Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ.

Розанова С.К. 1 Костюк А.Е. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
В статье рассмотрен вопрос, касающийся роли процессов интеграции системы менеджмента качества в отрасли машиностроения. Рассмотрено и проанализировано понятие эффективного внедрения ИСМ в корпоративной среде. Проведен анализ необходимости внедрения интегрированной системы менеджмента качества, в компании, работающие в машиностроительной отрасли России. Обоснованы достоинства внедрения интегрированных систем. Приведены конкретные положительные и отрицательные стороны внедрения разработанной модели на предприятиях машиностроения. На конкретном примере рассмотрена система эффективного внедрения и работы на практике ИСМ. Разъяснены положительные стороны от взаимного сотрудничества крупных промышленных предприятий. Рассмотрены примеры взаимодействия промышленных предприятий разных отраслей. Выявлены финансовые выгоды от их сотрудничества. Представлены основные свойства и элементы новой системы на различных этапах ее интеграции.
развитие корпоративных стандартов качества.
машиностроение
интегрированная система менеджмента
1. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 119 c.
2. Ершов А. К. Управление качеством. – М.: Логос, 2008. – 107 с.
3. Никифоров А. Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2004. – 94 c.
4. Окрепилов В. В. Управление качеством. – М.: Наука, 2000. – № 4. – 36 c.
5. Пономарев С. В., Миронов С. В. Формирование и оценка показателей результативности и эффективности процессов СМК // Стандарты и качество. – 2007. – 132 c.

Увеличение эффективности менеджмента качества предприятий отрасли машиностроительного комплекса России является актуальной темой на данный момент. Среди таких предприятий, которые внедрили системы менеджмента качества, только некоторые из них ощутили реальный экономический и управленческий эффекты. Несмотря на большой положительный мировой опыт, руководители довольно скептически относятся к созданию и развитию подобных систем. Словосочетание «интегрированные системы» появилось совсем недавно. Часто здесь подразумевается интеграция системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента, хотя это понятие намного объемнее и подразумевает интеграцию систем управления персоналом, ресурсами, финансовой деятельностью, безопасностью, инфраструктурой предприятия, информацией и т.д. Известно, что «интеграция» – это объединение в целое отдельных частей и элементов в процессе совершенствования. Под интегрированной системой менеджмента понимается часть системы общего менеджмента предприятия, соответствующей требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и работающей как единое целое [4].

В большом количестве существующей сейчас литературы по менеджменту российских и иностранных авторов практически не встречаются методические рекомендации о том, каким образом преобразовать системный менеджмент на предприятиях машиностроения. Описываются понятия процессов, системы, говорится о целях и политике, даются отдельные правила и рекомендации о построении новых элементов системы. Также редко встречаются примеры предприятий, распространивших на все сферы деятельности системный менеджмент, основанный на принципах, установленных в стандартах ИСО серии 9000. Управление качеством рассматривается как что-то весьма отдаленное от бизнеса и финансов, но важность качества продукции для успеха предприятия и повышения его конкурентоспособности не отрицается. Можно утверждать, что в мире сегодня одним из важных направлений модернизации управления предприятиями машиностроительного комплекса является создание и реализация интегрированных систем менеджмента на основе корпоративных и международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, SA 8000, OHSAS серии 18000 и др. [3]. В данных документах собран мировой опыт системного управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда, промышленной безопасностью, информационным обеспечением систем. Вопросы применения интегрированных систем менеджмента качества впервые были поставлены довольно давно, но существует недостаток теоретических и методических разработок в данной области, а также рекомендаций по их применению в практике российских машиностроительных предприятий. В первую очередь, это связано с небольшим опытом, по сравнению с мировым, функционирования систем управления качеством, систем экологического менеджмента, систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, систем менеджмента информационной безопасности и др., которые приносили бы реальную выгоду предприятиям [5]. Интеграция систем группирует в единое целое все процессы, определяющие суть деятельности предприятий отрасли, направляет работу подразделений на достижение важнейшей цели развития любого бизнеса – получение прибыли путем удовлетворения требований и ожиданий потребителей. При этом обеспечивается эффективный менеджмент экологическими аспектами и качеством, персоналом и ресурсами, финансами и информацией, процессами и сроками, рисками и безопасностью на основе новых информационных технологий, и как результат – повышение конкурентоспособности продукции и фирмы. Управление качеством является основным средством достижения удовлетворенности потребителей и поддержания конкурентоспособности любого предприятия или компании. В то же время успех управления качеством в машиностроении напрямую зависит от умения количественно определять не только показатели качества продукции, но и показатели результативности и эффективности бизнес-процессов в системе менеджмента качества [2]. Новые версии стандартов СМК ведут компанию от удовлетворенности потребителей к удовлетворенности всех заинтересованных сторон, от информационных технологий – к управлению знаниями, от постоянного улучшения процессов – к инновациям, прежде всего, в сфере менеджмента.

Корпоративная интегрированная система управления качеством на предприятиях машиностроительной отрасли создается с целью достижения стратегических целей, увеличения эффективности, а также для развития бизнес-процессов. Отдельные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в комплексную систему менеджмента, использующую единые элементы. Это существенно упростит планирование, выделение ресурсов, определение новых целей и оценку общих показателей результативности организации. В корпоративной среде на сегодняшний день наиболее совершенной системой управления для машиностроительного производства с его особенностями является интегрированная система менеджмента качества (ИСМК).

Существующие международные стандарты (ISO 9001:2008, ISO 14001:2007, OHSAS 18001:2007) имеют много сходных структурных черт, основанных на применении универсального цикла PDCA: разработка политики и целей в области качества, управление документациями и записями, подготовка персонала, аудиты, управление несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия, анализ со стороны руководства. При этом международная практика требует от организаций машиностроительной отрасли интегрированного внедрения стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 [1].

Для эффективного функционирования она должна включать в себя следующие элементы (рисунок 1): систему менеджмента качества (СМК), систему экологического менеджмента, систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья и систему менеджмента информационной безопасности. Такая интегрированная система менеджмента качества должна обладать следующими основными свойствами (рис.1).

Зарезервировано: Совершенствование менеджмента предприятия

Рис.1. Свойства и элементы ИСМК

  1. Синергетичность. Единство действий подсистем в ИСМ приводит к усилению и приумножению общего результата.
  2. Гибкость. Обратная связь соединяет вход с выходом системы и используется для управления конечным результатом.
  3. Приспособляемость. ИСМ должна быть гибкой и адаптироваться к изменениям внутренних и внешних условий так, чтобы эффективность и стабильность не утрачивалась.
  4. Изолированность. Каждая система в рамках ИСМ имеет свои полномочия, свои границы и особенности функционирования.
  5. Единство. В ИСМ каждая система выполняет определенные функции, и нет необходимости исключать отдельные структурные элементы для повышения эффективности и устойчивости функционирования.

На наш взгляд, в целях развития ИСМК в машиностроительной отрасли следует учитывать аспекты различного рода: корпоративные особенности, этапы интеграции на различных уровнях производства в зависимости от прямых потребностей, природу и сложность процессов, реализованных в организации. Такая методика позволяет постепенно наращивать степень интеграции систем менеджмента. Успешность организации во многом зависит от того, насколько эффективно система менеджмента определяет наиболее значительные изменения во внешней и внутренней среде. Четко отработанные подходы систем менеджмента качества, систем управления природоохранной деятельностью, систем обеспечения безопасности труда и здоровья персонала и систем управления информацией позволяют адаптировать компании к специфическим условиям среды, но только их интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента создает возможности устойчивого развития исследуемых организаций.

Рецензенты:

Бонюшко Н. А., д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.

Леонова Т.И., д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Розанова С.К., Костюк А.Е. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8507 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674