Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ УЛЬЯНОВСКЕ(НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)

Макаров Д.В. 1 Тихонова А.Ю. 1 Дюльдина Ж.Н. 1
1 ФБГОУ ВПО«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
В проведенном исследовании предпринята попытка обратиться к обоснованию осуществления курса «Социокультурные истоки» в образовательном пространстве города Ульяновска. Путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала в процесс формирования духовно-нравственной культуры. Проведение работы с такой установкой будет способствовать адаптации подрастающего поколения уже с дошкольной скамьи к современным условиям общества и повышению духовно-нравственного потенциала личности, формированию духовно-нравственной культуры личности.Хорошо известно, что в православной культурной традиции содержится большой потенциал для воспитания самостоятельной, творческой личности, свободно избирающей путь созидания, совершенствования мира и самого себя, а также сформирован востребованный во все эпохи общественный идеал, основанный на заповедях добра и милосердия. Реализация духовно-нравственного потенциала курса «Социокультурные истоки» в образовательном пространстве Ульяновска, будет способствовать сохранению как природного, так и духовного наследия страны и процветанию российского государства.
повышение квалификации.
социокультурное образование и воспитание
социокультурные истоки
нравственность
духовность
1. Актуальные проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки в начальной и основной школе». URL: http://www.ulspu.ru/press-center/news/news_294.html (дата обращения: 07.06.2015).
2. В УлГПУ состоялся выпуск первой группы слушателей предмета «Социокультурные истоки» URL: http://www.ulspu.ru/press-center/news/news_359.html (дата обращения: 07.06.2015).
3. Декларация русской идентичности. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (дата обращения 22.06.2015).
4. Дюльдина Ж.Н. Психолого-педагогические основы брака и семьи Учебно-методическое пособие. – Саарбрюккен (Saarbrücken): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 250с.
5. Макаров Д.В., Тихонова А.Ю., Дюльдина Ж.Н. Проблемы культурно-религиозного и этического образования семья, религия, культура / Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск, 2014.
6. О повышении квалификации учителей. URL: http://scpk.cerkov.ru/2014/05/24/o-povyshenii-kvalifikacii-uchitelej/ (дата обращения: 07.06.2015).
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
8. Президент В.В. Путин Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 07.06.2015).
9. Социокультурные истоки. URL: http://scpk.cerkov.ru/2014/04/17/s-17-marta-po-11-aprelya-2014-goda-na-baze-ulgpu-proxodili-pervye-v-g-ulyanovske-kursy-povysheniya-kvalifikaciipo-dopolnitelnoj-professionalnoj-programme-aktualnye-problemy-prepodavaniya-kursa-socio/ (дата обращения: 07.06.2015).
10. Тихонова А.Ю. Проблемы изучения истории региональной культуры в современном образовании // Высшее образование сегодня. – 2008. - №5. – С.91-93.

Цель исследования:обоснование осуществления курса «Социокультурные истоки» в образовательном пространстве города Ульяновска путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала.

Материалы и методы исследования:теоретический анализ теологической, художественной и философской литературы.

Сегодня в обществе возникла острая необходимость в возрождении духовно-нравственных ценностей. Многие сейчас начинают понимать, что пути выхода из современного антропологического кризиса надо искать именно в духовности и нравственности. Об этом давно сказано в Евангелии:«не хлебом одним будет жить человек» (Лк. 4: 4).

Отрадно, что и Президент Российской Федерации В.В. Путин уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания всё больше внимания. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» [8].

Также важно отметить еще один документ,в рамках которого идет возрождение духовно-нравственных ценностей - этоДекларация русской идентичности. Документ принят 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» [3].

Духовно нравственное воспитание детей должно осуществляться на наш взгляд в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего народа, разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства:устное народное творчество, фольклор;художественную литературу;игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись;музыку;музеи и др.

В 80-е годы ХХ века в школы был введен предмет «Этика и психология семейной жизни». На наш взгляд, этот предмет просто необходим и в настоящее время, чтобы предотвратить ту деструктуризацию семьи, которая наблюдается в настоящее время. В своей книге «Брак, семья, дети» священник Илья Шугаев, высказал замечательную мысль: «Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучают по несколько лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секс просвет» [4, с. 6].

Духовность, в словаре Ожегова, определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными[7].Поэтому с весны 2014 года в образовательном пространстве города Ульяновска был введен курс «Социокультурные истоки». Он призван решить вышеуказанные проблемы путем интеграции традиционной для России системы ценностей, а именно православного духовно-нравственного потенциала в процесс формирования духовно-нравственной культуры.

Программа «Социокультурные истоки» направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур[1].Программа может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.Программа оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания - сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

Курс «Социокультурные истоки» направлен на реализацию новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и школьного образования в области духовно-нравственного образования и воспитания.

В Ульяновске началось введение данного курса с 2014 года. Введение постепенное. Определены первые «пилотные» школы и детские сады и начата подготовка педагогических кадров.Подготовку педагогов по дополнительной профессиональной программе «Актуальные  проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в начальной и основной школе»[6]осуществляет научно-образовательный центр «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание», созданный при УлГПУ им. И.Н.Ульянова в 2013 году по инициативе УРОО «Симбирский центр православной культуры» и УРОО «Союз православных женщин».

Представители Симбирского центра православной культуры приняли участие в совещании в Управлении образования Администрации города Ульяновска, на котором была утверждена дорожная карта внедрения программы «Социокультурные истоки» в пилотных школах и дошкольных учреждениях города.Данная встреча состоялась после поездки ульяновской делегации (педагогов, представителей Симбирской губернской общины, работников Управления образования и Симбирского центра православной культуры) на Международные Рождественские образовательные чтения в Москву (28-29 января). Участники совещания пришли к выводу, что данный предмет будет способствовать социализации подрастающего поколения, превращению школы в социокультурный институт, а также помогать делу возрождения традиционных нравственных и духовных ценностей российского общества и государства.

В процессе подготовки к занятиям педагогиУлГПУ активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г.Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».

С апреля 2014 года в городе Ульяновске начались обучающие курсы для педагогов школьных и дошкольных организаций по предмету «Социокультурные истоки». К работе курсов были привлечены специалисты-практики из образовательного центра «Истоки» (г. Вологда): директор центра Елена Ярославовна Смирнова и методист Ольга Сергеевна Абрамова. Принял участие в работе курсов также Глава правления благотворительного фонда «Алатырь» отец Владимир Теплов. Финансовую поддержку в проведении семинара и приглашении преподавателей из Вологды оказал депутат городской думы Игорь Владимирович Любченков.Занятия проводились на базе МБОУ «Гимназия № 1 имени В.И. Ленина» г. Ульяновска и МУЧ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ».

В преддверии Нового года состоялось вручение удостоверений слушателям курсов: «Актуальные проблемы преподавания курса «Социокультурные истоки» в образовательных учреждениях» [2].29 декабря 2014 года состоялся второй выпуск педагогов (первые курсы в УлГПУ были проведены в апреле 2014 года). Глава города Марина Беспалова и ректор УлГПУ Тамара Владимировна Девяткина вручили удостоверения 89 педагогам школ, детских садов и учреждений дополнительного образования, прошедшим обучение в Научно-образовательном центре «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н.Ульянова [9].Учителя, прошедшие курсы, с большой благодарностью откликнулись и отблагодарили организаторов курсов за хорошую работу и неформальный подход.

Инициатива данного образовательного проекта принадлежит Главе города Ульяновска М. П. Беспаловой. Поддержку также оказывают депутаты городской думы, общественные организации: «Симбирский центр православной культуры» [5], «Союз православных женщин», «Симбирская губернская община», благотворительный фонд «Алатырь» (г. Алатырь), образовательный центр «Истоки» (г. Вологда) и многие другие.

Глава города Ульяновска Марина Павловна Беспалова - инициатор введения данного предмета в нашем городе - выступила перед слушателями первых образовательных курсов: «Наша страна регулярно сталкивается с новыми вызовами - политическими, экономическими и культурными. Устремленность в будущее, тяга к развитию и прогрессу в сочетании с традиционными ценностями - залог успешного будущего России. И воспитывать гражданские и патриотические ценности нужно с самого раннего возраста. Уверена, введение курса в образовательных учреждениях города благотворно скажется на учебном процессе и поднимет уровень духовно-нравственного воспитания детей и подростков», - сказала глава города на встрече с педагогами. Как глава города она не осталась в стороне. Из бюджета города на реализацию программы в 2014 году были выделены средства в объеме 4,5 млн. рублей. В 2014-2015 учебном году программа «Социокультурные истоки» введена в пилотном режиме в 29 школах, 13 детских садах и 8 учреждениях дополнительного образования. Также главой города поставлена задача - охватить данной программой все учебные организации города Ульяновска. На что потребуется в 2015-2016 годах дополнительно более 6 млн. рублей.

Огромную поддержку в организации и проведении курсов повышения квалификации, а также в создании на базе УлГПУ НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» оказала ректор УлГПУ им. И.Н. Ульянова Тамара Владимировна Девяткина.От лица университета (УлГПУ), а также от Общественной палаты Ульяновской области она приветствовала всех участников и организаторов курсов и выразила благодарность всем учителям начальных классов, воспитателям детских садов и педагогам организаций дополнительного образования, - всем решившимся взять на себя эту благородную миссию.

На курсах работают сотрудники УлГПУ - доктора наук (Макаров Денис Владимирович и Тихонова Анна Юрьевна), кандидаты наук (Гринёва Елизавета Алексеевна и Дюльдина Жанна Николаевна), а также начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Управления образования администрации города Ульяновска, «Заслуженный учитель РФ» Чернова Татьяна Васильевна.В процессе подготовки к занятиям они активно принимали участие в Международных (Рождественские чтения, г. Москва, секция: «Социокультурные истоки»), Всероссийских (Образовательный форум, г. Алатырь) и Региональных  мероприятиях, посвященных обмену опытом по «Истокам».

Таким образом, внедрение курса «Социокультурные истоки» стало в городе Ульяновске общим - соборным - делом, вокруг которого объединяются сегодня все здоровые силы региона.

«Социокультурные истоки» - на сегодняшний день - это уникальная программа, не имеющая аналогов в мировой образовательной практике. Она не только развивает ум, но и облагораживает душу и укрепляет дух человека. Не только провозглашает, но формирует ценностные ориентиры: любовь к родному краю, к родителям, к своей школе, своему городу, своей стране, своей вере и своим традициям.НОЦ «Духовно-нравственное и социокультурное образование и воспитание» при УлГПУ им. И.Н. Ульянова продолжает свою работу и готовится к проведению новых курсов для учителей в 2015 году.

 

Публикация выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №14-16-73006 (2014-2015гг.).

Рецензенты:

Гуркин В.А,, доктор культурологии, профессоркафедры истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск;

Петухов В.Б., доктор культурологии, заведующийкафедрой истории и культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственныйтехнический университет», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Макаров Д.В., Тихонова А.Ю., Дюльдина Ж.Н. ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ УЛЬЯНОВСКЕ(НА ПРИМЕРЕ КУРСА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20718 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674