Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Козырева О.А. 1
1 Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Сибирский государственный индустриальный университет
В работе представлены определения и модели, фасилитирующие понимание важности и состоятельности практики формирования культуры самостоятельной работы личности, определяемой в двух субъектных составных – обучающего и педагога. Специфика моделирования и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в работе охватывает систему среднего профессионального образования, высшего образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, подготовку кадров высшей квалификации – аспирантуру. Возможности качественного формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены в двух плоскостях профессионально-педагогического знания – акмеверифицированном и адаптивном. Приведены примеры формирования культуры самостоятельной работы личности, отражены статистические данные о качестве и возможностях использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного профессионального образования.
культура самостоятельной работы личности
педагог
обучающийся
технология системно-педагогического моделирования
адаптивное знание
акмепедагогическое знание
1. Азбукина Е.Ю., Куровский В.Н. Образовательные технологии и качество образования / Е.Ю. Азбукина, В.Н. Куровский // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2003. – № 2. – С. 101–106.
2. Беляева Л.А., Коллегов А.К. Организация научно-исследовательской работы студентов в области психологии и педагогики / Л.А. Беляева, А.К. Коллегов // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 6(147). – С. 29–33.
3. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / Н.А. Козырев, О.А. Козырева // Современная педагогика. – 2015. – № 8(33). – С. 14–23.
4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе / Н.А. Козырев, О.А. Козырева // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12. – С. 1110–1114.
5. Козырева О.А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования / О.А. Козырева // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 6. – С. 54–73.
6. Козырева О.А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога / О.А. Козырева // European Social Science Journal. – 2015. – № 5. – С. 164–171.
7. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования / О.А. Козырева // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 355–359.
8. Козырева О.А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога / О.А. Козырева // Вестник СГУ. – 2011. – № 2(73). – С. 109–117.
9. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии / О.А. Козырева // Интернет-наука. – 2016. – № 5. – С.478-488.
10. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов / О.А. Козырева, Н.А. Козырев // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8(48). – С. 43–52.
11. Коновалов С.В., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования / С.В. Коновалов, О.А. Козырева // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 12(165). – С. 129–135.
12. Коновалов С.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования / С.В. Коновалов, О.А. Козырева // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 1(178). – С. 58–63.
13. Копытов А.Д., Востриков А.А. О процессе образования как социальной технологии / А.Д. Копытов, А.А. Востриков // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
14. Коротков С.Г., Чупряков И.С. Особенности организации практических занятий бакалавров профессионального обучения по дисциплинам профильной подготовки / С.Г. Коротков, И.С. Чупряков // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 109–113.
15. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А.А. Кошелев, О.А. Козырева // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С.210-217.
16. Люрья Н.А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза / Н.А. Люрья // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13. – С. 151-155.
17. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель /Т.В. Макарова, А.А. Кошелев, О.А. Козырева // Омский научный вестник. – 2014. – № 3(129). – С.128-132.
18. Матвеев А.А., Алешин Н.Н. Культура самостоятельной работы как условие и результат формирования будущего инженера-строителя /А.А. Матвеев, Н.Н. Алешин // Вестник Луганского нац. ун-та им. Т. Шевченко. – 2013. – № 5. – С.180-192.
19. Матвеев А.А., Платоненко А.И. Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента /А.А. Матвеев, А.И. Платоненко // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 342-345.
20. Обухов В.В., Войтеховская М.П., Сартакова Е.Е. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования /В.В. Обухов, М.П. Войтеховская, Е.Е. Сартакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. –2013. – № 13. – С.76-81.
21. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов /К.Е. Осетрин, Е.Г. Пьяных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13. – С. 210-213.
22. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Методические особенности повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения /К.Е. Осетрин, Е.Г. Пьяных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 41-43.
23. Панова Н.Г., Умеркаева С.Ш. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности в условиях педагогического вуза /Н.Г. Панова, С.Ш. Умеркаева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С.141-146.
24. Прозументова Г.Н., Малкова И.Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата / Г.Н. Прозументова, И.Ю. Малкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 7. – С. 13-17.
25. Прозументова Г.Н., Сорокова Л.А. Анализ и оценка студентами классического университета результатов преподавания курса «Педагогика» / Г.Н. Прозументова, Л.А. Сорокова // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 4 (10). – С. 30-39.
26. Ревякина В.И. Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи /В.И. Ревякина // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 15-26.
27. Ревякина В.И. Исследовательская деятельность - основа профессионального саморазвития /В.И. Ревякина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2010. – № 2 (10). – С. 83-85.
28. Ревякина В.И. Проблемы научной деятельности преподавателя высшей школы /В.И. Ревякина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2011. – № 3 (11). – С. 125-127.
29. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования / А.Г. Саломатин, Е.Б. Саломатина, В.Г. Свинаренко // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. –С.97-105.
30. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности / А.Г. Саломатин, В.Г. Свинаренко, Е.Б. Саломатина // Псих., соц. и педагогика. – 2015. – № 9. – С.32-40.
31. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре / Е.Б. Саломатина, А.Г. Саломатин, В.Г. Свинаренко // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 9-2. – С.132-139.
32. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования / В.Г. Свинаренко, О.А. Козырева. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 92 с.
33. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования /В.Г. Свинаренко, А.Г. Саломатин, Е.Б. Саломатина // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10. – С.241-247.
34. Скрипко З.А. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя /З.А. Скрипко // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2015. – № 2. – С. 41-43.
35. Скрипко З.А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании /З.А. Скрипко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С. 178-182.
36. Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов /И.Ю. Соколова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С. 1172-1178.
37. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура – докторантура / И.Ю. Соколова, Т.В. Иванова // Фундаментальные исследования. –2014. – № 11-4. – С. 924-928.
38. Стародубцев В.А., Шепель О.М., Киселева А.А. Синергетические аспекты современного образовательного процесса /В.А. Стародубцев, О.М. Шепель, А.А. Киселева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 12-17.
39. Судьина Л.Н., Бойкова И.В., Изюрова М.В. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре как социально-профессиональная проблема Л.Н. Судьина, И.В. Бойкова, М.В. Изюрова // Территория науки. – 2016. – № 1. – С. 50-56.
40. Сукиасян А.А. Контроль в системе учебного процесса в высшей школе /А.А. Сукиасян // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. – Уфа, 2015. – С.239-240.
41. Третьякова О.В., Попкова А.А., Калинина А.В. Оценка содержания, организации и качества учебного процесса по направлениям подготовки бакалавров /О.В. Третьякова, А.А. Попкова, А.В. Калинина // Совр. наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С.185-190.
42. Энвери Л.А., Яшина Л.И. Самообразовательная деятельность современного студенчества / Л.А. Энвери, Л.И. Яшина // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №12-3. – С.647-651.

Непрерывное образование в его многообразии ресурсов и моделей воспроизводства, социально регламентированного и надлежащего для персонифицированного использования личности уровня знаний, культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений социального генеза определяет способность личности к самостоятельной деятельности и культуре, самостоятельной работе как механизмов, ресурсов и продуктов развития личности и эволюции антропопространства (ноосферы).

Специфика и особенности детерминации и формирования культуры самостоятельной работы личности в структурно-содержательных и методико-методологических формах представления данных в работе будут определяться через использование следующих направлений научно-педагогического поиска и рассмотрения механизмов конструирования научного знания:

– педагогическое моделирование определяется как продукт и метод научного исследования [2, 3, 11, 12, 26–33], как средство, условие продуктивной самоорганизации основ развития и самосохранения антропопространства в иерархии формируемых смыслов, ценностей, целеполагания, возможности синергетической коррекции моделей адаптивно-акмепедагогического поиска и самоутверждения личности в структуре организуемой деятельности и общении, сотрудничества и самоанализа;

– качество использования педагогического моделирования в структуре формирования культуры самостоятельной работы личности [4] может быть визуально и дидактически измерено в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования, гарантирующей персонифицированный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным, где продукт и его креативно-конкурентоспособные возможности [1, 16, 18, 21–23, 35] переопределяют уровень успешности личности, ее особенности и качество самореализации и социализации, оцениваемые по многомерному адаптивно-акмепедагогическому способу оценки продукта (педагогика, психология, социология, философия, социометрия и пр.);

– качество применения педагогического моделирования и научного поиска в решении задач детерминации, определения и решения задач профессионально-педагогической деятельности [35–38] может быть определено в модели воспроизводства методологии и методов формирования рассматриваемого педагогического явления, в качестве примера может быть выбрана культура самостоятельной работы и ее процесс формирования [5];

– продуктивность как одно из решений использования педагогического моделирования, технологии системно-педагогического моделирования, формирования культуры самостоятельной работы личности [6–12, 29–31, 33] является высшей степенью качества решения поставленной задачи, специфика которой может быть оптимизирована в соответствии с адаптивным или акмепедагогическим способом познания и развития составных педагогически реализуемого явления;

– персонификация в построении различных социально-образовательных и профессионально-трудовых способов и моделей самореализации и социализации является механизмом самозащиты и самоорганизации в синергетически корректируемых условиях развития и сотрудничества, общения и самовыражения [17, 26, 30, 39];

– фасилитация и педагогическая поддержка [39] будут являться в понимании целостности научного знания в педагогике [2, 15, 32] адаптивной моделью научного представления и решения задач продуктивного самовыражения и самореализации личности, включенной в систему образовательных, социальных и профессиональных отношений на протяжении всей жизни и принятия конструкта непрерывности образования и развития [36];

– целостность адаптивно-акмепедагогического способа развития личности в модели определяемых и решаемых задач определяется учетом специфики нормального распределения способностей и здоровья, где качество перехода от адаптивного типа к объективно-научному является функцией учета уровня сформированности и уровня потенциального формирования способностей личности, включенной в разноплановые социальные, профессиональные и образовательные отношения [7];

– гибкость определяемых и решаемых задач развития в конструктах адаптивно-продуктивных, адаптивно-акмепедагогических, системно-инновационных способов решения задач современной педагогики как науки [10–12];

– универсальность общеучебного знания [6], гарантирующего планомерный переход от адаптивной модели развития к продуктивной (акмепедагогической или объективно-научной), что определяется в системном анализе возможностей детерминации и оптимизации моделей формирования культуры самостоятельной работы личности [8];

– познаваемость в научных детерминациях и расчетах [27, 28, 32, 40–42] определяется через проектируемую функцию акмеверификации качества развития личности в конкурентоспособных отношениях и способах воспроизводства научного знания, познания, продуцирования и использования продуктов и новообразований развития в системе детерминируемых единиц, функций и процессов.

В таком понимании необходимо уточнить понятия «культура самостоятельной работы личности», «формирование культуры самостоятельной работы личности», «модель формирования культуры самостоятельной работы личности», «адаптивное знание», «научное знание в педагогике», «адаптивная социализация», «адаптивная самореализация», «продуктивная социализация», «продуктивная самореализация», «технология формирования культуры самостоятельной работы личности».

Культура самостоятельной работы личности – процесс и механизм, продукт и форма отображения, коррекции и/или оптимизации качества перехода от адаптивного знания к неподдельно научному, продуктивному, гарантирующему высокие результаты в детерминированных условиях и антропологически гибких способах связи единиц в целое, системное (ноосферное) явление, функционирование которого обусловлено эволюцией антропосреды.

Формирование культуры самостоятельной работы личности – процесс качественного, персонифицированного учета возможностей включения личности в систему адаптивно-продуктивного и адаптивно-научного способа развития, самореализации и социализации личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах значимых в антропосреде решения задач и противоречий.

Модель формирования культуры самостоятельной работы личности  – идеальная структура, определяющая способность и реализуемую возможность формирования культуры самостоятельной работы личности в иерархии детерминируемых явлений и конструктов построения операций, способов объединения и разделения научного знания в педагогике, персонификации, унификации, объективации, оптимизации, модификации и прочих конструктов педагогической науки, гарантирующих повышение уровня и качества развития личности в структуре организуемой деятельности и общения.

Уровневая модель формирования культуры самостоятельной работы личности:

  1. Адаптивная модель (адаптация как механизм и продукт гуманизации образования определяет способность личности быть самостоятельной с использованием конструктов и средств фасилитации и педагогической поддержки, единство которых обуславливает качественное решение задач социализации и самореализации личности в поле смыслов гуманистической парадигмы современного образования, определяющего универсальную систему приоритетов развития личности и общества «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»).
  2. Проективная модель (методы педагогического моделирования и педагогического проектирования определяют почву для продуктивного становления личности через конструкты самостоятельно созданных продуктов деятельности и самоутверждения, особенности проективного знания и проективно формируемой культуры самостоятельной работы определяются в идеализации представления измеряемого в объективном мире процесса или продукта, гарантирующего личности и обществу поэтапность достигаемого высокого результата, особенности которого могут определяться в базовой его составной – в узнавании и принятии научного знания и научного поиска как основ развития и самосохранения, самоорганизации и модификации традиционного знания).
  3. Игровая модель (игра как метод, средство и форма представления социального знания определяет способность личности к построению уникальных и многомерных в решении задач развития личности конструктов или игрушек, качество игрушек определяется различным типом и уровнем возраста (интеллектуальный, биологический, социальный, профессиональный и пр.), воспроизводимость игровых условий определяется качеством сформированности потребности личности и общества в развитии креативности и игре как форме детерминации развития личности и общества; гарантированными решениями качественного формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности является возможность перехода на уровень акмепедагогического знания или модели высоких достижений личности в решении поставленных целей и выбранных способов решения).
  4. Акмепедагогическая модель (акмепедагогика определяет высокие достижения конструктом всех изменений и способов оценки качества решения поставленной задачи, культура самостоятельной работы личности в таком понимании есть продукт эволюции качества самостоятельной деятельности личности, способность к акмепедагогическому способу решения задач развития закладывается с учетом адаптивно-продуктивного способа решения задач развития и самоорганизации антропосреды).
  5. Подлинно научная модель (определение нового конструктивного знания высшей формой всех системно функционирующих единиц в антропосреде или в рассматриваемом педагогическом процессе или явлении, в нашей ситуации – это процесс формирования культуры самостоятельной работы личности, определяемый в верифицируемых и исследуемых, оптимизируемых и презентуемых продуктах на уровне открытий и изобретений).

Адаптивное знание – упрощенное знание, основа которого не искажают подлинно научного знания, гарантирует формирование представлений в выделенной плоскости персонифицированного развития и самореализации.

Научное знание в педагогике – знание, полученное в структуре научного познания и научной обработки данных в иерархии учета всех новообразований и конструктов связи, гарантирующих объединение составных науки в единое целое.

Адаптивная социализация – вид социализации, определяющий адаптивное знание и адаптивные формы работы базовыми конструктами и механизмами формирования опыта социальных отношений и способов включения личности в социальное пространство.

Адаптивная самореализация – вид самореализации, определяющий адаптивное знание и адаптивные формы работы базовыми конструктами и механизмами формирования персонифицированного опыта в достижении высоких результатов в решении задач деятельности и общения, предопределяющих успешное включение личности в различные отношения и способы сотрудничества.

Продуктивная социализация  – вид социализации, где продукт является мерой социального воспроизводства качества формирования опыта социальных отношений и способов решения задач развития личности и общества.

Продуктивная самореализация  – вид самореализации, определяющий продукт самостоятельного достижения поставленной цели в качественном, конкурентоспособном продукте деятельности и общения.

Технология формирования культуры самостоятельной работы личности  – вид педагогической технологии, в структуре которой происходит оценка качества сформированности уровня способности личности самостоятельно решать задачи определенного класса с последующим поэтапным повышением возможности и качества решения детерминируемых задач и определяемых педагогических условий.

Качество формирования культуры самостоятельной работы личности определяется продуктами многомерного сопоставления и сравнения, оптимизации и модификации качества решения задач развития личности и системы детерминируемых ресурсов социального знания.

Специфика развития и саморазвития личности в системном поиске оптимальной модели формирования культуры самостоятельной работы личности определяется условиями педагогического конструирования персонифицированной практики решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности, где нелинейно-уровневое построение видов и моделей формирования культуры самостоятельной работы личности (адаптивная модель, проективная модель, игровая модель, акмепедагогическая модель, подлинно научная модель) определяет свое качественное решение в продукте развития личности – самостоятельном поиске и решении поставленной антропологически значимой задачи.

Принципы формирования культуры самостоятельной работы личности – это основные положения теории и практики решения задач оптимизации визуализируемого и реализуемого качества формирования культуры самостоятельной работы личности в поле условий, средств, методов, форм, методик и технологий организации педагогического процесса в частности и педагогической деятельности в общей системе определения и решения задач развития.

Система принципов формирования культуры самостоятельной работы личности может быть определена в линейной и нелинейной задачи детерминации основных положений теории и практики формирования культуры самостоятельной работы личности, что может быть изучено на примере одной из детерминированных систем принципов формирования культуры самостоятельной работы личности.

Особенности выявления педагогических условий оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности определяются качественным учетом способности личности определять нижнюю и верхнюю границы развития педагогически обусловленного явления, гарантирующего повышение качества определяемой величины и способа решения детерминированной задачи. Другими словами, особенности выявления педагогических условий оптимального формирования культуры самостоятельной работы личности – это процесс решения задачи продуктивного поиска и реализации в нем модели самоорганизации и синергетической коррекции определяющих и определяемых конструктов деятельности.

Выделенные составные являются практикой и продуктом детерминации задач формирования культуры самостоятельной работы личности, примерами реализуемого в ходе определения возможностей развития личности могут быть персонифицированные особенности доказательства единства адаптивного знания и подлинно научного знания, определяемых в структуре самопрезентации достижений в портфолио обучающегося или профессионально-педагогическом кейсе, а также в структуре иллюстрации видов и моделей формирования культуры самостоятельной работы личности (адаптивная модель, проективная модель, игровая модель, акмепедагогическая модель, подлинно научная модель).


Библиографическая ссылка

Козырева О.А. КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛИ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26432 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252