Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Любимова Е.М. 1 Хисамиева Р.М. 1
1 Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматриваются проблемы применения Web-технологий как средства развития самостоятельности студентов вуза. Выдвинуто предположение о том, что web-технологии способствуют развитию Web-самостоятельности студентов вузов и позволяют повысить эффективность учебной деятельности. Показано, что возможности современных Web-технологий эффективны при организации самостоятельной деятельности студентов. Среди них особое внимание уделено средствам дистанционного обучения,Web-ресурсам образовательного назначения и индивидуальному плану профессионального роста. В статье указано, что у студентов формирование способностей на основе web-технологий происходит интуитивно и не организованно. Одной из основных причин является неготовность преподавателей вузов. С целью повышения компетентности преподавателей в области организации самостоятельной работы студентов на основе Web-технологий разработано методическое пособие. Для оценки его эффективности использовался опрос преподавателей вуза. В статье приводятся результаты опроса, подтверждающие результаты исследования.
Web-самостоятельность.
web-технологии
самостоятельная работа
студент
1. Балыхин М.Г. Требования социума к конкурентоспособному специалисту и его профессиональные альтернативы // Журнал «Гуманитарный вектор». – 2012. – № 4 (32). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-sotsiuma-k-konkurentosposobnomu-spetsialistu-i-ego-professionalnye-alternativy(дата обращения: 14.03.2015).
2. Гордеев М.Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли // Журнал «Педагогическое образование России». – 2014. – №10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article (дата обращения: 27.02.2015).
3. Кацуба О.Б. Особенности использования интернет-технологий и средств мультимедиа в высшем профессиональном образовании // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 9 – С. 75-76; URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4338, (дата обращения: 02.03.2015).
4. Любимова Е.М., Сабанаев И.А. Развитие способностей к самостоятельности студентов вузов на основе Web-технологий посредством погружения в профессиональную деятельность // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-13973 (дата обращения: 02.03.2015).
5. Любимова Е.М., Хисамиева Р.М. Анализ требований к электронным образовательным ресурсам // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – Вып. 4(13) (октябрь-декабрь, 2014). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/LyubimovaHisamieva_R_M.pdf
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования «третьего поколения» переносят центр нагрузки в обучении на самостоятельную работу студентов, попутно ограничивая нагрузку обязательными аудиторными занятиями. Переход на двухуровневую систему образования ставит перед вузами России новые задачи, одна из которых – формирование у будущих специалистов навыков и умений самостоятельной работы [2].

Самостоятельная работа позволяет обеспечить продуктивную деятельность студента с учетом его индивидуальных  особенностей и способствует познавательной активности студента на протяжении всего процесса обучения.

Для современного общества нужны всесторонне развитые люди, профессионалы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределённости, вести самостоятельный поиск решения сложных проблем [5].

Непрерывное образование, качественное повышение квалификации, отвечающее современным требованиям развивающегося информационного общества, необходимо вести в информационной образовательной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий. Поэтому при организации самостоятельной деятельности студентов необходимо опираться на средства, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях.

В современном образовании Web-технологии предоставляют возможность получать информационные ресурсы для личного самообразования студентов. В современном обществе от студента, профессионала любой сферы деятельности требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать ранее полученные знания в реальной и конкретной учебной ситуации [3].

Большинство преподавателей не имеют достоверных представлений о возможностях web-технологий как средства развития самостоятельности студентов.

Нами было выдвинуто предположение о том, что web-технологии  способствуют развитию web-самостоятельности студентов вузов и позволяют повысить  эффективность  и самостоятельность учебной  деятельности.

Цель исследования –выявление возможностей web-технологий для развития самостоятельности студентов.

Материал и методы исследования.Многие исследователи отмечают, что web-технологии позволяют развивать самостоятельную деятельность студентов. Однако использование всех преимуществ, предоставляемых  современными web-технологиями, невозможно без наличия, как у студента, так и у преподавателя, такого качества как web-самостоятельность.

Web-самостоятельность подразумевает умение любого участника образовательного процесса ориентироваться в информационном пространстве, иметь информационную культуруи быть готовым к овладению новейшими технологиями, что позволит всегда оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Сложившаяся к настоящему моменту система обучения вуза не направлена на развитие способностей студентов к самообучению[4]. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе Web-технологий происходит интуитивно и неорганизованно. В первую очередь это происходит из-за недостаточного уровня компетентности  преподавателей о возможностях предоставляемых web-технологиями и их видов.Вследствие этого возникает проблема интеграции таких технологий в учебный процесс.

Для повышения уровня компетентности преподавателей в применении Web-технологий в учебном процессе было разработано методическое пособие «Web-технологии как средство развития самостоятельности студентов вузов». В пособии находятся сведения об актуальности и значении самостоятельной работы в учебно-профессиональной деятельности студентов, основные принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и формы самостоятельной работы. Описаны сведения о современных средствах самостоятельного обучения, таких, как web-технологии, средства дистанционного обучения и образовательные web-ресурсы. Пособие имеет следующую структуру:

-                   Введение;

-                   Что это такое, основоположники, принципы, формы и методы;

-                   Требования к самостоятельности конкурентоспособного специалиста;

-                   Средства самостоятельного обучения;

-                   Возможности Web-технологий;

-                   Системы дистанционного обучения;

-                   Требования к электронным ресурсам образовательного назначения;

-                   Разработка индивидуального плана профессионального роста.

Такой порядок следования тем в пособии позволяет всесторонне рассмотреть изучаемый вопрос. Начиная от простых понятий и постепенно двигаясь к возможностям web-технологий применительно к учебной деятельности. При этом затрагиваются также вопросы соответствия тех или иных Web-ресурсов конкретным образовательным задачам. К примеру, возможность доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) с различных технических средств (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.) в любое удобное время позволяет повысить качество обучения [1].

Для определения уровня компетентности  преподавателей по использованию web-технологий как средства организации самостоятельности студентов вузов использовался опрос, в котором принимали участие преподаватели Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

В ходе опроса были выявлены следующие результаты.  Он показал, что более 80% опрошенных преподавателей считают уровень самостоятельности студентов в использовании web-технологий высоким. 66% преподавателей считают, что студенты часто находят актуальную и научно-учебную информацию. Все преподаватели предоставляют методические рекомендации по предмету, однако лишь 50 % опрошенных предоставляют рекомендации по использованию Web-технологий по изучаемой дисциплине. При этом была выявлена следующая закономерность: преподаватели, которые предоставляют методические рекомендации по использованию Web-технологий, студенты подписаны на библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания, участвуют в тематических форумах. Соответственно, преподаватели, не предоставляющие данные рекомендации, студенты не используют в своей учебной деятельности библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания.

Результаты исследования и их обсуждение

Для успешной организации самостоятельной работы студентов преподаватель должен быть компетентен в следующих вопросах:

-                   Знать средства, которые будут действенны при организации самостоятельной работы студента;

-                   Знать возможности, предоставляемые при использовании WEB-технологий в обучении;

-                   Уметь применять WEB-технологии, как средства организации самостоятельной деятельности студентов.

В ходе исследования было выявлено, что использование WEB-технологий предоставляет принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования и, прежде всего, самообразования.

Одним из путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе, следовательно, повышения эффективности самостоятельной работы, является включение студентов в планирование и реализацию индивидуальной учебно-профессиональной деятельности.

Планирование учебно-профессиональной деятельности позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей будущего выпускника в качественном образовании, посредством осуществления подготовки студента к разработке и реализации индивидуальной образовательной деятельности.

Как и любому другому плану, индивидуальному плану профессионального роста свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т. д.

Этапы составления плана:

1.                  Подготовительным этапом является постановка цели и выполнение самоанализа. Этот шаг является достаточно важным, так как неправильно сформулированная цель приведет к ошибочным результатам и разочарованиям, а, следовательно, и неверному планированию.

Самооценка представляет собой процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, сильные и слабые стороны. Одним из средств являются анкеты для самоанализа.

Полученную в результате самооценки информацию необходимо соотнести с поставленной целью. Итогом является определение верности выбранной цели. При несовпадении результатов необходимо провести корректировку.

2.                  Выбор задач на намеченный период. Задачи плавно вытекают из целей. Они в данном случае выступают средством достижения цели.

Решение поставленных задач должно каждый раз приближать к цели, сформулированной на 1 этапе.  Формулировка задач должна быть конкретной, с понятными результатами и временными характеристиками. Например, неверная постановка: ознакомиться с существующими публикациями, верная формулировка: к 1 июня прочитать книгу «Как стать настоящим профессионалом?».

3.                  Конструирование деятельности по выполнению плана. Суть этапа заключается в дальнейшей детализации созданного плана. Данный этап занимает основную часть индивидуального плана, поэтому его необходимо разделить на несколько последовательных и взаимосвязанных частей. Это позволит своевременно находить причины неуспеха.

-                   Ознакомительный. Производится сбор необходимых исходных данных. Знакомство с условиями, в которых будет  происходить выполнение деятельности, спецификой выполнения.

-                   Аналитический. Проведение анализа возможностей, необходимых методов и средств по выполнению работы.

-                   Учебно-профессиональный. Непосредственное исполнение, т.е. перечисление всех выполняемых действий и использованных методов и средств.

-                   Теоретико-рефлексивный. Проведение рефлексии своих учебно-профессиональных действий с учетом полученных результатов. Анализ эффективности и затруднений при выполнении действия.

Таким образом, достижение каждой из целей и связанных с ней задач, описанных в планировании, необходимо осуществлять на основе схемы предложенной ниже:


Схема 1. Этапы достижения задач

Исходя из этого, можно сделать вывод, что индивидуальный план профессионального роста имеет циклическую структуру. Но при каждом выполнении итерации он будет совершенствоваться, а результаты деятельности будут более качественными.

При составлении и выполнении плана профессионального роста следует учитывать также качества личности, необходимые любому человеку для успешного профессионально-личностного роста.

План профессионального роста, составленный самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в  дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так  и собственной жизни. Такой подход позволит стать организованным, принимать ответственные взвешенные решения, обрести  навыки, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. При  условии, что студент будет серьезно относиться к составлению плана и его дальнейшей  реализации. Несомненным преимуществом является также и то, что такое планирование является мощным средством организации самостоятельной деятельности.

Стоит отметить, что любой индивидуальный план профессионального роста должен быть гибким, т.е. перестраиваемым в зависимости от тех или иных ситуаций.

Выводы и заключение. Обучение с использованием WEB-технологий повышает эффективность учебного процесса. Все это позволяет применять новые формы обучения, расширить возможности традиционных форм, повысить эффективность учебного процесса, индивидуализировать обучение.

Разработанное методическое пособие позволит преподавателям:

-               Получить возможность грамотного использования WEB-технологий при организации самостоятельной деятельности студентов;

-               Повысить качество обучения за счет применения современных интерактивных, электронных средств;

-               Повысить контроль над оценкой знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Применение индивидуального плана, составленного самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в  дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так  и собственной жизни.

Индивидуальный план профессионального роста позволит студенту:

-               Решать актуальные образовательные проблемы;

-               Ориентироваться на достижения и личностно-профессиональные устремления;

-               Принимать ответственные взвешенные решения.


Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучениятехнологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ,г.Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.

 


Библиографическая ссылка

Любимова Е.М., Хисамиева Р.М. WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19097 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674