Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гринько М.Н. 1 Михеева Е.В. 1 Самсоненко Л.С. 1 Шавшаева Л.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургский государственный педагогический университет»
Проведен анализ парциальных программ по экологическому образованию дошкольников, среди которых были выделены программы, направленные на передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, бережно к ней относиться; программы, направленные на развитие экологического сознания, ценностного отношения к миру природы, познание взаимосвязи человека и природы; программы, направленные на формирование основ культурно-экологического сознания детей дошкольного возраста за счет использования произведений изобразительного искусства, музыки, литературы. Для реализации программ соответствующая подготовка к осуществлению эколого-педагогической деятельности, включающая в себя профессиональную, включающую в себя знание основ экологии, как науки и личностную готовность, характеризующуюся направленностью потребностей, ценностей и социальной активностью. По данным проведенного педагогического исследования было выявлено, что педагоги дошкольного образования Оренбургской области в целом готовы выступать в качестве источников экологических знаний дошкольников и формирования у них экологической культуры, что заявлено в качестве целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, так как сами обладают навыками проектирования экологической предметно-пространственной среды и являются носителями экологических ценностей.
экологическое образование.
образовательные области
целевые ориентиры
парциальные программы
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
1. Гончарова Е.В. Социально-экологическое развитие ребенка в культурологической парадигме экологического образования // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. – №3. – 2009. – С. 77-83.
2. Гринько М.Н. Формирование эколого-ноосферного мировоззрения подростка: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 24 с.
3. Гринько М.Н. Педагогические измерения сформированности эколого-ноосферного мировоззрения подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т.11. – № 4-3. – С.605-610.
4. Михеева Е.В. Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей: программа спецкурса // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX всероссийской научно-практической конференции: в 7 ч. – М.; Челябинск: «Образование, 2008. – Ч.4. – С. 123-129.
5. Михеева Е.В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования:дис. …канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 271 с.
6. Моисеев Н.Н. Экологопедагогическая подготовка учителя естественногеографического профиля / Н.Н. Моисеев, Л.В. Романенко // Экологическое образование: концепции и технологии: cб. науч. тр. / под ред. С.Н. Глазачева. – Волгоград, 1996. – 312 с.
7. Несговорова Н.П. Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Открытое образование.– 2007 . – № 1. – С. 75-79.
8. Несговорова Н.П. Формирование готовности педагогов к экологическому образованию в процессе переподготовки в системе дополнительного образования // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура.– 2005. – №5(55). – С. 170-175.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013.– 23 ноября. –http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html . Проверено 23.04.2014.
10. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1-4. – М.: Первое сентября, 2006. – 72 с.
11. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-13879 (дата обращения: 29.04.2015).
12. Тавстуха О.Г. Дошкольное образование для устойчивого развития: теоретические основы дополнения картины мира современной картиной жизни / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 9. – С. 22-27.
13. Тавстуха О.Г. Эволюция понятия экологическое мировоззрение / О.Г. Тавстуха, М.Н. Гринько // Образование и саморазвитие. – Казань, 2008. – №1(17). – С.129-134.

В настоящее время перед человечеством встала проблема гармонизации отношений в системе «человек - природа - общество», выступающей в качестве результата экологического образования. В науке к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, содержащий предпосылки развития системы экологического образования.  Так, воспитание учащихся в процессе взаимодействия с природой рассматривалось в работах: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., определение категории «экологическое образование» представлено в трудах: Н.Н. Марфенина, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.И.Субетто. Накоплен богатый опыт реализации экологического образования: А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеева, И.Т. Суравегина, О.Г. Тавстуха, М.Н Гринько, А.Н. Пересунько [2;3;5], в том числе экологического образования дошкольников (Е.В. Бондаревская, Е.В. Гончарова, Н.Н. Кондратьева, А.Н. Кочергин, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Рыжова, Е.В. Михеева, В.Н. Зебзеева, А.А. Муратова)

Ребенок-дошкольник в силу психофизиологических особенностей очень тесно связан с природой и обществом, чувствителен к природным явлениям, изменения, совершаемые им в природе минимальны, его активность направлена на познание окружающей природной, социальной среды и самого себя [1, с.77-83]. Дети дошкольного возраста впечатлительны, непосредственны, эмоциональны, поэтому имеется возможность формирования их «экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [10, с.15].

Введение ФГОС ДО закрепило позицию экологического образования детей дошкольного возраста. Так в качестве целевых ориентиров, которые достигаются  в направлениях развития, на этапе завершения дошкольного образования выступают: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в частности экологических (жизнь, любовь, красота, человек, природа); формирование основ безопасного поведения в природе (социально-коммуникативное развитие); формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы (познавательное развитие); развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и эстетического отношения к окружающему миру (художественно-эстетическое развитие); становление ценностей здорового образа жизни (физическое развитие) [9].

Достижение поставленных целей, в соответствии с ФГОС ДО, может осуществляться путем освоения обязательной части Программы (60%), и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). В качестве части, формируемой участниками образовательных отношений, могут выступать разработанные самостоятельно или выбранные парциальные программы.

В настоящее время имеется большое количество парциальных  программ по экологическому образованию дошкольников, направленных на: передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, бережно к ней относиться. Работа строится на основе деятельностного подхода. («Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова), «Юный эколог» (С. Н. Николаева);развитие экологического сознания, ценностного отношения к миру природы, познание взаимосвязи человека и природы («Мы - земляне» (Н.Н. Вересов), «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова);формирование основ культурно-экологического сознания детей дошкольного возраста за счет использования произведений изобразительного искусства, музыки, литературы («Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета - наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова).

Таким образом, в формировании экологического сознания и распространении экологических ценностей значимая роль принадлежит педагогу [6, с.226]. При этом экологическая подготовка педагога, «способность к выполнению нравственных требований», его ценностные ориентиры, оказывают влияние на воспитание человека высокой культуры, строящего взаимодействие в системе «человек-природа-общество» в соответствии с принципами коэволюции [13, с.128-133]. Особенность экологической деятельности педагога заключается в том, что для педагога деятельность имеет профессиональную направленность, поэтому она, по сути, является эколого-педагогической (Несговорова Н.П.). В связи с этим необходима подготовка педагога-гуманиста владеющего системой профессиональных средств, позволяющих воплотить экологические знания в практическую деятельность (Папуткова Г.А.).

Готовность педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности включает в себя профессиональную (знание основ экологии как науки, пути решения экологических проблем, способы рационального природопользования, владение методами и технологиями обучения) и личностную готовность (направленность потребностей [11], ценностей, социальная активность, готовность к экологоориентированной деятельности, критичность в оценке результатов этой деятельности) [7, с.75-79].

При изучении готовности воспитателей Оренбургской области к экологическому образованию детей дошкольного возраста профессиональная готовность педагогов проверялась с помощью методик: знание основ экологии как науки, пути решения экологических проблем, способы рационального природопользования («Незаконченные предложения» (В.Б. Шапарь)[3], «Отношение к экологическим проблемам» (Н.В. Кочетков)); умение проектировать содержание экологического образования дошкольников (анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования); умение создавать экологическую предметно-пространственную среду (анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования, раздел «ресурсное обеспечение программы дополнительного образования детей»); владение опосредованными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников (метод реагирования, метод контракта, гибкость в организации деятельности, эколого-субкультурные практики).

Личностная готовность педагогов проверялась с помощью методик: ценностные ориентации педагога (Эколого-психологический тест «Моя установка по отношению к природе», «Альтернатива»С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, «Ценностные ориентации» М. Рокич) [3];тип сознания, как установка на осуществление деятельности в социоприродной среде (эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания», «ЭЗОП» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин)[3]; способность к сопереживанию, умению поставить себя на место Другого (эмпатия)(«Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова»)[3].

Экологические, экономические и социальные знания об окружающей среде и способах безопасного поведения в ней оценивались с помощью модифицированной методики «Незаконченные предложения» (В.Б. Шапарь). Нас интересовало, насколько ясно педагоги понимают сущность понятий «Экология», «Природа», «Экологические проблемы», «Экологическая ответственность», «Безопасный образ жизни». В ходе анализа выяснилось, что 56% педагогов не определяют эти понятия. Например, ответ на вопрос «экология - это...» или «природа - это...», сводился к «...окружающая природная среда»; многие педагоги вообще не разделяют термины «Экология» и «природа».

Знания о собственных возможностях в сохранении и развитии окружающей среды педагоги показали, дописывая фразы: «В существующих экологических проблемах виновен...», «Решение экологических проблем зависит...». Полученные данные свидетельствовали о том, что у 52% педагогов познания о собственных возможностях в сохранении и развитии окружающей среды развиты фрагментарно, так же слабо развиты знания о коэволюционном развитии системы «Человек - Общество - Природа».Способы рационального использования знают 74% слушателей. В качестве основного способа рационального природопользования называют создание безотходных производств, замкнутых промышленных циклов.

Анализ парциальных программ педагогов дошкольного образования по экологическому образованию дошкольников показал, что только 40% педагогов при проектировании содержания ориентируются именно на экологические знания. При этом содержание 60% программ направленно лишь на ознакомление с природой, рассматриваются отдельные объекты окружающей природной среды, а не экосистемы в целом. Так, например, программа «Мир вокруг нас» представлена тремя модулями «Степи Оренбургские», «Животные степи», «Растения степи», в содержании которых нет информации о том, как животные, растения, климатические факторы взаимосвязаны. Такого рода программы являются в большей степени природоведческими. Так же 85% программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста направлены на познавательное развитие, а именно, как прописано в стандарте, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Соответственно ценностная и деятельностная составляющая остаются неохваченными, а именно - экологические ценности и безопасная деятельность в природе составляют его основу.

При проектировании предметно-пространственой среды 99% педагогов ограничиваются развивающими центрами «Уголок природы» и «Уголок исследователя», где представлены объекты для познания: изображения животных и растений, макеты экосистем, учебная и художественная литература, поделки из природного материла, наборы для экспериментирования. Все эти объекты способствуют формированию отношения к природе как к объекту познания, получения личной выгоды, а не как к объекту красоты и охраны. Формированию ценностного отношения к природе способствует контакт непосредственно с ее объектами в естественных условиях, что возможно при работе  на экологической тропе. Лишь 1% педагогов указал развивающий центр «Экологическая тропа», который охватил все объекты, как на территории детского сада, так и в здании. Методическое обеспечение данной программы включало описание способов взаимодействия с этими объектами.

Владение современными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников оценивалось по результатам письменного опроса педагогов. В качестве основных технологий 89% педагогов назвали игровые технологии, технологии проектного и исследовательского обучения. К ним прибавили технологию педагогических мастерских, витагенные технологии и технологии развивающего обучения 11% опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о том, что педагоги нацелены больше на формирование системы экологических знаний, а не формированию чувственного опыта, ценностных ориентаций дошкольников. Подтверждают данные используемые при этом методы. 98% педагогов называют общепедагогические, такие как наблюдение, эксперимент, беседа, экскурсия и лишь 2% приводят специфические: составление экологических сказок, метод фокальных объектов и синектика.

Таким образом, знание педагогами основ экологии, как науки, основных путей решения экологических проблем, владение навыками проектирования программ по экологическому образованию дошкольников определяется как достаточное и составляет 62% , из них 10% составили высокий уровень, а 52% средний.

В исследовании личностной готовности педагога использовался ряд диагностических методик, которые позволили выявить, что у 64% педагогов сформированность экологических ценностей, таких как Истина, Добро, Красота, Любовь, Человек, Природа на среднем и высоком уровне. На первое место 46% ставят карьеру, материальный достаток, свободу. Полученные результаты объясняют ведущую установку по отношению к природе. Диагностика показала, что у 51% педагогов преобладают прагматическая и когнитивная установки, то есть природа воспринимается как объект пользы, получения знаний. Так береза - это сок, луг - сенокос, лес - грибы, работа в лесном хозяйстве - заготовка древесины. Как объект охраны (этическая) и  красоты (эстетическая установка) природа выступает у 49% опрошенных, они позиционируют озеро с Байкалом, Фазана с куриными, лес - заповедный, собака воспринимается как друг, выбор времени года для посещения фруктового сада связан с временем цветения растений, а не сбора плодов.

При диагностике склонности к антропоцентрическому или экоцентрическому типу сознания было выяснено, что 58% педагогов имеют экоцентрический или переходный тип сознания, о чем свидетельствуют положительные ответы на прямые вопросы: Необходимо сохранять природу ради неё самой. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными, природа - это мир единства и неповторимости природных объектов. При этом 42% педагогов на эти же вопросы дали ответ: «Не уверен, что полностью согласен», что свидетельствует о прагматической установке в отношении ее объектов и антропоцентрическом типе сознания. О чем еще свидетельствуют положительные ответы на вопросы на утверждения:  «Сохраним природу для наших детей», «Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений», «Бывают вредные и полезные жуки», «Природа полезна для человека».

При проверке уровня эмпатии педагогам был предложен ряд утверждений, составленный И.М. Юсуповым, например: «При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь, Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина, Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать, Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это проис­ходит со мной», на которые 44% опрошенных дали отрицательные ответы, что свидетельствовало о низком уровне эмпатии. При этом высокий и средний уровень эмпатийных тенденций, в том числе к объектам окружающей природной среды показали 56% педагогов дошкольного образования.

Таким образом, у 57% педагогов уровень личностной готовности к осуществлению экологического образования дошкольников характеризуется как достаточный. Педагоги способны сочувствовать объектам социальной и природной среды, обладают системой экологических ценностей, что свидетельствует обэкоцентрическом типе сознания.

Для выявления общего уровня готовности педагогов к осуществлению экологического образования дошкольников были обобщены результаты, полученные в ходе изучения критериев исследуемой дефиниции и составили 60%. Это говорит о том, что педагоги в целом готовы выступать в качестве источников экологических знаний дошкольников и формирования у них экологической культуры, что заявлено в качестве целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, так как сами обладают навыками проектирования экологической предметно-пространственной среды и являются носителями экологических ценностей. Но всеже, 40% педагогов показали низкий уровень, и вызывает опасение низкие показатели по следующим критериям: владение современными формами, методами и технологиями экологического образования дошкольников; умение проектировать содержание экологического образования дошкольников; умение создавать экологическую предметно-пространственную среду.

Для преодоления заявленной проблемы необходимо:

1. Повышение уровня знаний педагогов о проблеме экологического воспитания детей на современном этапе: подбор методической литературы по вопросам экологического развития дошкольников и становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования; реализация спецкурса «Воспитательная деятельность педагога как фактора становления экологической субкультуры детей» на курсах ИПК и ППРО ОГПУ [4, с.123-129]; совместный анализ современных программ экологического воспитания детей в ДОУ и возможностей экологического воспитания дошкольников при работе в рамках образовательной программы ДОУ; современные методики диагностики уровня экологической культуры детей и анализ наличия экологической субкультуры в детской группе.

2. Развитие практических умений и навыков педагогов по созданию педагогических условий экологического воспитания детей: семинары практикумы: методика проведения экологических тренингов, организация экологоориентированной двигательной активности детей, игр, создание ситуаций экологического развития; проведение индивидуальных консультаций по вопросам экологического воспитания детей, круглых столов, методических объединений.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедройуправления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.


Библиографическая ссылка

Гринько М.Н., Михеева Е.В., Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674