Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПРОБЛЕМЕ КУРАТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Никитина В.В. 1 Куцая А.Ю. 1 Салун С.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
2 Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана
Статья посвящена вопросам реализации института кураторства в высших учебных заведениях. Определены подходы и методы кураторской работы, виды деятельности и функции куратора. Представлено описание организационной, воспитательной, контролирующей, учебно-методической деятельности куратора. Поставлены проблемы, связанные с реализацией кураторской работы в современном вузе. Использован опыт заместителей декана и кураторов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Проведен анализ текущей ситуации воспитательного процесса, субъективного подхода преподавателей к данному виду деятельности. На основе объективного анализа актуализируются функции, цели и задачи деятельности куратора и приводятся возможные варианты решения имеющихся проблем. Предложено предусмотреть отбор преподавателей для кураторской работы, изменить систему поощрений за эту деятельность, разработать программу обучения для кураторов, включающую дисциплины по методикам и технологиям воспитания и основам психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Сделан вывод о том, что благодаря реализации института кураторства как педагогической системы повышается уровень коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент – преподаватель», улучшается социально-психологический климат в коллективе, увеличивается показатель включенности и мотивации к процессу обучения у студентов.
кураторство
образовательный процесс
воспитательная работа
психологическая поддержка
личностное развитие
абилитация
1. Волкова Т.А. Тьюторство и менторство в системе педагогической практики // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 15-18.
2. Цибизова Т.Ю., Августан О.М., Сергеев Д.А. Марданов С.А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646 (дата обращения: 15.02.2019).
3. Зимин В.Н., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В., Сергеев Д.А., Августан О.М. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России: монография. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 176 с.
4. Комкова Т.Ю., Ягопольский А.Г. Кураторская работа при подготовке научных и инженерных кадров для ракетно-космической промышленности // Инженерный вестник. 2013. № 12. С. 9-7.
5. Комкова Т.Ю., Яроц В.В. Роль куратора при подготовке инженеров машиностроительных специальностей вузов // Естественные и технические науки. 2017. № 6 (108). С. 98-100.
6. Галуза А.В. Коучинг как модель сопровождения профессионального обучения и развития студентов в вузе // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2015. Т. 2. № 5-2. С. 51-59.
7. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю., Носова И.С. Формы развития социального пространства системы непрерывного образования: учебное пособие / Под. ред. А.К. Орешкиной. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 158 с.
8. Цибизова Т.Ю. Система управления непрерывным образовательным процессом // Инженерный журнал: наука и инновации. 2012. № 3 (3). С. 45.
9. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50-56.

Сегодня мы все чаще говорим и слышим о том, что современные подростки и молодежь все более инфантильны, все менее мотивированы и вообще «другие», им необходимы сопровождение, контроль, понимание того, что они, что называется, «под присмотром». С одной стороны, это не всегда ими принимается из-за ограничений, накладываемых воспитателями, контролерами, а с другой – избавляет их от ответственности за принятие решений.

Задача кураторства в вузе, на наш взгляд, состоит в том, чтобы направлять студента, мотивируя его не только на получение знаний, на интерес к профессии, но и на осознанность поступков и принятие ответственности за них [1].

К сожалению, несмотря на немалые усилия руководства вузов к становлению и развитию кураторства, оно малоэффективно. Приведем пример среднестатистического куратора группы: это преподаватель кафедры, закрепленный за группой, часто не имеющий представления о том, в чем состоят его функции как наставника и воспитателя. Поэтому всю свою работу он сводит к проведению дважды в семестр смотра успеваемости группы и заполнению сводной таблицы данными, взятыми из официальной информации, размещенной в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), не вникая в реальные ситуации каждого конкретного обучающегося.

Так кто же такой куратор? Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, Чудинова А.Н. 1910 г. дает такое определение: куратор (от лат. Curator, от cura – «попечение») – прежнее название попечителя университета.

Большой энциклопедический словарь 2000 г. дает уже более узкое понятие: в некоторых учебных заведениях – преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

Назначая кураторов сегодня, руководство университетов имеет в виду, что непреложными обязанностями куратора, помимо наблюдения, являются и помощь студентам в адаптации к новым условиям обучения (в отличие от школы), и установление эффективных коммуникаций студентов с кафедрами и преподавателями, и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в течение всего периода обучения в вузе, и др. [2, 3].

Целью настоящей работы является проведение анализа текущей ситуации кураторской работы преподавателей вуза (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана), на основе которого актуализируются функции, цели и задачи деятельности куратора и предлагаются возможные варианты решения имеющихся проблем.

Подходы и методы кураторской работы

В МГТУ им. Н.Э. Баумана институт кураторов-наставников является одной из форм учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива как незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов [4]. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение, прививать любовь к своей специальности, профессии, университету [5, 6].

В Университете существует Положение «О кураторской работе в студенческих группах МГТУ им. Н.Э. Баумана». В соответствии с этим Положением в обязанности куратора входят следующие виды деятельности.

  1. Организационная деятельность куратора.

Данный вид деятельности подразумевает:

  • регулярность контакта куратора со старостой и студентами курируемой группы;
  • ознакомление студентов группы с электронной информационно-образовательной средой (ЭИОС) «Электронный университет» и Электронным портфолио обучающегося, состоящим из Личного кабинета обучающегося и Портфолио обучающегося;
  • назначение и/или организация выборов старосты группы;
  • организация выборов (и в последующем перевыборов) актива группы (профорга и студорга);
  • своевременное обеспечение группы необходимой актуальной информацией, касающейся учебного процесса и общественных мероприятий;
  • формирование графика выполнения и сдачи студентами контрольных мероприятий;
  • осуществление постоянного контакта куратора с заместителем декана по курсу, с преподавателями, ведущими учебный процесс в группе, со студентами группы и их родителями;
  • помощь в формировании Электронного портфолио обучающегося, осуществление проверки достоверности сведений, размещаемых в Электронном портфолио.
  1. Воспитательная деятельность куратора.

Данный вид деятельности включает в себя:

  • формирование мотивации учебной и познавательной деятельности студентов, воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду;
  • знакомство с внеучебными интересами, увлечениями и занятиями своих студентов, включающими культурно-творческую деятельность, общественную деятельность, спортивные достижения, дополнительное образование и др.;
  • формирование сплоченного студенческого коллектива и воспитание личности;
  • профилактику асоциального поведения студентов (при необходимости – тесный контакт с лабораторией психологической поддержки студентов);
  • помощь студенту в личностном развитии, усвоении и принятии общественных норм, ценностей, организация и посещение различных культурно-массовых мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности;
  • помощь студентам в преодолении затруднений в учебе и при разрешении спорных и конфликтных ситуаций с преподавателями и представителями администрации.
  1. Контролирующая деятельность.

К данному виду деятельности относятся:

  • постоянный (в течение всего семестра) контроль посещаемости и успеваемости студентов (на основании данных Электронного университета и личного посещения занятий);
  • контроль своевременности выполнения лабораторных работ, контроль посещения студентами плановых консультаций;
  • организация и проведение смотров текущей успеваемости в группе;
  • контроль работы старосты группы, проверка ведения журнала посещаемости и внесения данных в Электронный университет и Электронное портфолио обучающихся;
  • контроль правомерности требований, предъявляемых к студентам группы на лекциях и семинарах, регулярности проведения групповых консультаций, адекватности требований при сдаче контрольных мероприятий преподавателями, занятыми в данной образовательной программе;
  • регулярные посещения студенческого общежития.
  1. Учебно-методическая деятельность куратора.

Данный вид деятельности направлен на:

  • индивидуальную работу с отстающими студентами;
  • выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах университетской жизни (к научной работе на кафедре, участию в олимпиадах, выступлению на студенческих конференциях, написанию статей и др.);
  • оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов;
  • обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе;
  • привлечение студентов к участию в мероприятиях факультета и Университета.

Если проанализировать деятельность, осуществляемую куратором в процессе реализации своих функций, то можно выделить основные шаги, присущие его работе. К ним относятся: контроль за реализацией учебного процесса, оценка и рекомендации к его освоению; анализ и оценка перспективы развития обучающегося; помощь в постановке целей и разработке путей их достижения; психологическая поддержка; содействие в приобретении полезных организационных и коммуникативных навыков; помощь в выборе профессиональной траектории обучающегося.

В процессе кураторской работы решаются как учебные, так и социально-психологические задачи [7]. При этом имеется в виду наличие адаптационных ресурсов личности, реализуемых в процессе обучения. Отсюда возрастает значимость воспитательной деятельности, включающей функции абилитации, социализации и межличностной коммуникации в рамках образовательного процесса [8].

Опыт и рассуждения

Однако все вышеуказанные виды деятельности, которые должен выполнять куратор группы, зачастую не выполняются или выполняются не в полном объеме, формально, без желания и без «души». Например, часто случается так, что студент перестает посещать вуз, буквально «пропадает» и иногда не появляется на занятиях в течение целого семестра. Политика большинства преподавателей вуза такова, что не предполагает вмешательства руководства факультета в этот процесс, поскольку тому же заместителю декана по курсу сложно из более чем 1000 студентов выделить тех, кто «утратил связь с вузом», если ему об этом не сообщит куратор группы. Но и в этом случае большинство кураторов, к сожалению, не считают нужным вмешиваться в ситуацию исчезновения студента. Как говорится, личное дело каждого: хочешь – учись, не хочешь – уходи.

В каких случаях необходимо вмешиваться в жизнь студента?

Приведем часто встречающийся вариант события, когда вмешательство куратора необходимо, и притом скорейшее вмешательство: студент длительное время не появляется на занятиях, не выходит на связь ни с группой, ни со старостой. Куратор в лучшем случае может позвонить студенту на мобильный телефон, но номер часто оказывается недоступен или его нет в списке существующих, телефон выключен и иное, и на этом поиски куратором студента прекращаются. Общаться с родителями студентов кураторы зачастую не считают нужным: кто-то говорит о том, что студент – совершеннолетний гражданин и несет ответственность за себя сам; кто-то ссылается на закон о неразглашении персональных данных; кто-то опасается реакции родителей на неприятные новости, иные и вовсе считают, что подобным звонком могут навредить студенту, «подставить» его. Да, все это можно засчитать за аргументы, однако следует с уверенностью сказать, что это порой самый действенный способ восстановить связь вуза со студентом, причем в кратчайшие сроки. Хотя и это иногда слишком поздно для того, чтобы учащийся смог влиться в учебный процесс и успеть до сессии сдать все текущие контрольные задания.

Так в чем заключается первостепенная задача куратора? Соблюсти закон и проявить тактичность путем невмешательства в жизнь молодого человека или сохранить этого самого человека в статусе студента, своевременно скорректировав вектор его движения?

Или еще пример: ряд кураторов ссылается на то, что они не имеют психологического образования и именно по этой причине не считают для себя возможным выяснять причины, побуждающие студента бросить учебу. Но разве можно навредить человеку, поинтересовавшись тем, как он себя чувствует и что у него случилось, нужна ли ему помощь?

Очевидно, что, напротив, обучающийся, осознав, что за 2–3 недели его отсутствия в университете им никто не заинтересовался, убеждается в своей ненужности, «лишности» и еще больше укрепляется в правильности принятого решения прекратить обучение. Скольких студентов возвращают заместители декана по курсам в течение семестра, просто проведя с ними личную беседу! Но заместитель декана (один на более чем 1000 студентов) не в состоянии охватить всех «оторвавшихся» от вуза, поэтому и получается, что на младших курсах мы теряем порядка 10% контингента каждый семестр. Но разве мы набираем студентов, чтобы их отчислять?

Функции воспитания и психологической поддержки, входящие в список обязанностей куратора, позволяют, помимо контроля выполнения учебного процесса, обсуждать и причины его невыполнения, мотивирующие и мешающие работе факторы, страхи и сомнения, волнующие обучающегося. Таким способом устанавливаются доверительные отношения в диаде «учитель – ученик», что может делать процесс обучения более эффективным [9].

Приведем в качестве примера недавно произошедший случай. Заместитель декана получил от преподавателя докладную записку на студента, давно не посещающего его занятия, с требованием разобраться в причинах отсутствия студента и применить в его отношении административные меры взыскания. Заместитель декана решил привлечь к данной ситуации куратора группы. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что преподаватель и куратор группы – одно и то же лицо! Что продемонстрировал таким образом преподаватель-куратор: нежелание работать или незнание своих обязанностей?

Какие действия нужно совершить руководству факультетов, чтобы кураторство заработало в полную силу и стало приносить пользу? На наш взгляд, есть ряд условий, которые должны стать обязательными при решении кафедры доверить преподавателю работу куратора.

Предлагаемые пути решения

Установив необходимые виды деятельности куратора, определив основные функции, цели и задачи кураторской работы, предлагается ориентироваться на следующие принципы и подходы к выбору преподавателя как куратора.

Во-первых, необходимо непременное желание потенциального куратора заниматься воспитательной работой, т.е. он должен хотеть общаться со студентами, разделять их интересы, не бояться их проблем, быть готовым помочь и словом, и делом.

Во-вторых, куратором может быть тот, кто готов брать на себя ответственность за студентов, а не тот, кто «добирает» недостающие часы нагрузки и рубли надбавки, поскольку неравнозначный подход к обязанностям куратора, но равнозначная оплата этого вида деятельности приводят лишь к тому, что недобросовестные кураторы из семестра в семестр продолжают ничего не делать, а добросовестные – эмоционально выгорают, понимая несправедливость оценки их труда.

В-третьих, как это ни печально, но большинство «номинативных» кураторов – преподаватели старше 60 лет. Да, они опытны, но их интересы зачастую лежат вне круга интересов подопечных, а физическое состояние не дает сил на полное включение в воспитательный процесс.

Наконец, в-четвертых, но не в-последних: часто впервые назначенные кураторами преподаватели даже не задумываются, какая ответственность ложится на них, и лишь единицы приходят в деканат к заместителям декана или к старшим кураторам на кафедры и спрашивают, что входит в обязанности куратора. Не секрет, что любому делу необходимо обучать, и если есть школы молодых воспитателей, молодых преподавателей, то почему нет школы молодого куратора? Тем более что вуз, имея свой институт повышения квалификации преподавателей, может разработать подобную программу для имеющих интерес не только к образовательному, но и к воспитательному и методическому процессам.

Таким образом, благодаря реализации института кураторства могут быть решены задачи повышения социальной адаптации студентов в вузе, уровня коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент – преподаватель», что позволит увеличить мотивацию студентов к процессу обучения, освоению образовательной программы и дальнейшей профессиональной деятельности.

Заключение

Исходя из вышеизложенного возникает необходимость пересмотра системы «формального» кураторства в вузе, отбора преподавателей для кураторской работы, изменения системы поощрений за эту деятельность, разработки программы обучения для кураторов, включающей дисциплины по методикам и технологиям воспитания и основам психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Это позволит решить сразу несколько задач: во-первых, кураторством будут заниматься только заинтересованные в этом деле люди; во-вторых, они будут получать за это достойную оплату; в-третьих, будет гораздо проще контролировать учебный процесс и регулировать те или иные возникающие вопросы и проблемы.


Библиографическая ссылка

Никитина В.В., Куцая А.Ю., Салун С.Н. О ПРОБЛЕМЕ КУРАТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28666 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674