Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗ-ВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Корнева Е.В. 1 Корень А.В. 1 Авраменко В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС)
В статье обоснована значимость Дальневосточного региона и оценки качества реализации стратегии его социально-экономического развития. Для достижения целей, обозначенных в стратегии, необходимо своевременно оценивать степень достижения прогнозных показателей на каждом этапе реализации стратегии, а также выявлять причины, которые помешали достижению поставленных целей. Для оценки реализации стратегии были проанализированы такие показатели, как структура валового регионального продукта, уровень занятости, а также темпы роста инвестиций в экономику региона. Были рассмотрены причины отклонения фактических показателей от плановых, а также определены основные драйверы, способствующие благоприятной реализации дальнейших этапов стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона.
дальневосточный регион
уровень занятости населения
валовый региональный продукт
инвестиции
этапы экономического развития
территории опережающего развития
стратегия социально-экономического развития
1. Корень А.В. Методические подходы к оценке качества региональных программ инвестиционного развития Дальнего Востока // Современные проблемы науки и образования. - 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15534.
2. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 99-103.
3. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www.science-education.ru/120-16832.
4. Латкин А.П. Российский Дальний Восток: ретроспектива и перспектива социально-экономического развития // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 3. - С. 120-128.
5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
6. Регионы России: социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/02-03.html (дата обращения: 20.08.2014).
7. Титова Н.Ю., Ворожбит О.Ю. Оценка предпосылок кластеризации Приморского края // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 33. - С. 13-20.
8. Ускова Т.В. Совершенствование региональной социально-экономической политики – стратегическая задача государства // Проблемы развития территории. - 2014. - № 1 (69). - С. 7-13.
9. Шеломенцев А.Г., Терентьева Т.В., Козлова О.А., Макарова М.Н. Межрегиональное сотрудничество как институт реализации стратегий развития регионов Дальнего Востока // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-3. - С. 417-422.

Состояние социально-экономического развития отдельных регионов в совокупности формирует общее экономическое положение государства. Неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на состояние, структуру и эффективность экономики.

Менее эффективные регионы оттягивают на себя ресурсы и положительные результаты деятельности более эффективных регионов, тем самым снижая совокупный социально-экономический уровень развития государства.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тем, что повышение конкурентоспособности экономики страны, отдельных хозяйствующих субъектов и отраслей выдвинуто в ранг национальной идеи [7].

Немалый вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации вносит Дальневосточный регион. Осознание всей значимости сохранения и усиления геостратегической роли Дальнего Востока для укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе продуцирует все новые и новые инициативы российского правительства по успешному решению этой задачи [4].

Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сравнении

с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на роль Дальнего Востока в политических, экономических, социальных процессах в стране, определяя его развитие в качестве важнейшего приоритета региональной политики РФ [9].

Актуальность проблемы управления развитием отдельных регионов подтверждается ежегодным увеличением бюджета программ социально-экономического развития Дальневосточного региона [2].

Однако эффективное управление развитием региона невозможно без оценки реализации действующей стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года и тенденций его социально-экономического положения. Более того, значимость оценки стратегии обусловлена необходимостью своевременного мониторинга осуществляемых решений и мероприятий с целью их дальнейшей корректировки.

Целью рассматриваемой стратегии является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Стратегия предусматривает 3 этапа экономического развития:

1 этап (2009 - 2015 годы);

2 этап (2016 - 2020 годы);

3 этап (2021 - 2025 годы).

Уже сейчас можно говорить о реализации первого этапа стратегии, подходящего к концу, в ходе реализации которого ожидается, что темпы роста инвестиций в Дальневосточном регионе превысят среднероссийские темпы, будут внедрены энергоресурсосберегающие технологии, хоть и незначительно, но все же повысится уровень занятости населения, начнется реализация новых инфраструктурных проектов, а также проектов в области промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономического роста, что, в свою очередь, должно привести к росту инвестиций в экономику Дальневосточного региона.

Стратегией установлены прогнозные показатели социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года, достижение которых планируется в соответствии с каждым этапом программы. В таблице 1 приведены прогнозные показатели структуры валового регионального продукта на период до 2025 года.

Таблица 1

Прогноз структуры валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном регионе на период до 2025 года (в процентах)

Отрасль

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Промышленность

32,1

28,0

28,0

28,7

Строительство

11,2

15,8

17,1

16,0

Сельское хозяйство

5,1

4,6

4,5

4,3

Транспорт

13,2

14,0

14,6

15,0

Прочие отрасли

38,4

37,6

35,8

36,0

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

На основе прогнозной структуры валового регионального продукта можно заключить, что в регионе не планируется кардинально менять его структуру. За время реализации проекта ожидается увеличение долей в совокупном валовом региональном продукте таких отраслей, как «Строительство» и «Транспорт», чему причиной объективные факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие.

Важнейший внутренний фактор, сдерживающий развитие региона, это высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура в значительной степени продолжает негативно влиять на осуществление практически любых видов деятельности на Дальнем Востоке, а также является причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

Другой важный фактор непосредственно влияет на достижение самой цели стратегии, то есть на закрепление населения на Дальнем Востоке. В значительной степени на закрепление населения в регионе влияет доступность жилья. Увеличение доступности жилья возможно за счет увеличения объемов жилищного строительства, а также снижения себестоимости строительства жилой недвижимости. Кроме того, рост отрасли «Строительство» в структуре валового регионального продукта обусловлен необходимостью создания объектов социальной инфраструктуры и различных инфраструктурных объектов, без которых реализация стратегии невозможна.

В целом можно заметить, что прогнозная структура валового регионального продукта имеет логичную основу, которая определяется планом конкретных мероприятий, поэтому оценка соответствия факта структуры прогнозным значениям может дать первоначальное представление об эффективности реализации первого этапа стратегии.

По итогам 2014 года мы можем наблюдать значительное отклонение фактической структуры валового регионального продукта от запланированной (рис. 1).

Рис. 1. Структура валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном регионе в 2014 году

Промышленность заняла долю 38,5% в структуре валового регионального продукта, в связи с чем произошло снижение долей других отраслей. Доля строительства составила всего лишь 6,8%, даже не достигнув доли 2010 года, не говоря о приближении к показателю 2015 года в размере 15,8%.

Анализируя темпы роста инвестиций (табл. 2) в целом по Российской Федерации и по Дальневосточному региону, можно отметить, что ожидания, определенные в стратегии, не оправдались.

Таблица 2

Темпы роста инвестиций в Российской Федерации и Дальневосточном регионе за период 2011-2014 гг. (в процентах)

Регион

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.
(январь-сентябрь)

Российская Федерация

120,58

114,05

105,32

97,50

Дальневосточный федеральный округ

134,63

91,59

83,85

98,70

Так, превышение темпов роста инвестиций на Дальнем Востоке над среднероссийскими темпами произошло только в 2011 году, итоги 2014 года еще окончательно не подведены, однако уже сейчас можно сказать, что инвестиции в Дальний Восток превысили среднероссийский показатель. В 2012-2013 гг. темпы роста инвестиций Дальневосточного региона не только не смогли превысить среднероссийские темпы, но и показали отрицательную динамику.

Как показывает статистика (табл. 3), одна из целей реализации первого этапа стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона, а именно увеличение темпов роста уровня занятости населения, была достигнута.

Таблица 3

Темпы роста уровня занятости в Дальневосточном регионе за период
2010-2014 гг. (в процентах)

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Уровень занятости

61,2

62,4

63,6

63,9

64,2

Среднегодовой прирост уровня занятости населения составил почти один процентный пункт за период 2010-2014 гг., что является весьма значительным показателем, отражающим положительные тенденции в социально-экономическом развитии региона.

Стратегия социально-экономического развития Дальневосточного региона реализуется в том числе через различные государственные программы, разработанные для конкретного региона, поэтому на достижение показателей, заложенных в стратегии, в большей степени влияет реализация отдельных региональных программ, поэтому причины отклонения от целевых ориентиров необходимо искать в качестве их реализации [1].

Стоит отметить, что на качество реализации первого этапа стратегии значительно повлияла непростая экономическая ситуация в России, которая отразилась на социально-экономическом развитии всех ее регионов. Однако Дальневосточный регион достаточно стойко преодолевает трудности, что подтверждает реализация крупных значимых проектов, в том числе создание территорий опережающего социально-экономического развития. Кроме того, стоит отметить, что качество реализации стратегии является одним из факторов предпринимательской активности региона [3].

30 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», согласно которому резиденты этих территорий будут находиться под особым режимом государственного регулирования, получат ряд льготных условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе существенные льготы по налогам и страховым платежам. Кроме того, государство берет на себя обязательство создать инженерные сети и базовую инфраструктуру за счет средств из бюджета [5].

В настоящее время Правительством РФ созданы следующие институты развития: ОАО «Дальний Восток», Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Создание этих институтов, территории опережающего социально-экономического развития, реализация крупных экономически и социально значимых проектов, а также в перспективе создание Свободного порта Владивосток не может не оказать благотворное влияние на реализацию остальных этапов стратегии.

Стоит помнить, что социально-экономическое развитие Дальнего Востока и в дальнейшем будет испытывать воздействие определенных сдерживающих факторов, главными из которых являются недостаточность транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и высокие конъюнктурные риски в слабо диверсифицированной экономике, поэтому эффективная реализация стратегии невозможна без поэтапной оценки и мониторинга качества ее реализации.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 2014/292 на тему: «Социально-экономические факторы и инновационные механизмы реализации политики динамичного развития Дальнего Востока».

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры Международного маркетинга и торговли, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗ-ВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19380 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674