Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-КВЕСТА ПО МАТЕМАТИКЕ

Зайкин М.И. 1 Напалков С.В. 1
1 Арзамасский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье представлена общая структура тематического образовательного Web-квеста по математике, отражающая составляющие информационного контента, области ролевого самоопределения учащихся, направления содержательного обогащения учебного материала, видовую дифференциацию деятельности учащихся, логику освоения школьниками электронной образовательной оболочки. Раскрыта содержательная специфика поисково-познавательных заданий, объединенных общей целью, наделенных репродуктивной и творческой направленностью и имеющих структурную идентичность. Предложена общая структура тематического образовательного Web-квеста по математике в виде паутинообразной модели, отражающей составляющие информационного контента, области ролевого самоопределения учащихся, направления содержательного обогащения учебного материала, видовую дифференциацию деятельности учащихся, логику освоения школьниками электронной образовательной оболочки. Говорится, что в целевом плане главной задачей, решение которой позволяют обеспечивать тематические образовательные Web-квесты по математике, является развитие познавательной самостоятельности школьников. Сопутствующими задачами будут: развитие интереса учащихся к занятиям математикой, формирование навыков пользования образовательными Интернет-ресурсами, формирование навыков виртуальной коммуникации и др.
познавательная самостоятельность.
содержание
структура
математика
учебная тема
Web-квест
1. Арюткина С.В. Формирование обобщённых приёмов математической деятельности школьников в условиях профильного обучения: Монография / С. В. Арюткина; АГПИ им. А. П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 255 с.
2. Арюткина С. В. Вариативные циклы задач как средство формирования у школьников обобщенных приемов математической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – С. 240-242.
3. Зайкин М. И. О приобщении школьников к математическому творчеству // Школьные технологии. – 2012. – № 5. – С. 46-59.
4. Зайкин Р. М. О видовой дифференциации математических профессионально-ориентированных задач // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4(23). – С. 204-207.
5. Напалков С. В. О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике / С. В. Напалков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 4. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С. 56-59.
6. Напалков С. В. Электронные образовательные тренажёры по математике как эффективное средство развития познавательной активности сельских школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1(32). – С. 98-101.
7. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

В последнее время взоры многих

К примеру, Интернет-ресурсы ничем незаменимы при решении весьма актуальной сегодня задачи - развитии познавательной самостоятельности школьников. В частности весьма удобным для этого средством становятся Web-квесты образовательного назначения [5].

Заметим, что термин «квест», как правило, знаком современной молодёжи. Под ним понимают «игру», в которой участник должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно «квест»), прибегая к помощи своих знаний и опыта, а также поиску необходимой информации в Интернете.

Наш выбор определён тематическими образовательными Web-квестами по математике. Они предназначены для работы на заключительных этапах изучения учебной темы. Их дидактическая направленность – систематизация и обобщение знаний, обогащение их и приведение в целостную систему.

В целесообразности включения Web-квестов образовательного назначения в учебный процесс по математике с целью развития познавательной самостоятельности учащихся убеждают и следующие соображения.

Во-первых, в ряде проведённых диссертационных исследований (Е.И. Багузина, Г.А. Воробьёв, С.В. Катержина и др.) показано, что использование Web-квест технологии позволяет усиливать гуманитарную составляющую образовательной деятельности школьников. Исследователями установлено, что вовлечение учеников в познавательную деятельность на основе Web-квестов при изучении гуманитарных предметов способствует более быстрому приобщению их к общекультурным ценностям.

Во-вторых, активное внедрение в учебный процесс Интернет-технологий способствует достижению дополнительных образовательных целей, связанных с формированием и развитием способностей школьников к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению в том или ином виде информации. Учебный процесс предполагает реализацию современных способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, их новых ролей: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, самостоятельно и творчески работающего над решением учебной задачи, широко использующего образовательные возможности компьютерных и Интернет-технологий для получения необходимой информации.

В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и то, что Web-квест технология ориентирует на реализацию развивающей функции обучения, приобщает школьников к творческой деятельности. Вооружая обучаемых методами научного поиска, квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно; у учащихся повышается активность и мотивированность к изучению математики; они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что способствует повышению эффективности обучения в целом.

Несмотря на то, что Интернет-ресурсы являются важным дополнительным фактором совершенствования методики обучения, внедрение элементов Web-квест технологии в образовательный процесс по математике, в силу ряда обстоятельств, происходит крайне медленно. На это указывают многие учёные: Я. А. Ваграменко, С. П. Грушевский, А. П. Ершов, Т. В. Капустина, А. А. Кузнецов, О. А. Козлов, В. М. Монахов, И. В. Роберт, Е. И. Смирнов и др.

Причина тому коренится, на наш взгляд, прежде всего в отсутствии целостной концепции использования Интернет-ресурсов в математической подготовке школьников, и, что не менее важно - в неразработанности видов учебных заданий, выполняемых с использованием Интернета с целью развития познавательной самостоятельности школьников, а также - в неопределённости их места в образовательном процессе и дидактического назначения.

Вслед за Т. И. Шамовой, познавательную самостоятельность мы рассматриваем как одно из основных интегративных качеств личности, связанное «с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий» [7]. Это свойство личности характеризует ее стремление и умение без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи.

Нами предпринята попытка решения общепедагогической задачи – развития познавательной самостоятельности школьников во взаимосвязи с решением дидактических задач, стоящих перед учителем при изучении каждой темы учебного материала. Применяемые для решения этой задачи образовательные Web-квесты мы называем тематическими. Они позволяют превратить обычные уроки обобщающего повторения в увлекательные занятия-отчёты творческих групп учащихся по обогащению усвоенных знаний новыми сведениями, расширяющими и углубляющими сформированные у них представления.

Итак, под тематическим образовательным Web-квестом нами понимается такой Web-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами её изучения, и предполагает выполнение учащимися учебно-познавательных заданий по поиску и отбору информации, способствующей систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы [5]. При обучении математике в основной школе считаем предпочтительной игровую форму выполнения Web-квестовых заданий при ролевом самоопределении учащихся.

При определении общей структуры тематического образовательного Web-квеста по математике мы исходили из того, что в процессе его прохождения учащиеся могли бы формировать свои представления о глобальном информационном пространстве и его образовательных возможностях, выполнять учебно-познавательные задания по математике в необычной обстановке, близкой к домашней. На таких занятиях у школьников должна возникать ситуация психологической раскрепощенности, появляться возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий [3]. И при этом они могли бы пополнять и совершенствовать приобретенные математические знания в непринужденной обстановке и во взаимодействии с такими же увлеченными сверстниками, как они сами, учиться преодолевать трудности, решать возникающие проблемы. Все это способствует созданию благоприятной образовательной среды для развития познавательной самостоятельности школьников и во многом отвечает идее гуманизации обучения школьной математике.

При определении общей структуры тематического образовательного Web-квеста по алгебре необходимо учитывать также, что носителем его содержания может быть:

  • печатная продукция – учебные пособия с электронным приложением, учебно-методические пособия с интерактивными возможностями и т.п.;
  • электронные образовательные ресурсы удалённого доступа, распространяемые на USB-носителях, компакт-дисках, через файлообменники и электронную почту в Интернет;
  • специализированные (в том числе, персональные) сайты.

В итоге предложена общая структура тематического образовательного Web-квеста по математике в виде паутинообразной модели, отражающей составляющие информационного контента, области ролевого самоопределения учащихся, направления содержательного обогащения учебного материала, видовую дифференциацию деятельности учащихся, логику освоения школьниками электронной образовательной оболочки (рис. 1).

Поисково-познавательные задания – суть сердцевина любого компонента информационного контента тематического образовательного Web-квеста по математике. Все вместе они образуют задачную конструкцию особого рода, имеющую своё композиционное построение, функциональную направленность и лексическую форму [1, 2, 4].

В целевом плане главной задачей, решение которой позволяют обеспечивать тематические образовательные Web-квесты по математике, является развитие познавательной самостоятельности школьников. Сопутствующими задачами будут: развитие интереса учащихся к занятиям математикой, формирование навыков пользования образовательными Интернет-ресурсами, формирование навыков виртуальной коммуникации и др.

Рис. 1. Общая структура тематического образовательного Web-квеста по математике, предназначенного для развития познавательной самостоятельности школьников

В дидактическом плане выполнение заданий тематических образовательных Web-квестов по математике подчинено требованиям: обогащения изученных знаний, их обобщения, установления внутри и межпредметных связей в изученном материале, его визуального представления, схематизации, структуризации и т.п.

В структурном отношении задания тематических образовательных Web-квестов по математике должны удовлетворять требованиям: подчинённости общей цели, единой логики следования в различных компонентах информационного контента, лексической идентичности формулировок и т.п.

Наконец, с точки зрения обеспечения необходимого характера мыслительной деятельности на задания тематических образовательных Web-квестов по математике важно наложить требования: поисково-собирательной направленности, сочетания репродуктивной и творческой деятельности, продуктивности.

В качестве иллюстрации приведём примеры заданий тематического образовательного Web-квеста по теме: «Квадратные уравнения» (алгебра, 8 класс):

I. АРХИВЫ

Цель: Надо изучить историю решения квадратных уравнений:

1.УЗНАТЬ:

  • зачем людям понадобилось решать квадратные уравнения?
  • когда и как люди научились решать простейшие квадратные уравнения;
  • кто из учёных математиков внёс вклад в нахождение общего способа решения квадратных уравнений?

2. СОЗДАТЬ:

  • хронологию познания человеком тайны решения квадратных уравнений;
  • галерею творцов теории квадратных уравнений;
  • библиографию научных трудов, посвящённых решению квадратных уравнений.

3. ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ (электронный ресурс).

II. ПРИЛОЖЕНИЯ

Цель: Надо изучить приложения теории квадратных уравнений:

1. УЗНАТЬ:

  • прибегает ли человек в быту (в повседневной жизни) к решению квадратных уравнений?
  • в каких сферах производственной деятельности человеку приходится решать квадратные уравнения?
  • в каких науках человек сталкивается с необходимостью решения квадратных уравнений?

2. СОЗДАТЬ:

  • карту приложений теории квадратных уравнений;
  • подборку прикладных задач, решаемых с использованием квадратных уравнений (технической направленности);
  • подборку прикладных задач, решаемых с использованием квадратных уравнений (общекультурного назначения).

3. ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ (электронный ресурс).

III. ТЕОРИЯ

Цель: Надо систематизировать теоретические сведения о решении квадратных уравнений:

1. УЗНАТЬ:

  • определения понятий, используемых в теории решения квадратных уравнений?
  • взаимосвязи изученных понятий друг с другом?
  • зависимости, отражённые в формулировках утверждений, касающихся решения квадратных уравнений?

2. СОЗДАТЬ:

  • тезаурус темы «Решение квадратных уравнений»;
  • опорный конспект темы «Решение квадратных уравнений»;
  • структурную схему системы понятий «Квадратные уравнения».

3. ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ (электронный ресурс).

IV. ПРОБЛЕМЫ

Цель: Надо выполнить учебное исследование:

1. УЗНАТЬ:

  • какие свойства квадратного трёхчлена применяются при решении нестандартных задач?
  • сколькими способами может быть решено квадратное уравнение?
  • как зависят решения квадратного уравнения от значений параметра, входящего в него?

2. СОЗДАТЬ:

  • презентацию «10 способов решения квадратного уравнения»;
  • анимационную презентацию «Исследование решения квадратного уравнения с параметром»;
  • памятку «Как оптимально решать квадратное уравнение».

3. ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ (электронный ресурс).

V. ОШИБКИ

Цель: Надо систематизировать ошибки, которые допускают при решении квадратных уравнений:

1. УЗНАТЬ:

  • распространённые ошибки, допускаемые при решении квадратных уравнений?
  • заблуждения (недоразумения), возникающие при решении квадратных уравнений;
  • математические софизмы, связанные с решением квадратных уравнений?

2. СОЗДАТЬ:

  • сочинение «Учимся на чужих ошибках»;
  • памятку «Так нельзя решать квадратные уравнения»;
  • предупреждение «Осторожно, ошибки!».

3. ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ (электронный ресурс).

Как показали наши исследования, не столько организационная новизна познавательной деятельности или игровая форма её выполнения, сколько содержательное богатство заданий тематического образовательного Web-квеста по математике в существенной мере определяет развитие познавательной самостоятельности школьников.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физики, теории и методики обучения физике Арзамасского филиала ННГУ, г.Арзамас.

Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информатики, теории и методики обучения информатике Арзамасского филиала ННГУ, г.Арзамас.


Библиографическая ссылка

Зайкин М.И., Напалков С.В. ОБ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-КВЕСТА ПО МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10511 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674