Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Подругина И.А. 1 Сергеева Д.В. 1 Соловова О.Р. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Проведен анализ терминологического обозначения понятия «исследовательская деятельность» в педагогической литературе. Выделены такие аспекты проблемы, требующие особого внимания в педагогических и методических исследованиях, как совершенствование компетенций учителя — руководителя научной работой школьника, осуществление принципа преемственности при подготовке и проведении конкурсов и фестивалей для детей разных возрастных ступеней, формирование представления учащихся о различиях между проектом и исследованием, классификация исследовательских умений (действий, способностей), пути решения проблемы формирования речевых умений школьника. Обозначены формы проектирования урока литературы с опорой на учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Выявлены задачи и направления проектирования исследовательской деятельности учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности. Рассмотрены условия и формы использования в учебном процессе дидактического средства, способствующего организации деятельности учащихся на основе системного подхода. Обозначено место анализа литературных произведений в системе развития исследовательских умений школьников.
анализ литературного произведения
дидактическое средство
проектирование деятельности
исследовательские действия
Школьное образовательное пространство
1. Дутко Н.П. Метод проекта как фактор формирования исследовательских компетенций у учащихся средней школы // Татьянин день: сборник статей и материалов пятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в ХХI веке». ― Казань: РИЦ «Школа», 2008. ― Вып. 5. ― Ч. 1. ― С. 411–417.
2. Ерохина Е.Л. Текст исследовательской работы учащегося: к проблеме жанра // Проблемы современного образования. ― 2013. ― № 1. ― С. 132–139. ― Режим доступа:http://predu.ru/res/2013_1_13.pdf.
3. Зинин С.А. Урок-исследование в системе работы с классическим произведением в школе (на примере изучения «южных» поэм А.С. Пушкина) // Изучение русской классики в школе: вчера, сегодня, завтра. ХIХ Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 24–25 марта 2011 г. / Под ред. В.Ф. Чертова ― М.: МПГУ, 2012. ― C. 11–18.
4. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. ― 2003. ― № 4. ― C. 12–17.
5. Миронова Н.А. Философско-методологический аспект развития непрерывного литературного образования // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХХ Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 15–16 марта 2012 г. / Под ред. В.Ф. Чертова ― М.: Экон-информ, 2013. ― C. 96–99.
6. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под ред. А.С. Обухова ― М.: НИИ школьных технологий, 2006. ― C. 67–77.
7. Подругина И.А. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. Науч. Статей. ― Вып. 6. ― Т. 2. — М.: МГПИ, 2007. ― C. 86–89.
8. Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013. — 128 с.
9. Попова Н.А. Публичная рефлексия художественного текста как фактор совершенствования профессиональных компетенций учителя-словесника // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. ХХ Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 15–16 марта 2012 г. / Под ред. В.Ф. Чертова ― М.: Экон-информ, 2013. ― C. 61–65.
10. Чертов В.Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. ― 2007. ― № 4. ― C. 21–24.

Исследовательская деятельность понимается в современной научной и практико-ориентированной образовательной парадигме как освоение учащимися способов деятельности, определенного рода последовательных операций [4, 1, 7] или как «творческий процесс взаимодействия  учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» [6, с. 73]. А.С. Обуховым резко отграничиваются данные определения. На наш взгляд, первая и вторая позиция,  являясь не противоречащими, а дополняющими  одна другую, причем на разных философско-педагогических уровнях, в своей совокупности «наращивают смыслы» фрейма «учебно-исследовательская деятельность».

Продолжая развивать идеи о необходимости дальнейшей разработки и внедрения исследовательских технологий в учебный процесс, отметим значимость внимания педагогов и методистов к определенным аспектам проблемы. Обозначим основные из них применительно к задачам филологического образования в школе и вузе.

Во-первых, важно обратить внимание на совершенствование компетенций учителя как научного руководителя ученической исследовательской работы. В этом ряду безусловна значимость определения путей решения проблемы  развития компетенций публичной рефлексии, например, художественного текста у учителей-словесников, о чем убедительно  пишет Н.А. Попова [9].

Во-вторых, осуществление принципа преемственности при подготовке и проведении фестивалей и конкурсов проектно-исследовательских работ для детей разных возрастных ступеней.  Как справедливо отмечает Н.А. Миронова, «феномен непрерывного литературного образования связан с двумя аспектами философско-педагогической концепции непрерывного образования: процессом освоения человеком нового жизненного, социального опыта (психолого-педагогический аспект непрерывного образования); построением системы непрерывного литературного образования как части социальной практики (социально-образовательный аспект непрерывного образования).  Реализацию концепции непрерывного образования в современной образовательной практике обеспечивают системность и технология преемственности различных уровней образования: дошкольная ступень - начальная школа - основная школа - старшая школа - вуз - послевузовское образование» [5, с. 98].

Особенно актуально это в условиях создания современных образовательных комплексов. В нашем случае учета принципа преемственности потребовал процесс  разработки Положения Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» (для начальной, основной и старшей школы) и Положения Московского межрегионального фестиваля творческих открытий и инициатив «Маленький Леонардо» (для дошкольной ступени).         

В-третьих, формирование представления школьника о различиях в проблематике, цели и задачах, результатах и ином исследования и проекта. С одной стороны, мы должны учитывать, что акцентуация  внимания учащегося на дополнительных сведениях научного характера может стать избыточной и повлиять на степень его интереса к работе, с другой - существует понимание того, что при создании одного или другого типа продукта отличаются и изначальные целевые установки, и операции, и иное, и это должен представлять юный исследователь. Как и то, что в основе серьезной проектной работы находится исследовательская часть [8]. Опыт свидетельствует, что часто целевая установка в ходе проведения учащимся исследования претерпевает определенные изменения, и исследовательская позиция дополняется проектной позицией, при этом происходит, на наш взгляд, процесс  дальнейшего расширения (А.С. Обухов)  мировоззрения, который требует специального  научно-педагогического исследования. 

Осмысляя проектно-исследовательскую деятельность школьников в области литературы и иных филологических дисциплин, отметим, что в основном школьники представляют на конкурсы и фестивали исследовательские работы. Однако мы наблюдаем, что элемент проектной деятельности в ходе их подготовки добавляет работе дополнительные яркие краски в процессе ее презентации перед юными слушателями, что положительно сказывается и на отношении к результату своей работы ее автора.  

В-четвертых, в поле внимания ученых, занимающихся проблемой исследовательской деятельности, находится вопрос о наиболее оптимальной классификации исследовательских умений (навыков, действий, способностей). Продуктивной представляется классификация,  основанная на прямом  соотнесении системы исследовательских умений с системой универсальных учебных действий и выделением, следовательно, метапредметных (и подгрупп: регулятивные,  познавательные, представленные общеучебными и логическими, коммуникативные) исследовательских умений  и предметных исследовательских умений.  Надо учитывать только разделение их на основные и вспомогательные и то, что предметные исследовательские умения, в частности  по литературе, русскому языку, иностранным языкам, пересекаются с определенной частью метапредметных.

За границами системы остаются личностные универсальные учебные действия. Однако при их актуализации безусловна исследовательская составляющая в форме метапредметных действий. 

В-пятых, методические пути решения проблемы формирования речевых умений школьника-исследователя. В этом аспекте актуальна  методика сопоставления текстов академического научного доклада и доклада учащегося на конференции школьников, представленная Е.В. Ерохиной [2].

В-шестых, проектирование учебно-исследовательской деятельности учащихся, включающей сложившиеся в школьном образовательном пространстве на данный момент элементы, представляющие различные образовательные ситуации. Проблема проектирования  учебно-исследовательской деятельности включает в себя все перечисленные выше аспекты.

Все чаще в методической науке, в том числе и в методике преподавания литературы, обращается внимание на возможности организации урока с опорой на учебно-исследовательскую деятельность учащихся, что позволяет реализовать ее «...а) в рамках урока семинарского типа, б) в ходе учебного диалога, в) в учебно-игровой ситуации, г) в индивидуальных и групповых проектах и т.п. Занятия такого рода создают специфическую учебную ситуацию, в определенной степени устраняющую ролевые границы между обучающим и обучаемым:  учитель и ученик выступают в качестве коллег, исследующих выдвинутую ими проблему. При этом учащиеся проходят все необходимые этапы исследования, включающие постановку вопроса, распределение функций участников коллективной работы, подбор первоисточников и выбор инструментария анализа, обобщение результатов и определение их значимости для дальнейшей работы с конкретным литературным материалом. Вместе с тем научный подход к изучению художественного произведения на уроке не заслоняет и не подменяет живого, эмоционально-образного восприятия текста, а лишь направляет его в русло осознанного, глубокого проникновения в смыслы прочитанного». 

Наряду с этим проектирование исследовательской деятельности  предполагает ее осмысление и выстраивание в более широком временном контексте как учебной деятельности в первой половине дня, так и внеучебной во второй. 

 Школа ХХI века ищет и осваивает новые, показавшие свою результативность в ходе их апробации дидактические средства, формирующие умения самоорганизации деятельности   в течение всего дня на основе системного подхода. Использование в учебном процессе нового дидактического средства «Карта развития деятельности школьника» создает  условия для практической реализации обозначенной выше позиции. 

Определение условий эффективного проектирования учебно-исследовательской деятельности учащихся  проводилось на основе теоретических и эмпирических методов исследования.

Началом работы в 5-м классе становится знакомство с задачами тайм-менеджмента (естественно, в соответствующем возрасту варианте) при чтении и обсуждении текста на  страницах раздела «Мой органайзер».

При работе с подразделом  «Важные дела в ближайшем будущем» производится планирование и осмысление коммуникативных действий по осуществлению сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия и т. д.)  при создании и презентации классных и общешкольных проектов. Это могут быть подготовка и проведение приуроченных к определенной дате праздника, КВН, конкурсов, в которых основной является  командная деятельность, и т.п. Ситуации развития, с которыми связана рефлексия процесса и результатов совместной деятельности, особо значимы для процесса социализации личности.

Данный подраздел способствует, кроме того, созданию условий для рефлексии  действий, направленных на выражение «чувств добрых» по отношению к своим родственникам и друзьям. Именно поэтому мы предлагаем школьнику включить подготовку к дням рождения близких ему людей в список важных дел.

Таким образом, при обсуждении у  школьника формируется представление о том, что важные дела - это и «наше общее дело», в котором он участвует как член команды и выполняет свои функции, определенные в совместном обсуждении,  и «мое личное дело», ответственность за проектирование и выполнение которого лежит полностью на нем.

При работе с данным разделом в поле внимания школьника оказывается планирование ежедневной урочной и внеурочной деятельности.

Представляется важным ввести осмысление общечеловеческих ценностей в более широкую парадигму здоровьеориентированной жизнедеятельности подростка на основе формирования представления о рациональном планировании своих физических и временных ресурсов.

Надо отметить, что существующая достаточно обширная литература по данной проблеме обращается в основном к взрослому человеку - не умеющему найти баланс между личной жизнью и работой, не испытывающему  удовлетворения от собственных профессиональных или финансовых достижений, что часто приводит, по наблюдениям психологов, к печальным последствиям.

Здоровьеориентированный стиль жизни, базирующийся в том числе и  на принцип-ориентированном  подходе к организации времени, должен системно  формироваться еще в школьном возрасте.  Диалог о смысле жизни,  ценностных ориентирах, миссии человека  и ином должен стать первым шагом школьника к формированию своего распорядка дня, наполнению его добрыми и нужными делами.

 По справедливому замечанию В.Ф. Чертова, литература «предлагает школьникам такое знание о мире, которое не дает никакой другой учебный предмет, потому что литература как искусство словесного образа - это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, обладающей таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. Кроме того, литературное творчество как своеобразная игра со словом - это и одно из направлений игрового начала, присутствующего в самых разных сферах нашей деятельности» [10, с. 21].

Поэтому при работе с каждым блоком дидактического средства предполагаются  чтение и анализ под определенным углом зрения литературных произведений, входящих в сокровищницу русской и зарубежной литературы.

 Обучение самооценке уровня и объема достижения своих образовательных результатов происходит в процессе работы с заданиями раздела «Результаты моей деятельности». 

Деятельность в данном направлении в рамках предметных уроков должна поддерживаться на проектных занятиях системной работой с дидактическим средством. 

Представляется целесообразным начать эту работу с формирования следующих исследовательских действий:

1) выделить предмет исследования;

2) сформулировать цель;

3) ставить и решать задачи; 

4) рефлексировать компоненты и результаты  конкретного действия;

5) строить определение понятия;

6) адекватно воспринимать устный и письменный текст;

7) анализировать собственное высказывание;

8) оценивать свои и чужие  поступки.

Перечисленные выше действия (обозначим их как «доминантная группа») становятся  объектом регулярного анализа в течение всего учебного года на уроках по всем предметам (отсутствие целенаправленной работы в данном направлении, естественно, может свидетельствовать о недостаточной профессиональной компетентности конкретного учителя), а также актуализируются на проектных занятиях, в ходе проведения которых преподаватель систематизирует полученные на разных уроках знания о тех или иных действиях метапредметного или личностного плана, произведенных школьниками, и на более высоком уровне интегрирует их «в действии».

 

Рецензенты:

Антипова А.М., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Москва;

Минералова И.Г., д.фил.н., профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Москва.

 


Библиографическая ссылка

Подругина И.А., Сергеева Д.В., Соловова О.Р. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23330 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674