние
интеграции
внеучебная деятельность
учебная деятельность
общеобразовательное учреждение
подросток
природная среда
экологическая деятельность
экологическое мировоззрение
экологические знания
экологическая культура
воспитание
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1989. – 558 с.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. акад., 1995. – 209 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 12–15.
4. Вичканова О.Ф. Формирование опыта экологической деятельности у младших подростков в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Хабаровск, 2012. – 26 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997. – 220 с.
6. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
7. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М. : Просвещение, 1983. – 223 с.
8. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук : в 2 т. – М., 1972. – Т. 1. – 425 с.
9. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн. : Современное слово, 2005. – 720 с.
10. Ставропольцева С.А. Особенности воспитания экологической ответственности подростков на современном этапе развития культуры [Электронный ресурс]. – URL: http://academicon.ru/publ/ obshhaja_pedagogika/stavropolceva_s_a [дата обращения: 13.12.2011].
11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.
12. Человенко Т.Г. Интеграция знаний в процессе эколого-мировоззренческого развития старшеклассников : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1996. – 227 с.
Решение задачи воспитания экологической культуры подростков определяется направленностью образовательного процесса в русло практического отношения к окружающей среде. Практическая деятельность по воспитанию экологической культуры, осуществляемая в соответствии с возрастными особенностями и общим кругозором учащихся основной школы, предусматривает последовательное обогащение их экологическими знаниями и включение в учебно-практический и общественно полезный труд, связанный с усвоением научных основ охраны природы.

Наши наблюдения показывают, что эффективное решение такой задачи осуществляется в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. В формах, методах и приемах организации учебной и внеучебной деятельности заложены большие возможности для формирования и развития у подростков познавательных способностей, которые помогают активному освоению экологических знаний, формированию экологического сознания и мировоззрения, выработке умений и навыков эколого-ориентированного поведения.

Практика убеждает, что в условиях учебной и внеучебной деятельности существует реальная возможность задействовать все основные стороны деятельности, связанные с охраной природы: сохранение, умножение и воссоздание природных богатств; изучение природной среды и ее состояния; пропаганда идей охраны природы. Иными словами, учебная и внеучебная деятельность в общеобразовательной школе позволяет обеспечить комплексное привлечение подростков к природоохранной, поисково-исследовательской и пропагандистской работе.

В этой связи в данной статье определимся с сущностью воспитания экологической культуры подростков, а также исследуем педагогические возможности учебной и внеучебной деятельности для его осуществления.

В педагогической литературе выделены различные подходы к определению феномена «воспитание». При этом в зависимости от направленности воспитания на удовлетворение потребностей личности, общества или государства выделяются различные концепции воспитания. Наиболее полно этот вопрос получил разработку у Е.В. Бондаревской [3]. Выделенные там подходы обладают специфическими особенностями. При этом обнаруживается их общая характерная черта - используется идея педагогической поддержки субъектности учащихся, их сознательности, ответственности и активности. В соответствии с этим в данной статье за основу примем определение воспитания как целостного, целенаправленного процесса содействия учащимся в развитии и формировании у них социально приемлемых личностных свойств и отношений к окружающей действительности.

В соответствии с этим воспитание экологической культуры подростков целесообразно рассматривать как целостный, целенаправленный процесс развития и формирования у подростков качеств личности, характеризующих способность осуществлять осознанные, инициативные и ответственные действия, согласующиеся с требованиями бережного отношения к окружающей природной среде.

Процесс воспитания экологической культуры предполагает последовательное и комплексное вовлечение подростков в природоохранную, исследовательскую и пропагандистскую экологическую деятельность, в результате которой развивается система экологических знаний и убеждений, формируются ценностные ориентации на этические принципы взаимодействия с окружающей средой, актуализируется потребность реализовать свои сущностные силы в экологически ориентированных поступках.

Эффективное осуществление процесса воспитания экологической культуры подростков определяется многими факторами. Заметим, что в реальной общеобразовательной практике существует большое количество факторов, которые различаются как по природе происхождения, так и по силе воздействия на данный процесс. В психолого-педагогической литературе существуют примеры, где описываются различные факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование экологической культуры учащихся.

В этом плане показательными являются результаты исследования С.А. Ставропольцевой, в котором изучается воздействие различных факторов на формирование экологического мировоззрения подростков. Ею выделены такие факторы, как непосредственное общение с природой; чтение книг, журналов о природе; просмотр кинофильмов и телепередач о природе; беседы и лекции о необходимости охраны природы; изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; посещение музеев природы, экологических фотовыставок, организация экскурсий в национальные парки, заповедники; проведение внеклассных мероприятий и творческих вечеров на экологическую тематику; участие в практических делах по охране природы; производительный труд в природе (на пришкольном участке, на домашнем приусадебном участке и др.); проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных проектов экологической направленности; общение с родителями, общий уклад жизни в семье [10].

Ценно то, что С.А. Ставропольцева не только называет соответствующие факторы, но и пытается их сгруппировать и определить наиболее «влиятельные». В ее исследовании подросткам предлагалось ответить на вопрос, что более всего влияет на их отношение к природе. В итоге удалось установить, что наиболее сильное влияние на отношение подростков к природе оказывают учебные занятия по биологии, беседы и лекции об окружающей среде (63,3% респондентов), а также просмотр популярных программ и познавательных фильмов о природе (46,7%). Влияние таких факторов, как посещение музеев природы и экологических выставок, чтение книг и др., не является существенным для респондентов [там же].

О.Ф. Вичканова анализирует факторы, стимулирующие формирование у подростков опыта экологической деятельности. В качестве первого фактора автор называет созидательный характер экологической деятельности, который проявляется в ее направленности на преобразование окружающего мира и себя в этом мире. Вторым фактором О.Ф. Вичканова называет использование ситуационного обучения, которое способствует развитию интересов и потребностей подростков. Третий фактор автор видит в расширении контекста жизнедеятельности детского объединения. Данный фактор представляет собой расширение «поля жизненного опыта» подростка, способствующего творческому преобразованию окружающей действительности, подкрепляемого постоянной внутренней работой над собой [4, с. 12-13].

Своеобразие подхода О.Ф. Вичкановой заключается в том, что в качестве факторов экологического воспитания подростков автор рассматривает конкретные контексты педагогической деятельности учителя (созидательный характер, ситуационное обучение, расширение поля «жизненного опыта»), которые, на наш взгляд, являются педагогически целесообразными и, соответственно, более эффективными. Мы также придерживаемся такой позиции и считаем, что сами по себе факторы (беседа, диалог, экскурсия, просмотр познавательных программ и т.п.) не являются действенными. Их педагогическая эффективность определяется умением учителя «встроить» соответствующие факторы в логику конкретного учебного занятия или внеклассного мероприятия. По существу, речь об использовании возможностей учебной и внеучебной деятельности в школе, в рамках которой и должны быть реализованы соответствующие факторы воспитания экологической культуры подростков. Причем мы основывается на точке зрения, в соответствии с которой учебная и внеучебная деятельность должна рассматриваться в единстве.

Есть основания утверждать, что учебная и внеучебная деятельность обладает широкими возможностями для воспитания экологической культуры подростков. Объясняется это, в частности, тем, что в подростковом возрасте возникают важные психологические новообразования, формируются основы сознательного выбора, оформляется общая направленность в развитии нравственных представлений и социальных установок. Экологическая деятельность, в которую вовлекаются подростки, характеризуется направленностью на усвоение норм взаимоотношений. У самих же подростков ярко проявляется потребность в общении, самоутверждении и коллективном труде по изучению и охране природы.

Педагогически правильно организованная экологическая работа в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности является эффективным средством воспитания экологической культуры подростков. Такой вывод основывается на глубоком изучении теоретических исследований в области педагогики и психологии. В частности, исследования психологов [2; 5; 11 и др.] являются основанием для определения особенностей воспитания экологической культуры подростков в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности. В качестве теоретической основы интеграции учебной и внеучебной деятельности нами рассматриваются идеи целостности педагогического процесса [1; 6; 7 и др.].

Кроме того, имеются теоретические и практические предпосылки для специального исследования вопроса о воспитании экологической культуры подростков в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Для обоснования данной позиции мы можем обратиться к Э.Г. Костяшкину, который доказывает необходимость объединения учебной и внеучебной деятельности в целостную организационно-педагогическую систему. Принимая его точку зрения, отметим, что данная система выступает фактором развития интереса к познавательной деятельности в целом; создает условия, при которых урок становится органичным элементом воспитательной системы, выполняет роль катализатора интеграции урочной и внеучебной познавательной деятельности, стимулирует переход познавательной деятельности из доминирующего вида в системообразующий [8].

Очень точные аргументы по этому же поводу приводит и Т.Г. Человенко. Говоря об интеграции знаний в процессе эколого-мировоззренческого развития старшеклассников, он отмечает: «учебная деятельность в основном создает интеллектуальная базу, эмоционально-волевой настрой и позитивный настрой на социально-практическую деятельность, но не может из-за объективной ограниченности содержания отдельных учебных предметов удовлетворить потребности личности в данной деятельности» [12, с. 138].

На наш взгляд, данное высказывание является особенно важным, так как здесь обнаруживаются объективные причины, которые препятствуют эффективному воспитанию экологической культуры подростков из-за невозможности решить отдельные задачи силами учебных предметов. Поэтому интеллектуальные знания и эмоционально-волевой настрой на экологическую деятельность могут получить предметно-практическую направленность в ходе внеучебной работы.

Такие выводы дают основания в очередной раз утвердиться во мнении о том, что полноценная экологическая деятельность возможна посредством интеграции учебной и внеучебной работы. Иными словами, в рамках интеграции учебной и внеучебной работы существует реальная возможность воспитания экологической культуры подростков.

Исходя из приведенного выше, можно заключить, что сущность интеграции будет состоять в объединении педагогических возможностей учебной и внеучебной деятельности, которое позволит получить качественно новый результат в части воспитания экологической культуры подростков. При этом данный результат по своей значимости превосходит ценность результатов, достигаемых в учебной и внеучебной деятельности в отдельности.

Такое понимание интеграции учебной и внеучебной деятельности основывается на представлении об интеграции как стороне процесса развития, связанной с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [9, с. 201]. Однако интеграция не сводится только к объединению отдельных элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействий между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств [там же]. Последнее обстоятельство, а именно появление качественно новых свойств, мы попытались отразить в нашем понимании интеграции учебной и внеучебной деятельности. Более того, мы полагаем, что появление качественно новых свойств является определяющим моментом в рассматриваемой нами интеграции. Поэтому мы сочли нужным данную позицию представить как получение качественно нового результата (в части воспитания экологической культуры), превосходящего по своему педагогическому значению результаты, которые могли бы быть достигнуты либо в учебной, либо во внеучебной деятельности.

Развивая сформулированные выводы, отметим, что в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности при определенных условиях обучения и воспитания подростков происходит переход к более широкой системе отношений субъектов экологической деятельности. Мы также можем говорить о широких возможностях интеграции учебной и внеучебной деятельности, позволяющих подросткам осознать ценность природы, овладеть практическими навыками, проявлять активное стремление к преобразованию окружающей природной среды.

Есть основания полагать, что интеграция обеспечивает подросткам углубленность экологических знаний. При этом в силу разнообразия форм и методов осуществления учебной и внеучебной деятельности имеется хорошая возможность формировать систему экологических знаний в единстве познавательного, деятельностного и ценностного компонентов. Характерные для подросткового возраста независимость суждений, личная заинтересованность в совершении экологически ориентированных действий, стремление получить ценный опыт участия и организации в различных экологических мероприятиях получают реальное воплощение в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Эффективность описываемого подхода к воспитанию экологической культуры заключается еще и в том, что формируемые в процессе учебной и внеучебной деятельности взгляды, убеждения и идеалы подростков приобретают устойчивый характер. Это позволяет говорить о формировании у подростков экологического сознания и мировоззрения, что в значительной степени определяет личностные особенности подростков, оказывает существенное влияние на их моральные нормы, мотивы и стратегии поведения в экологической деятельности.

Совершенно очевидно, что интеграция как процесс теоретического анализа предполагает определенные средства осуществления. Исходя из анализа научных исследований и опираясь на собственный практический опыт, определим соответствующие педагогические средства, а именно: а) включение в учебный процесс с учетом специфики преподаваемого предмета ситуаций практического взаимодействия подростков с природой; б) постановка в практической деятельности вопросов и задач, которые возбуждают любознательность подростков и стимулируют поиск экологических знаний; в) усиление влияния учебной работы на экологическое сознание и экологическое мировоззрение подростков; г) использование педагогически оправданных форм и методов работы, которые стирают границы между учебной и внеучебной деятельностью и в относительно равной мере решают задачи воспитания экологической культуры подростков.

Таким образом, мы показали, что сочетание всех воспитывающих влияний при организации учебной и внеучебной деятельности подростков будет способствовать сознательной регуляции познавательной, общественной и досуговой деятельности. Подобная интеграция учебной и внеучебной деятельности позволит подросткам целенаправленно овладевать опытом рационального, творческого осуществления любой деятельности, в том числе и экологической, приобретать качества социально адаптированной личности.

Рецензенты

Кеспиков В.Н., доктор педагогических наук, ректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И.В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Абатуров Е.И., Ильясов Д.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7237 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674