Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Макарова О.Н. 1
1 ФБГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах в составе виртуальных команд. Приводится краткий анализ профессионально-значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад. В статье говорится о роли дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад в реализации межвузовского взаимодействия путем создания виртуальных команд из числа будущих учителей для участия в интеллектуальных состязаниях. Предполагается, что для подготовки будущих учителей в рамках осуществления межвузовского взаимодействия важно использовать дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады. Автор статьи на протяжении нескольких лет выполняет функции руководителя команд студентов, участвующих в дистанционных олимпиадах. Одним из выводов исследования является предположение о том, что участие студентов в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах позволяет формировать профессионально-значимые качества будущих учителей, приводится характеристика их уровней. В основе статьи лежат положения, полученные опытным путем.
будущие учителя
дистанционная олимпиада
виртуальная команда студентов
1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя [Текст] // Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.
2. МакароваО.Н. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий [Текст] / Н.И.Пак, О.Н.Макарова, Е.В.Дудышева // Открытое и дистанционное образование. - Томск,2011. - № 4 (44). - С. 50-53.
3. МакароваО.Н. Подготовка студенческих команд в педагогическом вузе к участию в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах [Текст] / О.Н. Макарова // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. - СПб.,2010. - №125. - С.201-204.
4. Методы и формы работы по выявлению и сопровождению одарённых детей [Текст]: монография / Л.Г. Ушакова, Т.В. Якимова, Е.В. Изусина [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011. - 134 с.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.
6. Пак Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс [Текст]: монография / Н.И. Пак. - Красноярск, 2008.
7. СергеевА.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета [Текст] / А.Н. Сергеев: дисс. ... д-ра пед. наук / Сергеев Алексей Николаевич. - Волгоград, 2010. - 359 с.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации [Текст]: Учебно-информационное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 100 с.
9. Шадриков В.Д. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М., 2010. - 173 с.
10. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel / S.Grigoriev, V.Grinshkun // Materials of the International Scientific Conference «Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES-2005». - SIIT&Informika. - Moscow: VIZCOM, Ege Uneversity, Izmir, Turkey, 2005. - P.98-101.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов меняются подходы к процессу подготовки студентов педагогических вузов, повышаются требования к ним как к учителям, воспитателям, организаторам, способным управлять коллективной деятельностью, осуществлять проектную работу, увлекать открытием новых знаний, ориентирующемся в информационном пространстве [8]. Изменение требований к подготовке будущих учителей, отраженные в нормативных документах, потребность в формировании творческой и способной к саморазвитию личности будущего учителя определяют вектор процесса подготовки будущих учителей как в рамках учебного процесса, так и во внеаудиторной работе [9]. Особое внимание в профессиональном становлении будущих учителей требует подготовка в области информационных и коммуникационных технологий. При этом возникает потребность в таких средствах обучения, которые наиболее эффективно системно формировали требуемые профессионально-значимые качества будущих учителей, готовили к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе средней школы, отражали тенденции развития школьного образования. В контексте сказанного, нам видится решение указанной проблемы в использовании дистанционных технологий в межвузовском пространстве, важную роль при этом могут сыграть дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады. В условиях популяризации школьного олимпиадного движения очевидной становится потребность в учителях, владеющих навыками подготовки и организации подобных соревнований, в том числе дистанционных. Дистанционный характер конкурсов ставит перед участниками задачу применения информационных технологий для создания информационных образовательных продуктов: социальных проектов, блогов, сетевых сообществ, веб-проектов, видеороликов и других материалов. Дистанционные предметные олимпиады широко используются в отечественных и зарубежных вузах и ориентируются на разные области знаний. Наряду с такими олимпиадами проводятся профессионально-ориентированные олимпиады, которые могут содержать в себе характеристики, свойственные предметным, как, например, проверка знаний из предметной области, однако имеют определенные особенности, поскольку предполагают прежде всего выявление профессиональных навыков. В педагогической литературе нет однозначного толкования подобного типа интеллектуальных соревнований, нами предлагается следующее определение, взятое в качестве рабочего. Под дистанционной профессионально-ориентированной олимпиадой будем понимать организационную форму осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, проводимого посредством информационных и коммуникационных технологий, требующую от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации личностных качеств, знаний, умений, навыков в предметных областях, соответствующих их специальности (профилю), а также оперативного решения профессионально-педагогических задач на творческой основе, предполагающую длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию [3].

Существующее противоречие, обусловленное соотношением пассивно-созерцательного и активно-преобразовательного видов учебной деятельности привело к необходимости привлечения к процессу подготовки и участия в дистанционной олимпиаде не только непосредственных участников, но и группы поддержки, так называемых пассивных олимпийцев. Благодаря чему удалось активизировать элементы сотрудничества, товарищескую помощь, распределение обязанностей и функций. Правила олимпиады четко оговаривают число участников в команду или возможность индивидуального участия, среди них нами рассматривались состязания, характеризующиеся возможностью задействования активных и пассивных участников. В случае, когда в олимпиадном движении принимают участие непосредственные участники - индивидуально или в команде - мы говорим о закрытой олимпиаде. Такая олимпиада может оказывать воздействие на узкий круг олимпийцев. В отличие от нее открытая олимпиада характеризуется приобщением на разных ее этапах пассивных участников, не вошедших в основной состав команды. Пассивные участники оказывают поддержку олимпийцам, участвуют в разборе заданий, информационном освещении ее промежуточных и итоговых результатов.

Существуют различные подходы к определению профессионально-значимых качеств будущих учителей. В психолого-педагогической литературе разными авторами рассматриваются характерные особенности личности, система профессионально важных качеств учителя [1, 5 и другие]. На основе анализа подобного рода литературы нами выделяются профессионально-значимые качества будущих учителей, формируемые средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад: мотивация к педагогической деятельности, умение работать в коллективе в сетевых проектах, умение организовывать олимпиады, педагогическая импровизация, умение применять информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, способность к рефлексии. Нами предложено описание указанных профессионально-значимых качеств будущих учителей, которое представлено в таблице 1 на основе трехуровневой градации.

Таблица 1

Характеристика уровней профессионально-значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад

Профессионально-значимое качество

Низкий уровень

Базовый уровень

Потенциальный уровень

Способность
к рефлексии

 

Способность к профессиональной рефлексии
не выражена

Способность к профессиональной рефлексии выражена

Способность к профессиональной рефлексии ярко выражена

Мотивация к педагогической деятельности

Мотивация к педагогической деятельности слабая, выявляется внешняя мотивация

Мотивация к педагогической деятельности стойкая, преобладает внешняя мотивация

Мотивация к педагогической деятельности стойкая, преобладает внутренняя мотивация

Умение работать в коллективе
в сетевых проектах

Существуют трудности в работе в сетевых проектах

Имеется представление о способах взаимодействия в сетевых проектах

Сформировано умение работать в сетевых проектах, организовывать работу в сетевой команде

Умение организовывать олимпиады

Имеются навыки организации интеллектуальных состязаний на интуитивном уровне

Имеются навыки организации интеллектуальных состязаний на основе эмпирического опыта или теоретических знаний

Сформированы навыки организации олимпиад, проведения их на разных этапах, с учетом особенностей деятельности категорий участников

Педагогическая импровизация

Решение педагогических ситуаций носит формальных однотипный характер

Решение педагогических ситуаций включает элементы педагогической импровизации

Решение педагогических ситуаций строится на педагогической импровизации

Умение применять информационные и коммуникационные технологии

Недостаточно сформированы умения применять информационные и коммуникационные в профессионально-педагогической деятельности

Способность применять информационные и коммуникационные технологии в отдельных направлениях профессионально-педагогической деятельности

Применение сетевых технологий может осуществляться в разных направлениях профессионально-педагогической деятельности

Профессиональное самосознание

Низкая самооценка в качестве учителя, недостаточное стремление к профессиональному развитию

Средняя самооценка в качестве узкоспециализированного учителя, присутствует стремление к профессиональному развитию на основе внешних мотивов

Высокая самооценка в качестве разных функций учителя, стремление к профессиональному совершенствованию на основе внутренних мотивов

Цель нашего исследования заключается в изучении возможностей, организационно-педагогических условий подготовки и участия будущих учителей в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах в рамках виртуальных команд и выявлении профессионально-значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад [2]. В виртуальной команде предполагается сборный состав студентов из разных вузов, объединенных направлением подготовки, осуществляющих взаимодействие на основе телекоммуникаций. Для повышения эффективности подготовки будущих учителей средствами дистанционных олимпиад нами были разработаны организационно-педагогические условия, которые направлены на формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей через опору на информационное освещение этапов подготовки, проведения и рефлексии олимпиады, привлечение пассивных участников олимпиады, задействованных в поддержке активных участников и в обсуждении промежуточных результатов олимпиады; включение руководителя олимпиадной команды в качестве фасилитатора, направляющего деятельность участников, ориентирующего студентов на успех.

Одним из направлений в разрешении проблемы налаживания личностного и информационного взаимодействия может стать поэтапная деятельность подготовки и участия в дистанционном соревновании, при этом выделяются предолимпиадный, олимпиадный, постолимпиадный этапы. Первый из перечисленных нацелен на адаптацию участников к новым стрессовым условиям, к взаимодействию в новом коллективе, на этом этапе используются наряду с предметной подготовкой семинары с участниками прошедших олимпиад, обсуждаются возможные проблемы, трудности, студентов знакомят с сайтом поддержки олимпиадного движения, проводится диагностика личностных качеств участников с целью распределения обязанностей в команде согласно особенностям студентов. Следующий этап предполагает выполнение конкурсных заданий, которые представляют собой профессионально-ориентированные задачи, для решения которых требуется оригинальный, творческий подход. На следующем этапе проводится диагностика профессионально-значимых качеств будущих учителей для последующего сравнения с данными, полученными в результате диагностики профессионально-значимых качеств студентов, которая проводится спустя некоторое время после соревнования. Последний этап обозначен как рефлексивный и сопровождается оценкой деятельности участников в рамках олимпиады. В таблице 2 отражена поэтапная деятельность студентов педагогических вузов и руководителя в процессе подготовки и участия в профессионально-ориентированных олимпиадах.

Таблица 2

Поэтапная деятельность участников и руководителя в дистанционной олимпиаде

Этапы выполнения заданий

Деятельность участников команды

Деятельность руководителя команды

I. Предолимпиадный

Начальный

Знакомство с тематикой олимпиады, тренировки

Формирование команды и группы поддержки

Инструктивный

Целеполагание; выстраивание модели решения; выбор средств решения заданий; распределение обязанностей в команде; обсуждение способов и форм обмена информацией между участниками команды и пассивными наблюдателями

Подведение итогов обсуждения, утверждение распределения обязанностей, оценивание студентов

II. Олимпиадный

Исследовательский

Погружение в проблематику задания;
поиск и подбор информации группой; систематизация собранной информации группой

Обсуждение промежуточных итогов; оценивание студентов

Критериальный

Выработка критериев оценивания командой

Консультирование; оценивание студентов

Деятельностный

Выполнение заданий каждой группой студентов

Корректирующий

Обсуждение промежуточных результатов на основании критериев; корректировка промежуточных результатов; самоконтроль, информационное оповещение о результатах

Результирующий

Обмен работами участников для получения итогового продукта, представление конечного продукта

III. Постолимпиадный

Рефлексивный

Рефлексия, оценивание работы командой, информационное оповещение об итогах

Оценивание студентов, участие в рефлексии

Заключительный

Высказывание пожеланий по организации работы команды в ходе олимпиады, анализ деятельности на протяжении всей олимпиады; участие в олимпиаде

Итоговое оценивание студентов, ориентация студентов на дальнейшее участие в олимпиаде

При подготовке студентов к участию в дистанционных олимпиадах в составе виртуальных команд необходимо учитывать проблему удаленности участников, которая может быть решена путем установления и соблюдения графика он-лайн обсуждений. Сетевые консультации полезно проводить в удобное для участников время с учетом смещения часовых поясов. Территориальное разделение участников потребовало собранности, следования регламенту конкурсов. Немаловажным оказалось владение обучаемыми приемами организации самостоятельной работы. При этом задействовалась индивидуальная, парная и групповая самостоятельная работа, которая была направлена также на установление контактов между студентами разных вузов.

Немаловажную часть нашей работы составляет диагностика профессионально-значимых качеств студентов ввиду того, что дистанционные олимпиады как средство формирования профессионально-значимых качеств будущих учителей не апробировано широко в педагогической практике. Нами рассматриваются два этапа, когда студенты по-разному оценивали и ощущали результаты олимпиады. Первоначально мы сравнивали уровень сформированности указанных профессиональных компетенций и психологических характеристик у студентов всех групп. Первый период носит название краткосрочного, начинается сразу после завершения олимпиады. Он связан с обсуждением итогов, разбором ошибок, допущенных в конкурсах. Проведение эксперимента в этот период сопровождалось тестированием участников. Результаты тестирования отличаются от данных, которые демонстрируются в результате обработки тестов в следующем периоде длительного характера, когда в памяти участников стираются многие детали, когда эмоциональные впечатления приобретают более сдержанную окраску; именно в этот период делаются стратегические выводы об участии в предстоящих испытаниях и влиянии участия в олимпиадах на учебе студентов. На наш взгляд, оказывается важным то, что в ходе второго периода информация переходит в долгосрочную память, что задает потом траекторию развития студента, определяет его профессиональную деятельность.

Таким образом, дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады предполагают участие обучающихся педагогических вузов разных профилей и предусматривают не только проверку предметных знаний, но и проявление методологических, педагогических, личностно-профессиональных знаний и умений, формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей, осуществление междисциплинарных связей, взаимодействие между участниками из разных регионов, что позволяет отнести такие состязания к числу эффективных средств совершенствования процесса подготовки студентов.

Рецензенты:

Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.

Старовиков М.И., д.п.н., профессор кафедры физики и информатики, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.


Библиографическая ссылка

Макарова О.Н. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11271 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674