Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Яковлева Л.А. 1 Савва Л.И. 1 Чигинцева Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова»
В статье рассматривается проблема развития социально-адаптивных умений детей в условиях летних оздоровительных центров, раскрывается содержание понятия «социально-адаптивные умения», описывается комплекс данных умений через коммуникативные, интерактивные и перцептивные умения; дается характеристика часа общения как формы развития социально-адаптивных умений детей: раскрываются цели, задачи и примерная тематика часов общения по четырем блокам: общие сведения об общении, общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как понимание друг друга; описываются этапы проведения часов общения применительно для детских оздоровительных центров, рассматриваются требования к их организации, дается примерная структура часов общения применительно к условиям летних детских оздоровительных центров, приведены применяемые методы, рекомендуемые в организации воспитательной формы работы с детьми, обозначены критерии эффективной организации часа общения.
социально-адаптивные умения
летние детские оздоровительные центры
час общения
особенности часов общения
1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика классного руководства: учеб. пособие. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
2. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сагушев Н.Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Мир науки, 2016. – 284с.
3. Гревцева Г.Я., Литвак Р.А. Проблемы воспитания и социализации молодежи: монография. – Челябинск: ЧГАКИ, 2014. – 204с.
4. Савва Л.И., Попов Д.Ю. Историография проблемы подготовки педагогов к организации культурно-досуговой деятельности детей в загородных комплексах // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т.8. – № 1. – С. 136-143.
5. Савва Л.И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: коллективная монография / Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина, А.Л. Солдатченко и др.; под общей ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 345 с.
6. Савва Л.И. Проблемы формирования продуктивного общения школьников: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 172с.
7. Савва Л.И., Полетавкина С.Д. Модель развития социально-адаптивных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL www.science-education.ru/117-13180.
8. Савва Л.И. Программа развития социально-адаптационных умений старших дошкольников в речевой активности «Давай общаться!» : учеб. пособие. – Челябинск: Центр Научного Сотрудничества, 2014. – 72 с.
9. Савва Л.И. Профессионально-личностное становление студента вуза: коллективная монография /Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев, А.Л. Солдатченко и др.; под ред. Л.И. Савва. – Уфа: РИО «Аэтерна», 2015. – 298 с.
10. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 204 с.
11. Савва Л.И., Масленникова О.Е., Пономарев Т.А. Познание человеком человека: метод. пособие под общей ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 50 с.
12. Сайгушев Н.Я., Савва Л.И., Веденеева О.А., Попов Д.Ю., Балакина Н.В. Педагогическая практика как фактор социализации студентов в воспитательном пространстве летнего детского оздоровительного центра // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-1. – С. 192-195.
13. Сайгушев Н.Я., Савва Л.И., Веденеева О.А., Попов Д.Ю., Балакина Н.В. Технология подготовки студентов вуза к производственной воспитательной практике // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 203-206.

Реформирование всех сфер жизнедеятельности современного общества, модернизация системы общего образования привели к необходимости выделения главного ориентира в становлении самостоятельной творческой личности. Таким ориентиром выступает непрерывный процесс социализации личности ребенка. Процесс социализации – это интегративный процесс, который включает в себя многие компоненты, результатом которого выступает личность, умеющая выполнять определенную деятельность, владеющая основными социальными ролями [3].

Актуальность проблемы развития у детей социально-адаптивных умений в условиях летнего детского оздоровительного центра связана с необходимостью разрешения следующих противоречий:

-между насущной потребностью современного общества в социально адаптированных детях и традиционными подходами учреждений дополнительного образования к вопросам развития социально-адаптивных умений младших школьников и подростков;

-необходимостью развития социально-адаптационных умений детей в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью данного процесса в педагогической теории и практике применительно к летним детским оздоровительным центрам.

Младший школьный и подростковый возраст является наиболее продуктивным и важным для развития социально-адаптационных умений, так как в этот период происходит вхождение в школьную жизнь, дети приобретают опыт социальных отношений со сверстниками, координируют собственные требования и притязания с реальными возможностями окружающей социальной среды, встречаются с проблемой социальной адаптации, которая закладывает базу их успешной интеграции в общество, социального самоопределения, самореализации, создает условия освоения новых социальных ролей [5,6].

Под социально-адаптационными умениями мы понимаем комплексные умения детей, которые позволяют ему сознательно выбирать тактики и стратегии общения, ориентированные на гармонизацию отношений с внутренней и внешней средой, самостоятельно выполнять посильные для него виды деятельности, гибко корректировать свои действия в зависимости от меняющихся социальных условий при педагогическом сопровождении взрослых [7].

В таблице 1 нами представлен комплекс социально-адаптивных умений детей, которые необходимо развивать у детей младшего и подросткового возраста [1,6].

Таблица 1

Комплекс необходимых социально-адаптивных умений детей

коммуникативные

умения

интерактивные умения

перцептивные умения

-умение слушать

(активно и пассивно) и вслушиваться;

-умение передавать информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением;

-открыто предъявлять собеседнику свою позицию;

-умение считаться с другим мнением;

умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других.

-умение владеть позицией всех ролей:

-умение сотрудничать;

-умение организовывать коллективную-учебно-творческую деятельность;

-умение решать конфликт и достойно выходить из него

-умение понять коммуникативное состояние другого и себя;

-умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать;

-умение быть внимательным и доброжелательным к другому;

-умение правильно оценивать информацию и прогнозировать реакцию на свое поведение;

-умение регулировать защитные механизмы детей.

 

Нами выявлено, что одной из продуктивных форм, позволяющих эффективно развивать социально-адаптационные умения детей в условиях детского оздоровительного центра (ДОЦ), выступают часы общения. Они рассматриваются нами как форма воспитательного воздействия, которая направлена на организацию продуктивного, гуманистического по характеру общения детей и развитие социально-адаптивных умений [1, 3].

Часы общения направлены на выполнение нескольких функций, основные из которых:

1) просветительская функция – дает возможность расширить круг тех знаний детей, которые не нашли отражения в учебных программах, но могут содержать в себе информацию об общении, её значимости, коммуникативном потенциале человека, путях продуктивного общения детей;

2) ориентационная функция – способствует формированию у детей ценностных отношений к общению и социуму, к саморазвитию своего коммуникативного потенциала, к другому человеку и мнению другого партнера по общению; помогает оценивать взаимодействие детей с точки зрения продуктивности и достижения целей;

3) рефлексивная функция – призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального социального и адаптивного опыта детей в разных ситуациях общения со сверстниками; развитие у детей умений и навыков самооценки и самокоррекции своих поступков и ситуаций взаимодействия с другими детьми;

4) развивающая функция – направлена на диагностику и развитие у детей умений и навыков понимания, оценки, анализа, контроля ситуаций общения, своего коммуникативного потенциала и самих себя как субъектов коммуникации, взаимодействия и понимания других в общении [1, с.38].

В таблице 2 обозначены цели, задачи и примерные темы, рекомендуемые нами для часов общения с детьми в условиях летнего оздоровительного центра.

Таблица 2

Цели и тематика часов общения в условиях детских оздоровительных центров

I блок. Общие сведения об общении

Цель

Развитие общей культуры общения воспитанников

Задачи

1.Обучение детей ценить общение как социальной ценности

2. Развитие у детей умений различать функции, виды, цели общения.

3. Развитие у детей умений дружить, предотвращать застенчивость.

Рекомендуемые темы

1.Что такое общительность?

2. Поговорим о видах общения.

3.Умеешь ли ты дружить?

4. Из чего складывается общение?

4.Общительный ли ты человек?

5. А если мешает застенчивость?

6.Продуктивное общение и как его выстроить? .

7. Отдыхаем и общаемся.

II блок. Общение как обмен информацией

Цель

Развитие у детей коммуникативных умений и навыков

Задачи

1.Обучие детей вести диалог, участвовать в дискуссии.

2. Развитие у детей умений выступать публично, задавать вопросы, убеждать, говорить грамотно.

3.Развитие у детей умений анализировать и развить умения слышать и слушать.

4. Развитие умений встраивать правильно обратные связи в коммуникации

5. Развитие толерантности в общении.

Рекомендуемые темы

1.Что входит в технику речи?

2.Рабатаем над дыханием, голосом, дикцией в разговоре

3.Зваешь ли ты правила дискуссии?

4.Насколько выразительна твоя речь?

5. Изучаем правила обмена информацией

8. Умеешь ли ты выступать публично?

10.Чем отличается умение слышать и слушать?

11.Учимся говорить одобрение товарищу

12. Есть ли у критика правила?

12.Как превратить комплимент в словесный подарок?

13. Что такое позитивный разговор?

III блок. Общение как взаимодействие

Цель

Развитие у детей интерактивных умений и навыков

Задачи

1.Обучение детей сотрудничать.

2. Обучение детей понимать и управлять конфликтами.

2.Обучение детей организовывать коллективную деятельность.

3.Развитие у детей умений управлять отрицательными   эмоциями.

Рекомендуемые темы

1. Умеем ли мы сотрудничать?

2.Учимся бесконфликтно взаимодействовать.

3. А если это конфликт?

4.Как и когда пойти на компромисс?

5.Уходим от воинственных поз.

6. Мир начинается с меня.

7. Как погасить агрессию?

8. Возьмем тайм-аут в общении.

IV блок. Общение как понимание друг друга

Цель

Развитие у детей перцептивных умений и навыков

Задачи

1.Обучение детей ценить себя.

2.Обучение детей уважать другого в общении.

3.Развитие у детей умений сопереживать.

4. Развитие у детей умений понимать мимику, жесты, позы в общении.

Рекомендуемые темы

1.Самовыражение как отражение самооценки.

2.Чувство собственного достоинства в общении.

3.Умеем ли мы проявлять внимание и внимательность друг к другу?

4.Умеешь ли ты проявлять эмоции?

5. Как читать мимику другого?

6. Как поддерживать другого в общении?

7. Поддержи себя сам.

8.Сопереживать: что это значит?

9. Что означают позы?

10. Изучим жесты, это интересно.

11. Учимся научиться читать другого человека как книгу?

 

Как видно из таблицы, часы общения можно условно разделить на четыре блока: общие сведения об общении; общение как обмен информацией; общение как взаимодействие; общение как понимание друг друга. В проведении часов общения в условиях ДОЦ можно выделить три основных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Подготовительный этап включает в себя: подготовку и оборудование помещения; обеспечение внешних условий; моделирование предстоящей работы. Выбор места, где проводятся часы общения, следует по возможности исключить помехи, отвлекающие детей от происходящего в ходе занятий (это может быть лесная удаленная поляна, уютную обстановка в комнате отдыха детей).

Дети, активные участники образуют внутренний круг. В круги не должно быть более 7 человек. Остальные ребята, если отряд большой, могут быть в роли активных наблюдателей, хотя по мере необходимости вожатый может привлекать их к активной работе группы (упражнения, игры, методы диагностики). Последние рассаживаются, образуя внешний круг или полукруг. Такая посадка по кругу наиболее благоприятна, так как она дает участникам возможность видеть и слышать каждого, выбирать определенную ролевую позицию, равную со всеми, когда на занятиях отрабатываются умения и навыки, а ребята не нуждаются в непосредственном руководстве вожатого. Важно учесть, что активная группа внутреннего круга образуется по принципу добровольности и желания детей.

Рассмотрим особенности организации рабочего этапа. Он заключает в себе: разминку; основной этап; оценку результатов.

Задачу разминки можно свести к созданию благоприятного климата, настрой участников на совместную творческую работу в общении. Здесь широко используются игры и (или) игровые ситуации. Как показывает опыт, в таких играх с удовольствием участвуют ребята и младшего, и старшего подросткового возраста.

В качестве разминки рекомендуется применить здесь следующие приемы: поприветствовать друг друга, назвав лишь одно слово (или один жест, изменив мимику); вспомнить имена каждого из отряда; высказать друг другу комплимент; перечислить приятные, уважительные слова приветствия; определить ассоциации с предложенным предметом или явлением и др.

Основная часть рабочего этапа часа общения включает в себя: определение целей, задач, уточнение времени и объявление темы занятия; знакомство с ключевыми идеями; организацию деятельности детей в зависимости от целей и задач часа общения.

Здесь может быть представлена организация дискуссии, работа по выполнению творческих групповых заданий, пробные и творческие упражнения по развитию умений и навыков, организация деловых, психологических игр, работа в парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определённой роли; диагностика; анализ ситуаций общения, отработка, диагностика умений, анализ ситуаций, формулировка индивидуального и общественного мнения, выработка правил и др.

Время проведения часа общения строго регламентировано и оговаривается с участниками до начала работы. Чаще всего оно колеблется в условиях детского оздоровительного центра детей от 30 до 40 минут.

Следующий этап рабочего этапа часа общения – это анализ результатов. Он включает: подведение итогов полученной информации во время занятия; оценку работы рабочей группы в достижении поставленной цели, рефлексию, выделение тех, кто помог украсить час общения.

Для успешного решения поставленных задач вожатому и каждому участнику необходимо: быть открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение, уметь отнестись к своей позиции как одному их возможных вариантов решения; замечать в каждом участнике положительное; быть готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие желаемых отношений; выводить участников на роли ведущих в общении; быть готовым к совместному поиску вариантов решений на правах равного [5, 10].

В рассматриваемых часах общения применять следующие группы методов воспитательного воздействия как составную часть технологии: методы формирования сознания (рассказ; беседа; пример; убеждение; внушение; «мозговой штурм», дискуссия; эвристический вопрос); рефлексивные методы (самонаблюдение, самоанализ; самоодобрение; самоконтроль; самоотчёт; самооценка; самопорицание). Ведущим методом выступает группа методов организации деятельности и поведения детей: упражнение; игра; инструктаж; микротренинг, анализ ситуаций, решение поставленных задач, конструирования правил. Кроме того, на часах общения активно применяются и методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, опрос, интервью, текст-рисунок, ранжирование, недописанный рассказ, тезис и др. [2, 4, 8].

При проведении часов общения вожатому ДОЦ важно знать и следовать следующим критериям эффективной организации часа общения: личностная значимость для детей; комфортность, благоприятный психологический климат; возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей воспитанников; обогащенность жизненного и социального опыта детей; духовно-нравственная ценность; вовлеченность детей в подготовку и проведение часа; развитие коммуникативного потенциала как основы социального взросления и адаптации к социальной среде [1,9].

Предложенный материал в научной статье не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее изучение может быть продолжено в следующих направлениях: изучение методических аспектов развития социально-адаптационных умений детей на разных возрастных этапах в условиях летнего оздоровительного центра, разработка электронного учебно-методического комплекса развития социально-адаптационных умений обучающихся в учреждениях дополнительного образования.


Библиографическая ссылка

Яковлева Л.А., Савва Л.И., Чигинцева Е.Г. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26014 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674