Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОТРАСЛИ

Сергеев В.Е. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Принцип профессионализма заказчиков законодательно закреплен Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем отсутствие профессионального стандарта специалиста в сфере закупок по-прежнему не позволяет наполнить понятие «профессионализма заказчика» соответствующим содержанием. Отсутствие образовательного стандарта для подготовки кадров в сфере закупок провозглашенный принцип профессионализма заказчика оставляет декларативным, а не действующим в полной мере. В статье рассматриваются термины «профессионализм», «профессиональное становление», «профессиональная компетентность». Приведены требования к уровню профессиональной подготовки специалистов в сфере закупок Соединённых Штатов Америки, Франции. Подробно описаны требования к профессиональному обеспечению осуществления закупок в соответствии с законом о контрактной системе.
эффективность.
управление
профессионализм заказчика
контрактная система
закупки
1. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2.
2. Гладилина И.П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Самоуправление. - 2014. - №3.
3. Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М. - Воронеж, 1996. - 400 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996. - 312 с.
6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. - №4. - С. 28-38.

Эффективное управление закупками в отрасли во многом основывается на профессиональном осуществлении закупочной деятельности. Отраслевая специфика должна быть заложена в развитии профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих закупки. Отсутствие образовательных и профессиональных стандартов не позволяет рассматривать заявленный принцип профессионализма заказчиков в полной мере.

Рассматривая понятие «профессионализм» (профессиональная компетентность) сквозь призму научной литературы, можно отметить, что под профессионализмом подразумевается в основном способность к актуальному выполнению деятельности; углубленное знание; состоя­ние адекватного выполнения задачи, что в принципе не позволяет отразить многогранность данного понятия [2; 4-6].

В настоящее время в отечественной науке принято определять профес­сиональную компетентность как:

  • определенное психическое состояние, позволяющее действовать ответственно и самостоятельно, как обладание человеком способностью, умением вы­полнять определенные трудовые функции;
  • наличие специального образования, широких общих и специальных знаний, регулярное повышение своей научно-профессиональной подготовки;
  • способность субъекта труда к выполнению задач и обязанно­стей повседневной деятельности и профессиональную подготовленность;
  • потенциальную готовность квалифицированно решать задачи[58;69].

Профессиональная компетентностьвключает общую совокупность объективно необхо­димых навыков и знаний, в том числе умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций. Особо важна здесь роль знания возможных последствий определенных действий, гибкость методов, резуль­тат труда человека, практический опыт, критичность мышления, индивидуально-психологические качества и соответствующие профессиональные пози­ции[1].

Вместе с тем под профессиональным становлением личности стоит понимать процесс развития и саморазвития личности, освоения профессионально ориентированных видов деятельности, профессионального самоопределения, а также самореализации профессионального потенциала. Кроме этого, под профессиональным становлением личности можно понимать общий процесс становления личности в конкретной деятельности для формирования профессиональных атрибутов и качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов креативного и качественного выполнения профессиональных задач в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. В данном случае социально-профессиональная направленность выступает системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления профессионализма, формирующегося под влиянием социальной ситуации, когда индивиду приходится проявлять свои профессиональные качества, без которых невозможна его полноценная жизнедеятельность. В этом случае профессиональное становление обязательно предполагает потребность в постоянном наличии и воплощении возможности самосовершенствования профессиональных знаний и навыков.

Таким образом, профессиональное становление субъекта деятельности - это движение личности в пространстве и времени профессионального труда. В связи с этим под профессиональным становлением личности можно понимать часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до фактического прекращения профессиональной деятельности.

В этом ключе представляет интерес такое понятие, как «профессиональное самоопределение». Е.А. Климовпри анализе данного понятия обращает внимание на то обстоятельство, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы в зависимости от жизненной ситуации, в которую попадает индивид под влиянием объективных и опосредованных обстоятельств [4].

Что касается моделирования становления профессиональной деятельности у человека, то в данном направлении представляются интересными исследования Л.А. Митиной, которая выделяет две модели становления профессиональной деятельности:   модель профессионального развития, характеризующаяся способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и таким образом преодолеть пределы своих профессиональных возможностей; адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, необходимых последовательностей решения профессиональных задач [6].

Рассматривая периодизацию профессионального становления личности, стоит выделить подход К.А. Марковой, которая в качестве критериев предлагает определить пять уровней и девять этапов профессионализма личности: так называемый допрофессионализм, включающий этап первичного ознакомления с профессией; профессионализм, состоящий из трех этапов (адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства); суперпрофессионализм, состоящий из 3 этапов (свободного владения профессией в форме творчества, владения рядом смежных профессий, творческого самосовершенствования личности); непрофессионализм или выполнение работы по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; так называемый послепрофессионализм, обычно выражающийся в завершении человеком своей профессиональной деятельности [5].

В качестве обозначения одной из двух составляющих содержания принципа профессионализма часть 1 статьи 9 Закона 44-ФЗ предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. На реализацию этой составляющей рассматриваемого принципа направлены в том числе:

  • положенния ст.38 дания ст.38 данного Закона, предусматривающие в зависимости от совокупного годового объема закупок необходимость создания заказчиком контрактной службы или назначения заказчиком должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего);
  • положения ст.41 Закона, предусматривающие и регламентирующие привлечение заказчиками экспертов, экспертных организаций, т.е. обладающих специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла).

В качестве обозначения другой составляющей содержания принципа профессионализма заказчика в ч. 2 ст. 9 Закона закреплены обязанности заказчиков, специализированных организаций принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ. Эту составляющую рассматриваемого принципа учитывает положение ч. 5 ст. 39 данного Закона, в соответствии с которым заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Отсутствие необходимого количества подготовленных кадров - одна из самых существенных проблем в сфере закупок. Чрезвычайно важной в этой связи представляется нацеленность Закона на формирование предпосылок для профессионализации сферы закупок и использование принципов персонификации ответственности. 

Цель модернизации существующей системы закупок заключается в повышении уровня доверия общества к системе государственных закупок, формировании отношения к заказчикам как к профессионалам, которым общество доверило выбирать надежных поставщиков, способных удовлетворить государственные и муниципальные нужды продукцией самого лучшего качества.

Заказчики, члены конкурсных, аукционных, котировочных комиссий должны поддерживать уровень квалификации, в том числе путем проведения профессионального переобучения. Необходимо создавать методическую основу подготовки специалистов в сфере закупок. Привлечение образовательных и консалтинговых организаций по проведению специальных программ станет значительным толчком в повышении эффективности процедур закупок.

Полагаем, что формирование профессионалов в сфере закупок должно идти в соответствии с образовательным государственным стандартом, который представляется необходимым разработать и утвердить. Следует отметить, что контрактная система включает в себя механизмы управления всем циклом заказа (планирование-размещение-исполнение). В связи с этим образовательный стандарт должен содержать юридические, экономические, управленческие аспекты, а также формировать понимание осуществления планирования и приемки товаров, работ, услуг.

Так, в США для всех специалистов в сфере контрактования установлены четкие квалификационные требования (QualificationStandardsforContractSpecialists), а также должностные инструкции к замещаемым ими должностям (ContractingCompetencies). Особая престижность статуса контрактного офицера обусловлена высокой профессиональной квалификацией государственного служащего [3].

В подтверждение необходимости повышения профессионализма заказчика и возложения на них функций по осуществлению закупок приведем опыт Франции. Там существующий порядок, при котором функции по закупкам исполняются (на непрофессиональной основе) множеством чиновников-закупщиков, имеющих также иные задачи, был признан неэффективным. Также мало результативной и затратной расценивается практика, при которой потребитель продукции и закупщик выступают в одном лице.

Таким образом, принцип профессионализма возможно реализовать в полной мере при условии разработки профессиональных и образовательных стандартов специалистов в сфере закупок.

Кроме образовательных программ, с целью обеспечения квалифицированной деятельности участников контрактной системы необходимо предусмотреть меры по созданию:

  • системы аттестации кадров, занятых в сфере закупок соответствии с профессиональным квалификационным стандартом в данной области;
  • системы повышения мотивации добросовестной работы по управлению циклом обеспечения федеральных государственных нужд в связи с высокими коррупционными рисками. В частности, может быть рассмотрена возможность поощрения служащих за обеспечение высокого качества исполнения государственных контрактов.

И.П. Гладилина отмечает, что достижение высокого профессионализма участников закупочного процесса позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды с максимальным достижением результата и минимальными затратами бюджетных средств [2].

Таким образом, реализация принципа профессионализма заказчика является основой эффективного управления закупками в отрасли.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

 


Библиографическая ссылка

Сергеев В.Е. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20240 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674