Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

Блинова Т.Н. 1 Третьяков М.М. 2
1 ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права"
2 ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет"
Статья посвящена разработке системы повышения эффективности материального стимулирования преподавателей образовательных организаций высшего образования. Предложено фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава вуза разбить на три составляющие: фонд фиксированной части, предусмотренный на оплату учебной нагрузки, фонд переменной части, отведённый на оплату нагрузки преподавателей в рамках «второй половины дня», и фонд стимулирующих выплат, рассчитанный на мотивирование профессорско-преподавательского состава на достижение показателей, привязанных к показателям оценки эффективности деятельности вузов. Для целей оценки степени выполнения преподавателями нагрузки «второй половины дня» вузам рекомендовано проводить оценку всех видов работ, относящихся к ней, в академических часах, а также регламентировать объём и примерную структуру наполнения данного вида нагрузки для каждой категории профессорско-преподавательского состава вуза. В статье предлагаются направления и конкретные показатели, за достижение которых целесообразно устанавливать выплаты стимулирующего характера.
направления и показатели деятельности преподавателей
вуз
профессорско-преподавательский состав
фонд заработной платы
материальное стимулирование
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/?frame=1 (дата обращения 09.10.2014 г.).
2 Михалкина Е., Скачкова Л., Гапоненко Н. Нормирование труда в высших учебных заведениях: анализ норм труда профессорско-преподавательского состава / URL: http://lmart.sfedu.ru/index.php/issledovanie-i-ekspertiza-rynka-ruda/publikatsii-sotrudnikov/33-ffgfh (дата обращения 18.09.2014 г.)
3 Письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» / URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97410.
4 Приказ Министерства образования и науки РФ № 2075 от 24 декабря 2010 г. «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работ за ставку заработной платы) педагогических работников» / Информационно-правовой портал “Гарант» / URL: http://base.garant.ru/189813/#1000.
5 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ ( ред от 01.12.2014).
Существующая сегодня система оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов хоть и имеет мотивационную направленность, но стимулирует преподавателей только до определённого момента: пока они не займут желаемую должность, предполагающую максимальную ставку заработной платы. После это уровень их мотивации резко снижается.

В современных условиях образовательной деятельности система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов должна строиться на основе разработки и внедрения эффективного контракта как формы трудовых отношений между работодателем (вузом) и его работниками, основывающейся на наличии у вуза целевых показателей оценки не только эффективности  его деятельности, но и работы всех его подразделений; системе оценки трудовых затрат на выполнение определённых видов работ всех работников вуза; системе оплаты труда, учитывающей дифференциацию сложности выполняемой работы и количество и качество затраченного труда [1]. Иными словами, система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов  должна быть привязана к показателям оценки эффективности деятельности вузов.

Сама система материальных стимулов мотивации профессорско-преподавательского состава для всех вузов должна строиться исходя из следующего.

Преподавательская деятельность работников вузов, как и любая профессиональная деятельность, должна подлежать нормированию.

Учитывая сокращённую продолжительность рабочего времени преподавателя (не более 36 часов в неделю), предусмотренную российским законодательством [5], годовой объём его нагрузки, как правило, составляет 1560 академических часов, хотя встречаются и другие варианты её размера – 1530, 1524, 1440 академических часов.

Нагрузка преподавателя предусматривает выполнение двух видов работ:

– учебной нагрузки, предполагающей чтение лекций, проведение практических занятий, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, приём зачётов и экзаменов, проведение аудиторных контрольных работ, консультаций и др.

– нагрузки в рамках «второй половины дня», включающей учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу, а также повышение квалификации.

Размер учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава регламентируется коллективным договором трудового коллектива вуза с ректором и дифференцируется по категориям профессорско-преподавательского состава с учётом требований законодательства [4].  Так, учебная нагрузка ассистентов и старших преподавателей в учебном году может составлять 850-900 академических часов, доцентов – 800-850 академических часов. Нормы времени для каждого вида учебной работы устанавливаются вузом также самостоятельно на основе определяемых в  законодательстве примерных норм [3]. Так, норма времени, отведённая на чтение лекций, проведение практических занятий, составляет 1 час за 1 академический час, на приём устного экзамена в процессе освоения образовательной программы – 0,35-0,5 часа на студента, на приём зачётов по дисциплинам, предусмотренных учебным планом, - 0,25-0,35 часа на одного студента.

Объём нагрузки «второй половины дня» определяется как разница между общей продолжительностью рабочего времени преподавателя и его учебной нагрузкой. Её конкретный общий и в разрезе видов работ размер в российском законодательстве не закреплён, а планируется на кафедре в зависимости от целей и задач, которые ставит перед коллективом кафедры руководство вуза.

Как показывает практика, преподаватели вузов включают в свой учебный план отдельные виды работ, относящихся ко «второй половине дня», по согласованию с заведующим кафедрой. Однако, определить, выполнил ли каждый конкретный преподаватель весь объём годовой нагрузки «второй половины дня» в академических часах, не представляется возможным, т.к. не установлены нормы времени на отдельные виды её работ.

Для того чтобы можно было проконтролировать степень выполнения преподавателем нагрузки в рамках «второй половины дня», все виды работ, относящиеся к ней, должны быть оценены в академических часах, исходя из длительности и степени сложности их выполнения. Для этого вузам необходимо создавать экспертные группы из числа преподавателей и сотрудников, которые будут проводить оценку трудозатрат по каждому виду работ. Так, например, в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» была сформирована группа экспертов из 6 человек, члены которой определили нормативы времени на выполнение профессорско-преподавательским составом вуза основных видов работ в рамках «второй половины дня». Например, на подготовку рукописи учебной литературы была отведена норма 60 часов на 1 печатный лист, на написание и подготовку к изданию монографии – 80 часов на 1 печатный лист (для коллективной монографии норма установлена на коллектив авторов).

Кроме того, имеет смысл, исходя из квалификационных требований к должностям, регламентировать объём и примерную структуру наполнения нагрузки в рамках «второй половины дня» для каждой категории профессорско-преподавательского состава вуза. Конкретный вид нагрузки каждого преподавателя должен состоять из  видов работ, которые соответствуют задачам, стоящим перед ним, кафедрой и вузом как на текущий год, так и на перспективу. План нагрузки «второй половины дня» должен согласовываться и утверждаться заведующим кафедрой в начале каждого учебного года.

В таблице 1 показана примерная предлагаемая структура рабочего времени для профессорско-преподавательского состава вузов широкого профиля.

Таблица 1

Примерная предлагаемая структура рабочего времени для профессорско-преподавательского состава вузов широкого профиля

Виды работ

Должности профессорско-преподавательского состава вуза

ассистент, преподаватель

старший преподаватель

доцент

профессор

часы

%

часы

%

часы

%

часы

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Учебная нагрузка

900

58

850

55

800

51

600

38

2. Нагрузка «второй половины дня»

660

42

710

45

760

49

960

62

2.1 Учебно-методическая, в т.ч.:

- подготовка к учебным занятиям;

- подготовка учебно-методических материалов (издание учебной литературы, учебно-методических разработок) и др.

280-380

18-24

260-350

17-22

370-510

24-33

370-510

24-33

2.2 Научно-исследовательская, в т.ч.:

- доклад на вузовской, межвузовской, межрегиональной, общероссийской конференции;

- публикация статей;

- руководство НИРС по подготовке к участию в научных мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

- работа над монографией;

- работа над диссертацией на соискание учёной степени кандидата или доктора наук и др.

250-290

16-19

290-350

19-22

200-670

13-43

340-780

22-50

2.3 Организационно-методическая, в т.ч.:

- участие в работе различных советов вуза;

- участие в совещаниях и  заседаниях ректората, совета факультета, заседаниях кафедры;

- организация и проведение внеучебных спортивно-оздоровительных мероприятий и др.

10-20

1

10-20

1

20-40

1-3

40-60

3-4

2.4 Воспитательная, в т.ч.:

- кураторская работа;

- проведение бесед со студентами по мировоззренческим вопросам;

- организация и проведение вечеров, конференций, встреч, экскурсий, выход в театр и др.

20-40

1-3

20-40

1-3

20-40

1-3

20-40

1-3

Итого:

1560

100

1560

100

1560

100

1560

100

 

Выполнение преподавателем учебной нагрузки должно оплачиваться в форме гарантированной фиксированной части заработной платы, зависящей от должности, наличия учёной степени, учёного звания и пр. Доля фиксированной части в общем объёме заработной платы преподавателя может составлять 70% (рисунок 1).

Рис.1.  Предлагаемая структура фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов

Выполнение преподавателем нагрузки в рамках «второй половины дня» должно оплачиваться в форме переменной части заработной платы, зависящей от полноты выполнения данного вида нагрузки и соответствия требованиям к структуре её наполнения. Речь идёт о том, что при выполнении нагрузки в рамках «второй половины дня» преподаватель получает 100% переменной части заработной платы, при недовыполнении нагрузки в рамках «второй половины дня»  преподаватель получает долю переменной части заработной платы, соответствующую доле выполнения нагрузки в рамках «второй половины дня». Объём недополученной переменной части заработной платы  в силу недовыполнения нагрузки «второй половины дня» должен, как и неизрасходованная часть фонда фиксированной части заработной платы, переходить в фонд стимулирующих выплат. Фонд переменной части в общем фонде заработной платы преподавателей вуза может составлять 20%.

Помимо фиксированной и переменной частей заработной платы, как было упомянуто выше, система материальных стимулов мотивации профессорско-преподавательского состава вузов должна включать стимулирующие выплаты, устанавливаемые каждым вузом самостоятельно. Фонд стимулирующих выплат вуза целесообразно установить в размере примерно 10% от всего фонда заработной платы. Причём, как отмечалось, он может пополняться из фонда переменной части заработной платы вуза в случае недовыполнения преподавательским составом нагрузки в рамках «второй половины дня», а также из неизрасходованных средств фонда фиксированной части заработной платы. Конкретный размер стимулирующих выплат должен определяться в конце учебного года, исходя из количества преподавателей, претендующих на них, а также размера фонда стимулирующих выплат вуза.

Именно стимулирующие выплаты в большинстве своём должны иметь привязку к показателям оценки эффективности деятельности тех или иных групп вузов, на которые члены профессорско-преподавательского состава могут повлиять. Необходимо мотивировать преподавателей на достижение таких показателей, по которым проводится ежегодный мониторинг вузов; в первую очередь, на те, по которым у вуза идёт невыполнение. В этом случае можно будет повысить эффективность деятельности вуза в целом. Устанавливать такие показатели необходимо до начала учебного года.

Направления и конкретные показатели деятельности преподавателей, за которые целесообразно осуществлять выплаты стимулирующего характера, должны устанавливаться руководством вуза. По нашему мнению, в отношении всех вузов, кроме спортивных и творческих, таковыми могут выступать:

1) для оценки научно-исследовательской деятельности:

– научные публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора наук и кандидата наук, или в научных периодических изданиях, текущие номера которых или их переводные версии на иностранном языке включены в хотя бы одну из систем цитирования;

– высокие значения российского индекса научного цитирования (РИНЦ), международных индексов цитирования Web of Science и SCOPUS;

– участие в завершённых опытно-конструкторских или технологических разработках;

– руководство студентами (аспирантами), участвующими в опытно-конструкторских или технологических разработках.

2) для оценки методической работы:

– издание учебной литературы с грифом;

– издание монографий;

3) для оценки руководства научно-исследовательской работой студентов, аспирантов, докторантов, соискателей:

– руководство аспирантом, докторантом, соискателем, защитившим диссертацию на соискание учёной степени «кандидат наук» или «доктор наук»;

– подготовка студентов (аспирантов)-победителей (лауреатов) олимпиад, конкурсов, конференций и пр.;

4) для оценки повышения квалификации:

– защита диссертации на соискание учёной степени «кандидат наук» или «доктор наук».

5) для оценки международной деятельности:

– научные публикации в международных изданиях;

– участие в разработке основных образовательных программ высшего образования, получивших международную аккредитацию (для преподавателей вузов, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет»).

Показатели отдельных направлений деятельности преподавателей спортивных и творческих вузов, за которые необходимо устанавливать стимулирующие выплаты, должны быть установлены с учётом специфики той или иной группы вузов.

В отношении спортивных вузов иным должен быть показатель повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (предлагается следующий показатель: «присвоение спортивного звания (Мастер спорта России международного класса (Гроссмейстер России), Мастер спорта России, Кандидат в мастера спорта России) или спортивного разряда (1-й, 2-й, 3-й)», а также стимулирующие выплаты целесообразно в рамках руководства научно-исследовательской работой студентов, аспирантов, докторантов, соискателей устанавливать наряду с показателем  «подготовка студентов (аспирантов)-победителей (лауреатов) олимпиад, конкурсов, конференций и пр.» за подготовку студентов, включённых в списки кандидатов в спортивные сборные команды России.

Для творческих вузов с целью установления стимулирующих выплат для преподавателей в рамках направления «повышение квалификации» может быть использован показатель «присвоение государственного почётного звания, звания лауреата международного или всероссийского конкурсов, лауреата государственной премий».

Остальные направления и показатели деятельности, за которые целесообразно устанавливать стимулирующие выплаты для преподавателей спортивных и творческих вузов, могут быть те же, что и в  отношении большинства вузов.

Таким образом, предлагаемые направления и конкретные показатели деятельности  профессорско-преподавательского состава для цели установления выплат стимулирующего характера для различных групп вузов позволят мотивировать преподавателей на выполнение именно таких видов деятельности, от которых во многом зависит эффективность работы вузов в целом, что, в конечном счёте, должно повысить эффективность деятельности каждого конкретного вуза.

Рецензенты:

Ивашкин М.В., д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г.Хабаровск;

Король А.Н., д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г.Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Блинова Т.Н., Третьяков М.М. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16998 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674