Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Мартынова Е.А. 1 Романенкова Д.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Минобрнауки России
Статья посвящена проблеме разработки нормативно-аналитического обеспечения инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования в соответствии требованиями закона « Об образовании в Российской Федерации». Основой для развития проблемы являются положения данного закона о статусе федеральных государственных образовательных стандартов, о порядке разработки примерных основных образовательных программ профессионального образования и о принципах инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также отраслевые требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях. Методологией разработки является адаптация примерных основных образовательных программ профессионального образования для инклюзивного образования с учетом особенностей здоровья и образовательных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них необходимых компетенций. Рассмотрен механизм формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством освоения адаптационной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии».
инклюзивное образование
высшее образование
среднее профессиональное образование
адаптированные образовательные программы
федеральные государственные образовательные стандарты
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. – М.: Алекс, 2008. – 112 с.
2. Мартынова Е.А. К вопросу о внесении в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования изменений, направленных на обеспечение инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом ФЗ «Об образовании в РФ» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4;url: http://www.science-education.ru/110-9867 (дата обращения: 19.04.2014).
3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №4 (20). – С. 98-102.
4. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов: монография / под общ. ред. Г.С. Птушкина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – 295 с.
5. Станевский А.Г., Крикун В.М. Планирование индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студентов с инвалидностью на всех курсах МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе оказания услуг поддержки для обеспечения доступности образовательных программ технического университета // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2012. – № 02. – С. 56-65.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф /документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).
Конвенция о правах инвалидов закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. В области образования Конвенция закрепила право инвалидов на инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к уважению прав человека, основных свобод и человеческого многообразия, к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме [1].

Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который вводит понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. В Законе содержатся также требования к образовательным организациям по созданию специальных условий для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие этих необходимых специальных условий должно быть внесено в федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в виде специальных требований [2].

Однако не только вносимые изменения определяют условия инклюзии, но, с другой стороны, важны те положения федеральных государственных образовательных стандартов, которые обязаны быть едиными для всех. Поэтому принципиально важным является требование, в соответствии с которым не допускается дифференциация и какие-либо ограничители в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по отношению к обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с остальными студентами в части характеристики направлений подготовки, характеристики профессиональной деятельности выпускников, требований к результатам освоения программ по направлению подготовки, требований к структуре программ по направлению подготовки. В этих разделах федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования возможно лишь внесение дополнений и уточнений, связанных с необходимостью учета ограничений здоровья при реализации инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На основании разработанных нормативных документов, а также международного и российского опыта по инклюзивному профессиональному образованию инвалидов были разработаны требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [3]:

  • организационно-нормативные требования к образовательным организациям;
  • требования к кадровому обеспечению;
  • работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;
  • доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [6].

При разработке примерных основных адаптированных образовательных программ профессионального образования должны учитываться все вышеназванные документы и рекомендованные требования, то есть в разрабатываемые примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям, профессиям) необходимо внести дополнительные положения, учитывающие инклюзию. Сформулируем основные рекомендации образовательным организациям по разработке основных примерных адаптированных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, включающие:

  1. Включение адаптационных дисциплин в вариативную часть образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений и способствовать профессиональной и социальной адаптации обучающихся.
  2. Выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися.
  3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
  4. Выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности.
  5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья.
  6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  7. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
  8. Установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
  9. Создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
  10. Использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.

Эти принципы должны быть положены в основу разработки примерных адаптированных основных образовательных программ профессионального образования, в соответствии с общими требованиями к структуре примерной основной образовательной программы:

  • характеристика профессиональной деятельности;
  • результаты освоения образовательной программы;
  • примерная матрица (паспорт) компетенций;
  • примерный учебный план;
  • примерный календарный график;
  • примерные программы курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • примерные программы практик;
  • примерная программа научно-исследовательской работы;
  • примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации;
  • примерная программа итоговой государственной аттестации.

Для обеспечения требований инклюзивного обучения целесообразно в данную структуру примерной основной образовательной программы необходимо внести еще дополнительный, особый раздел «Условия реализации примерной основной образовательной программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Этот раздел должен быть соотнесен с соответствующими требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки, то есть должен конкретизировать такие требования, как специальное материально-техническое обеспечение, специальные методы и методики обучения, система сопровождения и тьюторства, подготовка преподавателей и т.д.

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования не допускают различий для студентов-инвалидов от остальных студентов в отношении характеристики профессиональной деятельности, результатов освоения образовательной программы, состава компетенций, структуры образовательной программы, то, на наш взгляд, многие нюансы инклюзивной, то есть «равноценной» подготовки инвалидов скрыты в составляющих компетенций, которые формируются в процессе изучения адаптационных дисциплин посредством их включения в вариативный цикл.

Безусловно, все, что преподается в базовых и вариативных дисциплинах (модулях), должно переходить в компетенции всех студентов, в том числе инвалидов. Однако есть компетенции, которые в силу особенностей инвалидов не могут быть полностью сформированы без дополнительных знаний и умений, которые должны быть получены посредством адаптационных дисциплин вариативного цикла. Из известного опыта вузов и колледжей к таким дисциплинам относятся «Основы методики самостоятельной работы студента в вузе», «Культура умственного труда», «Практика межличностного общения», «Основы социализации личности», «Профориентация и психология личности», «Информационные технологии», «Основы информатики», «Основы социально-правовых знаний» и т.п.[4, 5]. В частности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в учебные планы вводятся специальные курсы обучения жизни с инвалидностью, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалида к обучению в университете, формировать у него социальные компетенции, необходимые для будущей работы. При этом срок освоения образовательно-реабилитационной программы увеличивается на один год по сравнению с соответствующей основной образовательной программой [5]. В Челябинском государственном университете изучение инвалидами адаптационных дисциплин организовано на этапе их довузовской подготовки.

Безусловно, действенность реализации адаптационной дисциплины определяется организацией специальной образовательно-реабилитационной среды в образовательной организации, дифференциацией форм и методов обучения в соответствии с личностными и физическими особенностями инвалидов. Адаптационная дисциплина максимально обращена к развитию позитивных индивидуальных личностных качеств инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Большое значение при организации инклюзивного образования имеет формирование компетенций у инвалидов, связанных с работой с информацией. В качестве достаточно наглядного и характерного примера рассмотрим адаптационную дисциплину «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», цель которой состоит в освоении студентами-инвалидами системы теоретических знаний, практических навыков и умений использования универсальных и специальных информационных и телекоммуникационных технологий, а также специальных технических и программных средств для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности вне зависимости от физических ограничений студентов и их территориального положения относительно образовательной организации.

Эта дисциплина формирует не только такую общепрофессиональную компетенцию, как способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, но и участвует в формировании общекультурных компетенций. Это, например, способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, способность работать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию и др.

Задачи изучения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»:

  • ознакомить студентов с возможностями использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности;
  • сформировать у студентов умение обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограничений возможностей здоровья;
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных учебных дисциплин;
  • приобретать опыт использования специальных информационных и коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
  • сформировать навыки использования альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности.

В содержании дисциплины предлагается изучение универсальных информационных и коммуникационных технологий, ассистивных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств.

Ориентировочная трудоемкость данной учебной дисциплины составляет три зачетные единицы, ее изучение необходимо планировать на 1-2 семестр. Данная дисциплина изучается по выбору студента и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от вида физических нарушений.

Материально-техническое обеспечение дисциплины предусматривает:

  • наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха;
  • наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения;
  • наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов, со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств для ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В качестве способов развития и оценки компетенций, в формировании которых участвует данная учебная дисциплина, эффективно использование творческих заданий, метода проектов, игровых методов обучения, метода анализа конкретных ситуаций, балльно-рейтинговой системы и др.

Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимости срока получения образования.

Повышению эффективности внедрения адаптированных образовательных программ инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать сетевая форма их реализации на базе образовательных организаций, обладающих необходимым материально-техническим обеспечениям, а также имеющих опыт обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Чернецов П.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13203 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674