Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЖУРАВЛЕВА А.С. 1 КОВАЛЕВ В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева»
В современных условиях деятельность инновационных образовательных учреждений приобретает особо острую актуальность.В данной статье авторы доказывают приоритетность инновационных общеобразовательных учреждений в повышении качества обучения и воспитания подрастающего поколения.В содержании статьи раскрываются сущность, содержание понятий «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением отдельных предметов», «кадетские классы» и др.Авторы рассматривают гимназии и лицеи как инновационные образовательные учреждения, видящие своей прямой целью работу с педагогическим персоналом, направленную на создание возможности для работы в сфере инноваций.По мнению авторов, инновационные образовательные учреждения осуществляют работу с учениками, изучение и учёт интересов и потребностей в обучении ребят, создание наиболее благоприятных условий для адаптации учеников к близящимся изменениям, взаимодействие с семьей.
профиль.
школа с углубленным изучением отдельных предметов
лицей
гимназия
инновационные общеобразовательные учреждения
Учитель начальных классов
1. Вайзер Т.А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: дис… д-рапед. наук. – Нижний Новгород, 2006. – С. 142-144.
2. Ларина В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 47-54.
3. Поташник М. М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. – 2004. –№ 5. –С. 11-13.
4. Шодиева К.С. Методические аспекты инновационной педагогической деятельности // Психология и педагогические технологии. – М., 2006. –№ 10. –С. 56-59.
5. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе // Психология и педагогические технологии. –
М., 2000. – С. 151-156.

Многочисленные инновационные преобразования господствуют в педагогической сфере современной России. В настоящее время очень сложно отыскать на карте нашей страны село, район или даже большой город, в котором не росли бы как грибы современные инновационные общеобразовательные заведения, школы и не осуществлялись бы личностно-ориентированные подходы к процессу обучения школьников. В своей статье мы хотим познакомить вас с результатами проведенной нами сравнительной характеристики инновационных общеобразовательных учреждений.

Эффективность данных многочисленных новшеств в сфере образования непросто понять и проанализировать за  крайне небольшое количество времени. Поэтому  итоги всех изменений мы сможем увидеть не раньше, чем через десятки, а то и больше лет, когда те ребята, которые  впервые переступили порог школы в  шести-семилетнем возрасте, станут взрослыми людьми и сами приступят к  работе. В настоящий момент мы хотим рассмотреть, в чем заключается различие гимназий, лицеев от, к примеру, школ с наличием гимназических или лицейских классов, от школы-гимназии, от школы-лицея, от школы с  классами, специализирующимися на более углубленном изучении некоторых школьных предметов, а также школ, в каких классы имеют различные профили. Единым для этих образовательных учреждений является и тот факт, что они  (образовательные учреждения) появляются, основываясь на средней школе, и в результате дают среднее общее школьное образование [1]. Давайте ознакомимся с нашим сравнительным анализом данных учебных заведений более подробно.

         1. Итак, школы, имеющие классы, в которых по особым программам и особо тщательно  изучаются отдельные предметы, являются таковыми, в которых особенно тщательно изучают один-два учебных предмета. В качестве примера можно привести, например,  английский язык, математику и прочие. Иные  школьные предметы ребята изучают в таких учреждениях школьного образования, учебной программой традиционных образовательных школ. Данные вышеперечисленные школы известны в народе под следующими названиями - английская школа, математическая школа, специальная школа.

         2. В случае, когда изучается с особым уклоном не один школьный предмет, а несколько учебных предметов одинакового профиля, данные классы и учебные учреждения носят  следующее название - профильные классы и учебные заведения, то есть: школа с классами гуманитарного уклона, например, классами, в которые все гуманитарные предметы (русский язык, русскую литературу, иностранные языки, историю и другие) ребята учат углубленно. Такие учебные заведения больше всего готовят своих учащихся на поступление в высшие учебные заведения определенного направления - это технические, экономические и другие школы [4].

         3.Имеются  также и такие  школы, в которых профили созданы  только в отдельных классах. Данные школы различаются потому, что ученики в них получают дополнительную допрофессиональную подготовку по определенной выбранной профессии. В качестве примера можно привести дополнительную более углубленную подготовку по следующим предметам, таким как: основы медицинских знаний, экономика, основы бизнеса, юриспруденция, психология, социальные науки. Такие классы отличаются по принципу того, что в них ученики будут с большим уклоном, чем в традиционных, изучать определенные школьные науки, необходимые для овладения выбранной специальностью. Мы знаем, что в классах с медицинским уклоном большее внимание будет уделяться химии, физике, биологии, и степень углубленности в этом случае станет немного другой в отличие от спецшкол.

Стоит заметить, что в учебные заведения, которые мы рассматривали выше, по статистике приходят ученики, чьи увлечения довольно точно сформированы и своеобразны. Типовое положение об общеобразовательном учреждении причисляет выше приведенный перечень школ к школам с особо тщательным изучением некоторых учебных дисциплин (из Справочника менеджера образования: в 2 т./ В. С. Гирмович) [3].

         4. Школами, имеющими гимназические, лицейские классы, в том числе школы-гимназии, школы-лицеи, называются учебные заведения, организованные на крайне небольшое  время в образовательном учреждении. Такие школы специализируются в качестве экспертных площадок, на которых отрабатываются различные педагогические условия будущего гимназического (возможно и лицейского) школьного образования. Как  можно убедиться на выше обобщенном опыте, настоящего и полного  гимназического, лицейского обучения в данных  учебных заведениях  обеспечить  ребятам  не удается. Весьма любопытно, что в  современное время, в последние годы, многие ошибочно считают и придерживаются следующего мнения - гимназией и лицеем может являться только то учебное заведение, которое имеет в обязательном порядке высокий статус. Оно обязательно должно быть   предназначено только с целью  обучать ребят, имеющих таланты, интересы и склонности к повышенной мозговой деятельности, а также имеющих высокий уровень внутренней мотивации. Такие ребята обычно уже со школьной скамьи высоко и серьезно ориентированы на продолжение учебы  в университете и продолжение учебы в дальнейшем будущем. Например, они могут мечтать поступить после окончания вуза в магистратуру, а затем аспирантуру, докторантуру. В случае, когда высокие интеллектуальные таланты  детей дают о себе знать раньше, то родители такого чада всерьез думают о том, чтобы отдать своего сына или дочку в гимназию или лицей, так как в таком учебном заведении, всем известно, подготовка ведется и где усиленная интеллектуальная подготовка осуществляется с младших классов. Если же склонность к умственной деятельности проявится у школьника только в старших классах, то для таких детей предназначены лицеи, где подготовка ребят к отличной учебе во всех смыслах  ведется в более усиленном режиме и начинается  уже с младших классов.

Мы знаем, что каждый  регион имеет и будет всегда иметь свое индивидуальное  мнение о лицейском и гимназическом  образовании. К примеру, можем уверенно заявить, что в  Москве большинство лицеев и гимназий имеют прямую  и косвенную связь  с различными высшими учебными заведениями, кроме того, они даже довольно твердо направлены на поступление именно в  эти высшие учебные заведения. Стоит отметить, что это очень удобно и практично, когда уже со школьных лет  ребенка готовят к поступле­нию в определенное высшее учебное заведение. Анализ информации по теме показал, что на поступление в те или иные вузы технического профиля обычно ориентированы лицеи, а гимназии в свою очередь не так часто имеют своей целью подготовить ребят к поступлению  в конкретное учебное заведение.

В современное время как среди заинтересованных родителей, так и среди педагогов бытует мнение, что дети, имеющие возможность учиться в гимназии и лицее, вырастут более развитыми и обладающими большим кругозором, чем их ровесники из традиционных школ. Мы знаем, что перечисленные инновационные общеобразовательные учреждения могут быть и общеакадемическими, и специальными. В качестве примера можно привести тот факт, что академической можно считать и гимназию, которая в свою очередь может иметь  гуманитарную, математическую направленность, а также другие. Насчет лицеев можем сказать, что проанализировав информацию, мы встретили даже такие профили, как, к примеру, казачий, технический, морской и даже фермер­ский.

Однако самой главной чертой, которая будет всегда отличать гимназии и лицеи от остальных видов учебных заведений, будет наличие своей особенной   философии, мировоззрения, а также ценностей, целей и амбиций,  а также финальный портрет выпускника. Общий объем  образования в гимназии и лицее  возможно будет  не на столько глубоким, насколько широким, но, чтоможно назвать самым важным, в таких учебных заведениях обязательно будет проведен  большой объем труда по интегрированию школьных предметов, а также межпредметной координации школьных дисциплин [2]. Не будет секретом и заметить, что в гимназии естественно-научная, математическая и гуманитарная составляющие части учебного процесса будут отобраны с особым вниманием и усердием, а главное, с оптимальным соотношением. Эти непростые методы применяются не только для того, чтобы  ребенок, оканчивающий гимназию,  имел нестандартное мышление, широкий кругозор и отличную эрудицию, но был к этому моменту хорошо замотивирован к  продолжению получения знаний в науке, культуре, технике, искусстве и других областях.         

        5. Гимназией  принято называть учебное заведение для общего образования с особо тщательным изучением  учебных дисциплин, которое создано для того, чтобы обеспечить всеобщую возможность выбора в начальном образовании. Это  непосредственно связано с профилем и направленностью учебного заведения, а также предлагается  обучение общеобразовательным предметам  и даются курсы  основных  знаний в соответствии с выбранным учебным  профилем, учебный профиль может быть гуманитарным, естественно-научным, эстетическим и прочим. Выбор профиля предоставляется ученикам или их родителям. «Положение о гимназиях», которое было разработано МО РФ 1990 года, предоставляет возможность внедрения гимназических школ, предлагающих гуманитарное, педагогическое и техническое направления. Обучение в гимназии делится на следующие уровни - прогимназическое  с 1 по 5 классы, само гимназическое с 8 по 9 классы, а оканчивается абитурой  с 10 по 11 класс и осуществляется по желанию [3].

          Госкомстат РФ предоставляет информацию  о том, что по итогам проведенного исследования, к 1993 году в регионах России существовало и работало количество гимназий, достигшее 600. На тот момент обучались в них намного больше, чем  400 тысяч  учеников [4].

          6. Лицеем мы называем  учебное заведение для получения  общего образования,  в котором осуществляется более тщательное изучение учебных предметов в соответствии с определенным выбранным уклоном. Образование, полученное в лицее, будет достаточноотличаться от школьного образования, полученного в гимназии. Профили лицея считаются уже, чем в гимназии, лицей может быть технико-математическим, биолого-химическим, техническим, а кроме того, лицеи славятся тем, что могут дать и дополнительную подготовку перед получением профессии.Госкомстат России подает следующую информацию: к  1993 году регионы России могли похвастаться наличием и работой  более 300 лицеев. Около 200 тысяч учеников успешно обучались в этих учебных заведениях [3].До революции, конечно же, тоже существовали лицеи, вот только соответствовали современным они  лишь наименованием. В те времена отличалось ровным счетом все - иными были как цель, так и методика, способы, логика обучения.   А планы учебных занятий  в лицее включали также и курс обучения в гимназии. В те времена лицеи были довольно жестко элитарными  учреждениями, которые, кроме всего, еще и были закрытыми.

В конце 20 -  начале 21 века  лицеи даже называли довольно любопытным пробуждением того момента. Судя по тому, что поступить на учебу в лицей можно было только в 8-9 классе, принято было утверждать, что  именно к тому моменту крепнет личностный, мотивационный мир ученика [2].

          Создание различных направлений  в лицеях  дает учащимся возможность еще вовремя обучения в школе окунуться в выбранную будущую специальность, узнать все о будущей профессии, а также  по необходимости скорректировать знания, умения и навыки. Учащиеся старших классов, занимаясь увлекательной деятельностью по познанию нового, проявляют особенную невооруженным глазом заметную заинтересованность. В особенно значительной форме это влияние проявляется в непосредственной связи с жизненными амбициями, плодотворностью труда, способом взаимодействия с окружающими, а также умением  адаптироваться в социуме.  Одним словом, на качество проживаемой  жизни и умение быть удовлетворенным ею. Следовательно, как раз по этой причине нынешние лицеи считаются таким типом учебного заведения, в котором существует большой выбор и разновидность специализаций. Это дает возможность  реального  выбора учебной программы в соответствии с собственными интересами и склонностями.

          Не только оригинальные гимназии и лицеи, а также созданные поначалу в составе обычных общеобразовательных школ, входят в перечисленный перечень гимназий и лицеев. Хотя ни для кого не станет открытием, что в реале необходимость в учебных заведениях с увеличенным уровнем обучения  примерно в несколько раз ниже. Из этого вытекает, что в вышеперечисленных учебных заведениях учатся далеко не всегда особенно талантливые и отборные учащиеся, а даже больше обычные ребята. Единственное, что можно утверждать, это то, что эти ребята занимаются по усиленной,  едва ли не в два раза  усложненной программе. Поэтому многие врачи, работающие над этой темой, уже давно  забили тревогу  и говорят об уроне, наносимом детскому здоровью и  развитию. Ни для кого не секрет, что большой процент современных учащихся выпускается из своих гимназий и лицеев с полным и даже крайним нежеланием продолжать обучение. Мы видим, что заполонившая все на своем пути сейчас мода на престижные гимназии и лицеи и их появление, как грибы после дождя, без отсутствия на то прямой необходимости в этом, а иногда даже и возможностей, не всегда в результате может увенчаться успехом [5].

          В результате изучения литературы по анализируемой нами теме, несложно прийти к следующим выводам. Прежде всего, основное   предназначение инновационной  школы - это ее ориентированность не только на усвоение учащимися определенного списка требований (что, кстати, тоже имеется в наличии требований), а именно чтобы был  раскрыт  интеллектуальный и творческий  потенциал учащегося. Бытует не совсем верное мнение,  что творческиенаклонности ребят можно применить только на  музыке, рисовании и труде. Это не так. Творческое, оригинальное  мышление - это, прежде всего, умение быстро найти выход из необычной ситуации, что обязательно окажется полезным в жизни ребенка - икогда потребуется решить сложный пример по математике и при подготовке реферата по истории.

          Во-вторых, основное преимущество  инновационной школы - не снабдить ребят  уже много раз разжеванной информацией, а  попытаться приготовить все возможные удобства  для того, чтобы ученик смог в будущем самому  добывать знания и самостоятельно искать необходимую информацию.

          Но к нашему сведению, многие  современные  университеты  и институты  все больше заинтересованы в практике  программ  индивидуальной подготовки под руководством личного учителя, репетитора и считают это мудрым вложением в будущее образование ребенка. И правда, перед учащимся или студентом  предстоит нелегкое испытание - нужно  проделать немало индивидуальной работы, такой как написание различных  эссе, подготовки рефератов, исследовательских проектов и прочей нелегкой на первый взгляд  деятельности. Именно потому особенно важно привить вашему ребенку с малых лет ценное умение - учиться самому добывать информацию. Кроме того, самостоятельная работа и выполнение индивидуальных заданий благоприятно влияют  на создание и развитие  критического мышления, независимости мыслей и суждений: более того, имея возможность узнать мнение других, учащийся в будущем сможет оценить его и построить свое личное мнение. В-третьих, инновационная школа всегда будет поддерживать принцип соединения таких основных составляющих, как обучение и воспитание. Проходя учебу в школе, ребенок воспитывается, и, воспитываясь, он  обучается. Этот общий  подход дает отличную  возможность не только получить новые знания и информацию, а также  принятые обществом нормы морали и нравственности. К сожалению, мало кто помнит, что для успешной работы и удачной карьеры не достаточно знаний об интегралах.

          В-четвертых, все инновационные  школы  предполагают возможность  индивидуального  подхода и повышенного внимания к учащемуся. Мы знаем, что учащиеся никогда не будут владеть одинаковой скоростью запоминания учебного материала, а реакция на опрос учителя будет уж точно разной, так же и со способностями. Возможно, «массовый» подход - это  и есть основная и важнейшая  проблема современной школы, потому что не всегда учащийся не работает активно на уроке, так как не знает предмет. Порою случается так, что он как ни стараясь, просто не в силах успеть  за своими шустрыми одноклассниками. Такому ребенку нелегко будет выложить  свои идеи и свое мнение по вопросу  всего лишь за несколько минут, если время на уроке будет строго ограничено.

          В-пятых,  в инновационной школе процесс обучения базируется на идее, что субъектом  является  учитель, ученик также является субъектом. По противоположной методике, учитель является субъектом, ученик - объектом. Учебные заведения современного типа представляют и ученика, и учителя  равноправными участниками учебного процесса. Более того, умение научить школьников  помогать друг другу или уметь объяснить сложную тему товарищу - такие умения обязательно принесут плоды в будущей серьезной и ответственной  жизни [3].

          В результате  работы над избранной темой, мы можем сказать следующее. Кто-то ошибочно полагает, что инновационная школа непременно должна быть хорошо отстроенным зданием, престижным во всех направлениях, имеющим только особо тщательно отобранных  учителей  и предлагающих полную свободу выбора учащимся. Но это не совсем так.

          Мы выяснили, чтоинновационные школы  видят своей прямой целью прежде всего работу с педагогическим персоналом, направленную на создание возможности для работы в сфере инноваций;  работу с учениками, которая предполагает изучение и учёт интересов и потребностей в обучении учеников, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы адаптировать ребят к близящимся изменениям,  взаимодействие с семьей, которое  обычно осуществляется  с целью  заинтересовать родителей на школьные нововведения и приглашение родителей к участию в интерактивной деятельности, совершенствование работы управления внутри школы с целью наиболее благоприятного пользования  ресурсами, которые есть в школе.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор кафедры психологии и социальной педагогики, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

ЖУРАВЛЕВА А.С., КОВАЛЕВ В.П. СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19238 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674