Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МАГИСТЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Хайрутдинов Р.Р. 1
1 Институт международных отношений, Казанский ( Приволжский) федеральный институт
Актуальность работы обусловлена потребностью магистерского образования в субъектно-ориентированном подходе. Студенты магистерского образования рассматриваются как субъекты учебно-профессиональной деятельности. Сегодня модели магистратуры эффективны в условиях субъектно-ориентированной среды. Отсутствие методологии современного магистерского образования вызывает риски и барьеры этого процесса. В статье представлены результаты апробации технологии активизации субъектного научнотворческого потенциала магистров. Пилотное исследование выявило низкий уровень мотивации магистрантов к занятиям научно-педагогической и научно-исследовательской деятельностью. Наукотворческий потенциал студента-магистранта и уже преподавателя вуза включает не только способность к научно-исследовательской деятельности, но и готовность к субъектному совершенствованию этого процесса. Это требует использования субъектных ресурсов преподавателя и студента-магистранта. Моделирование современного магистерского образования осуществлялось в контексте развития научной и творческой субъектности магистранта. Среди ресурсов повышения научно-творческого потенциала магистрантов как субъектов учебно-профессиональной и субъектов научно-исследовательской деятельности мы придаем значение фасилитационному наставничеству как инновационному методу и форме сопровождения и психолого-педагогической поддержки магистранта. Опытно-экспериментальная работа показала роль субъектно-ориентированной среды в подготовке магистрантов как субъектов учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Сделан вывод о возможности проектирования современного магистерского образования на основе субъектно-ориентированного подхода средствами педагогической фасилитации.
субъектно-ориентированный подход
магистратура
студент
субъект
субъектность
научно-исследовательская деятельность
фасилитация
наставничество
фасилитационное наставничество.
1. Роботова А.И. Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18). [Электронный ресурс]. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3487 (дата обращения: 22.12.2018).
2. Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Инновационный электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.innov.ru/science/economy/magisterskie-programmy-vrossii-teo/ (дата обращения: 03.01.2019).
3. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С.45–51.
5. Ким И.Н., Лисиенко С.В. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 23–28.
6. Горшенин А.Ю. Магистратура как инновационно-ориентированная образовательная среда // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 1. С 155–160.
7. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637-650.
8. Кузнецова В.Н. Магистратура: проблемы становления // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 45-48.
9. Караваева Е.В. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 5–15.
10. Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164-175.
11. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Совершенствование методического обеспечения профессиональной подготовки магистров по направлению «Землеустройство и кадастры» в области управления земельными ресурсами // Научный диалог. 2018. № 2. С. 315-327.
12. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What careers do PhD students in Russia consider? Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20-21.
13. Shmatko N. PhDs within and outside of the national labor market. Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 9-11.
14. Константинова Л.В. Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 30- 36.
15. Кадысева А.А., Ермакова Е.В., Козловцева О.С., Губанова Л.В. Сопровождение научно-исследовательской деятельности будущих учителей путем организации тьюторства // Научный диалог. 2018. № 4. С. 287-302.

В современной системе российского высшего образования магистратура является значимым элементом этой системы и реализуется уже более 20 лет. Феноменология современной магистратуры, как считает А.И. Роботова, еще недостаточно раскрыта [1]. Однако Н.В. Баринова отмечает, что, несмотря на то что с момента присоединения России к Болонской декларации прошло более 15 лет, в вузах еще сохраняются проблемы с реализацией магистерских программ [2]. Мы считаем, что для успешной реализации магистерского образования в российских вузах необходимо: а) изучать и адаптировать зарубежный опыт магистратуры; б) разработать технологии адаптации зарубежных магистерских программ в российские; в) разработать методические указания по корректировке нормативной базы в дифференциации государственного и вузовского компонента магистерских программ; г) ориентировать и мотивировать научно-педагогических работников вуза на создание и оптимальное использование электронных учебных пособий; д) стимулировать повышение научно-педагогическими работниками квалификации, о чем мы указывали в ряде своих работ [3; 4]. И.Н. Ким особо выделяет роль магистратуры в стратегическом развитии вуза на основе повышения учебно-методического потенциала кафедры и создания саморазвивающейся среды [5]. Переход на уровневую систему образования должен начинаться с эффективного использования потенциала магистратуры. Именно введение магистратуры, как отмечает А.Ю. Горшенин, в полной мере позволяет задействовать проектные и творческие методы обучения и создать инновационную субъектно-ориентированную образовательную среду в университете с использованием творческого потенциала креативных студентов, научного и педагогического состава [6]. Нам импонируют мысли этого автора о том, что использование понятия «инновационная система» связано в современной магистратуре не столько с инновационной системой, сколько с набором инновационных проектов, понимаемых как инноватика [6].

Сегодня многие вузы уделяют внимание разработке моделей магистратуры. Однако единая инварианта модели магистратуры в методологическом и методическом поле пока еще не отработана. О противоречивом характере новой модели российской высшей школы в последние годы много говорится в академическом сообществе. Часто в этой связи поднимаются вопросы эффективности подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре и аспирантуре. Например, Б.И. Бедный и О.А. Кузенков представили новые модели магистратуры и аспирантуры как интегрированных образовательных программ [7]. Феномен магистратуры рассматривается В.Н. Кузнецовой в контексте проблемы становления и развития [8]. В работе Е.В. Караваевой представлен первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего поколения высшего образования (магистратуры), через анализ выявленных проблем и возможных путей решения [9]. Вопросы подготовки кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса как магистрали versus обочина рассмотрены в работе В.В. Маркина и В.В. Воронова [10]. Вопросы совершенствования методического обеспечения профессиональной подготовки магистров на конкретных примерах приведены в работе Т.А. Бороненко [11]. В зарубежных исследованиях представлены результаты проявления академической и профессиональной карьеры выпускников магистратуры и аспирантуры [12; 13]. Проблемы и тенденции развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования определены в работе Л.В. Константиновой, и мы согласны с этим автором в том, что в условиях демографического спада в вузах началась активная диверсификация образовательных программ для взрослого населения, и магистерское образование стало перспективным [14]. Тем не менее в указанных работах лишь имплицитно содержатся высказывания о роли субъектно-ориентированной среды в магистерском образовании.

Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить роль субъектно-ориентированного подхода в магистерском образовании.

Материал и методы исследования

Это было пилотное исследование. В нем приняли участие магистранты Института международных отношений (ИМО) Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). Выборка в количестве 100 человек была поделена на две группы. Группу № 1 составили студенты (55 человек), активно участвующие в научных мероприятиях и занимающиеся научной деятельностью. Группу № 2 составили студенты (45 человек), не занимающиеся научной деятельностью. В данном исследовании применен метод сравнительного опроса. Анкета, использованная в опросе студентов, включала вопросы, часть из которых была открытого типа и часть составляла дихотомичный выбор между ответами «да» или «нет». Был применено включенное наблюдение в процессе научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей КФУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Моделирование современного магистерского образования мы осуществляли в контексте развития научной и творческой субъектности магистранта. Отсутствие методологии современного магистерского образования может вызвать риски и барьеры этого процесса. Во-первых, это риски в уровне подготовки кадров, заключающиеся в том, что современный выпускник - магистр не в полной мере может эффективно использовать все компетенции, которые иногда дублируют компетенции бакалавра. Это создает для него барьер «гибкого вхождения» в профессию. Во-вторых, могут быть риски недостаточного использования научного и творческого потенциала магистров. Магистерское образование одной из целей предполагает подготовку субъекта научной и научно-педагогической деятельности и управление данным процессом. Вместе с тем в магистерских программах вузов прослеживается ориентация на практическую составляющую. В этом случае магистр сталкивается с барьерами в сочетании в своей деятельности научной и научно-педагогической деятельности. В-третьих, это риск расходования средств на подготовку магистров. Перед магистром может возникнуть барьер затрудненного трудоустройства. Этот круг рисков и барьеров предполагает моделирование методологии управления развития магистерского образования в новых контекстах.

Мы полагаем, что методологической основой управления развития магистерского образования в современном российском вузе является интеграция ряда подходов, таких как системный, субъектно-ориентированный и средовой подходы. Системный подход рассматривается нами, прежде всего, как системно-целевой подход, ориентирующий субъекта к построению структуры целей, определения функций управления и их организационного оформления. Риски в использовании данного подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчиненности структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию. Субъектно-ориентированный подход рассматривается нами как ориентация на развитие магистра в качестве субъекта учебно-профессиональной и субъекта научно-педагогической деятельности. Риски при опоре на субъектно-ориентированный подход заключаются в трудности диагностирования проявления и развития феномена субъектности студента-магистранта. Средовой подход рассматривается нами как создание образовательного пространства, ориентирующего субъект на саморазвитие, адаптацию, креативность и синергию. Риски данного подхода заключаются в управлении развитием саморазвивающейся системы образовательной среды и принятии ее субъектами.

В основе моделирования магистратуры в рамках системного подхода или системно-целевого подхода находится оптимальное использование науки и педагогической практики. Это обусловлено тем, что обучение в магистратуре предусматривает занятия педагогической и научно-исследовательской деятельностью. Студент и преподаватель взаимодействуют как субъекты учебно-профессиональной деятельности, т.е. как активные творцы научного потенциала. Научный потенциал магистра как субъекта включает способность к научной деятельности. Мы считаем магистранта как субъекта научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Наукотворческий потенциал студента-магистранта и преподавателя вуза формируется у субъекта научно-исследовательской деятельности как готовность к совершенствованию этого процесса. Среди условий повышения наукотворческого потенциала магистрантов мы выделяем фасилитацию как сопровождение и поддержку магистранта в инновационном формате обучения. Инновационные формы и методы образования магистрантов предусматривают активизацию субъектного научного и творческого потенциала. Наше включенное наблюдение за магистрами в научно-исследовательской деятельности позволило сделать вывод об относительной их пассивности. Это означает, что магистранты не в полной мере активны в наукотворческой деятельности. Магистранты не всегда самостоятельно стремятся к реализации потенциала научной и творческой субъектности, понимаемой нами как наукотворческий потенциал.

Невключенное наблюдение за магистрантами Института международных отношений КФУ показало, что субъектный наукотворческий потенциал магистрантов проявляется у более 70% студентов на среднем уровне. Это выражается в таких фиксируемых признаках, как средний уровень самостоятельного участия в научных мероприятиях (конференциях, форумах), стремления магистранта самостоятельно искать информацию о мероприятиях; ниже среднего – уровень готовности к самостоятельной подготовке статьи, тезисов.

Проведенное исследование (диагностический срез) показало, что наукотворческий потенциал студентов магистерского уровня подготовки развит на недостаточном уровне. Большинство магистрантов являются пассивными обучаемыми. В этой связи мы считаем, что логично предположить, что для активизации субъектного потенциала необходимо фасилитационное сопровождение и наставничество в форме тьюторства [15]. Активизация субъектного потенциала магистра предполагает задействование мотивационного механизма участия студентов магистерского уровня подготовки в мероприятиях различного плана (научного, профессионального, общественного) в ходе их обучения в вузе. Данный механизм представляет собой систему практико-научных мероприятий, ориентированных на студентов. Принципами действия служат, во-первых, коллаборация и социальное партнерство студентов различных вузов и уровней подготовки, студентов и преподавателей как наставников; во-вторых, непрерывность участия студентов в научно-практических мероприятиях; в-третьих, формирование системы наставничества среди студентов; в-четвертых, использование технологий фасилитации (социальной, психологической, педагогической).

С целью разработки подобного механизма наш коллектив разработал технологическую модель, в основу которой положены критерии научно-исследовательской деятельности. Технология создания субъектно-ориентированной образовательной среды состоит из двух блоков – содержательного и инструментально-методического. Предполагается, что данная технология будет наиболее эффективна в условиях фасилитации образовательной среды магистрантов. Объединение различных мероприятий в единую цепь и выстраивание их на основе принципа непрерывности и последовательности являет собой технологию активизации наукотворческого потенциала студентов магистерского уровня подготовки. Для развития наукотворческого потенциала будущего магистра нами активно используются технологии педагогической фасилитации, заключающиеся в психолого-педагогической поддержке и социально-педагогическом сопровождении данного процесса. Фасилитирующее наставничество является важным компонентом этих мероприятий. В качестве наставников выступают как преподаватели, так и магистранты старших курсов. Впоследствии магистранты первого курса становятся наставниками для бакалавров. Организация подобной преемственности создает механизм активного участия студентов в мероприятиях и повышает информационно-коммуникативную компетентность в вопросах наукотворческой деятельности.

Система данных мероприятий представляет собой механизм активизации субъектности магистрантов. Он воздействует на обучаемых через создание субъектно-ориентированной образовательной среды как главного педагогического условия развития субъектности. Именно в этом контексте в Институте международных отношений, как одном из 17 институтов Казанского (Приволжского) федерального института, создан и успешно функционирует «Центр магистратуры и аспирантуры». Субъектно-ориентированная среда формируется как фасилитирующее наставничество со стороны преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов при организации и проведении комплекса мероприятий для магистрантов ИМО КФУ. К ним относятся: ежегодная научная Школа молодых ученых; ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов магистрантов; ежегодный Конкурс молодых ученых; олимпиады; форумы; чтения; научно-практическая конференция «Субъектность молодого ученого» и др. По результатам этих мероприятий лучшие работы молодых ученых публикуются на страницах ряда журналов, издаваемых ИМО КФУ, таких как «История общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» (издавался с 1878 года еще при Императорском университете); «Наследие и современность» «Тюркологические исследования», «Арабистика Евразии», «Казанский лингвистический журнал». Среди них особую роль для молодых выполняет журнал «Казанский вестник молодых ученых», учредителем которого является КФУ. Миссией данного журнала является сопровождать, фасилитировать процесс становления и развития наукотворческого потенциала молодого ученого. В формирование научного и творческого потенциала магистрантов свой вклад вносит АНО «Казанский открытый Университет талантов 2.0» (УТ), который включает студентов КФУ в открытое образовательное пространство и реализует программу стратегического управления талантами в Республике Татарстан. Можно считать, что на основе научной коллаборации магистранты, как молодые ученые и как субъекты научной и научно-педагогической деятельности, совместно с наставниками-фасилитаторами реализуют наукотворческий потенциал и повышают уровень его возможностей. После проведения данных мероприятий субъектный наукотворческий потенциал у 86% магистрантов значительно повысился до уровня выше среднего и высокого. Это проявилось в том, что возросло количество магистрантов, проявляющих желание участвовать в разработанных и реализуемых нами мероприятиях. Стало значительно больше магистрантов ИМО КФУ с высоким уровнем публикационной активности. Это проявилось в рейтинге публикационной активности как магистрантов, так и их научных руководителей. Среди магистрантов возросло количество победителей конкурсов, олимпиад, именных стипендий (стипендия мэра города Казани, Президента Республики Татарстан, Оксфордская стипендия, стипендия Казанского открытого университета талантов, Стипендия Академии наук Республики Татарстан и др.).

Выводы

Таким образом, можно считать, что субъектно-ориентированный подход в подготовке современных магистров является одним из ведущих подходов по созданию современной научно-образовательной среды вуза. Разработанная нами технология подготовки магистров в условиях субъектно-ориентированной образовательной среды прошла пилотную апробацию на массиве магистров Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Результаты пилотного эксперимента показали, что уровень субъектности магистров в результате заметно вырос, что выражается в повышении мотивации и более активном участии в наукотворческих мероприятиях. Разработка и апробация технологии субъектно-ориентированной научно-образовательной среды в условиях фасилитации магистерского образования выводит нас на проектирование модели магистратуры, позволяющей формировать магистранта как субъекта научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности.


Библиографическая ссылка

Хайрутдинов Р.Р. СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МАГИСТЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28512 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674