Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Абрамян Г.В. 1 Катасонова Г.Р. 2
1 ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
2 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
В статье проведен анализ существующих традиционных и новых форм обучения в вузах с обзором возможностей их интеграции. Выделены особенности форм обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) в высшем профессиональном образовании в зависимости от академического статуса вуза, профиля его работы, специальностей и направлений образовательной подготовки. Для рассмотренных моделей сетевого взаимодействия студентов и преподавателей в образовательном процессе были предложены зоны охвата учебного согласования, используемые при обучении. Проведена классификация базовых форм обучения информатике и ИТ в соответствии с техническими особенностями и кадровыми возможностями вузов. Предпринята попытка практической реализации представленных форм обучения с использованием возможностей информационных технологий управления при наличии в вузах специальных или универсальных информационных систем, комплексов координации и поддержки сетевого или электронного обучения.
формы обучения
информатика
информационные технологии
информационные технологии управления
экономические вузы
1. Абрамян Г.В. Дистанционные технологии в образовании. Министерство образования РФ, Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2000. – 184 с.
2. Абрамян Г.В. Методика преподавания информатики. Учебно-методическое пособие / Министерство образования РФ, Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2000. – 184 с.
3. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Модель использования информационных технологий управления в системе преподавания информатики. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2012. – № 10. – С. 1890.
4. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. О методике проведения практических занятий по информационным технологиям управления бакалаврам управленческих специальностей // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 1. –С. 3-5.
5. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Требования к структуре и содержанию системы преподавания информатики и информационных технологий управления по направлению подготовки федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области государственного и муниципального управления в современных условиях. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2012. – № 10. – С. 1887.
6. Абрамян Г.В., Фокин Р.Р., Абиссова М.А. Инновационные подходы в области обработки данных экспериментов по автоматизации систем управления вузом и обучения информационным технологиям в высшей школе. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2012. – № 11. – С. 1898.
7. Катасонова Г.Р. Проблемы подготовки специалистов в области разработки систем сопровождения жизненного цикла изделий // Компьютерная интеграция производства и ИПИ-технологии (Оренбург, 14–15 ноября 2013 г.). – Оренбург, ОГУ, 2013. – С. 522-528.
8. Катасонова Г.Р. Основные аспекты обучения информационным технологиям управления в высшем профессиональном образовании // Проблемы современной науки. Центр научного знания «Логос». – Ставрополь, 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 111-117.
9. Катасонова Г.Р. Интерактивные технологии в обучении // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 200. – С. 24-29.
10. Фокин Р.Р., Абрамян Г.В. Метамодель обучения информационным технологиям в высшей школе. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. –Санкт-Петербург, 2011.
Системы обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) в экономических вузах РФ в настоящее время проектируются с учетом требований стандартов ФГОС ВПО и новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», которые допускают использование различных традиционных и новых электронных форм обучения. К традиционным формам обучения относят:
  1. очное обучение - предполагает обязательное посещение студентами лекций и практических занятий;
  2. очно-заочное (вечернее) обучение предполагает режим вечернего обучения, либо режим обучения в выходные дни;
  3. заочное обучение (в сочетании с элементами очной формы) основано на проведении установочных и зачетно-экзаменационных сессий - предполагает повышение роли самообразования по сравнению с очной и очно-заочной формами обучения;
  4. заочное обучение (в сочетании с элементами дистанционного обучения - ДО)  предполагает активное использование технических и коммуникационных средств доставки учебного материала, средств удаленного взаимодействия с преподавателями, в том числе с помощью сервисов сети Интернет: программных систем ДО, электронной почты, чатов, видео-конференций [1,9];
  5. заочное обучение (в сочетании с элементами открытого образования - ОО)  представляет собой систему универсального обучения на расстоянии с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают студенту условия для свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивают диалоговый режим работы с преподавателем;
  6. экстернат - форма аттестации, предполагающей самостоятельное изучение студентами программ высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Новые формы обучения, утвержденные новой редакцией закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагают возможность использования:

  1. сетевой формы реализации образовательных программ (сетевая форма), которая допускает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, например, федеральный, исследовательский, классический университет или регионально-ориентированный или функционально-прикладной экономический вуз, осуществляют образовательную деятельность совместно с научными, финансовыми, производственными, социально-культурными, физкультурно-спортивными и иными организациями, в том числе и иностранными;
  2. электронной формы обучения и образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Используя эти возможности, многие вузы проявляют интерес к развитию, преобразованию и интеграции традиционных и новых форм обучения на основе внедрения современных информационно-коммуникационных Web-технологий электронного обучения (ЭО), которые позволяют организовать деятельность: 1) сетевых (виртуальных) учебных сообществ пользователей-студентов, ведущих совместную виртуальную учебную, научную и досуговую деятельность; 2) сетевых (виртуальных) профессиональных сообществ преподавателей-тьюторов, ведущих совместную профессиональную, учебную, научную и воспитательную деятельность; 3) сетевых (виртуальных) профессиональных сообществ руководителей-администраторов образовательных программ, ведущих совместную виртуальную профессиональную, учебно-организационную, научно-организационную и воспитательную деятельность, используя ресурсы социальных и информационно-образовательных сетей.

Системы обучения информатике и ИТ [2,4] в экономических вузах в настоящее время проектируются с учетом различных методологий, теорий, практик и методик общего и профессионального образования [5,8], которые рассматривают формы обучения, в том числе на основе моделей - способов упорядочивания учебного взаимодействия студентов и преподавателей:

  1. фронтально-коллективной модели взаимодействия, которая соответствует либо фронтальному взаимодействию, либо взаимодействию в группе или в парах сменного состава студентов;
  2. автономно-групповой модели взаимодействия, которая организует парное взаимодействие студентов, результаты которого не используются другими субъектами обучения, либо групповое, которое соответствует общению в группе, в которой каждый студент направляет учебный запрос или ответ (в рамках всего коллектива или небольшой группы) одновременно всем;
  3. индивидуально-обособленной модели взаимодействия - опосредованной формы организации обучения, которая позволяет студентам, самостоятельно работая с учебным материалом, опосредовано и параллельно взаимодействовать с другими субъектами обучения.

Формы обучения информатике и ИТ в современных экономических вузах, на наш взгляд, целесообразно рассматривать и с точки зрения классификации временных и событийных периодов учебной деятельности студентов в соответствии с основными административно-нормативными этапами реализации образовательных программ: 1) учебный семестр, 2) сессия, 3) практика (учебная, производственная, преддипломная), 4) ГЭК, 5) защита дипломной работы (проекта).

Учитывая возможности вузов при проектировании образовательных программ, в том числе по информатике и ИТ, в современных условиях целесообразно выделять также и особенности форм обучения информатики и ИТ в зависимости от академического статуса или статуса вуза, присваиваемого на конкурсной основе, профиля работы, специальностей и направлений образовательной подготовки в вузах:

  1. особенности форм обучения в национальных исследовательских университетах России -  вузах, удовлетворяющих требованиям эффективности образовательной и научно-инновационной деятельности, получивших свидетельства международного и национального признания, обеспечивающих качество, обоснованность и ожидаемую результативность итогов работы;
  2. особенности форм обучения в федеральных университетах - вузах, оптимизирующих региональные образовательные структуры, укрепляющие связи образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов, способствующих формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок;
  3. особенности форм обучения в классических университетах (региональных или городских) - вузах, обучение в которых ориентировано, например, в основном на решение финансовых задач региональной, микро и макроэкономики или прикладных проблем международной экономики;
  4. особенности форм обучения в регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузах (региональных, муниципальных или городских), обучение в которых направлено, например, на специализированные области применения экономики, финансов, бухгалтерского учета, банковского дела, статистики, эконометрики или бизнес-информатики.

Уровни реализации рассмотренных выше моделей сетевого взаимодействия (фронтально-коллективной, автономно-групповой и индивидуально-обособленной) и соответствующих форм обучения студентов определяются квалификацией преподавателей исследовательских, федеральных, классических университетов, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов. По нашему мнению, чем выше статус и инфраструктурные возможности вуза, тем более высокой должна быть квалификация преподавательских кадров, студентов и администрации вуза и соответственно тем более открытой, мобильной и широковещательной может быть форма обучения, соответствующая персонифицированным запросам и потребностям как студентов и потенциальных работодателей, так и возможностям преподавателей и администрации вузов.

Для идентификации уровней реализации форм фронтально-коллективного сетевого учебного взаимодействия моделей [10] «преподаватель→студенты», «преподаватель→студент», «преподаватели→студент», «преподаватели→студенты» (стрелками нами указан доминирующий в модели поток учебной информации от ее источника к потребителю) мы предлагаем выделить зоны охвата учебного взаимодействия:

  1. локальная зона фронтально-коллективного сетевого учебного взаимодействия - преподаватель средней квалификации транслирует (читает) лекцию в учебной аудитории студентам функционально-прикладного вуза, используя телекоммуникационные широковещательные средства доставки учебной информации;
  2. региональная зона фронтально-коллективного сетевого учебного взаимодействия -  опытный преподаватель транслирует (читает) лекцию аудитории студентов регионально-ориентированных или однопрофильных функционально-прикладных вузов, классических университетов в регионе, городе или муниципальном образовании (муниципалитете), используя телекоммуникационные широковещательные средства доставки учебной информации;
  3. федеральная зона фронтально-коллективного сетевого учебного взаимодействия -  высококвалифицированный преподаватель транслирует (читает) лекцию аудитории студентов регионально-ориентированных, функционально-прикладных многопрофильных вузов, классических, федеральных или исследовательских университетов для нескольких регионов страны или в целом государства, используя телекоммуникационные широковещательные средства доставки учебной информации;
  4. глобальная (межгосударственная) зона фронтально-коллективного сетевого учебного взаимодействия - преподаватель эксклюзивной (например, в области бизнес-информатики) квалификации транслирует (читает) лекцию аудитории студентов исследовательских, федеральных и классических университетов, многопрофильных регионально-ориентированных или функционально-прикладных российских или зарубежных вузов, расположенных в нескольких странах, в том числе на различных континентах, используя телекоммуникационные широковещательные средства доставки учебной информации.

Уровни реализации форм автономно-группового сетевого учебного взаимодействия моделей «преподаватель↔студент», «преподаватели↔студент», «преподаватель↔студенты», «преподаватели↔студенты», «студент↔студенты» и «студент↔студент» определяются квалификацией преподавателей-тьюторов, студентов и учебно-вспомогательного персонала и администрации исследовательских, федеральных и классических университетов, однопрофильных и многопрофильных регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов, а также конкретными формами взаимодействия студентов и преподавателей:

  1. локальная форма автономно-группового сетевого учебного взаимодействия - преподаватель средней квалификации организует парное взаимодействие студентов или преподавателей-коллег со студентами в рамках учебной аудитории функционально-прикладных вузов региона, в рамках города, района или муниципалитета;
  2. региональная форма автономно-группового сетевого учебного взаимодействия - опытный преподаватель организует парное взаимодействие студентов или преподавателей-коллег со студентами в рамках учебных аудиторий классических университетов, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов региона, города или муниципалитета, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках города или региона;
  3. федеральная форма автономно-группового сетевого учебного взаимодействия - высококвалифицированный преподаватель организует парное взаимодействие студентов или преподавателей-коллег со студентами в рамках учебных аудиторий федеральных, исследовательских или классических университетов или регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов региона, города или муниципалитета, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках нескольких регионов или в целом страны;
  4. глобальная (межгосударственная) форма автономно-группового сетевого учебного взаимодействия - преподаватель эксклюзивной (например, в области бизнес-информатики) квалификации организует парное взаимодействие студентов или преподавателей-коллег со студентами в рамках учебных аудиторий федеральных, исследовательских или классических университетов, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов регионов, городов или муниципалитетов в России и за рубежом, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в режиме межгосударственного взаимодействия.

Уровни реализации форм индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия моделей «студент↔средства обучения», «студенты↔средства обучения», «преподаватель↔средства обучения↔студент», «преподаватели↔средства обучения↔студент», «преподаватель↔средства обучения↔студенты», «преподаватели↔средства обучения↔студенты», «студент↔средства обучения↔студенты» и «студент↔средства обучения↔студент» определяются возможностями электронных средств обучения, квалификацией преподавателей, студентов и учебно-вспомогательного персонала исследовательских, федеральных, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов и формами опосредованной, самостоятельной работы студентов с учебным материалом электронных средств обучения, а также формами индивидуального взаимодействия с другими субъектами обучения (студентами, коллегами, экспертами) или преподавателем:

  1. локальная форма индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия обеспечивается преподавателями средней квалификации, которые организуют самостоятельную работу студентов в рамках одной или нескольких учебных аудиторий функционально-прикладных вузов города или муниципалитета;
  2. региональная форма индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия обеспечивается опытными преподавателями, которые организуют самостоятельную работу студентов в рамках одной или нескольких учебных аудиторий классических университетов, регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных вузов региона, города или муниципалитета, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках региона, города или муниципалитета;
  3. федеральная форма индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия обеспечивается высококвалифицированными преподавателями, которые организуют самостоятельную работу студентов в рамках учебных аудиторий федеральных, исследовательских или классических университетов, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов региона, города или муниципалитета, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках нескольких регионов или страны в целом;
  4. глобальная (межгосударственная) форма индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия обеспечивается преподавателями эксклюзивной экономической квалификации, которые организуют самостоятельную работу студентов в рамках учебных аудиторий федеральных, исследовательских или классических университетов, регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных вузов регионов, городов или муниципалитетов в России и за рубежом, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в режиме межгосударственного учебного диалога и взаимодействия.

Инновационные формы обучения информатике и ИТ, по нашему мнению, также могут быть определены на основе анализа предметных областей и объектов будущей профессиональной деятельности выпускников, например, для экономических вузов, эти формы обучения должны учитывать современные, в том числе и информационные особенности производства, распределения и потребления товаров и услуг в современном информационном обществе [7].

К экономическим вузам, ориентированным на образовательные программы в области методологии и технологии стимулирования производства инновационных товаров в информационном обществе, например, относятся вузы, имеющие направления и формы подготовки: экономика предприятий и организаций по отраслям и специализациям (управление финансами на предприятии; организация производства; антикризисное управление на предприятии; экономика инноваций и финансовый консалтинг; маркетинг). Для этих вузов наиболее эффективными, на наш взгляд, были бы локальная и региональная зоны и формы обучения, использующие индивидуально-обособленное и фронтально- коллективное сетевое учебное взаимодействие и локальные формы автономно-группового сетевого учебного взаимодействия.

К экономическим вузам, ориентированным на образовательные программы в области методологии и технологии оптимального распределения товаров и услуг в информационном обществе, например, относятся вузы, имеющие направления подготовки мировой экономики и маркетинга по отраслям и специализациям (международный менеджмент; международные валютно-кредитные отношения). Для этих вузов наиболее эффективными, на наш взгляд, были бы федеральная и глобальная зоны и формы обучения, использующие фронтально- коллективные и индивидуально-обособленные модели сетевого учебного взаимодействия и региональные, федеральные и глобальные формы автономно-группового и индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия.

К экономическим вузам, ориентированным на образовательные программы в области методологии и технологии стимулирования потребления товаров и услуг в информационном обществе, например, относятся вузы, имеющие направления подготовки финансы и кредит по отраслям и специализациям (торговое дело; банковское дело; ценные бумаги и инвестиции; финансовый менеджмент; страхование; оценка собственности; государственные и муниципальные финансы; налоги и налогообложение). Для этих вузов наиболее эффективными, на наш взгляд, были бы региональная, федеральная и глобальная зоны и формы обучения, использующие фронтально-коллективное и индивидуально-обособленное сетевое учебное взаимодействие и региональные, федеральные формы автономно-группового и индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия.

К экономическим вузам, ориентированным на образовательные программы в области методологии и технологии оказания услуг в информационном обществе, например, относятся вузы, имеющие направления подготовки бухгалтерский учёт, анализ и аудит по отраслям и специализациям (внешнеэкономическая деятельность; коммерческие организации; бюджетные и некоммерческие организации; банки и другие финансово-кредитные организации; экономика инноваций и финансовый консалтинг; прикладная информатика в экономике; математические и статистические методы в экономике). Для этих вузов наиболее эффективными, на наш взгляд, были бы локальная, региональная, федеральная зоны и формы обучения, использующие индивидуально-обособленное и фронтально-коллективное сетевое учебное взаимодействие, а также локальные, региональные, федеральные формы автономно-группового и индивидуально-обособленного сетевого учебного взаимодействия.

На основе рассмотренных базовых форм обучения информатике и ИТ, в соответствии с техническими особенностями и кадровыми возможностями вузы могут проектировать собственные индивидуальные формы и программы обучения. Причем, используя приведенные выше классификации, можно также дополнительно связать направления и профили экономических вузов с формами обучения информатике и ИТ.

В частности, экономические вузы, ориентированные на образовательные программы в области методологии и технологии стимулирования производства инновационных товаров и различных производственных процессов в информационном обществе, могут быть ориентированы на использование в качестве базовой формы обучения локальной формы парного взаимодействия студентов в учебной аудитории, а в качестве вспомогательной (дополнительной) использовать региональную форму обучения - парного взаимодействия при самостоятельной работе студентов в рамках профильного вуза города или области, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках города или региона.

Экономические вузы, ориентированные на образовательные программы в области методологии и технологии стимулирования потребления товаров и услуг в информационном обществе, в качестве базовой формы обучения используют локальную и региональную формы парного взаимодействия студентов в учебной аудитории, а в качестве вспомогательной (дополнительной) - федеральную форму обучения - парного взаимодействия при самостоятельной работе студентов в рамках регионально-ориентированного или многопрофильного функционально-прикладного вуза города или области, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках города или региона.

Экономические вузы, ориентированные на образовательные программы в области методологии и технологии оптимального распределения товаров и услуг в информационном обществе, в качестве базовой формы обучения используют локальную, региональную и федеральную форму парного взаимодействия студентов в учебной аудитории, а в качестве вспомогательной (дополнительной) используют глобальную форму обучения - парного взаимодействия при самостоятельной работе студентов в рамках регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных вузов города или области, используя телекоммуникационные широковещательные средства обмена учебной информации в рамках города или региона.

Экономические вузы, ориентированные на образовательные программы в области методологии и технологии оказания услуг в информационном обществе, в качестве базовой формы обучения могут использовать локальную, региональную федеральную и глобальную форму парного взаимодействия студентов как в учебной аудитории, так и при организации самостоятельной работы.

Практическая реализации данных форм обучения информатики и ИТ возможна при наличии специальных или универсальных информационных систем и комплексов координации и поддержки сетевого или электронного обучения [3,6]. В качестве универсальных средств и технологий координации и поддержки сетевого или электронного обучения мы рассматриваем возможности информационных технологий управления (ИТУ) учебным процессом на основе: систем поддержки форм обучения на стратегическом уровне - Executive Support Systems (ESS); управляющих информационных систем - Management Information Systems (MIS); систем поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; систем уровня знаний - Knowledge Work System (KWS); систем автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; систем диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.

Опыт внедрения этих систем, например, для регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных экономических вузов, ориентированных на образовательные программы в области методологии и технологии различных производственных процессов в информационном обществе для базовой локальной формы парного взаимодействия студентов показал эффективность систем диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне организации обучения, а для вспомогательной региональной формы парного взаимодействия студентов было более эффективно применение систем автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне контроля знаний.

Опыт функционирования регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных экономических вузов, ориентированных на образовательные программы в области методологии и технологии потребления товаров и услуг в информационном обществе, для базовых форм локальной и региональной форм парного взаимодействия студентов показал эффективность использования систем диалоговой обработки учебных запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне, систем автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне контроля знаний и систем поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне, причем в качестве вспомогательной формы поддержки обучения наиболее эффективной была федеральная форма парного взаимодействия студентов на основе систем знания - Knowledge Work System (KWS).

Для регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных экономических вузов, ориентированных на образовательные программы в области методологии и технологии распределения товаров и услуг, для базовой формы локальной, региональной и федеральной форм парного взаимодействия студентов наиболее эффективными были системы диалоговой обработки учебных запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне, системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) и системы знания - Knowledge Work System (KWS) на уровне контроля знаний, а в качестве вспомогательной формы обучения наиболее эффективной были федеральная и глобальная формы парного взаимодействия студентов на основе систем поддержки форм обучения на стратегическом уровне - Executive Support Systems (ESS) и управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS).

Для регионально-ориентированных или многопрофильных функционально-прикладных экономических вузов, ориентированных на образовательные программы в области методологии и технологий оказания услуг в информационном обществе, для базовой формы локальной, региональной и федеральной форм парного взаимодействия студентов наиболее эффективными были системы диалоговой обработки учебных запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне, системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) и системы знания - Knowledge Work System (KWS) на уровне контроля знаний, а в качестве вспомогательной формы обучения наиболее эффективной были региональная и федеральная формы парного взаимодействия студентов на основе систем поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне.

Используя наш опыт, анализируя и адаптируя рассмотренные выше формы обучения и классификации, преподаватели и администрация вузов смогут самостоятельно проектировать наиболее оптимальные образовательные программы и формы обучения информатике и ИТ в конкретных условиях: кадрового обеспечения, средств, технических возможностей и технологий обучения студентов в исследовательских, федеральных, классических университетах или однопрофильных и многопрофильных функционально-прикладных вузах.

Рецензенты:

Фокин Р.Р., д.п.н., профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий, РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург.

Соколов А.В., д.п.н., профессор кафедры информационных систем и мультимедиа, СПбГУКИ, Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. ИНТЕГРАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14259 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674