Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Краснощеков В.В. 1 Трапицын С.Ю. 2
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
2 ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
На основе процессного подхода к управлению качеством образовательных программ построена модель интеграции основных образовательных программ, международных студенческих проектов и международных краткосрочных программ дополнительного образования. Основой модели выступают изложенные в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2011 принципы менеджмента качества, адаптированные для образовательных программ. Участие в международных проектах рассматривается и как деятельность, направленная на добавление ценности процессам проектирования и реализации образовательных программ, и как средство внедрения постоянных улучшений процессов управления программой. Прикладные аспекты реализации модели рассмотрены на примере студенческого проекта «Russia today / Germany today», реализуемого в рамках программы стратегического партнерства между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и немецким Университетом Лейбница Ганновера. Показан синергетический эффект проекта, возникающий за счет привлечения участников, не связанных непосредственно с основной образовательной программой, в учебный процесс которой и внедряется проект.
качество образовательных программ
процессный подход
менеджмент качества
международные студенческие проекты
стратегическое партнерство университетов
синергетический эффект
1. Александрова Т.В., Краснощеков В.В. Менеджмент международных краткосрочных образовательных программ СПбГПУ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Наука и образование. Инноватика». – 2011. - № 3 (121). – С. 255-258.
2. Краснощеков В.В. Внедрение инновационных методов и форм учебной деятельности при реализации международных краткосрочных образовательных программ // Научное обозрение. – 2012. - № 6. – С. 619-626 .
3. Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 408 с.
4. Леонтьева В.Л. Межкультурная коммуникация и лидерство в международной сфере. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 231 с.
5. Трапицын С.Ю. Новые возможности управления качеством образовательных программ // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. - № 9(95). – С. 53-57.
6. Трапицын С.Ю. Управление эффективностью ВУЗов: тенденции и перспективы развития современного образования // Экономика качества. – 2014. - №4 (8).
7. Krasnoshchekov V.V., Ivanin D.A., Schelm M. Implementation of the student project “Russia Today / Germany Today” // Modern scientific potential – 2015. Materials of the XI International scientific and practical conference (February 28 – March 7, 2015). – Vol. 14. Pedagogical sciences. – Sheffield, Science and Education Ltd. – 2015. – pp. 14-17.
8. Soderqvist, M. Internationalization and its Management at Higher-Education Institutions. Applying conceptual, content and discourse analysis. / M. Soderqvist. – Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. – 271 p.

Ответом на глобализацию мировых процессов является интернационализации высшей школы, одним из результатов которой является расширение международной деятельности каждого вуза, вовлекаемого в мировую образовательную среду. По определению М. Сьедерквист, интернационализация на уровне вуза – это процесс превращения национального вуза в интернациональный, включая все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций [8, с. 29]. Таким образом, интернациональными становятся и образовательные программы, реализуемые университетом, и методы управления этими программами, и технологии управления их качеством.

Управление образовательной программой может быть построено на основе требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2011, в основу которого положены международные принципы менеджмента качества и, в первую очередь, принцип процессного подхода (рис. 1) [5, 6].

Рис. 1. Управление образовательной программой на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2011

Применение процессного подхода к управлению качеством образовательной программы предполагает: понимание и выполнение требований к ОП; необходимость рассмотрения процессов управления качеством образовательной программы с точки зрения добавляемой ими ценности; достижения запланированных результатов выполнения процессов управления качеством образовательной программы и обеспечения их результативности; постоянного улучшения процессов управления качеством образовательной программы, основанного на объективном измерении. Адаптация процессного подхода для управления качеством международных краткосрочных образовательных программ приведена в работе, посвященной менеджменту качества таких программ [3].

В настоящей работе представлена модель интеграции образовательных программ и международных студенческих проектов. Обычная последовательность интеракции проект-программа такова: разработка образовательной программы в рамках реализации международного проекта, в том числе с возможным привлечением к этой работе студентов. Примерами являются образовательные программы, созданные в процессе выполнения проектов ТЕМПУС. Вместе с тем, мы полагаем, что не только возможен, но весьма перспективен иной подход, в котором выполнение международных студенческих проектов рассматривается как важный элемент улучшения процессов образовательной программы. Особенно значимыми при этом представляются два базирующихся на процессном подходе аспекта управления качеством.

Во-первых, внедрение международных студенческих проектов должно осуществляться на основе принципов менеджмента качества и представлять собой деятельность по добавлению ценности реализуемым вузом образовательным программам [5]. Применительно к управлению качеством образовательной программы эти принципы означают: систематический и всесторонний анализ потребностей и ожиданий внешних и внутренних потребителей образовательных услуг; постоянное расширение и совершенствование структуры оказываемых услуг в рамках образовательной программы; укрепление имиджа и престижа вуза как надёжного и компетентного партнёра на российском и международном рынках образовательных услуг.

Во-вторых, это реализация принципа постоянного улучшения процессов управления качеством образовательной программы, основанного на объективном измерении, требующая внедрения инновационных форм и методов учебной деятельности [2]. Одной из таких форм, несомненно, является выполнение международных студенческих проектов, дающих синергетический эффект за счет вовлечения в учебный процесс большого числа заинтересованных и мотивированных участников. Действительно, международный проект выводит студентов и преподавателей за рамки собственного вуза, привлекает для участия в его выполнении организации неуниверситетского сектора – учреждения культуры, науки, представителей бизнес-сообщества и властных структур.

Схема интеграции международного студенческого проекта в основные образовательные программы приведена на рис. 2.

Рис 2 ООП и пркт.jpg

Рис. 2. Схема интеграции международных студенческих проектов и образовательных программ

В проект вовлечены студенты российского университета, осваивающие ту или иную основную образовательную программу, а также преподаватели одной или нескольких дисциплин, входящих в эту программу. Партнерами являются, как правило, студенты зарубежного вуза, осваивающие свои (преимущественно аналогичные) образовательные программы, а также их преподаватели. Тема проекта выбирается таким образом, чтобы его выполнение способствовало формированию и развитию ряда компетенций, предусмотренных требованиями к освоению дисциплин в образовательных программах обеих стран.

В качестве других участников проекта (в том числе – инициаторов и инвесторов) могут выступать, например, представители бизнес-сообщества или администрации вузов. Возможно также участие стейкхолдеров – других организаций или лиц, заинтересованных в выполнении проекта, например, компаний или научно-образовательных центров, планирующих в дальнейшем привлекать студентов – участников проекта к осуществлению собственной деятельности. Кроме того, как показывает наш опыт, проект привлекает также внимание лиц, заинтересованных в приобретении опыта, неформальном повышении квалификации и т.д.

Достоинством проекта является то, что он выполняется участниками преимущественно в собственных организациях с активной межгрупповой и внутригрупповой коммуникацией, осуществляющейся в дистанционной форме. В процессе выполнения проекта, особенно на завершающем этапе бывает необходима очная встреча исполнителей. При определенных условиях такая встреча может происходить в форме краткосрочной программы дополнительного образования. При этом студенты не только выполняют проект, но и осваивают какие-либо дисциплины под руководством преподавателей. Если в российских университетах правовые аспекты сопряжения дополнительных программ с основными программами, к сожалению, не отрегулированы [3, с. 113], то для студентов зарубежных вузов участие в такой программе обычно приносит реальные кредиты, учитываемые в индивидуальном учебном плане студента как необходимое условие получения диплома. Тем не менее, и для российских студентов участие в международных программах, во-первых, означает реальное включение в процессы интернационализации и глобализации, а, во-вторых, полученный сертификат в ряде случаев добавляет ценность выпускника в глазах работодателя в качестве подтверждения его международного опыта [1].

Представим в качестве примера международного студенческого проекта проект «Russia today / Germany today» (рис. 3).

Рис проект Рос Т  Герм Т.jpg

Рис. 3. Выполнение международного студенческого проекта «Russia today / Germany today»

Работа над совместным студенческим проектом «Russia today / Germany today» начата в ходе выполнения программы стратегического партнерства между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) и Университетом Лейбница Ганновера, Германия (LUH) [7]. Программа стратегического партнерства СПбГПУ – LUH поддерживается Немецким обществом академических обменов (DAAD), поэтому одной из задач программы является разработка и внедрение инновационных форм совместной деятельности студентов.

Студенческий проект «Russia today / Germany today» является инновационным как по своим целям, так и по составу участников. Целями проекта являются:

1. Развитие общекультурных компетенций студентов: коммуникационных, языковых, межкультурных.

2. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов в области информационных технологий, коммуникаций, связей с общественностью и пр.

3. Формирование позитивного имиджа России и Санкт-Петербурга у немецких студентов, а также Ганновера и Германии – у российских студентов.

4. Повышение мотивации немецких студентов к обучению в России, в Санкт-Петербурге и в СПбПУ.

5. Повышение мотивации российских студентов к обучению в Германии, в Ганновере и в LUH .

6. Углубление интернационализации СПбПУ и LUH на уровне студентов, на уровне преподавателей и на уровне сотрудников и администрации за счет развития многостороннего сотрудничества университетов.

Участниками проекта в Санкт-Петербурге являются:

1. Российские студенты СПбПУ, имеющие намерение обучаться в Германии (участвуют активно).

2. Немецкие студенты, обучающиеся в СПбПУ по линии академических обменов (участвуют активно).

3. Российские студенты СПбПУ, изучающие немецкий язык (пока не участвуют активно).

4. Российские преподаватели и представители администрации СПбПУ (руководят выполнением проекта).

Участниками проекта в Ганновере являются:

1. Немецкие студенты LUH, изучающие русский язык.

2. Российские студенты LUH, прибывшие из СПбПУ по линии академических обменов (пока не участвуют активно).

3. Немецкие студенты LUH, имеющие намерение обучаться в России (пока не участвуют активно).

4. Немецкие преподаватели и представители администрации LUH (руководят выполнением проекта).

Технически проект реализуется следующим образом. Студенты LUH и СПбПУ снимают короткие видеоролики о студенческой жизни в Ганновере и Санкт-Петербурге. Ролики сопровождаются комментариями на двух языках из трех: немецком, русском или английском.

Ролики выкладываются на специальный веб-сайт, комментируются другими студентами. Т.е. проект в итоге получил форму видеоблога. Сайт модерируется преподавателями Языкового центра LUH.

Главная ценность роликов – в комментариях. Эти комментарии используются преподавателями русского языка Языкового центра LUH в учебном процессе в качестве основы инновационной интерактивной педагогической технологии. Причем важно наличие комментариев, как на изучаемом языке, так и на родном, либо на языке-посреднике, в качестве которого выступает английский. При этом и у российских, и у немецких студентов появляется возможность совершенствования не только языковых, но и межкультурных компетенций.

Видеоблог является вспомогательным средством, способствующим установлению прямых связей между студентами двух университетов – участников проекта. Одним из элементов проекта, связанным с языковой подготовкой, выступает организация краткосрочной программы интенсивного изучения языков. Наиболее активные и мотивированные немецкие студенты 3 недели совершенствуют русский язык в Ганновере под руководством преподавателей LUH и СПбПУ. В то же время проводится интенсивный летний языковой модуль в Санкт-Петербурге для наиболее активных участников проекта «Russia today / Germany today». Затем на неделю все студенты объединяются в Санкт-Петербурге, а на следующую неделю – в Ганновере. При этом и российские студенты в Санкт-Петербурге, и немецкие студенты в Ганновере выполняют как обязанности тьюторов, так и функции культурных ассимиляторов [4, с. 91-96]. Целевыми результатами международной краткосрочной образовательной программы определены достижение студентами уровня владения языками, позволяющего сдать экзамен на один из сертификационных уровней. Сдача такого экзамена не предусматривается основными образовательными программами обоих университетов, носит исключительно добровольный характер, подчеркивающий, в свою очередь, дополнительный характер программы. Однако сам сертификат дает внешнюю, внеуниверситетскую оценку языковых компетенций студентов, и поэтому высоко ценится работодателями.

Таким образом, выполнение международных студенческих проектов, несомненно, приводит к добавлению ценности процессам и результатам реализации основных образовательных программ университетов-партнеров. Действительно, такие инициативные проекты способствует повышению уровня удовлетворенности результатами образования студентов, их будущих работодателей, других заинтересованных лиц, является фактически диверсификацией научно-образовательной и культурной деятельности вуза, расширением спектра оказываемых вузом услуг. За счет внедрения инновационной проектной формы организации учебного процесса происходит улучшение его качества, основанное на синергетическом эффекте от привлечения участников, ранее не задействованных в образовательном процессе. Студенты осваивают новые социальные роли – участников межкультурной коммуникации и культурных ассимиляторов и приобретают востребованные на современных рынках труда социальные и коммуникативные компетенции. Кроме того, такие проекты способствуют укреплению международного престижа, авторитета и статуса университета.

Рецензенты:

Попова Н.В., д.п.н., профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург;

Сурыгин А.И., д.п.н., профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Краснощеков В.В., Трапицын С.Ю. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19508 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674