Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Сергеева С.В. 1 Воскрекасенко О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье раскрывается сущность понятия «профессиональное самоопределение». Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи рассматривается как особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с обучающимися по оказанию им поддержки в становлении личностного роста и принятии решения об избираемой профессиональной деятельности. На это и ориентирована разработанная авторами настоящей статьи и успешно реализуемая в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (ПензГТУ) программа «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса». Данная программа разработана с учётом специфики ПензГТУ как многоуровневого образовательного комплекса, включающего в себя уровни среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования.
технический вуз как многоуровневый образовательный комплекс
педагогическое сопровождение
профессиональное самоопределение
1. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.  2013.  № 8.  С. 4853.
2. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.  М., 2008.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.  Ростов н/Д., 1996.
4. Моисеев В.Б., Волков С.Н., Жаткин Д.Н., Сергеева С.В., Вагаева О.А. Реализация принципов непрерывности и интеграции в системе многоуровневого профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.  2012.  № 3.  С. 140147.
5. Психолого-педагогическая диагностика как фактор эффективной организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: методическое пособие / авт.-сост. С.С. Калашникова, Н.В. Козлова, Т.А. Тимонина, Н.Е. Картавых. – Пенза: ПГТА, 2010.
6. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. – Пенза, 2012.
7. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-11257 (дата обращения: 24.12.2013).
8. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. – М.: Академия, 2005.

Реалии современной действительности предъявляют новые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений. Они должны обладать потенциалом, заключающимся в способности обучаться в связи с меняющимися обстоятельствами. В этих условиях все большую значимость приобретает идея многоуровневого непрерывного образования во всех её проявлениях, в том числе осуществляемая в вузе в виде многогранной системы работы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Она нацелена на формирование социально устойчивой и одновременно мобильной, легко адаптирующейся к быстро меняющимся обстоятельствам жизни личности.

В научной литературе под профессиональным самоопределением личности понимается длительный, характеризующийся поэтапным развитием субъективно-объективный процесс согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии и рынка труда, отражающий социальное развитие личности, её потребности в самоактуализации и самореализации [2; 3; 8]. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом личностных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Однако наиболее значимым периодом профессионального самоопределения личности выступает юношеский возраст. Актуализация профессионального самоопределения в этом возрасте инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, выбор профессии, поступление в учреждение профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, прохождение учебных и производственных практик, завершение учебы и трудоустройство.

На профессиональное самоопределение обучающегося влияют, прежде всего, возрастные особенности, а также социально-экономические условия, межличностные отношения в учебной группе и профессиональном коллективе в момент обучения и прохождения практики и др. Несомненно, значимая роль в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности и ответственности за своё становление. Но не менее важное место занимает целенаправленная деятельность по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности. Особое звучание в современных условиях оно приобретает в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, включающем в себя уровни СПО и ВПО, а также организацию профориентационной работы на уровне общеобразовательной школы. Профессиональное самоопределение на разных уровнях образования, с учётом стадий становления личности, имеет свою специфику, что определяет характер и содержание деятельности по педагогическому сопровождению обучающихся в условиях вуза как многоуровневого образовательного комплекса.

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи как особая сфера деятельности педагога ориентирована на взаимодействие с обучающимися по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней. На это и ориентирована разработанная авторами настоящей статьи и успешно реализуемая в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (ПензГТУ) программа «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса». Данная программа разработана с учётом специфики ПензГТУ как многоуровневого образовательного комплекса, включающего в себя уровни среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования на основе «Концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» [6; 7].

Основными задачами названной программы являются:

  • организация и осуществление психолого-педагогической диагностики обучающихся (склонностей, предпочтений, профессионального типа личности, выбора профессии, мотивов поступления в учреждение профессионального образования и др.);
  • разработка и реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса;
  • организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных школах-партнёрах вуза как многоуровневого образовательного комплекса;
  • организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях СПО, входящих в состав технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса;
  • организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в техническом вузе (уровень ВПО);
  • разработка учебно-методических материалов по организации и осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

В основе построения и реализации программы лежат следующие принципы [4].

Принцип непрерывности ориентирован на обеспечение в образовательном процессе единства общего среднего, допрофессиональ­ного и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальны­ми и личностными запросами.

Принцип интеграции предполагает объеди­нение усилий субъектов образовательного про­цесса разного уровня образовательных организаций, в которых каждый выполняет свои функциональные обя­занности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества про­фессионального самоопределения личности.

Принцип синергетичности направлен на консолидацию усилий образовательных организаций разных уровней (СПО и ВПО) и их партнёров (школ и предприятий), субъектов (обучающихся и педагогов), а также материальных и нематериальных ресурсов (идеи, программы, проекты, оборудование и др.).

Принцип поэтапности работы нацелен на непрерывность и последовательность осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом их возрастных особенностей и специфики технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса.

Принцип партнерства предполагает организацию педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов взаимодействия в системе «Школа - ССУЗ - ВУЗ» и «ССУЗ - ВУЗ - Предприятие».

Принцип открытости ориентирует на осу­ществление подготовки не только к конкретному виду профессиональной деятельности, но и запасным вариантам выбора траекторий дальнейшего развития субъекта самоопределения в образовательных организациях разного уровня и направленности.

Принцип активности нацеливает на рассмотрение обучающегося как субъекта жизнедеятельности, для которого характерны собственная активность, осознанный выбор и ответственность за его осуществление и результат, а педагога - как наставника, создающего благоприятные условия для успешного профессионального самоопределения учащейся молодёжи.

Принцип дифференциации и индивиду­ализации направлен на организацию обра­зовательного процесса, с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс про­фессионального самоопределения учащейся молодежи.

Принцип гибкости осуществляется в зави­симости от индивидуальных потребностей, мо­тивов, ценностных ориентаций личности, с одной стороны, и государства в лице работодателей, с другой, за счет реализации образовательного процесса на основе инно­вационных подходов, в соответствии с новыми принципами, модульным построением содержания, а также использованием современных технологий на практике.

Принцип результативности предполагает четкое определение целей и задач каждого субъекта педагогического сопровождения, направленного на конечный результат, выражающийся в создании образовательно-продуктивной среды вуза как многоуровневого образовательного комплекса для успешного профессионального самоопределения обучающихся и развития их творческого потенциала.

Реализация программы в образовательном процессе осуществляется последовательно и поэтапно:

I этап - диагностический;

II этап - созидательно-преобразующий;

III этап - оценочно-результативный.

На первом этапе осуществляется психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление профессиональных интересов, склонностей и мотивов обучающихся при выборе профессии. В этой связи используются такие психодиагностические методики, как «Матрица профессий», ДДО Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой и др. С учётом специфики технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса эта работа проводится: на уровне общеобразовательной организации; на уровне СПО и на уровне ВПО [5].

На втором этапе организуется и осуществляется непосредственная деятельность по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Так, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций (потенциальных абитуриентов) осуществляется через следующие формы работы:

  • Дни открытых дверей в школах и ПензГТУ;
  • обучающие игры «Технология. ru», призванные мотивировать к поступлению в ПензГТУ школьников, имеющих способности в области технических дисциплин;
  • ознакомительные экскурсии по вузу и предприятиям в рамках предполагаемой будущей специальности;
  • презентации о профессиях, которые можно получить в ПензГТУ как многоуровневом образовательном комплексе;
  • встречи со студентами и выпускниками разных специальностей ПензГТУ;
  • молодёжные проекты, проводимые в вузе на уровне СПО и ВПО («Личная эффективность», «Выбирай правильный путь» и др.);
  • профориентационные курсы в базовых школах ПензГТУ «Твоя профессиональная карьера», направленные на ознакомление обучающихся с профессиями по определенным циклам;
  • выездные профориентационные мероприятия и профконсультации в школах города и области;
  • профориентационные ролевые и имитационные игры;
  • рекламные кампании («Дни специальностей ПензГТУ», печать и распространение информационных профориентационных буклетов с информацией о вузе, о факультетах, о специальностях и т.п. университета);
  • научно-практические конференции школьников с целью активизации их исследовательской работы и выявления талантливой молодежи;
  • стажировочные площадки профориентационной направленности;
  • работа профессорско-преподавательского состава в профильных классах общеобразовательных учреждений;
  • подготовительные курсы для абитуриентов.

В свою очередь, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся СПО и ВПО реализуется через комплекс следующих мер:

  • организацию индивидуальной и групповой работы по формированию четких представлений о выбранной профессии, осознанию роли образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры;
  • проведение индивидуальных профконсультаций;
  • ознакомительные экскурсии по предприятиям в рамках будущей профессиональной деятельности;
  • встречи с представителями предприятий в рамках выбранной специальности в ПензГТУ;
  • включение в творческую деятельность в рамках молодёжных проектов, проводимых в ПензГТУ («Личная эффективность», «Выбирай правильный путь» и др.);
  • участие в мероприятиях, посвященных дням факультета и дням специальностей ПензГТУ ;
  • организацию и проведение студенческих научно-практических конференций с целью активизации исследовательской работы и выявления талантливой молодежи;
  • формирование у обучающихся готовности к социально-профессиональной адаптации в будущей профессиональной деятельности;
  • организацию и проведение тренингов профессионально-личностного роста, рефлексивного анализа профессиональных проб и профдеятельностных ситуаций;
  • сопровождение производственной практики студентов (тренинги ассертивного поведения до начала практики и, при необходимости, индивидуальные консультации после ее окончания);
  • встречи и беседы с работодателями для расширения представлений о современном рынке труда, возможностях трудоустройства на предприятиях города и области;
  • помощь студенту во время учебы в трудоустройстве, в выборе направления приложения знаний;
  • мастер-классы, развивающие профессионально-значимые компетенции студентов;
  • тренинги, направленные на приобретение навыков самопрезентации, ассертивности, эффективного ведения переговоров, лидерства, развития эффективного целевого поведения, коммуникативные [1].

На третьем этапе реализации программы осуществляется повторная диагностика профессионального самоопределения обучающихся. Значимое место на данном этапе занимает коррекция программы, а также разработка методических материалов для организации и осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях обучения.

Реализация программы «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса» на практике в ПензГТУ ещё раз свидетельствует о том, что процесс профессионального самоопределения личности непростой, по сути, и длительный по времени его реализации, поскольку он предполагает достижение баланса между реальными возможностей человека и современными требованиями профессии и рынка труда. Закономерным в этой связи является тот факт, что в образовательных организациях, включающих в себя разные уровни профессионального образования, складываются наиболее благоприятные условия для его успешного осуществления. Практика реализации программы показывает, что процесс профессионального самоопределения обучающихся становится наиболее эффективным в ходе целенаправленно выстроенной и поэтапно осуществляемой деятельности по его педагогическому сопровождению.

Рецензенты:

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.

Гагаев П.А., д.п.н., профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14075 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674