Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Вишняков А.И. 1 Карымова О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье дается подробный анализ жизненных ценностей студентов, состоящих в браке и вне брака, на примере студентов Оренбургского государственного университета. Приведенные результаты – это фрагмент полного исследования особенностей ценностных ориентаций современной молодежи. В рамках данной статьи раскрыты особенности ценностных ориентаций у юношей и девушек, в браке и вне брака. В качестве инструментария был применен морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. В исследовании приняли участие 265 студентов. В результате исследования получены особенности ценностных ориентаций у юношей и девушек, состоящих в браке и вне брака. Юноши, в отличие от девушек, больше стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях и других характеристиках своей личности. Юноши также в большей степени стремятся к самосовершенствованию и серьезнее относятся к своим обязанностям.
семейные ценности.
ценностные ориентации
1. Вайзер, Г. А. Проблемы смысла жизни и акме. Симпозиум Психологические аспекты смысла жизни и акме // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С.146-150.
2. Винивидова, Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е. П. Винивидова // Интеграция образования. – 2008. – № 2. – С. 97-101.
3. Вишняков, А.И. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) / А.И. Вишняков, О.С. Карымова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С.846-850.
4. Вишняков, А. И. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте / А.И. Вишняков, Н.В. Киреева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – 1. – С.174-178.
5. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2002.
6. Добрынина, В. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции; В.Добрынина, Т. Кухтевич // AlmaMater: Вестник высшей школы, 2003. – № 2. – С.13-15.
7. Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности / Л. М. Смирнов // Мир психологии. – 2007. – № 4. – С. 220-230.
В современном обществе существует проблема определения смысла жизни, а также ценностных ориентаций. Современный молодой человек все чаще оказывается перед экзистенциональной дилеммой – кем и каким быть. В связи с этим достаточно важно представлять, что сейчас является актуальным для молодежи, какие ценности занимают лидирующие позиции.

 В рамках нашего исследования ценностных ориентаций современной молодежи, мы выделяем один из аспектов – жизненные ценности студентов, состоящих в браке. Вступление в брак и создание семьи само по себе одна из ценностных ориентаций, и возможно существуют особенности в системе ценностей у семейных и не семейных студентов.

В нашем исследовании приняли участие 265 студентов. Из них 110 состоящих в браке – 57 девушек и 53 юноши. А также 155 студентов, не состоящих в браке, из них 85 девушек и 70 юношей. Всего 142 девушки и 123 юноши. Средний возраст 21 год.

В качестве инструментария был использован морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

После обработки результатов мы получили следующие особенности. Ценность развития себя у студентов в браке и вне брака имеет равное среднее значение. Но у юношей среднее значение выше, чем у девушек. Это говорит о том, что юноши в отличие от девушек  больше стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях и других характеристиках своей личности. Юноши также в большей степени стремятся к самосовершенствованию и серьезнее относятся к своим обязанностям (рис.1).

Вторая ценность – духовное удовлетворение. У юношей в браке и вне брака средние значения практически совпадают. Но существует разница между полами. Ценность духовного удовлетворения преобладает у юношей. Юноши стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Для них самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.

Девушки в браке, в большинстве своем, направлены на поиск конкретной выгоды от взаимных отношений. Еще их результаты указывают на некоторое пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.

 

Рис.1. Жизненные ценности студентов, состоящих в браке и вне брака

Следующая ценность, которую мы рассматриваем, – креативность. Среднее значение у юношей также выше, чем у девушек. Ценность креативности у женатых юношей выше, чем у замужних девушек. Юноши в большей степени, чем девушки, стремятся к реализации своих творческих возможностей и к разнообразию своей жизни.

 У незамужних девушек наблюдается подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности, следование уже устоявшимся нормам и ценностям.

Ценность активных социальных контактов у неженатых юношей имеет доминирующее значение. Это говорит о том, что юноши, не состоящие в браке, больше остальных стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться. У девушек, не состоящих в браке, обратная ситуация. У них наблюдается нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытыми.

Ценность собственного престижа у юношей выше, чем у девушек. Юноши, состоящие в браке, стремятся к признанию, к уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц.

Девушки, не состоящие в браке, более уступчивы, избегают неудач, конфликтов. Они также лишены претензий на статус лидера.

 

 

Рис.2. Жизненные ценности студентов, состоящих в браке и вне брака

Ценность достижений у юношей в браке и вне брака имеет равное среднее значение. У замужних девушек среднее значение той же ценности выше, чем у незамужних девушек. И юноши и девушки стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и  считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.

Ценность материального положения у юношей выше, чему девушек, но обе группы имеют низкие значения. Студенты в браке и вне брака, по нашим результатам, равнодушны к материальному достатку.

Ценность сохранения собственной индивидуальности имеет примерно одинаковые средние значения у студентов в браке и вне брака. Юноши в большей степени стремятся к независимости от других людей. Они стремятся сохранить неповторимость,  своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни. Женщины в браке больше стремятся к конформности, замкнутости и не любят брать на себя ответственность.

 

 

Рис.3. Жизненные сферы студентов, состоящих в браке и вне брака

Сфера профессиональной жизни имеет высокое значение для студентов в браке и вне брака. Они готовы отдавать много времени своей работе. Особую значимость профессиональная деятельность имеет у студентов, не состоящих в браке.

В сфере обучения и образования и та, и другая группа стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Но для девушек это более ценно, чем для юношей.

Особое внимание стоит уделить сфере семейной жизни. У юношей ценность сферы семейной жизни в браке и вне брака имеет равное среднее значение. А у замужних девушек ценность сферы семейной жизни значительно выше, чем у незамужних девушек. Для девушек, состоящих в браке, характерна высокая значимость всего того, что связано с жизнью их семьи. Они отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни – это благополучие в семье. Для незамужних девушек сфера семейной жизни является мало значимой.

Ценность сферы общественной жизни у юношей значительно выше, чем у девушек. Следовательно, для мужчин имеют значение проблемы жизни общества. Они склонны увлекаться общественно-политической жизнью. А девушки, наоборот, в большинстве своем направлены на решение собственных проблем. А данная сфера для женщин остается мало значимой.

Сфера увлечений особую ценность имеет у юношей, состоящих в браке. Для этих юношей высоко значимы их увлечения и хобби. Они стремятся отдать своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения их жизнь во многом неполноценна.  У неженатых юношей данная ценность менее выражена. Видимо, в браке юноши больше начинают ценить свои личные интересы.

Ценность сферы физической активности имеет одинаково высокую значимость у женатых и неженатых юношей. Значит, для юношей остается значимой физическая активность и физическая культура как элемент общей культуры для человека. Юноши считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом.

Для девушек сфера физической активности является мало значимой.

Исходя из результатов применения U-критерия Манна – Уитни, были выделены следующие значимые различия. Значимое различие в переменных наблюдается в сфере семейной жизни (U=5212,0 при p≤0,001) между группами юношей и девушек. Вступление в брак у девушек повышает ощущение сформированности сферы семейной жизни. Это связано с тем, что вступление в брак изменяет представления девушек о замужестве, делает их более осознанными, и тогда у них формируется более четкое и ясное понимание, что есть замужество и семья. А у юношей при вступлении в брак немного снижается ощущение сформированности сферы семейной жизни. У юношей такая ситуация, скорее всего, связана с тем, что после вступления в брак они осознают, что не совсем готовы к такой ответственности. А также, это может быть связано с особенностями возраста и ранней женитьбой.

Значимое различие переменных наблюдается в сфере семейной жизни (U=3461,0 при p≤0,001)  у студентов, находящихся в браке и вне брака. У студентов, состоящих в браке, показатель выше, чем у студентов вне брака. Это говорит о том, что брак непосредственно влияет на формирование семейной сферы у человека, так как представления студентов о браке далеки от самой жизни в браке.

Значимые различия переменных в следующих ценностях: духовной удовлетворенности и активных социальных контактах между девушками и юношами. По ценности духовной удовлетворенности у юношей показатель выше, чем у девушек. Скорее всего, у девушек потребность в духовной удовлетворенности вытесняется, так как является неудовлетворенной. А для юношей духовная удовлетворенность – одна из важных ценностей.

По ценности активных социальных контактов показатель у юношей также выше, чем у девушек. Юноши более склонны к установлению связей и контактов, чем девушки. Юноши в большей степени верят в дружбу. А девушки более избирательны в установлении контактов, и сами по себе более замкнуты.

Значимые различия переменных выявлены в следующих жизненных сферах: сфере общественной жизни и физической активности между группами юношей и девушек. В сфере общественной жизни показатель у юношей выше, чем у девушек. Юноши в большей степени вовлекаются в общественно-политическую жизнь и интересуются проблемами жизни общества. Это для них характерно. Девушки в большей степени заняты собой или своей семьей.

 В сфере физической активности у юношей показатель значимо выше, чем у девушек. Для юношей очень важно казаться сильными, физически развитыми, это дает им большую уверенность в себе и власть над другими. И по природе своей они являются защитниками.

Таким образом, мы видим, что есть различия в ценностях у студентов, состоящих в браке и нет. При этом у юношей и девушек есть своя специфика в ценностных ориентациях.

Полученные данные могут быть использованы при работе с молодежью, в рамках тренингов и ориентационной работы.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

 

 


Библиографическая ссылка

Вишняков А.И., Карымова О.С. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20881 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674