Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОДУКТИВНОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Копцева Н.П. 1 Либакова Н.М. 1
1 ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, Красноярск
Проведено аналитическое исследование возможностей гендерного подхода, который возник относительно недавно на базе «женских исследований». Выявлено, что гендерный подход связан не только с «женскими», но и «мужскими» исследованиями, когда сформировалась проблематика, связанная с социальным конструированием пола. Показано, что гендерные исследования имеют принципиально междисциплинарный характер. В настоящее время они активно развиваются не только в западных странах, но и на всем постсоветском пространстве гуманитарной науки. Активное исследование социальных характеристик пола привело к тому, что «гендер» выступает не только и не столько предметной областью исследований, сколько определяет концептуальные и методологические подходы к традиционным гуманитарным объектам. Базовым положением гендерного подхода является признание диалогичности противоположных социальных гендеров, а также необходимость ввести в культурные исследования способы социально-культурного конструирования гендера посредством традиционных и современных культурных технологий.
гуманитарные исследования
гендерный подход
гендер
1. Бутовская М. Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. – Вып. 1–2. – 2008.
2. Викторов Э. М. Сексуальные, эротические и гендерные отношения в современном обществе / Э. М. Викторов // Вопросы культурологии. – 2008. – № 6. – С.79–84.
3. Либакова Н. М. Специфика и методология гендерной теории в прикладных культурных исследованиях // Журнал Сибирского федерального университета. – Серия «Гуманитарные науки». – Т. 2. – № 4. – С. 580–586.
4. Лузан В. С. Культурная политика как предмет прикладной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 3. – С. 323–335.
5. Ноздренко Е. А. Креативное мышление в рекламной кампании: культурологический аспект //Журнал Сибирского федерального университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 4. – С. 600–609.
6. Семенова А. А. Понятие «концепт» как основа современной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 234–246.

Гендерная теория - довольно молодая область социогуманитарной науки, сформировавшаяся в XX веке. Современные гендерные исследования (genderstudies) сложились на основе «женских исследований» («women's studies»), ставших одним из результатов утверждения феминизма. В научной литературе нет единого общепринятого определения понятия «феминизм», существует около 300 вариантов трактовки этого термина. Автором слова, произошедшего от  латинского  femina - женщина, является  социалист-утопист конца XVIII века Шарль Фурье. Феминизм развился в мощное социальное движение женщин за свои права, за равенство с мужчинами, за свободу выбора, за возможность активного проявления творческого начала женской духовности.

Определение временных рамок исторических этапов феминизма варьируется, но, тем не менее, в истории развития феминизма XX века традиционно выделяют несколько этапов: первая волна - с начала века до его середины, вторая волна - с начала 1960-х годов, также выделяют третью волну - с начала 1990-х годов.

Начало формирования гендерных исследований - это 70-е годы XX века - вторая волна феминизма. В это время активизируется интерес к «женской теме» в гуманитарном знании, складывается особое направление, именуемое «женскими исследованиями» («women studies»). В центре научных интересов женских исследований были проблемы, касающиеся «женской темы», а также чаще всего эти исследования осуществлялись самими женщинами. Целью «женских исследований» не была только лишь критика, пересмотр и исправление традиционных наук, которые исторически сложились как знания, полученные мужчинами в процессе изучения мира, но, прежде всего, это новое знание, новая самостоятельная академическая дисциплина.

На втором этапе развития гендерных исследований (1980-е годы) возникают «мужские исследования», направленные на решение аналогичных задач, которые решались в рамках «женских исследований», но с позиции мужчин. Интерес к определению половой принадлежности проблематики исследования, а также самого исследователя, приводит к тому, что к концу 1980-х годов в науке появилась тенденция именовать все исследования, касающиеся вопросов пола, гендерными, вне зависимости от того, в какой области науки они проводятся и на какой теоретической платформе основываются.

Третий этап развития гендерных исследований - с конца 1980-х по 1990-е годы - связан с развитием гендерной теории в качестве теории, изучающей разнообразные проблемы пола, в это время формируются различные подходы понимания самого термина «гендер» как социальной категории, как стратификационной категории, как культурной категории.

С конца 1990-х годов и по настоящее время развитие гендерной теории связано с признанием гендерных исследований в качестве одного из перспективных направлений развития гуманитарного знания не только в странах США и Западной Европы, но также и в странах Восточной Европы, России и на постсоветском пространстве.

Гендерный подход - новая парадигма исследований в российской науке конца XX - начала XIX вв. Освоением гендерного подхода занимаются исследовательские центры общероссийского и регионального уровней [26; 36; 50; 53], институты, лаборатории по изучению гендерной проблематики, проводятся научные форумы, семинары, летние школы. На сегодняшний день гендерные исследования уже имеют свою историю и в российской науке. С конца 90-годов XX века российские ученые осваивают гендерный подход, применяют его в различных областях социально-гуманитарных исследований: истории, социологии, Анна Темкина, права, политических наук философии, антропологии, психологии, языкознании, а также в области культурных исследований. Можно сказать, что в отечественной науке «гендер» является не только предметом исследования, но определяет методологические и концептуальные основы аналитической гуманитаристики.

В социогуманитарной науке  на первый план выходит междисциплинарный подход как самый продуктивный, и гендерные исследования служат характерным примером, где он реализуется в полной мере. Возможности гендерного подхода применяются в социологических исследованиях (Дж. Скотт, Дж. Батлер, П. Бергер, Т. Лукман), в области политологии (Ш. Муфф), психологии (Дж. Митчелл), антропологии (Ш. Бенхабиб), в области культурных исследований (Ш. Брансонс, E. Probyn).

Гендерные исследования сформировались на основе философии феминизма, и в ходе своего развития постепенно выходят из-под влияния его идей. Новая категория «гендер», с одной стороны, фиксирует новый объект исследования: взаимоотношения полов в определенном историческом социокультурном контексте, с другой стороны, гендер фиксирует и новый подход к исследованию взаимоотношения полов - направленность на изучение причин и оснований, обусловливающих иерархичность в половых взаимоотношениях. Термин «гендер» указывает на сложный многогранный социокультурный процесс формирования обществом специфики мужских и женских ролей, «сценариев» исполнения роли мужчины либо женщины в пространстве той или иной культуры. Такого рода «сценарии» определяют не только поведение индивида, но и обусловливают особенности эмоциональной и ментальной сфер. Результатом процесса формирования особенностей мужских и женских ролей является собственно сам гендер - социокультурный пол, т. е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической природной данностью. Долгое время было принято считать, что иерархичность в отношениях между полами само собой разумеющееся и совершенно естественное явление, так как обусловлено изначальными физиологическими особенностями мужчины и женщины.

Гендерный подход подразумевает изучение диалога полов, их взаимоотношений, а не концентрируется только лишь на женской теме в отличие от философии феминизма и «женских исследований». Гендерный подход указывает на то, что все различия социально сконструированы, в том числе, и, прежде всего то, что в классической философии всегда считалось сущностно определяющим по отношению к индивиду, атрибутивным признаком человеческого существования - пол. Гендерные исследования направлены, прежде всего, на изучение многообразных аспектов проявления пола.

Социогуманитарному знанию свойственен плюрализм «истин», сосуществование многообразных теорий, порой противоречащих друг другу. Формирование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании означает не просто появление новой теории, одной среди множества. Это - принципиально новая теория, новая методология, новый подход, который может быть эффективно применен во всех сферах социогуманитарного знания. Гендерная проблематика представлена в традиционных социальных дисциплинах, таких как социология, психология, лингвистика, философия, а также в рамках новых, формирующихся областях науки, таких как антропология, политология, экология, культурные исследования. Результаты гендерных исследований влияют на трансформацию ценностных ориентаций человека, пересматриваются многие привычные представления о человеке и об окружающем мире, формируются новые знания, адекватные исследуемым объектам.

В настоящее время отношение к категории «гендер» в научных кругах не однозначно. В российской науке использование данного термина означает приобщение к существующей западной методологии, что, в свою очередь, способствует преодолению разрыва и отставания отечественной науки от мировой. В западной науке признается очевидное методологическое преимущество гендера, но также отмечается неоднозначность и аморфность данной категории. Но, безусловно, положительно оценивается возможность гендерных исследований интегрировать женские и мужские исследования, и получать в качестве результатов  целостное представление об изучаемых объектах.

Одной из первых рассматривать гендер в системе других стратификационных категорий таких, как раса, класс, возраст, предложила американская исследовательница, феминистский политолог, одна из первых «гендерных историков» Джоан  Скотт. Под гендером Дж. Скотт понимает систему взаимодействий и отношений, которая выступает в качестве основы для стратификации общества по половым признакам. Стратификация такого рода проявляется в системе власти, где утверждается и регулярно воспроизводится представление о том, что за мужчинами традиционно закреплено положение властвующих, а за женщинами - положение подчиняющихся.

Взаимосвязь гендера с другими стратификационными категориями отмечает также феминистский теоретик Тереза де Лауретис. В ее понимании гендер - это механизм, который позволяет индивиду самоопределиться в обществе в соответствии с теми ожиданиями, которые предъявляет ему общество исходя из того, к какому полу индивид изначально принадлежит. При этом, процесс определения гендерной идентичности осуществляется во взаимодействии с другими стратификационными категориями, такими как раса и класс. Также стоит отметить, что, по мнению Т. де Лауретис, гендер является продуктом различных социальных технологий.

Понимание гендера как культурной метафоры указывает на выход исследований проблем пола за рамки биологического и социального аспектов в пространство символического аспекта. В центре интересов такого подхода находится выражение «мужского» и «женского» на онтологическом и гносеологическом уровнях в качестве элементов культурно-символических рядов, традиционных дихотомических рядов, отталкивающихся от противопоставления природы и культуры:

Культурное = мужское = рациональное = духовное... и т.д.

Природное = женское = чувственное = телесное... и т.д.

Помимо названных теорий гендера, существует понимание гендера как психологического пола. По мнению Дэвида Мацумото, гендер / психологический пол является выражением в деятельности мужчин и женщин, общепринятых в данном обществе в данной культуре поведенческих шаблонов. Содержание таких шаблонов, чаще всего, связано с биологическим полом, но наличие данной связи не обязательно. Также Мацумото подчеркивает, что далеко не всегда человек вписывается в предлагаемые обществом шаблоны и гендерные стереотипы.

Отечественный исследователь Э. М. Викторов [2], изучая проблематику отношений в современном обществе, выделяет три уровня отношений: сексуальный, эротический и гендерный. Причем, гендерный уровень представляет собой синтез сексуальных и эротических отношений. А сам гендер ученый рассматривает как универсальный феномен, как преодоление биологического пола. Гендер остается стратификационной категорией, обозначающей мужскую или женскую характеристики человека, но это характеристики «нового образца», не учитывающие биологические особенности человека.

М. Л. Бутовская [1] рассматривает ситуацию в области гендерных отношений в России, сравнивает с другими странами. Указывает на закоренелость патриархальности в России, с одной стороны, и преодоление гендерной дифференциации не только в странах Западной Европы, но и Африки, с другой стороны. Гендер, таким образом, выступает, с одной стороны, как еще одна стратификационная категория, а с другой стороны, как более гибкая, стирающая границы, утверждаемые категорией «биологический пол», так как гендерная идентичность может выбираться самим индивидом, может меняться в течение жизни.

Следует сказать, что для современного этапа развития гендерных исследований наиболее плодотворным представляется комплексное понимание категории «гендер», учитывающее все многообразные возможности данной категории [3]. Изначальная междисциплинарность гендерной теории подразумевает комплексный подход в применении методов и позволяет исследовать через призму гендера различные объекты социальной и культурной действительности.

Особое значение гендерный подход имеет для «cultural studies». «Культурные исследования» («cultural studies») возникли во второй половине XX века в англо-саксонских интеллектуальных кругах как научное направление, которое представляет собой междисциплинарную сферу, собирающую дифференцированное знание о культуре. «Культурные исследования» - это область изучения культуры, тесно связанная с  британской интеллектуальной традицией, с созданием Бирмингемского Центра культурных исследований в 1964 г. Сравнительно недавно Центр был преобразован из исследовательской структуры в Факультет социологии и культурных исследований при Бирмингемском университете. С конца 1980-х гг. подобные исследовательские центры появились также и в университетах США, Канады и Австралии, активно разрабатываются учебные программы в данной области, открываются журналы.

Направление «cultural studies» отличает, прежде всего, прикладной характер исследований и множественность предметов анализа [4, 5, 6]. Основатели «культурных исследований» С. Холл, А. Мак Робби, Д. Хебдидж занимались изучением острых современных проблем, связанных со студенческими волнениями, женским движением, и в настоящее время предметом «cultural studies» являются феномены современной культуры, такие как поп-музыка, масс-медиа, социальные меньшинства, женское движение, различные типы социального поведения и идентичности и т.д. Одним словом, это направление исследований в рамках изучения культуры рассматривает множество объектов и феноменов, ранее не изучавшихся и считавшихся маргинальными. В рамках данной научной парадигмы «культура» перестает быть только лишь «объектом» и становится «способом проживания», «образом жизни», совокупностью практик, формирующих идентичность субъекта класса, расы и гендера. То есть, культура - это индивидуумы, личности, люди, образ / способ жизни которых и составляет то, что называется культурой. Прикладной характер культурных исследований позволяет активно применять результаты на практике, воздействовать на социальную реальность.

Определяющим для «культурных исследований» является принцип «мультикультурализма» («multiculturalism»).  Данный принцип, актуальный и в настоящее время на Западе и в США, выражает представление о том, что современный мир - это тотальная множественность - классовая, расовая, этническая, культурная. Также принцип «мультикультурализма» отражает состояние современных западных обществ, в которых имеет место обозначенная тотальная множественность. Интерес «cultural studies» к многообразным аспектам культуры делает данное направление принципиально открытым, готовым принять многочисленные методы и исследовательские подходы.

Культурные исследования, изучая широкий спектр явлений современной культурной реальности, развиваются в том же русле, что и гендерные («gender studies»). На современном этапе культурные и гендерные исследования плодотворно взаимодействуют. «Культурные исследования» сформировались на фундаменте «женских исследований» («women's studies») и философии феминизма, а также органично включают в себя гендерную проблематику.

Рецензенты:

Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.

Кудашов Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Копцева Н.П., Либакова Н.М. ПРОДУКТИВНОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8505 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674