Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Султанбекова Р.З. 1
1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
В статье рассматривается вопрос применения такого метода научного познания как моделирование для исследования одной из актуальных проблем – процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции в учреждении высшего профессионального образования. Метод моделирования представляет ориентировочную основу для проектирования изучаемого автором процесса. В результате использования данного метода получено графическое изображение структурно-функциональной модели процесса и представлено ее теоретическое обоснование и описание. Автором дается краткая характеристика компонентов, входящих в состав модели: структурных (установочно-целевого, предметно-содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного) и функциональных (стимулирующего, когнитивного, конструктивного и диагностирующего), отражающих особенности формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в образовательном пространстве вуза путем построения учебного процесса в условиях междисциплинарности.
междисциплинарная интеграция
профессиональная культура будущих менеджеров
модель
моделирование
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
2. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
3. Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
4. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
5. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.

Развитие российской экономики по инновационному пути актуализирует проблему подготовки управленческих кадров в соответствии со стратегическими задачами государства и обусловливает потребность общества в менеджерах, обладающих высоким уровнем профессионализма и культуры управленческого труда.

Сложившиеся общественно-экономические предпосылки определяют социальный заказ высшей школе, на формирование профессиональной культуры будущих менеджеров, и ориентируют на поиск эффективных механизмов развития данного вида культуры в вузе.

Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная степень ее теоретической и практической разработки послужили основанием для формулировки цели исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить модель формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции и педагогические условия ее успешной реализации.

В рамках настоящей статьи мы остановимся лишь на описании предложенной нами модели и входящих в ее состав компонентов и представим данную модель графически.

Изучение современного состояния и развития исследуемой проблемы показало, что при всем накопленном педагогическом опыте задача формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции остается нерешенной. Поэтому необходимо обратиться к такому методу научного познания, который позволит всесторонне и целостно изучить и графически представить исследуемый процесс. Таким методом, бесспорно, является моделирование.

В философском понимании моделирование – это метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. [2].

Под педагогическим моделированием понимается отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, называемом педагогической моделью [5, с. 123].

Опираясь на приведенные определения, мы считаем обращение к методу моделирования вполне оправданным, т.к. он будет составлять ориентировочную основу для проектирования изучаемого процесса, сделает предмет нашего исследования доступным для тщательного изучения.

Центральной категорией метода моделирования является модель как некий объект, существующий для исследования какого-либо явления, предмета или процесса.

Учитывая цель исследования, нами будет разработана модель формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции, которую можно классифицировать как идеальную (согласно типологии В. А. Штоффа) и интегративную или смешанную (согласно типологии В. И. Загвязинского) (рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции

Идеальность модели заключается в том, что она являет собой некую гипотетическую абстракцию, мысленное представление об изучаемом процессе, воплощенное схематически. Интегративный вид модели объясняется тем, что она включает в себя компоненты модели структурного и функционального типов.

Ввиду того, что рассматриваемый нами процесс представляет собой сложное явление, для его исследования необходимо использовать совокупность взаимодополняющих теоретико-методологических подходов. Ознакомившись с выделяемыми в научно-педагогической литературе методологическими подходами, в качестве теоретико-методологической стратегии проектирования модели нами были выбраны положения системного, культурологического, компетентностного и интегративного подходов.

С учетом положений выделенных подходов как методологической основы исследования, а также исходных принципов теории моделирования (В. П. Беспалько, М. С. Каган, В. А. Штофф и др.) нами была разработана модель формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции, которая представляет собой целесообразное единство взаимосвязанных структурных (установочно-целевого, предметно-содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного) и функциональных (стимулирующего, когнитивного, конструктивного и диагностирующего) компонентов, отражающих особенности формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в образовательном пространстве вуза путем построения учебного процесса в условиях междисциплинарности.

Следуя положению компетентностного подхода о том, что целью образования является формирование компетентной личности будущего специалиста, а также сопоставив главные идеи, содержащиеся в нормативно-правовых документах, мы сформулировали цель и основные положения установочно-целевого компонента разрабатываемой модели.

В качестве основной цели мы рассматриваем использование возможностей и ресурсов междисциплинарной интеграции в образовательном процессе высшей школы для повышения уровня сформированности профессиональной культуры будущих менеджеров. Достижение основной цели предполагает решение следующих задач.

Задачами первого этапа («пропедевтического») являются: а) раскрытие роли профессиональной культуры в управленческой деятельности; б) формирование направленности личности студента на овладение профессиональной культурой; в) установление связей между дисциплинами гуманитарного, естественнонаучного и социального циклов; г) формирование представления о междисциплинарном проекте, способах его создания и представления; д) привлечение студентов к самостоятельной работе, сотрудничеству и деловому общению; е) стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. На данном этапе междисциплинарная интеграция выступает как средство развития познавательного интереса студентов, является мощным стимулом и придает значимости предстоящей учебно-воспитательной работе.

Задачами второго этапа («деятельностного») являются: а) повышение ценностного отношения студентов к культуре профессиональной деятельности менеджера; б) включение студентов в разнообразную по форме и содержанию учебно-практическую деятельность; б) овладение навыками командной и групповой работы; г) формирование навыка ведения деловых бесед, дискуссий и переговоров; д) получение студентами практического опыта решения ситуативных задач профессиональной направленности и презентации проектов; е) педагогическое сопровождение студентов в процессе создания междисциплинарных проектов. На данном этапе междисциплинарная интеграция выступает как средство постановки и решения познавательных и квазипрофессиональных задач.

Задачами третьего этапа («рефлексивного») являются: а) обобщение, оценка и анализ студентами своей деятельности по овладению профессиональной культурой; б) стимулирование самоконтроля, рефлексии и критического мышления студентов; в) поддержка творческих инициатив. На данном этапе междисциплинарная интеграция позволяет концептуализировать полученный опыт и воссоздать интегративную картину культуры профессиональной деятельности менеджера.

Установочно-целевой компонент выполняет стимулирующую функцию модели, ориентируя участников педагогического процесса к достижению прогнозируемого результата. Он направлен на повышение уровня заинтересованности студентов к культуре профессиональной деятельности, мотивации к изучению теоретических основ и практических умений в области профессиональной культуры менеджера, ознакомление со структурой предстоящей учебной деятельности и основными требованиями преподавателя.

Предметно-содержательный компонент модели представлен программой интегративного проектного курса «Профессиональная культура менеджера» и интеграцией дисциплин базовой части трех учебных циклов примерной основной образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент», квалификация – «Бакалавр», профиль «Менеджмент организации»: гуманитарный, социальный и экономический цикл (иностранный язык, социология), математический и естественнонаучный циклы (методы принятия управленческих решений, информационные технологии в менеджменте), профессиональный цикл (теория менеджмента, управление человеческими ресурсами, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, корпоративная социальная ответственность).

При отборе содержания образования мы сделали упор на дисциплины базовой части примерной основной образовательной программы, поскольку их преподавание является обязательным для всех вузов, тогда как вариативная часть допускает некую импровизацию и устанавливается непосредственно учебным заведением. Соответственно для чистоты экспериментальной работы мы отдали предпочтение базовым дисциплинам, с помощью которых студенты получают фундаментальные знания и умения, а вариативные дают возможность углубить и расширить их.

Руководствуясь требованием компетентностного подхода о том, что содержание образования должно отбираться на основе выделения компетенций, из каждого учебного цикла в предметно-содержательный компонент модели мы включили те дисциплины, которые обладают необходимым потенциалом для формирования компонентов профессиональной культуры будущего менеджера: компетенций, качеств и ценностных ориентаций.

Предметно-содержательный компонент модели выполняет когнитивную функцию. Его роль заключается в информационном обеспечении учебно-воспитательного процесса и повышении уровня осведомленности студентов в области профессиональной культуры менеджера.

Организационно-процессуальный компонент определяет формы, методы и средства формирования профессиональной культуры будущих менеджеров и выполняет конструктивную функцию, состоящую в тщательном отборе и логическом построении содержания учебной информации, а также организацию учебной деятельности студентов.

Идея построения процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров, с опорой на междисциплинарную интеграцию, нацеливает на выбор таких методов, форм и средств обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные в установочно-целевом компоненте задачи. Поэтому сортировка оптимальных форм, методов и средств осуществлялась путем ознакомления с возможными вариантами методических рекомендаций, с учетом специфики задач, содержания материала и возможностей студентов.

При выборе методов обучения мы опирались на классификацию Ю. К. Бабанского [1] и разделили три группы методов, предложенные ученым, сообразно этапам процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции.

На первом этапе (пропедевтическом) преобладают методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности с целью психологической настройки и побуждения к учению: словесный (познавательный рассказ, пример, факт), наглядный (презентация, демонстрация видеофильма), поисковый, проектный, дискуссионный, анализ проблемных ситуаций, предъявление требований, поощрение.

На втором этапе (деятельностном) в основном используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: междисциплинарные проекты, деловая и ролевая игра, решение проблемных ситуаций, кейс-стади, дебаты, мозговой штурм, симуляция, метод интерактивного моделирования.

На третьем этапе (рефлексивном) преобладают методы контроля и самоконтроля за успешностью учебно-познавательной деятельности: устный опрос, тестирование, балльно-рейтинговая система, портфолио, междисциплинарные проекты, интервью, круглый стол.

При выборе средств мы руководствовались системой средств обучения языку А. Н. Щукина [4] и по аналогии с данной системой выделяем средства для преподавателя (Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочие программы по дисциплинам учебного плана, сборники ситуативных задач и упражнений, справочная, научная и методическая литература); для студентов (лекционный материал, планы семинарских занятий, списки литературы, учебные пособия, рабочая тетрадь, словари, энциклопедии); аудиовизуальные (аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы, интернет, цифровые образовательные ресурсы, мультимедиа-продукты); технические (CD-проигрыватель, DVD-плейер, телевизор, компьютер, ноутбук, проектор, сканер, принтер, планшет).

В учебном процессе форма обучения выражается в определенном типе лекции, семинара, практического занятия и т.п. [3]. В качестве форм обучения, действующих в рамках модели, мы выделяем лекции (вводная, обобщающая, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками, видеолекция), семинарские и практические занятия (семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты, тьюториалы, практикумы), междисциплинарные студенческие конференции («Через формирование парадигмы глобального мышления к оптимальному алгоритму действия», «Процессы модернизации как необходимое условие устойчивого развития современного мира»), образовательные форумы («Мир возможностей»), мастер-классы («Современные управленческие инструменты», «Эффективные переговоры», «Построение успешного карьерного пути»), групповые и индивидуальные консультации и самостоятельную работу студентов.

Контрольно-оценочный компонент реализуется на последнем «рефлексивном» этапе, выполняет диагностирующую функцию и включает критерии, показатели оценки и уровни сформированности профессиональной культуры будущих менеджеров.

Принимая во внимание определение и структуру ключевого понятия исследования, нами были выделены коммуникативный, социокультурный, информационный, управленческий, профессионально-личностный и ценностно-смысловой критерии сформированности профессиональной культуры будущих менеджеров. Соответственно, диагностику уровня сформированности профессиональной культуры будущих менеджеров мы будем осуществлять согласно компонентам профессиональной культуры будущих менеджеров.

Так как процесс формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции рассматривается в нашем исследовании как переход от одного более простого уровня к другому качественно новому, то уровнями сформированности профессиональной культуры будущих менеджеров будут низкий, средний и высокий.

Таким образом, нами построена модель, которая отражает основные характеристики процесса формирования профессиональной культуры будущих менеджеров на основе междисциплинарной интеграции. Более эффективная реализация модели будет осуществляться при внедрении специальных педагогических условий. Однако это – тема отдельной публикации.

Рецензенты:

Саламатов Артем Аркадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Султанбекова Р.З. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8186 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674