Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОДГОТОВКИ МОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Нужнова С.В. 1
1 Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
В статье рассматривается проблема подготовки к профессиональной мобильности, которая, несмотря на достаточную освещенность в психолого-педагогической литературе, сохраняет свою актуальность. Под-готовка к профессиональной мобильности в образовательном процессе вуза рассматривается с позиции выделенных подходов: антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами, что дало возможность раскрыть сущность феномена профессиональной мобильности, уточнить понятие «готовность» к профессиональной мобильности. Понятие готовности к профессиональной мобильности базируется на таких понятиях, как «оптимальный стиль деятельности специалиста», «профессиональное самоопределение» и «профессиональная самореализация». Выделены и обоснованы закономерности: внутренней обусловленности, раскрывающие внутренние характеристи-ческие особенности исследуемого педагогического феномена; закономерность внешней обусловленно-сти, определяющая факторы, оказывающие на исследуемый феномен непосредственное влияние и зако-номерность организационно-педагогической эффективности, связанная с совершенствованием педаго-гического процесса – получением максимально возможного результата при снижении затрат. Данные закономерности составляют теоретическую основу создания педагогической системы содействия станов-лению готовности к профессиональной мобильности у студентов в образовательном процессе вуза.
закономерности.
профессиональная самореализация
профессиональная самоактуализация
стиль деятельности
подходы
профессиональная мобильность
1. Бочкарёва Л.П. Индивидуально - психологические предпосылки профессиональной переориентации: Автореф. дис. канд. псих. наук. - СПб., 1992. - 28 с.
2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2006. - 44 с.
3. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессиональной мобильной личности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Краснодар, 2007. -30 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 321 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
6. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Москва, 2008. - 39 с.
7. Каплина С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 48 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2010 - 304с.
9. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей... / Теория и практика образования взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, 1998. - 266 с.
10. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: Дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 138 с.
11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
12. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Научный интерес к профессиональной мобильности личности с конца ХХ века неуклонно возрастал, и сегодня мобильность изучается с позиции не только социальной философии, экономики и социологии, в рамках которых началось ее исследование, но и психологическом, педагогическом аспектах. Это связано, прежде всего, с усилением процессов мобильности людей, социальных групп, населения в динамично развивающемся, быстро изменяющемся современном мире и возрастанием их значимости как характеристики процессов социального развития. В последние годы проблеме формирования профессиональной мобильности посвящено достаточное количество работ, где авторы для уточнения данного понятия используют различные подходы. Следует отметить диссертационные исследования: Л.В. Горюновой [2], Б.М. Игошева [6], посвященные организации подготовки профессионально мобильных педагогов; С.Е. Каплиной [7] - формированию профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами гуманитарных дисциплин; Е.Г. Неделько - мотивационной готовности к профессиональной мобильности [10]. Большое значение для формирования представления о феномене профессиональной мобильности имеют исследования, проводимые в рамках психологии (Ю.Ю. Дворецкой - психология профессиональной мобильности личности [3]), социологии (Л.П. Бочкарёвой - индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации [1]). Несмотря на то что в психолого-педагогической литературе уже накоплен некоторый опыт формирования готовности к профессиональной мобильности, проблема подготовки мобильных специалистов исследована еще недостаточно и не потеряла своей актуальности.

В результате проведенных нами исследований мы пришли к выводу, что изучение феномена профессиональной мобильности с позиций антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами позволяет посмотреть на проблему профессиональной мобильности по-новому. В рамках рассматриваемых подходов мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании [9]. В этом случае в качестве результата профессиональной мобильности рассматривается не только когнитивная и инструментальная её составляющие, но и внутренняя свобода и раскрепощенность личности, её способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, умение перестроиться (при необходимости) в профессиональной деятельности. Такое понимание «профессиональной мобильности» позволяет говорить о профессиональной мобильности не только как об изменении трудового статуса: например, перехода занятого в положение незанятого, превращение наемного работника в самозанятого, неквалифицированного - в квалифицированного, занятого полное рабочее время - в частично занятого и т.д. Оно позволяет учесть, что в условиях глобализации общественных проблем, ведущих к формированию современного информационного общества, возникают новые виды человеческой деятельности, которые ставят людей перед необходимостью оперативно реагировать на происходящие изменения, чаще всего в ситуации неопределенности и риска. Образ современного человека в этом случае ассоциируется с образом человека, способного «выстраивать свою жизнедеятельность», обладать внутренней гибкостью, иметь разнообразные интересы, понимать и принимать ценности самосовершенствования.

Профессиональная мобильность - это сложное образование в структуре личности специалиста, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни, поэтому для выпускника вуза мы можем говорить только о готовности к профессиональной мобильности. В ракурсе проводимого исследования готовность целесообразно рассматривать как качество личности, позволяющее при встрече со значимой информацией (ситуацией), трансформировать деятельность, изменять мотивы, определяющие деятельность и влияющие на такую трансформацию, находить оптимальный для данных конкретных условий стиль деятельности. При этом важны установки на использование прошлого опыта в новых ситуациях; готовность к «пересмотру» своего образа мира; профессионально-личностной самореализации, устойчивая позитивная мотивация к образовательной деятельности, оптимальное сочетание мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Обобщая вышесказанное, мы определяем профессиональную мобильность как оптимальный стиль деятельности специалиста в процессе его профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в конкретных социально-экономических условиях. А готовность к профессиональной мобильности, соответственно, как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в конкретных социально-экономических условиях современного общества.

При этом, в соответствии с работами Н.С. Пряжникова [11], мы под профессиональным самоопределением понимаем самостоятельное и осознанное нахождение смыслов в выполняемой работе. А профессиональную самореализацию трактуем как высшую степень профессионального самоопределения, при которой человек наиболее полно реализует в профессии свои способности, знания и опыт.

Формирование и совершенствование качеств личности, определяющих готовность к профессиональной мобильности, - это сложный многогранный процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности человека. Однако основы готовности к профессиональной мобильности закладываются на начальном этапе при получении высшего профессионального образования. Если проанализировать опыт подготовки специалистов в современной высшей школе, то можно прийти к заключению, что содержание и перечень дисциплин основных образовательных программ (особенно университетских) в целом обеспечивают фундамент для профессиональной мобильности выпускников. В основном первые два-три года обучения посвящены изучению общеобразовательных дисциплин и дисциплин, дающих необходимую культурологическую подготовку, на старших курсах происходит углубленное освоение профессиональных дисциплин и приобретение профессиональных компетенций. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что речь, как правило, не идет о целенаправленном формировании готовности к профессиональной мобильности. Данное качество выпускника на сегодняшний день - это побочный продукт высшего образования.

Исследуя факторы, способствующие формированию и развитию готовности к профессиональной мобильности с позиций антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами, мы выявили закономерности становления готовности к профессиональной мобильности у студентов в образовательном процессе вуза. Рассмотрим их подробнее.

Определяя готовность к профессиональной мобильности как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности, мы считаем необходимым дать некоторые пояснения относительно этого конструкта применительно к теме исследования. Е.А. Климов индивидуальный стиль деятельности определяет как устойчивую систему способов, обусловленную типологическими особенностями личности, которая складывается под воздействием её стремления к наилучшему осуществлению конкретной деятельности. Согласно мнению ученого, существует «ядро» индивидуального стиля, которое определяют природные данные человека и своеобразная «пристройка» к ядру - группа особенностей деятельности, связанных с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или преодолением недостатков, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных) [8]. Именно целенаправленное развитие «пристройки» к «ядру» индивидуального стиля позволяет приспособить природные особенности человека к оптимальному поведению в условиях нестабильности и неопределённости, которые свойственны условиям современного общества.

Связывая профессиональную мобильность с индивидуальным стилем деятельности, многие исследователи [1; 3; 5 и др.] рассматривают мобильность как механизм социальной и профессиональной адаптации, который определяется системой личностных качеств, позволяющих максимально приспособиться к условиям деятельности. Ученые выделяют различные качества, влияющие на адаптивное поведение личности. Однако при этом обращается внимание на развитие именно тех качеств, которые не являются генетически предопределёнными (относятся к «пристройке», а не к «ядру» индивидуального стиля деятельности), т.е. возможно их целенаправленное формирование. Поэтому в модели личности, готовой к профессиональной мобильности, целесообразно выделение в качестве базовой системы именно этих качеств.

При этом ученые и практики [3; 10 и др.], говоря о мобильности, указывают, прежде всего, на значимость эмоционально-волевой сферы готовности личности к переменам в жизни. Поэтому мы считаем необходимым при подготовке к профессиональной мобильности формирование индивидуальной системы нравственных ценностей, некоторого нравственного стержня, позволяющего правильно ориентироваться в быстроменяющихся условиях современного общества.

Не менее важным компонентом профессиональной мобильности, как утверждают Л.В. Горюнова [2], Э.Ф. Зеер [5], Б.М. Игошев [6] и др., являются фундаментальные знания и обобщенные способы деятельности. Это определяется тем, что одной из основных характеристик профессиональной мобильности специалиста является быстрое освоение новых знаний, необходимых для расширения рамок профессиональной деятельности или для освоения совершенно новых профессий, при этом владение фундаментальными знаниями и обобщенными способами деятельности является основным условием, обеспечивающим быстрое усвоения нового знания.

Создание условий для формирования механизма, способствующего максимальному использованию специалистом своих сильных сторон и компенсации недостатков, обеспечивающего оптимальный стиль его деятельности, который по своей природе глубоко индивидуален, возможно только при организации индивидуальной траектории личностного и профессионального развития для каждого конкретного студента. При этом необходимо помнить, что корректировка личностных качеств - это сложный неоднозначный процесс, при котором педагогические воздействия не всегда определяют положительный результат.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие закономерности формирования и развития готовности к профессиональной мобильности: 1) становление готовности студента к профессиональной мобильности, которая является сложным психолого-педагогическим конструктом, охватывающим мотивационно-волевые, когнитивные и коммуникативные стороны личности, происходит по индивидуальной траектории и находится в нелинейной зависимости от педагогических воздействий; 2) при формировании готовности к профессиональной мобильности можно выделить инвариантные компоненты в её структуре, обеспечивающие базовый уровень проявления профессиональной мобильности.

Сформулированные закономерности относятся к закономерностям внутренней обусловленности, которые раскрывают внутренние характеристические особенности и свойства исследуемого педагогического феномена - готовности к профессиональной мобильности [12].

Одной из основных целей профессионального образования является формирование у студента целостной структуры будущей профессиональной деятельности. При этом принцип профессиональной направленности является ведущим, системообразующим принципом профессионального образования, важнейшим принципом деятельности при организации учебной, внеаудиторной и исследовательской работы студентов [4]. Включение студентов в активную профессиональную деятельность должно содержать как предметный контекст (формирование профессионального мышления, компетенций), так и социальный, способствующий формированию умений социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других.

Основной характеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Такой тип обучения будет тем более эффективен, чем теснее связь теории с практикой, чем в большей степени модели будущей профессиональной деятельности совпадают с реальной профессиональной деятельностью. Поэтому при формировании профессиональной мобильности в условиях рынка труда малого города необходимо использовать модели профессиональной деятельности, максимально приближенные к конкретным социально-экономическим условиям конкретного региона. Исходя из вышесказанного в качестве следующей закономерности мы выделяем: формирование и развитие готовности к профессиональной мобильности происходит более эффективно при включенности студента в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность на основе использования потенциала внешней по отношению к вузу среды. Данная закономерность относится к группе закономерностей внешней обусловленности, которые определяют факторы, оказывающие на исследуемый феномен непосредственное влияние [12].

Следующая закономерность связана с проблемой совершенствования педагогического процесса - получением максимально возможного результата при минимальных затратах и является закономерностью организационно-педагогической эффективности, которая связана с совершенствованием педагогического процесса - получением максимально возможного результата при снижении затрат, т.е. определением тех факторов, которые влияют на его эффективность [12]. Данная закономерность выявлена нами при исследовании феномена формирования готовности студентов к профессиональной мобильности и управления им с позиций синергетического подхода, который позволяет: рассматривать человека как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию; учитывать нелинейную зависимость изменений параметров личности от педагогических воздействий и индивидуальность траектории профессионального развития студента; рассматривать педагогическую систему содействия становлению готовности к профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза как открытую, вероятностную и проходящую в своем развитии стадии устойчивого и неустойчивого развития.

Данная закономерность сформулирована в следующем положении: процесс управления педагогической системой содействия становления готовности к профессиональной мобильности будет эффективным, если во время каждого периода развития системы (устойчивого развития, возникновения противоречий, структурирования и роста упорядоченности) будет введен оптимальный для этого периода стиль управления

Вышеперечисленные закономерности становления готовности к профессиональной мобильности, выявленные в ходе теоретического осмысление рассматриваемого процесса с позиций антропологического подхода в сочетании с гуманистическим, акмеологическим и синергетическим подходами составляют теоретико-методологическую основу дальнейшего исследования становления готовности к профессиональной мобильности у студентов вузов.

Рецензенты:

Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Троицк.

Старченко А.С., д.п.н., директор Троицкого естественнонаучного лицея №13, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Академия ветеринарной медицины», г. Троицк.


Библиографическая ссылка

Нужнова С.В. ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОДГОТОВКИ МОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11660 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674