Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИННО-УГОРСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕХАНИЗМЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Токпулатов В.Г. 1 Шкалина Г.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Йошкар-Ола
Глобализация осложняет условия выживания финно-угорских народов России. Технология этнокультурного проектирования является новым механизмом ревитализации традиционной культуры. В основном в статье анализируется деятельность финно-угорских общественных структур, консолидированных в Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН): Общество «Финляндия – Россия», Союз марийской молодежи «У вий» («Новая сила»), Молодежная организация «Роза ветров» Коми-Пермяцкого округа, Удмуртская молодежная общественная организация «Шунды» («Солнце»), Союз коми молодежи «Ми» («Мы»), Общественная организация «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») и других организаций. Также в статье рассмотрены наиболее характерные проекты для сферы этнокультурного проектирования финно-угорской молодёжи. Выявлены приоритетные направления проектной деятельности.
Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН)
традиционная культура
проекты
финно-угорские организации
1. IV Всемирный конгресс финно-угорских народов: молодежь наше будущее (Таллин, 15–19 авг. 2004 г.): Материалы / Под ред. А. Хейнапуу; Фенно-Угриа, 2004. – 141 с.
2. Информационный центр финно-угорских народов finugor.ru [Электронный ресурс] : режим доступа: http:// finugor.ru (дата обращения 30.10.11).
3. Конюхов А. К. Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра. – Сыктывкар, 2008. – 272 с.
4. Молодежная ассоциация финно-угорских народов: сб. материалов / Сост. Л. Н. Камболова. – Сыктывкар: Изд-во Кола, 2007. – 216 с.
5. Республиканская молодёжная общественная организация «Nuori Karjala» [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.nuorikarjala.ru (дата обращения 26.02.12).
6. Удмуртская молодёжная общественная организация [Электронный ресурс]: режим доступа: http://udmshundy.ru (дата обращения 23.09.12).
7. Финно-угорский проект: материалы сессий «Проекта по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов» / Под ред. А. К. Конюхова. –Сыктывкар, 2009. – 288 с.
Проблема сохранения культуры, этнической идентичности для российских финно-угорских народов является как никогда актуальной. Технология проектирования представляет возможность решать такие проблемы. В финно-угорской проектной деятельности в настоящее время задействовано большое количество общественных организаций.

В развитие проектной деятельности российских финно-угров значимый вклад вносит Общество «Финляндия - Россия». Это независимая беспартийная общественная организация, действующая в Финляндии с 1944 года. Цель Общества - способствовать развитию сотрудничества и контактов между гражданами Финляндии и России в разных областях. Общество «Финляндия - Россия» объединяет людей с различными интересами: любителей русского языка, людей, интересующихся Россией и ее культурой, тех, кто по роду своей деятельности связан с Россией и людей, интересующихся культурой, проживающих на территории России финно-угорских народов. В настоящее время Общество «Финляндия - Россия» насчитывает около 16 000 членов. На территории всей Финляндии работает около 200 первичных организаций Общества.

С 2006 года Общество начинает осуществление проекта «Обучения представителей неправительственных организаций финно-угорских народов». Партнерами проекта по обучению представителей национальных организаций финно-угорских народов 2008-2011 гг. выступили: Общество «Финляндия - Россия», Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр», «Удмурт Кенеш», Финно-угорский центр РФ (г. Сыктывкар), Финно-угорский центр Поволжья (г. Саранск) [7]. По плану проекта в год проводилось три семинара, два из которых в субъектах России, один - в Финляндии. За три года обучилось около 300 представителей общественных финно-угорских организаций, работников центров культуры, учителей. В качестве лекторов в проекте задействованы специалисты по юриспруденции, экономике, культуре, а также представители властных структур из России и Финляндии. Автор данной статьи являлся участником этого и описанных далее проектов, а также участником ряда общественных организаций.

Большую роль в этнокультурном проектировании занимает  Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН). МАФУН выполняет консолидирующую и координирующую функции для финно-угорской молодежи. Наиболее активными организациями в ассоциации являются: Марийская региональная общественная организация «Союз марийской молодежи «У вий» - учредитель и создатель МАФУН, Марийское общество межкультурных связей «Вийар», Молодежная организация «Роза ветров» Коми-Пермяцкого округа, Удмуртская молодежная общественная организация «Шунды», Коми региональная общественная организация «Союз коми молодежи Ми», Общественная организация «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») и другие.

Марийская региональная общественная организация (МРОО) «Союз марийской молодежи «У вий» («Новая сила») возникла в 1986 году. Тогда марийская интеллигенция - молодые поэты, журналисты, студенты периодически проводили обсуждение проблем театральной жизни, национальной литературы, культуры, языка. Марийская молодежь выступала за повышение национального самосознания и национальной гордости мари путем раскрытия богатого духовного потенциала марийской культуры и исторического прошлого народа, приобщения молодежи к традиционным обычаям и обрядам. На сегодняшний день заслуги активистов организации «У вий» уникальны. Это - создание альманаха «У сем» («Новая мелодия»), журнала «Саман» («Эпоха»), республиканской молодежной газеты «Кугарня» («Пятница»), основание Театра юного зрителя (1992 г.). Далее подробнее опишем некоторые из проектов организации.

Проект «Учимся проектировать» был организован инициативной группой общественников марийских молодежных организаций и проводился на базе Государственного учреждения культуры Республики Марий Эл «Республиканский Центр марийской культуры» (2006 г.). В проекте участвовали представители 10 организаций. Лекторы (специалисты отдела по делам молодежи Администрации города Йошкар-Ола и «Ассоциации по поддержке некоммерческих организаций Республики Марий Эл») обучали участников проектной деятельности и проводили практические задания по написанию проектов.

Ежегодные, ставшие уже традиционными «Дни национального героя и открытие «Марий Парк» («Марийский парк»), проводились на открытой площадке парка и собирали до 400 молодых людей. Общественники обозначают такие цели мероприятия как: популяризация марийской культуры, традиций и обычаев. Партнерами данного проекта являются Государственное учреждение культуры Республики Марий Эл «Республиканский Центр марийской  культуры».

Проект этнокультурной экспедиции «Чумбылат сугынь» («Наследие Чумбылата») реализуется общественной организацией «Союз марийской молодежи «У вий» ежегодно с 2002 года. Проект включает в себя экскурсии по природным памятникам, памятникам культуры и марийской традиционной религии, участие в семинарах и дискуссиях на темы «Культура и традиции народов Республики Марий Эл», «Марийская традиционная религия», «Чумбылат». Первая экспедиция проводилась совместно со студенческим представительством МРОО «Марий ушем» («Союз народа мари»), молодежной организацией «Рвезылык» («Молодость»), татарской молодежной общественной  организацией «Мирас», организацией «Студенты XXI века» и включала в себя обучающий семинар по проектированию и PR-компании.

С 2005 года ведет свою деятельность организация «Роза ветров» в Коми-Пермяцком автономном  округе. В городах Пермь и Кудымкар Пермского края они проводят свой самый масштабный проект «Международный социально-экономический форум финно-угорской молодежи» (2009-2011 гг.). В форуме принимают участие большинство молодежных финно-угорских организаций.

Финно-угорский научно-образовательный центр действует при Сыктывкарском государственном университете с 2009 года. В научно-образовательном центре созданы школьные терминологические словари по десяти предметам на пяти языках: марийском, коми, удмуртском, эрзянском и мокшанском. Работники научно-образовательного центра разрабатывают электронную коми письменность по аналогии, с англоязычной или  русскоязычной.

В Республике Удмуртия в 2008 году создан проект  «Открытый финно-угорский университет». Основной его замысел состоит в разработке и реализации специальной образовательной программы, позволяющей раскрыть интеллектуальный потенциал молодых представителей финно-угорских народов и направить энергию молодого поколения на решение задач, стоящих перед финно-угорским сообществом.

Структура «Открытого финно-угорского университета» складывалась в таком варианте:

- семинар «Стратегия развития родного языка»;

- международный финно-угорский экологический лагерь;

- семинар «Финно-угорский туризм:  идеи и перспективы»;

- семинар «Малое предпринимательство как ресурс развития  этнической культуры»;

- волонтерский лагерь «Корка лэсьтон веме» - строительство  удмуртского дома-усадьбы;

- творческая лаборатория;

- лекции ведущих специалистов финно-угроведов, круглые столы, мастер-классы, тренинги, индивидуальные консультации [7].

Летняя сессия Открытого финно-угорского университета включала в себя культурную экспедицию «Удмуртия: традиции и новации». В ходе экспедиции участники жили в удмуртских семьях, знакомились с культурой края, традиционным укладом жизни удмуртского народа. Каждый год в сессиях вышеназванного университета участвуют молодые представители финно-угорских народов: учащиеся школ, лицеев, гимназий, студенты и преподаватели университетов, члены общественных организаций, представители СМИ, деятели культуры и науки.

Межнациональное, международное сотрудничество является приоритетным в деятельности Удмуртской молодежной общественной организации «Шунды» («Солнце»). За 17 лет участниками проекта «Шундыкар» стали более 1000 творческих детей. Сегодня неформальный статус лагеря звучит как «школа национальных кадров». Организаторы ведут точную статистику своих участников; они занимают различные должности и профессии: 56 поэтов и писателей, 48 артистов, 9 художников, 7 архитекторов, 51 журналист, 16 политиков, 62 мастера декоративного искусства, 5 предпринимателей, 82 педагога, 19 преподавателей высших учебных заведений [6]. Каждый год проект «Шундыкар» принимает статус межрегиональной лагерной смены для творческих детей из сельской местности. В нем участвует удмуртская молодежь из Удмуртской Республики, Пермского края, Кировской области, Республики Марий Эл, Башкортостана и Татарстана.

Проект «Школа молодых финно-угорских лидеров» реализуется на территории финно-угорских субъектов Российской Федерации. Первый обучающий семинар проекта состоялся в феврале 2011 года в Ижевске.

Проект «арт-клуб Артана» - создание открытой городской площадки творческого самовыражения удмуртской молодежи. Проект направлен на формирование нового имиджа города, создания его удмуртской молодежной субкультуры.

Примечательным является интернет-ресурс «Информационное Агентство «Шуо Шоу», главная функция которого - черный PR удмуртской культуры.

Республиканская молодёжная общественная организация «Nuori Karjala» («Молодая Карелия»), общество «Финляндия - Россия» и Молодёжная Ассоциация финно-угорских народов (МАФУН) ежегодно организуют  Межрегиональный творческий проект «Мастерская будущего финно-угорской молодёжи», призванную объединить средствами культуры творческую молодёжь финно-угорских народов Северо-Запада России. За четыре года в проекте приняли участие около 200 человек [5].  По замыслам организаторов цель проекта «Мастерская будущего финно-угорской молодёжи» - объединение финно-угорской молодежи России средствами культуры, активизация творческих связей и развитие творческих инициатив молодёжных общественных организаций, коллективов, ансамблей и мастерских, занимающихся сохранением и развитием родных языков и культур, а также новых форм творчества.

Информационный центр финно-угорских народов Finugor.ru создан по решению III Конгресса финно-угорских народов и заработал 25 апреля 2001 года [2]. Информационный центр оказывает содействие сохранению языков, обычаев и традиционной культуры финно-угорских народов путем использования современных медийных инструментов, формирует единое информационное пространство финно-угорских и самодийских народов. На его сайте размещаются материалы на русском, финно-угорских и саамском языках. С 2009 года функционирует англоязычная версия сайта. Инфоцентр реализует следующие проекты:

- с 2002 года - «Финно-угорская электронная библиотека». В виртуальном книгохранилище размещено более 80 электронных книг на финно-угорских языках, а также выпуски газет «Коми му», «Йöлöга» и «Ханты ясанг». С 2008 года на базе Библиотеки размещаются аудиозаписи произведений писателей и поэтов, творящих на финно-угорских языках;

- с 30 июня по 7 декабря 2010 года проходил международный конкурс «7 чудес финно-угорского мира». В ходе конкурса в четырех номинациях (природа, культура, праздники, памятники и сооружения) были выявлены 28 самых привлекательных объектов культурного и исторического наследия народов уральской языковой семьи. Кроме того, было собрано более 400 описаний различных «чудес» самодийских и финно-угорских народов;

- функционирует финно-угорский онлайн-разговорник с базой из более чем 1000 слов и сочетаний на языках 11 финно-угорских народов. В перечень включены: венгерский, карельский, коми, мансийский, коми-пермяцкий, марийский, мокшанский, эрзянский, удмуртский, финский, хантыйский языки, а также межнациональные - русский и английский языки [2]. Онлайн-разговорник имеет свободный доступ в сети Интернет. В будущем, информационным центром планируется увеличить количество языков и синтаксическую базу данных.

Финно-угорские общественные организации сформировали свою сферу проектной деятельности. В качестве приоритетных направлений проектной деятельности выделяются: внедрение современных технологий в этнокультурную сферу, развитие патриотической национальной эстрады, этнофутуризма и туристической индустрии. Актуальны для всех финно-угорских регионов проекты развития электронной письменности. Что касается аудио-визуальной финно-угорской культуры, то она недостаточно развита и транслируется в малом объеме. В сфере эстрадного искусства нужны такие исполнители, которые всем своим содержанием транслируют, прежде всего, ценности финно-угорской культуры. Для финно-угорских народов России более национальной является сфера культуры и искусства, поэтому необходимо переходить на новый уровень эффективности управления процессами в этой сфере.

Следует отметить важную роль всех финно-угорских проектов в ревитализации этнической культуры. Финно-угорские народы сегодня находятся в совершенно иных социокультурных условиях, когда нарушена система традиционного хозяйствования, воспитания и других устоев. Все они осознают необходимость поиска механизмов выживания своей богатой традиции. Именно на это направлена проектная деятельность молодёжных общественных организаций. Это, несомненно, показатель жизнестойкости.  

За последние годы издано большое количество научных трудов об уникальном мировоззрении финно-угорских народов. Повсеместно финно-угорская культура характеризуется как позитивная, природосообразная и дружелюбная. Думается, именно в таких ценностях надо искать выход из всевозможных кризисов - экологических, экономических, социальных и т.д.

Рецензенты:

Шкалина Г. Е., доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культуры и искусств Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Кудрявцев В. Г., доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Токпулатов В.Г., Шкалина Г.Е. ФИННО-УГОРСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕХАНИЗМЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7319 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674