Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INITIAL FORMATION OF PRESCHOOLERS´ ECONOMIC PERFORMANCES BY READING TALES

Lukin V.A. 1 Bakhor T.A. 2 Lobanova O.B. 2
1 The Siberian state technological University Lesosibirsk branch
2 Lesosibirski Pedagogical Institute the agency of Siberian Federal University
Reading and understanding of folktales embodying national outlook is the basis for the formation of basical representations constituting baby´s interpritation of the world. Foremost among them, according to the authors, are not only moral, aesthetic, and economic representation but it´s a necessary factor in the formation of economic culture of older preschoolers. Analyzing folk tales ("The Gingerbread Man", "Chanterelle with skalochkoy", "Greedy old woman"), the authors prove that the tale promotes the formation of primary economic ideas of older preschoolers is didactic means of formation of economic thinking. Fairy tale forms the initial idea of the most important relationships of peace and human rights. In the art world of fairy tales and economic relations are not less important than the moral aspects, social aspects, etc. Qualified support of this process by educators and parents helps to ensure that the child develops the initial system of economic knowledge, allowing him to be a small partner in the family economy, and in the future - to become a conscious participant in economic life.
human needs
barter
exchange
folk tale
preschool education
economic imagination

Чтение и восприятие сказок воспитанникам дошкольных учреждений может быть основой обучающей интегрированной деятельности, позволяющей решать проблемы художественно-эстетического, коммуникативно-личностного, познавательно-речевого и физического развития ребенка. Нравственно-ценностная ориентация старших дошкольников, соответствующая «социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [7], должна стать определяющей при овладении экономическими знаниями и умениями в дошкольном образовательном учреждении.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные ее аспекты: воспитание нравственности (Л.А. Сидорова, Э.М. Садыкова, М.М. Никеева и др.), экологическое воспитание (Р.Ю. Посылкина и др.), воспитание толерантности (И.Д. Постричева и др.), духовно-нравственное воспитание (Л.Д. Короткова, И.Ф. Селиверстова и др.). Особое внимание уделяется изучению сказок как средству экономического воспитания старших дошкольников. Именно сказка способствует пониманию многих экономических явлений в старшем дошкольном возрасте, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Специфика детского мышления отражена в своеобразной картине мира, присущей ребенку, которая характеризуется некоторой ограниченностью знаний о предметном мире, окружающем дошкольника, что, в свою очередь, компенсируется его мифологическим отношением к этому миру. Именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. В художественном мире сказки экономические отношения не менее важны, чем нравственные, социальные и др.

Сущность экономического воспитания старших дошкольников заключается в том, чтобы дать детям элементарные сведения из области экономики, научить их правильно относиться к деньгам, способам их получения и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий; научить дошкольников ценить результаты труда взрослых, которые непосредственно проявляют заботу о детях, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.

Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания - это возраст приобщения дошкольника к экономике. Определить возрастные границы экономического образования не просто, т.к. уровень развития детей даже в пределах одного возраста очень разный. И все же специалисты пришли к выводу о том, что наиболее эффективным является приобщение детей к экономике с 5 лет. Это решение обосновано психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.):

  • у детей старшего дошкольного возраста появляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;
  • происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
  • речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;
  • с пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;
  • к 5 годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребенку осознавать свои возможности, т. е. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности.

Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, т.к. именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «честно - нечестно», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена, часто пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для восприятия морально-правовых основ рынка, воспитания таких качеств предпринимателя, как уважение к партнерам, честность, верность данному слову. Но в этот период развития ребенка возможно смещение его нравственных ориентиров в сторону вседозволенности, эгоизма, стремления разбогатеть любой ценой. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться нравственные чувства, имеющие определяющее значение для построения ими отношений с окружающими, основанных на принципах гуманизма. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре определяет и отношение самого ребенка к этим же людям и явлениям, что отражается в соответствующих нравственно направленных чувствах дошкольников, в их деятельном стремлении к взаимопомощи, поддержке этих же людей. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию у них нравственно-экономических привычек.

Народные сказки отражают свойственные дошкольникам формы мифологического мышления и диктуют стратегию поведения детей, воплощая в специфических образах систему универсальных антиномий: жизнь - смерть, день - ночь, добро - зло, определенность - неопределенность. В этом возрасте эффективной является работа над системой персонажей народных сказок, способствующая социализации детей, в том числе дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [5].

Восприятие дошкольниками народных сказок, на наш взгляд, должно стать основой интегрированной образовательной деятельности познавательно-речевого направления, т.к. сказки, формирующие эстетические и нравственные представления ребенка, способствуют его самоидентификации («хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «можно - нельзя», «мужчина - женщина») [1]. В этом плане фабулы сказок представляют собой различные варианты одного и того же онтологического мифа, повествующего о приоритете жизнеутверждающей тенденции, о преодолении хаоса. Обряд и ритуал, к которому так склонно мышление дошкольников, способствует преодолению непредсказуемости и утверждению мирового порядка.

Именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. В художественном мире сказки экономические отношения не менее важны, чем нравственные, социальные и др. На это обращает внимание, например, Н.Ф. Моисеева, предлагая при интерпретации сказочных персонажей как носителей добра и зла обращать внимание детей на экономическую составляющую мировосприятия героев таких известных сказок, как «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др. [4].

Так, в сказке «Колобок», в основе которой - путешествие колобка в лес, повествуется о последовательной встрече этого героя с разными жителями лесной чащи, явно противопоставленной домашнему пространству: в доме колобок был рожден - в лесу должен быть съеден; в домашнем огне испечен - лисой, воплощающей неуправляемый лесной огонь, уничтожен. Это предупреждение о необходимости выстраивания отношений с обитателями чужого (не своего) пространства является важнейшей составляющей воспитательного потенциала сказки, как бы ее ни воспринимали слушатели независимо от мировоззрения (о периодичности смены фаз луны, о пороках души и др.).

С точки зрения экономики, сказка «Колобок» отражает отношения, в основе которых лежит обмен услугами («не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою»). Нарушает эту цепь обмена встреча с лисой, не соблюдающей условия договора. Но в этот момент и колобок забывает о том, что исполнив один раз песенку, он должен был уйти от лисы. Несоблюдение условий договора приводит отношения сказочных героев к драматической развязке.

Проблемы бартера отражены в хорошо известной дошкольникам сказке «Лисичка со скалочкой». Воспитатель может предварить изучение этой сказки беседой о принятом у детей обмене игрушками как варианте бартера - натурального товарообмена, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты (схема торговой сделки: «товар за товар»). Уже в представлении древних людей лиса выделялась среди животных «хитростью и коварством» [6]. Это значение образа лисички легко определяют и сами дошкольники, вспоминая соответствующие сказки («Лисичка-сестричка и волк», «Как лиса перехитрила льва», «Как лиса шила волку шубу», «Кот и лиса» и др.), анимационные фильмы («Лиса и волк», «Лиса-строитель», «Лис и дрозд» и др.).

Моисеева Н.Ф. интерпретирует экономический контекст сказки «Лисичка со скалочкой» следующим образом: «В процессе путешествия из одних гостей в другие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов» [4]: скалочка - курочка - гусочка - девочка. Обмен всегда был выгодным для лисы, т.к. она, «зная, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу» [4]. Как видим, в данной сказке представлены образцы неравноценного натурального обмена, при котором хозяева оказываются перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей вещи [4].

На наш взгляд, воспитатель должен четко представлять себе символический и метафорический контекст подобной цепи обменов, обращая детей на опасность подобного общения хозяев дома с лисой. Она претендует не только на владение чужим имуществом. Символический смысл всего приобретаемого хитрой лисой позволяет видеть в этом сказочном персонаже угрозу самой жизни человека. По мнению ученых, кумулятивные сказки, к которым относятся «Лисичка со скалочкой», «Теремок» и др., «отражают ранние шаги человека по упорядочению окружавшего хаоса» [2].

Подобное понимание сказки, определяющее основные формы работы воспитателя со старшими дошкольниками, способствует овладению элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [7].

Это утверждение верно и в отношении «Сказки о жадной старухе», которая примыкает к ряду сказок, поднимающих проблемы потребностей и возможностей человека (производства и потребления товара), ответственности человека за свои поступки. В таких сказках повествуется о том, как один или несколько персонажей получают по своему желанию от сверхъестественного существа дары - товар, в производстве которого они не участвуют. Рано или поздно героям предстоит решать вопрос об оплате этого товара.

Лесное дерево исполняет все желания героев «Сказки о жадной старухе». Сначала у них появился достаток, богатство. Затем старуха захотела стать бурмистровой женой, далее - дворянкой, барыней, полковницей, генеральшей, царицей, богиней. В желаниях старухи нетрудно увидеть определенную градацию. Как видим, в сказке в качестве товара выступают состояние и положение. Но богатство не принесло счастья старикам, оно разрушило их жизнь. Изменение социального статуса старухи (от крестьянки до царицы) не сопровождается ее внутренней духовной работой, что и отражается в конечном превращении стариков в медведей. Народная мудрость гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет». Сказка отражает стремление сказителя и слушателя к постижению универсальных истин и закономерностей человеческого бытия.

Сегодня новые условия жизни выдвигают новые требования к личности и тем самым объективно-естественно порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Необходимость постановки вопроса об экономическом воспитании диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью [3]. Поэтому приобщение детей к экономике - один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом - на становление личности ребенка. В этом состоит цель экономического воспитания: формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них. Именно сказка, способствуя формированию у старших дошкольников начальных экономических представлений, является дидактическим средством формирования экономического мышления. Квалифицированное сопровождение этого процесса воспитателями и родителями способствует тому, что у ребенка складывается система начальных экономических знаний, позволяющая ему быть маленьким партнером в экономике семьи, а в дальнейшем - стать осознанным участником экономической жизни.

Рецензенты:

Суворова П.Е., д.фил.н., профессор кафедры философии и культурологии Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти.

Чистова Н.Г., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Лесоинженерное дело» Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, г. Лесосибирск.