Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Исмагилова Л.А. 1 Матягина Т.В. 1, 1 Смольянинов Н.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Разработана и описана концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения в условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг. Введено понятие «профиль профессионально-образовательного менталитета» для обозначения формируемого в массовом сознании экономически активного населения мысленного образа воспринимаемой им направленности, содержания и характера профессий, имеющегося и желаемого уровней квалификаций, способностей (компетенций) к освоению тех или иных профессиональных навыков. Предложен инструментарий использования коммуникационных технологий, позволяющий формировать профессионально-образовательный менталитет трудоспособного населения, основываясь на прогнозах потребности экономики в трудовом потенциале и на адаптации характеристик образовательной среды с учетом этих потребностей. В статье выдвинут тезис о том, что в процессе экономического развития проявляются дуалистические эффекты формирования трудового потенциала: с одной стороны — это потребности и состояние экономики, с другой – интересы населения и уровень развития общества. Показано, что дуалистические противоречия играют важную роль в технологии формирования профессионального менталитета экономически активного населения.
профиль профессионально-образовательного менталитета
концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета
моделирование социально-экономических систем
профессионально-образовательная биржа
профессионально-образовательный менталитет
1. Аузан А. А. Эффект колеи. Проблема зависимости от траектории предшествующего развития – эволюция гипотез // Доклад на научном симпозиуме «Институциональные проблемы долгосрочной социально-экономической динамики». Москва. МГУ им. М. В. Ломоносова. 27 сентября 2014 г. Приводится в редакции [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://postnauka.ru/longreads/35754 (дата обращения: 03.01.2015 г.).
2. Бодрунов С. Д. Механизм формирования государственной политики реиндустриализации экономики // Научный альманах «Стратегия развития и экономическая политика» Экономического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга. Выпуск 3, 2014 г. С. 27–37.
3. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. – 256 с.
4. Исмагилова Л. А., Матягина Т. В., Смольянинов Н. Е. Технологии формирования профессионально-образовательного менталитета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-17047 (дата обращения: 22.01.2015).
5. Ореховский П. А.Однородность функции Солоу и проблема мировой траектории экономического роста // Феномен возрастающей отдачи в экономике и политике: Сборник научных трудов // Под редакцией С. Г. Кирдиной, В. И. Маевского. — СПб.: Алетейя. 2014. – С. 55–70.
6. Полтерович В. М. Проектирование реформ: роль промежуточных институтов // Экспертный канал «Экономическая политика», [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-32/533-proektirovanie-reform-rol-promezhutochnykh-institutov (дата обращения: 03.01.2015 г.).
7. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. № 12, 2014. – С. 9–49.

Задача реиндустриализации экономики является сегодня одной из ключевых при разработке модернизационной политики России и предполагает обеспечение экономического роста за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов [2; 3]. Существенные изменения капитала в отраслях, связанных с реиндустриализацией, обусловлены потребностями людей, общества и экономики в целом. Но это порождает и сложности в согласовании интересов экономики и научно-образовательной среды.

Возникают дуалистические эффекты формирования трудового потенциала экономики: с одной стороны, потребности и состояние экономики, с другой – интересы населения и уровень развития общества. Чем лучше состояние реального сектора экономики, тем больше интерес населения к рабочим и инженерным профессиям и тем ниже потребность экономики в новых кадрах. Дуализм развития общества проявляется в стремлении его членов к повышению качества жизни и уровня благосостояния за счет снижения напряженности, сложности и длительности работы, что в свою очередь приводит к снижению производственного потенциала экономики и к ухудшению уровня жизни населения. Дуалистические противоречия играют важную роль в технологии формирования профессионального менталитета экономически активного населения.

Обновление условий распространения информации, активации восприимчивости людей по вопросам профессионально-образовательного выбора должно учитывать ментальные аспекты поведения экономически активного населения и воздействие институциональной среды [1; 5; 6; 7].

В условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг формируется новый профессионально-образовательный менталитет – устойчивые взгляды широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, а также формирования привлекательного имиджа профессий и направлений подготовки кадров [4].

В частности, профессиональные предпочтения экономически активного населения должны способствовать адекватной оценке карьерных перспектив и возможных последствий профессионального и образовательного выбора с учетом потребностей экономики. Проблема, однако, заключается в отсутствии действенных инструментов формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения в условиях социально-экономических изменений.

Цель данной статьи – разработать инструментарий и подход, которые позволят формировать профессионально-образовательный менталитет экономически активного населения с использованием коммуникационных технологий, основываясь на прогнозах потребности экономики в трудовом потенциале и на адаптации характеристик образовательной среды с учетом этих потребностей.

Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения

Целью построения модели является описание элементов и характеристик экономической системы, существенных для формирования профессиональных и образовательных предпочтений и поведенческой направленности экономически активного населения.

Ключевым элементом данной системы является профессионально-образовательная биржа, которая рассматривается как совокупность средств коммуникации, инструментов передачи информации, продвижения инновационных идей и прогнозов развития экономики, а также возможностей научно-образовательной среды в части воспроизводства трудового потенциала. Средствами и инструментами профессионально-образовательной биржи в результате информационного воздействия по вопросам развития экономики, профессионального и образовательного выбора в массовом сознании экономически активного населения происходит формирование требуемого профиля профессионально-образовательного менталитета.

Понятие «профиль профессионально-образовательного менталитета» вводится для обозначения формируемого в массовом сознании экономически-активного населения, мысленного образа воспринимаемой им структуры, содержания и характера профессий, квалификаций, обучения, профессиональных способностей (компетенций).

Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения представлена на рисунке 1.

Элементами модели являются:

1) экономически активное население, как носитель профессионально-образовательного менталитета и основа формирования трудового потенциала;

2) экономика как основной потребитель трудового потенциала;

3) научно-образовательная среда как совокупность институтов и процессов, направленных на изменение профессионально-образовательных характеристик трудового потенциала;

4) профессионально-образовательная биржа как инструмент формирования профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного требованиям экономики.

Рис. 1. Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения

Между блоками модели происходит обмен информацией:

- о прогнозах развития отраслевой и кадровой структуры экономики, территориальном размещении и спросе на трудовой потенциал (INF1);

- об уровнях и направлениях подготовки кадров, территориальном размещении и пропускной способности образовательных учреждений (INF 2);

- об информационном воздействии, оказываемом на различные группы экономически активного населения со стороны биржи (INF 3).

Выбор экономически активным населением направленности своего поведения под влиянием информационного воздействия биржи и соответствующего изменения группового (массового) поведения определяет управляемый процесс профессионально-образовательного выбора.

Процесс адаптации научно-образовательной среды к потребностям экономики выделен на рисунке двунаправленной стрелкой как обоюдное воздействие совокупности факторов, порождающих синергетические эффекты.

В процессе моделирования выделены существенные характеристики для формирования профессионально-образовательного менталитета:

1) структура экономически-активного населения;

2) отраслевая, территориальная и кадровая структура экономики, инновационные направления развития отраслей;

3) структура и территориальное размещение научно-образовательной сети;

4) технологии и инструменты профессионально-образовательной биржи.

Люди как представители экономически активного населения на конкретных этапах жизни стремятся рационально оценить свои карьерные перспективы и возможные последствия профессионального и образовательного выбора. На этот выбор влияют не только мировоззрение, индивидуальные качества и внутренние мотивы поведения, но также общественное мнение, сложившееся по отношению к направлениям профессиональной деятельности, труду и образованию.

Целевые группы экономически активного населения выделяются:

- по полу и возрасту;

- по уровню и направлению образования;

- по профессиональному уровню и должностному статусу;

- по уровню и характеру доходов;

- по социальным ролям (например, учителя, учащиеся и их родители; руководители и подчиненные; работающие и неработающие; молодежь и пенсионеры; семья и организация; друзья и коллеги; здоровые и лица с ограничениями к получению профессии по здоровью и др.) и т.д.

Развитие экономики приводит к изменениям структуры трудового потенциала, прогноз развития которого формируется, в том числе, научными направлениями в разрезе:

- отраслей (промышленность (по отраслям), сельское хозяйство, связь и транспорт, строительство, финансы и др.);

- территорий (страна в целом, федеральные округа, субъекты федерации, районы и города; промышленные, финансовые, научные и образовательные кластеры и др.);

- направлений инновационного развития (перечни критических технологий и приоритетных направлений развития науки; инновационные товары и услуги; развивающиеся рынки и т.п.);

- квалификационного содержания требуемых профессий (уровень квалификации и профессиональная направленность; требования профессиональных стандартов и др.).

В научно-образовательной среде исследуются возможные перспективы развития экономики, трудового потенциала и проектируется требуемый профиль профессионально-образовательного менталитета (научная составляющая), а также формируются уровневая структура и направления содержания образования (образовательная составляющая). Научно-образовательная среда адаптируется к требованиям экономики, что выражается, например:

- в изменении структуры профессионального образования;

- в формировании новых направлений подготовки специалистов;

- во взаимоувязке профессиональных и образовательных стандартов (номенклатура и квалификационные требования образовательных стандартов и профессиональных стандартов);

- в появлении, использовании и распространении инновационных промышленных, управленческих и образовательных технологий и т.п.

Профессионально-образовательная биржа рассматривается как совокупность коммуникационных технологий, средств, инструментов продвижения инновационных идей и прогнозов развития экономики, возможностей научно-образовательной среды в части воспроизводства трудового потенциала. Основными технологиями биржи являются:

- информационный, научный и образовательный обмен по вопросам развития профессий, направлений и уровней образования;

- модерация информации;

- организация мероприятий, повышающих информированность общества в вопросах профессионального выбора и в оценке имиджа образования.

Подробнее об идее и структуре профессионально-образовательной биржи см. [4].

Биржа аккумулирует, структурирует и размещает информацию о прогнозах развития отраслевойи кадровой структуры экономики, территориальном размещениии спросе на трудовой потенциал (INF1), об уровнях и направлениях подготовки кадров, территориальном размещении и пропускной способности образовательных учреждений (INF 2). Размещенная на бирже информация передается различным группам экономически активного населения в виде целенаправленного и разнообразного информационного воздействия (INF 3), чтопозволяет влиять на групповое (массовое) поведение при осуществлении образовательного выбора.

Биржа как инструмент коммуникаций формирует в массовом сознании конкретный, соответствующий характеристикам экономики и научно-образовательной среды профессионально-образовательный ментальный образ, который возникает в результате информационного воздействия на представителей экономически активного населения по вопросам развития экономики, профессионального и образовательного выбора, структуры, содержания и характера профессий, квалификаций, обучения, профессиональных способностей (компетенций).

Экономически активное население, анализируя поступающую информацию, сравнивает свои профессионально-образовательные предпочтения и реальные характеристики экономики и образовательной среды и в результате:

- либо предпринимает действия, направленные на выбор новой образовательной и (или) профессиональной траектории, на изменение образовательного и (или) профессионального статуса, что в свою очередь служит «сигналом» к новому изменению в научно-образовательной среде (в ее структуре и территориальном размещении);

- либо меняет (корректирует) свои устоявшиеся взгляды.

Таким образом, процесс формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения заключается в создании и удержании в массовом сознании (с использованием средств и инструментов профессионально-образовательной биржи) профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного прогнозам развития экономики и образовательной среды.

Заключение

Разработан подход, который на основе прогнозов потребности экономики в трудовом потенциале и адаптации к этим потребностям характеристик научно-образовательной среды позволяет формировать профессионально-образовательный менталитет экономически активного населения с использованием коммуникационных технологий, реализованных в форме профессионально-образовательной биржи, которая в свою очередь представляет собой совокупность средств коммуникации, инструментов передачи информации, продвижения идей, прогнозов развития экономики и возможностей научно-образовательной среды.

Построена концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения, которая включает в себя следующие элементы системы:

1) экономически активное население как носитель профессионально-образовательного менталитета и основа формирования трудового потенциала;

2) экономика как основной потребитель трудового потенциала;

3) научно-образовательная среда как совокупность институтов и процессов, направленных на изменение профессионально-образовательных характеристик трудового потенциала;

4) профессионально-образовательная биржа как инструмент формирования профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного требованиям экономики.

Введено в оборот понятие «профиль профессионально-образовательного менталитета». Выделены существенные характеристики для формирования профессионально-образовательного менталитета.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и АН РБ, проект № 15-12-02020.

Рецензенты:

Климова Н.И., д.э.н., проф., заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа;

Бухарбаева Л.Я., д.э.н., проф., профессор кафедры экономики предпринимательства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Исмагилова Л.А., Матягина Т.В., Матягина Т.В., Смольянинов Н.Е. ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19685 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674