Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Князева Н.Г. 1
1 КОГОБУ СПО «Слободской Государственный колледж педагогики и социальных отношений»
В статье проведен анализ педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа. С позиции современных требований основной целью системы СПО стала не только подготовка специалистов среднего звена, но и создание условий для развития творчески активной личности, которая может реализовать в профессиональной деятельности исследовательские функции. Организация исследовательской деятельности стимулирует студентов на решение профессиональных задач, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста при наличии педагогических условий: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; учет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студента.
организация учебно - исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования
педагогических условий
1. Андреев В. И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 67 с.
2. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. – М.: Высш. шк., 1981. – 240 с.
3. Анисимов Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования [Текст] / Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. – 2002. – № 4 – С. 8.
4. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001.
5. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент [Текст]: монография / С. Г. Воровщиков. – М.: АПКиППРО, 2006. – 160 с.
6. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы философии. – 1957. – № 6. – С. 58–69.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. – 280 с.
8. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся [Текст] / М. А. Данилов // Ученые записки Казан. гос. пед. ин-та. – Вып. 102. Актуальные вопросы в школе. – Казань: КГПИ, 1972. – С. 3–23.
9. Дмитренко Е. А. Проблема приобщения студентов-первокурсников к научно-исследовательской деятельности в педвузе [Текст]: сборник статей / Е. А. Дмитренко // Актуальные вопросы психологии и педагогики: студенты в научном поиске. – Киров, 2003. – С. 31–32.
10. Калмыкова З. И. Педагогика гуманизма [Текст] / З. И. Калмыкова. – М.: Знание, 1990. – 320 с.
11. Козлова Л. П. Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионального педагогического колледжа [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Козлова. – Брянск, 2000. – 148 с.
12. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей / А. В. Леонтович, канд. психол. н. – М.: МГДД(Ю) Т, 2002. – 110 с.
13. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И. Я. Лернер // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 84.
14. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов – М., 2002. – С. 64.
15. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры: Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: методический сборник / А. С. Обухов. – М.: Народное образование, 2001. – С. 48–63.
16. Павлова И. В. Некоторые факторы, определяющие эффективность формирования опыта исследовательской деятельности [Текст]: сборник статей / И. В. Павлова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – М., 2006. – С. 262–265.
17. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
18. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений школьников [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Семенова. – Томск, 2007. – 204 с.
Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего профессионального образования [3].

Среднее профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе встречаются различные точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н. М. Борытко и В. И. Андреевым.

Под педагогическими условиями Н. М. Борытко рассматривает совокупность внешних обстоятельств, оказывающих влияние на ход педагогического процесса, сознательно сконструированных педагогом, предполагающих достижение определенного результата [4].

В. И. Андреев утверждает, что педагогические условия представляют результат содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения целей [1].

Следовательно, под педагогическими условиями понимаем совокупность обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит профессиональная деятельность. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса.

Рассматривая содержание педагогических условий, необходимо обратить внимание на работы В. И. Андреева, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, которые утверждают, что деятельность является основным средством и условием развития личности. Авторы определяют творческую деятельность как постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов деятельности, а также способность находить основу для их взаимосвязи [2; 13; 17].

Н. А. Семенова считает, что педагог, организующий исследовательскую деятельность, должен способствовать к созданию творческой среды и обладать особыми знаниями в области организации исследовательской деятельности. В процессе вовлечения студентов в исследовательскую деятельность преподаватель должен активно руководить этим процессом [18].

Е. А. Козлова представила описание оптимальных условий организации исследовательской среды: разнообразие видов творческой деятельности и для развития креативных способностей студентов нужен творческий педагог, работающий в творческом педагогическом коллективе [11].

Большинство авторов в исследованиях не указывают на то, что педагогу необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство в области исследовательской деятельности. Однако важнейшим педагогическим условием организации исследовательской деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования должно стать образовательное пространство для преподавателей, привлекающих студентов в исследовательскую деятельность, в рамках которой и будет образовано профессиональное объединение единомышленников, в том числе, и социальных партнеров.

П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова в работах рассматривают индивидуальные различия обучающихся при вовлечении их в познавательный процесс. Ученые сходятся во взглядах и считают идею о необходимости учета индивидуальных особенностей в организации исследовательской деятельности как еще одним из педагогических условий [6; 7; 10].

Ряд ученых считают, что при организации исследовательской деятельности необходимо учитывать познавательный интерес студентов [5; 8; 10].

Н. А. Семенова дополняет педагогические условия такими положениями как сотрудничество и сотворчество в процессе исследовательской деятельности преподавателя, студента и социального партнера [18].

А. В. Леонтович описывает педагогические условия, которые способствуют организации учебно-исследовательской деятельности студентов:

  • поэтапное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы с учетом социального партнерства;
  • постоянное повышение уровня педагогического руководства учебно- исследовательской деятельностью студентов;
  • организация учебно-практического сотрудничества студентов, преподавателей, социальных партнеров [12].

Е. А. Дмитренко предлагает иные педагогические условия, которые способствуют развитию и организации исследовательской деятельности студентов колледжа в учебно-воспитательном процессе с привлечением руководителей или консультантов:

  • высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей студенческих исследований;
  • повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся; применение нетрадиционных методик в обучении;
  • внедрение в воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;
  • спецкурсы или кружки, факультативы по основам исследовательской деятельности;
  • консультации по предметам с преподавателями вузов, с их учетом преподаватель сможет разработать конкретную программу действий, которая составит ориентир для развития способностей студентов к учебно-исследовательской деятельности [9].

Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов, И. В. Павлова описывают педагогические условия, которые отражают высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей - руководителей исследовательской деятельности студентов.

Педагогическое мастерство преподавателей - руководителей, все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, что позволяет преподавателю эффективно управлять познавательной деятельностью студентов [14; 16].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности студентов являются внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

По мнению А. С. Обухова, преподаватель должен находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации студента, решает любую проблему творчески, использует исследовательский подход.

Поэтому, как считает А. С. Обухов, самое важное для преподавателя - это не проложить и отработать путь в своей педагогической деятельности, а зафиксировать его. Еще одно педагогическое условие, которое описывает автор, является повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов. Это условие можно реализовать в процессе активной работы студентов в научном сообществе, которое может иметь название, эмблему, девиз, свою структуру, кабинет или лабораторию.

Одним из основных условий является применение нетрадиционных методик в обучении, что способствует формированию опыта исследовательской деятельности. В организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.

Условие внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий исследовательского обучения через введение спецкурса по основам исследовательской деятельности и организацию индивидуальных и групповых консультаций по предметам с преподавателями вузов [15].

На основе педагогического опыта были дополнены наработки исследователей и представлены собственные взгляды на педагогические условия, способствующие качественной организации исследовательской деятельности студентов колледжа.

Во-первых, необходимо учитывать факт постоянного самосовершенствования в данном направлении деятельности, для этого нами предложено создать действующее образовательное пространство для преподавателей по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности со студентами, которое будет способствовать их профессиональному росту.

Этим пространством могут стать семинары, курсы, лаборатории, которые объединят преподавателей и студентов в творческий союз. Для реализации данного условия необходима нормативная база, обеспечивающая правовое поле деятельности, а именно, «Положение» о проведении семинаров, курсов или лаборатории.

Во-вторых, методическое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа является одним из важнейших педагогических условий организации данного процесса. Методическое обеспечение включает комплект материалов: программа, учебные пособия для преподавателя, методическая литература для преподавателя и студента, раздаточный и презентационный материалы.

В-третьих, одним из важнейших педагогических условий, на наш взгляд, при организации исследовательской деятельности студентов является реализация взаимодействия преподавателя и студента, то есть личностные отношения, основанные на принятии друг друга и предполагающие ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого.

Преподаватели выстраивают взаимодействие со студентами, вовлекая их в исследовательскую деятельность, создавая творческую среду, атмосферу психологического комфорта, привлекая к сотворчеству и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, включая и социальных партнеров. Эффективными формами взаимодействия преподавателя и студента, на наш взгляд, являются научно-практические конференции, дискуссии, форумы, стендовые защиты, презентации полученных результатов или опыта.

Таким образом, нами определены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; учет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студента. Исследовательская деятельность позволяет обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала, индивидуализировать подготовку специалистов, развить такие качества как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, а также сформировать у студентов умения непрерывно учиться, обновляя свои знания, приобрести навыки исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, начальник отдела науки и аспирантуры Вятского социально-экономического института, г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.


Библиографическая ссылка

Князева Н.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8300 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674