Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Льдокова Г.М. 1 Исмаилова Н.И. 1 Гайфуллина Н.Г. 1 Макарова О.А. 1 Мухарлямова А.Ю. 1
1 Елабужский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Статья подготовлена в рамках реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В статье отмечается востребованность компетентностного подхода к результату подготовки выпускника педагогического ВУЗа в соответствии c Концепцией поддержки развития педагогического образования и Профессиональным стандартом педагога. В реализации модуля «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)» особое внимание уделяется контрольно-измерительным материалам, позволяющим объективно оценить сформированность у студентов психолого-педагогических компетенций, в том числе по дисциплине «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся». Показатель сформированности компетенций осуществляется путем определения уровня: продвинутый уровень, базовый уровень, начальный уровень. Такая оценка компетенций при помощи разработанных практико-ориентированных контрольно-измерительных материалов позволяет подготовить педагога нового типа.
практика личностно-ориентированного образования
профессиональный стандарт педагога
1. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166 (дата обращения: 25.02.2015).
2. Льдокова Г.М., Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г., Макарова О.А., Мухарлямова А.Ю. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов в рамках усвоения дисциплины «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-17857 (дата обращения: 17.03.2015).
3. Нурмухаметова Л.Б., Салаватова Г.Р., Бильданова В.Р. Профессиональная направленность студентов // Международный журнал экспериментального образования, №6, 2014. – С. 94-95.
4. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н www.regulation.gov.ru
5. Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография). – М.: Бослен, 2013. – 256 с.
Сложившаяся в современном обществе ситуация социально-экономических реформ диктует новый формат подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Важнейшей научно-педагогической задачей в соответствии c Концепцией поддержки развития педагогического образования и Профессиональным стандартом педагога является подготовка учителя, способного отвечать потребностям школы. От выпускника ВУЗа требуются сформированные умения и готовность организовывать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в классе; создавать условия повышения мотивации к учебной деятельности у школьников; регулировать поведение обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; диагностировать поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; фиксировать динамику созревания психических функций и успешность процесса социализации и адаптации ребенка и др.[1, 4, 5].

Существующие на сегодняшний день программы подготовки педагогических кадров не в полной мере отвечают вышеперечисленным потребностям школы.

Елабужский институт Казанского федерального университета принимает участие в реализации проекта Министерства образования и науки РФ «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

Данный проект направлен на модернизацию педагогического образования через переход от традиционно репродуктивного обучения к усилению практико-ориентированной подготовки будущего учителя.

Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» включает модуль «Психология и педагогика развития учащихся (практика личностно-ориентированного образования)», интегрирующий психологические и педагогические знания, которые ранее в системе высшего педагогического образования позиционировались как самостоятельные фундаментальные дисциплины, связанные между собой, но в реальной практике не соединяемые и не отвечающие запросам учителей, учащихся и родителей.

Эффективность практико-ориентированной подготовки будущего педагога в процессе усвоения дисциплин модуля достигается путем создания единого пространства «ВУЗ - школа», в котором студент, получивший профессиональные навыки в квази-условиях в ВУЗе, реализует профессиональные пробы в реальных условиях школы[2,3].

Инновационность дисциплин модуля состоит в наполняемости их дидактическим материалом, имеющим практико-ориентированный способ подачи и освоения.

Содержание дидактического материала освещает актуальные проблемы образования: охрана детского здоровья; инклюзия как способ интеграции в образовании; развитие и сопровождение одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями и т. д.; коррекционно-развивающая работа в образовании; что даст возможность студенту выработать свой стиль профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению и адресному решению проблем учащихся. Контрольно-измерительные материалы (тесты, кейс-задания и др.), представленные в фондах оценочных средств по дисциплинам, позволяют объективно оценить сформированность у студентов психолого-педагогических компетенций.

Ниже приведен пример контрольно-измерительного материала по дисциплине «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся».

Компетенция: готовность к регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Задание 1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.

Ученик 8-го класса во время урока биологии мешал учителю объяснять новую тему: переговаривался с учениками, на замечания учителя дерзил, демонстрировал свое превосходство. За плохое поведение учитель оставил ученика в закрытом классе, в то время как весь класс пошел на концерт. Ученик, разозлившись на учителя, выбросил из окна все горшечные растения. От поступка ученика учительнице стало плохо, и в этот же день она попала в больницу с гипертонией.

1. В чем состояла главная ошибка учителя?

а) оградил во время праздника класс от агрессивного ученика (0 баллов);

б) учитель оставил ученика без надзора взрослых (1 балл);

в) учитель на агрессию ученика отреагировал агрессией (2 балла);

г) во время урока не уделил внимание ученику (1 балл);

д) слишком часто делал замечания в адрес ученика (1 балл);

Что необходимо было сделать учителю для предотвращения последствий конфликта на уроке?

а) необходимо было взять ученика с собой или оставить под присмотром (1 балл);

б) необходимо было отвести ученика к директору (0 баллов);

в) необходимо было побеседовать с учеником наедине после урока о том, как учитель чувствовал себя на уроке (1 балл);

г) после урока вести учителю с учеником себя так, как будто ничего не произошло (0 баллов);

д) после урока позвонить родителям ученика, что бы его забрали домой (0 баллов);

е) необходимо было побеседовать с учеником наедине после урока о причинах его поведения, его переживаниях (2 балла).

Компетенция: способность к формированию мотивации к обучению.

Задание 2. Проанализируйте разговор двух педагогов. Выберите два наиболее подходящих варианта ответа.

Учитель математики жалуется учителю русского языка и литературы на ученика 8 «А» класса Игоря П. Она утверждает, что он систематически не выполняет домашние задания, на уроках невнимателен, не сосредоточен, отвлекается на посторонние дела, не проявляет интереса к предмету. На это учитель русского языка и литературы выражает свое удивление, т.к. этот же ученик на его уроках ведет себя иначе: активен, инициативен, выступает в роли помощника учителя, читает дополнительную литературу, с удовольствием выполняет индивидуальные задания повышенной сложности.

Какие условия необходимо создать учителю русского языка и литературы для повышения мотивации учащегося к изучению предмета?

а) доброжелательное отношение к учащемуся, принятие его таким, какой он есть (0 баллов);

б) если весь класс за четверть получит только «4» и «5», учитель обещает сопровождать класс на концерт, о котором мечтает каждый ученик данного класса (1 балл);

в) создать ситуацию успеха, показать ученику его резервные возможности, заинтересовать ученика интересным индивидуальным заданием (2 балла);

г) учитель в индивидуальной беседе с учеником выяснил, что он больше склонен к точным наукам и никогда ему не нравились гуманитарные науки (0 баллов);

д) учитель на основе систематического наблюдения выявил индивидуальные особенности учащегося (0 баллов).

Компетенция: способность к применению инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Задание 3. Проанализируйте ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.

Классный руководитель 5 «Б» класса, пригласил учащегося Колю В. на беседу, заранее договорившись о встрече. Учитель, используя метод беседы, хотел выяснить степень адаптации учащегося к новой школе. Во время беседы ученик отвечал неохотно, односложно, все время смотрел в пол.

1. Назовите ошибки учителя при организации метода беседы.

а) ошибочно было выбрано время и место проведение беседы (0 баллов);

б) учитель не установил доверительные отношения с учащимся (2 балла);

в) большую часть разговора занимала речь учителя (2 балла);

г) учитель не заинтересовал ученика беседой (1 балл);

д) учитель беседу проводил на равных, демонстрируя дружеское отношение к ученику (0 баллов);

е) в процессе беседы учитель рассказывал учащемуся об особенностях других учеников класса для того, что бы Коля знал чего ожидать от одноклассников (2 балла);

2. Что нужно сделать учителю, что бы в итоге беседы получить достоверные данные?

а) с целью установления контакта использовать сленговые слова и выражения учащихся во время беседы (0 баллов);

б) с целью создания доверительных отношений начинать многие вопросы с выражения «Согласен ли ты со мной, что ...» (0 баллов);

в) с целью перепроверки информации несколько раз задавать один и тот же вопрос (1 балл);

г) с целью установления контакта начать беседу с интересующей ученика темы разговора (2 балла);

д) для того, чтобы ученик не стеснялся учителя во время беседы, желательно найти свободную аудиторию со слабым освещением (1 балл).

3.Выберите фразу, наиболее подходящую для начала беседы:

а) «Коля, расскажи, что с тобой происходит, с тобой все в порядке?» (0 баллов);

б) «Коля, ты очень стеснительный, давай решим твою проблему?» (0 баллов);

в) «Коля, я за тебя переживаю, как тебе в нашей школе?» (1 балл);

г) « Коля, ребята тобой интересуются. Ты нашел в классе друзей?» (1 балл);

д) «Коля, расскажи, как ты любишь проводить свободное время?» (2 балла);

е) «Коля, я слышала, что ты посещаешь театральный кружок. Наверное, это очень интересно» (2 балла).

Компетенция: способность к развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Задание 4. Проанализируйте ситуацию. На каждый вопрос выберите один вариант ответа.

Антон Б. - ученик 6 класса, застенчивый, интровертированный, чувствительный к оценке окружающих. В классе практически ни с кем не общается, в школе ходит один, несмотря на хорошее отношение к нему одноклассников. На уроке математики он всегда сидит на последней парте, отказывается отвечать у доски. После объяснения задания учителем, Антон Б. продолжает смотреть в окно. На вопрос: «Почему ты не выполняешь задание?», ученик пожимает плечами, сползает с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту, быть незаметным.

1. В чем основная причина подобного поведения ученика?

а) ученику не интересен предмет, преподаваемый учителем (1 балл);

б) ученик не уверен в собственных силах, поэтому старается избежать ситуации неудачи (2 балла);

в) ученик не способен к изучению данного предмета, не имеет задатков (0 баллов).

2. Какие действия необходимо предпринять учителю для развития у ученика познавательной активности и самостоятельности?

а) нет необходимости предпринимать какие-либо действия, так как ученик не нарушает дисциплины, не мешает остальным ученикам заниматься (0 баллов);

б) необходимо указать ученику на его ошибки, сравнить его с более успевающими учениками, чтобы он тянулся к их уровню (0 баллов);

в) необходимо поддерживать ученика во время урока, отмечать его достижения (2 балла);

г) при неудаче ученика реагировать спокойно, словами: «Жалко, что не вышло, надеюсь, получится в другой раз» (1 балл);

3. Какие действия необходимо предпринять учителю по отношению к классному коллективу для развития инициативы ученика во взаимодействии с другими учащимися?

а) необходимо устроить соревнование в классе, определив победителей и проигравших (0 баллов);

б) разделить класс на команды, поставив каждой команде творческую групповую задачу (2 балла);

г) в ходе личной беседы выявить сильные стороны ученика, рассказать о них классу (1 балл);

Оценка сформированности компетенций осуществляется путем подсчета баллов по заданиям. Баллы распределяются по уровням сформированности компетенций: продвинутый («отлично»), базовый («хорошо»), начальный («удовлетворительно») (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели сформированности компетенций

Компетенции

Уровни сформированности компетенций

Компетенция не сформирована

Продвинутый уровень

Базовый уровень

Начальный уровень

Готовность к регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

4

2-3

1

0

Способность к формированию мотивации к обучению.

3

2

1

0

Способность к применению инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

5-6

3-4

1-2

0

Способность к развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

5-6

3-4

1-2

0

Таким образом, оценка сформированности необходимых компетенций при помощи разработанных практико-ориентированных контрольно-измерительных материалов позволяет подготовить педагога нового типа, не только знающего «что», а понимающего и умеющего «как» и «для чего» применять профессиональные знания.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;

Прыгин Г.С., д.псх.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Льдокова Г.М., Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г., Макарова О.А., Мухарлямова А.Ю. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18834 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674