Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ростовцева В.М. 1 Козловская Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В данной статье обосновывается важная роль развития креативно-коммуникативной личности при обучении иностранному языку. Креативно-коммуникативная компетенция есть специальная компетенция в составе коммуникативной компетенции. Креативно-коммуникативная личность является важным компонентом содержания креативно-коммуникативной компетенции и отличает её от традиционного понимания коммуникативной компетенции. Определение феномена креативно-коммуникативной личности целесообразно посредством выделения ее качественных признаков. Признаки выявлены на основе проекции интерпретации понятия «креативная личность» в контекст методики преподавания иностранного языка. Типологические характеристики креативно-коммуникативной личности сформулированы на основе сравнительно-сопоставительного анализа понятий «креативная личность», «языковая личность», «коммуникативная личность» и учета реализации креативного аспекта в речевой деятельности студентов. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный, функциональный и креативно-коммуникативный параметры креативно-коммуникативной личности.
креативно-коммуникативаня личность
креативно-коммуникативная компетенция
параметры креативно-коммуникативной личности
типы личности
личностные качества
1. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дис. ... канд. псих. наук. – Казань, 2003. – 147 с.
2. Зеленкова И. В. Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения: дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 201 с.
3. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. –М.,1989. – С.3-8.
4. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1989. – 214 с.
6. Мартышкина Н. В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 238 с.
7. Потапов Д. А. Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 181 с.
8. Пузеп Л. Г. Психологические механизмы развития креативности личности: дис. ... канд. психол. наук. – Омск, 2006. – 180 с.
9. Тюрьмина Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. – Казань, 2004. – 228 с.
10. Халюшова Г. А. Развитие лингвистической креативности студента университета: дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2005. – 198 с.
11. Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев: Вища шк., 1985. – 159 с.
Образование является основным инструментом развития личности человека. Важной особенностью современной образовательной парадигмы является возрастающая роль явления креативности. Креатология как самостоятельная наука рассматривает феномен креативности с самых разных позиций, однако вне контекста учебного процесса. В свою очередь педагогические науки указывают на важность исследования и применения креативности, но руководствуются при этом преимущественно достижениями в области психологии, поэтому редко учитывается специфика отдельного учебного предмета. Психология как наука, в том числе педагогическая психология, рассматривает его как основу развития потенциала личности (А. А. Голованова, Л. Г. Пузеп, Г. А. Халюшова и др.). Методика как наука также обращает внимание на роль креативных качеств обучающихся в преподавании отдельных предметов, преимущественно в системе дошкольного и начального образования (Д. А. Потапов, И. В. Зеленкова и др.). Это, с одной стороны, свидетельствует о создании целого направления в исследовании феномена «креативность» во взаимосвязи со спецификой конкретной предметной области, а, с другой стороны, обуславливает актуальность явления креативности при обучении продуктивным видам деятельности, что является принципиально важным для методики обучения иностранным языкам.

Креативность - важный инструмент реализации самопроцессов, коррелирует с идеями компетентностного подхода, однако, в контексте отдельной самостоятельной компетенции не изучалась. Формирование коммуникативной компетенции, базовой при обучении иностранному языку, может осуществляться с учётом её потенциала креативного аспекта деятельности, важного для становления креативной личности, востребованной современным обществом. Научно-практические результаты исследования, проведённого лично автором настоящей статьи, позволяют утверждать, что креативный аспект деятельности обучающихся есть неотъемлемая часть отдельного вида компетенции  как составной части более крупной - коммуникативной компетенции. Новый вид компетенции обозначен как креативно-коммуникативная компетенция, которую следует понимать как совокупность знаний, формирующих представление обучающегося о явлении креативности, как о продукте и процессе речевой деятельности; совокупность навыков, умений, личностных качеств и готовность к решению коммуникативных задач на основе креативного аспекта деятельности.

Именно подход к выделению креативно-коммуникативной компетенции в учебном процессе по иностранному языку обеспечивает взаимосвязную актуализацию явления креативности как процесса, продукта и качества личности. В результате этого возникают основания по-новому рассматривать личность обучающегося как креативно-коммуникативную личность, что является важной сущностной спецификой креативно-коммуникативной компетенции и отличает её от традиционного понимания коммуникативной компетенции.

Цель исследования

Целью исследования является обоснование понятия «креативно-коммуникативная личность» как принципиально важного компонента в содержании креативно-коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный язык в вузе, что и определяет роль данного понятия в контексте формирования указанной компетенции.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались данные контент-анализа научных работ диссертационного характера. Их систематизация и интерпретация осуществлялись в контексте герменевтического подхода, это позволило уточнить сущность понятия «креативно-коммуникативная личность», охарактеризовать его значение с позиции педагогики и методики обучения иностранным языкам.

Результаты исследования

В результате проведённого исследования был выявлен ряд факторов, обуславливающих необходимость обратиться к понятию «креативно-коммуникативная личность». Во-первых, это ориентированность современного образования на реализацию личностно-ориентированного подхода, направленность на раскрытие потенциала личности посредством формирования таких её качеств, как гибкость, независимость суждений, самостоятельность, нешаблонность мышления и других, необходимых для успешной самореализации личности в современном мире. Указанные качества относятся к числу сущностных характеристик креативной личности. Во-вторых, реализация явления креативности в компетентностном подходе направляет каждого обучающегося на продуктивный вид деятельности во взаимосвязи с видом конкретной компетенции и, как следствие, способствует обновлению личного опыта обучающегося. Подробное рассмотрение общедидактических и общеметодических принципов обучения иностранным языкам позволило прийти к заключению о том, что принципы личностно ориентированной направленности, деятельностного характера обучения, опоры на самостоятельную работу студентов, коммуникативной направленности, комплексного подхода к мотивации в обучении иностранному языку, а также принцип построения обучения межкультурному общению как творческому процессу, реализованные через призму креативности, способствуют формированию специфичных качеств личности студента, которые имеют непосредственный выход на качество иноязычной коммуникативной компетенции, например, гибкость мышления, способность решать нестандартные коммуникативные задачи, способность к самостоятельному самообразованию и дальнейшей работе с использованием иностранного языка. Тем самым становится возможным воспитывать креативную личность и развивать такие качества, как: самостоятельность, активность, инициативность, способность к саморефлексии и саморазвитию, высокая мотивированность в обучении и т.д. Многие из перечисленных качеств входят в состав профессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений согласно стандартам нового поколения. В-четвёртых, в содержании образовательных стандартов всех уровней образования указывается на необходимость формировать готовность обучающихся к реализации инновационного аспекта учебной деятельности. Формирование указанного вида готовности невозможно вне актуализации креативного аспекта этой деятельности.

Для того  чтобы интерпретировать понятие «креативно-коммуникативная личность», был предпринят анализ соответствующей специальной литературы. По данному вопросу не было выявлено источников, в которых предлагается интерпретация понятия «креативно-коммуникативная личность». Поэтому в качестве первого шага в достижении цели было необходимо обратиться к тем типам личности, которые имеют проекцию на языковую / речевую способность человека: «креативная личность», «языковая личность», «коммуникативная личность».

Креативная личность - это личность с определённым набором качеств, способностей, навыков и умений, способная к креативному мышлению и к продуктивным видам деятельности. Понятие «креативная личность» рассматривается вне взаимосвязи с языком и только в отдельных случаях указывается на качество коммуникабельности при характеристике черт этого типа личности. Проекция на языковую / речевую способность актуализируется при интерпретации понятий «языковая личность» и «коммуникативная личность», которые активно изучаются в психолого-педагогической литературе.

Антропоцентрические изучения языка сделали актуальным термин «языковая личность», который был введен в употребление Ю. Н. Карауловым и получил большую популярность у других исследователей. Под языковой личностью цитируемый автор понимает целостную совокупность способностей, навыков, умений и характеристик индивидуума, которая обуславливает создание и восприятие речевых высказываний. Эти высказывания выступают как тексты, различающиеся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью (Ю. Н. Караулов, 1989).

Опираясь на языковую концепцию А. А. Леонтьева, которая указывает на целесообразность различать «язык как предмет» и «язык как способность», возникает новый ракурс в исследовании явления «языковая личность»: вводится в научный оборот понятие «речевая личность» (В. В. Красных, А. А. Леонтьев и другие) и обосновываются присущие ей отличительные черты. Поскольку язык - это система знаков, принятая в конкретном социуме, а речь - это процесс пользования этой системой в конкретных ситуациях, отличительной чертой речевой личности является приоритет функционального аспекта.

Однако интерпретация этих понятий не является достаточной в тех случаях, когда речь идёт о процессе коммуникации, инструментом осуществления которого являются языковые средства. Это требует дополнительных характеристик коммуникативного плана. В связи с этим предлагается ещё один тип личности в проекции на язык - «коммуникативная личность». Наше понимание коммуникативной личности сводится к следующему: это коммуникативно-деятельная личность, которая характеризуется совокупностью индивидуальных свойств, владеет коммуникативной компетенцией и успешно реализует свои коммуникативные потребности. В структурном плане этот тип личности характеризуется тремя базовыми параметрами: мотивационным, когнитивным и функциональным.

В охарактеризованных выше типах личности осуществляется их проекция на язык, на коммуникативную деятельность, однако не указывается связь с креативным аспектом этой деятельности. Предлагаемые характеристики рассмотренных типов личности не содержат тех ключевых свойств, которые отражают качества креативной личности. При определении содержания креативно-коммуникативной компетенции эти ключевые свойства должны быть отражены, поэтому представляется необходимым охарактеризовать такой тип личности как креативно-коммуникативная личность. Опираясь на базовые определения коммуникативной личности (В. П. Конецкая, В. Б. Кашкин, Г. Г. Почепцов, В. И. Карасик), мы определяем креативно-коммуникативную личность как креативную личность, владеющую коммуникативной компетенцией и совокупностью индивидуальных коммуникативных стратегий, тактик и опыта: как личность, которая самореализуется в коммуникативном процессе и порождает креативный продукт на иностранном языке.

Поскольку коммуникативная личность характеризуется тремя ключевыми параметрами - мотивационным, когнитивным и функциональным, каждый из них приобретает свою специфику в проекции на актуализацию креативности как процесса, продукта и качества личности. В мотивационном параметре явление креативности будет определять его сущность, то есть вызывать потребность в коммуникативном акте, потому что явление креативности есть импульс и требует действий; чем выше мотивированность, тем устойчивее и успешнее коммуникативный акт. Мотивированность будет обусловлена любознательностью и собственными реальными интересами, а не пониманием того, что это «должно быть» интересно. Внимание обучающегося направляется не только на совершаемое действие, но и на оценку результатов, что требует наличия способности студента к рефлексии и самокритике. Явление креативности актуализируется только в личностно ориентированном пространстве, поэтому креативно-коммуникативная личность будет иметь более устойчивую мотивированность в коммуникативном акте.

В когнитивном параметре явление креативности должно рассматриваться как причина и катализатор для получения студентом коммуникативного опыта, не только языкового, но и эмоционального, психологического и социокультурного. Явление креативности способствует развитию саморефлексии, самокритики, способности выявлять, анализировать и улучшать процесс решения коммуникативных задач. Связь мотивационного и когнитивного параметров обусловлена личностной значимостью коммуникативной задачи, поэтому после принятия решения по её выполнению производится самооценка и самоанализ, результаты которых при необходимости приводят к последующей корректировке действий обучающегося, а также его знаний, умений.

Функциональный параметр креативности влияет на выбор средств для решения конкретной коммуникативной задачи и обеспечивает повышение «коммуникативной приспособляемости» и «гибкости высказываний» креативно-коммуникативной личности.

Указанные параметры (мотивационный, когнитивный, функциональный) важны, однако для более полной характеристики креативно-коммуникативной личности важно добавить еще один параметр - креативно-коммуникативный. Креативно-коммуникативный параметр является связующим звеном между тремя вышеописанными параметрами. Для формирования креативно-коммуникативной компетенции принципиально важное значение имеет развитие у обучающихся совокупности разнообразных личностных качеств, которые характеризуют креативно-коммуникативную личность. На основе анализа специальной литературы обобщённо их перечень может быть представлен следующим образом: оригинальность, отказ от стереотипов и ярлыков; активность, энергичность, инициативность, поисково-преобразовательная деятельность; фантазия, воображение, свобода мышления и действий, отсутствие страха ошибки, открытость новым впечатлениям, знаниям и опыту, любознательность, эмоциональность; самостоятельность, независимость, саморефлексия, саморазвитие, адекватное восприятие критики, конструктивная критика; адекватное восприятие и продуктивное сотрудничество в группе, в новой ситуации, с новыми людьми; гибкость в мышлении, нахождение выхода из любой ситуации, умение приспосабливаться не только внутренне, но и менять внешние условия, оптимизм, смелость, настойчивость, целенаправленность, склонность к риску.

Специфическая особенность креативно-коммуникативного параметра в характеристике личности студента заключается в том, что, обуславливая развитие качеств креативной личности в целом, он способствует развитию такого её качества, как коммуникативная креативность на иностранном языке. Это понятие рассматривают А. А. Голованова, Н. В. Мартышкина и другие. Близкую к ним идею высказывает Н. А. Тюрьмина, обосновывая явление «креативность в сфере общения», Г. А. Халюшова вводит понятие «лингвистическая креативность». Считаем, что определение понятия коммуникативная креативность, наиболее полное и адекватное задачам нашего исследования, предложено Е. В. Цукановой: это способность к адаптивной оптимизации собственного коммуникативного поведения по отношению к изменяющимся ситуациям общения и деятельности [11]. Развитие этого качества в структуре креативно-коммуникативной компетенции выступает одним из средств оптимизации процесса овладения обучающимися иностранным языком.

Как показывает педагогический опыт, применение специально разработанной методики обучения иностранному языку, в основе которой лежит признание явления креативности как одного из содержательных компонентов коммуникативной компетенции и учитывается роль креативно-коммуникативной личности как одной из ключевых характеристик креативно-коммуникативной компетенции, способствует оптимизации процесса обучения иностранному языку в вузе, повышению уровня владения студентами иностранным языком, самостоятельному изучению этого учебного предмета за счет:

  • повышения мотивации студентов в процессе обучения, увеличение интереса к процессу изучения иностранного языка, что стимулирует самостоятельное изучение, повышение желания к саморазвитию и развитию креативных качеств своей личности; 
  • всестороннего развития личности студентов и приобретения таких качеств, навыков и способностей, как гибкость и вариативность мышления, свобода действий, отсутствие страха ошибки, фантазия и нестандартность мышления, стремление к самопознанию, саморазвитию, саморефлексии и т.д.;
  • повышения уровня самостоятельности студентов и роли самостоятельной работы; самостоятельность становится качеством личности и отражается во всех сферах деятельности, что стимулирует дальнейшее самостоятельное развитие личности, познание и нахождение областей применения собственных знаний и умений;
  • создания атмосферы гармонии, положительных эмоций, свободы действий и самовыражения, успеха в процессе обучения иностранному языку, а также атмосферы, где стимулируется соревновательный дух, интерес, любопытство, новизна, поощряются нестандартность, риск и необычность;
  • повышения роли коммуникации средствами иностранного языка, благодаря вводу в процесс обучения креативных упражнений.

Выводы

Таким образом, можно утверждать, что только при формировании креативно-коммуникативной компетенции явление креативности актуализируется в системной взаимосвязи как процесс, продукт, личностное качество и обеспечивает возможность формирования креативно-коммуникативной личности. Данному компоненту присущи специфичные «креативные» характеристики, актуализация которых в учебном процессе по иностранному языку, с одной стороны, является необходимой для формирования креативно-коммуникативной компетенции, а с другой, способствует совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся. Всё это подтверждает важную роль развития коммуникативно-креативной личности в контексте формирования креативно-коммуникативной компетенции.  

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Ростовцева В.М., Козловская Е.В. РОЛЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17319 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674