Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF ABILITIES TO INDEPENDENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE BASIS OF WEB TECHNOLOGIES BY MEANS OF IMMERSION IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Lyubimova E.M. 1 Sabanaev I.A. 2
1 Yelabuga institute of the Kazan federal university
2 Nizhnekamsk institute of the Kazan national research technological university
In article problems of use of web technologies in development of independence of students of higher education institution are considered. The assumption that development of independence of students is promoted by real professional situations in which it is compelled to work at a basis of web technologies independently is made. It is shown that activity approach to the training, based on application of design technology of training in the course of preparation and carrying out occupation being trained when using the mixed model of training promotes development of abilities to independence of students of higher education institutions on the basis of web technologies. For an assessment of efficiency poll and an expert assessment of the classes given by listeners of a course were used. Some responses of students of a third year of the Pedagogical education direction of the Legal Education direction are given in article from the "Complaint book", confirming results of research.
student
independent work
information and communication technologies
web technologies
Актуальность проблемы использования WEB-технологий в развитии самостоятельности студентов вуза определяется двумя факторами. С одной стороны, требования, предъявляемые обществом и работодателями к выпускнику вуза [8], а так же государственная политика России в области развития образования [1, 2, 7], указывают на тот факт, что одной из ведущих личностных характеристик конкурентоспособного на рынке труда специалиста являются интеллектуальные умения «обучению через всю жизнь» и степень готовности к постоянному самообразованию, самостоятельному повышению квалификации [3, 9].

С другой, применение в обучении образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям [5]. Дидактические возможности телекоммуникаций являются основой электронного обучения. Прежде всего, это - целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося [6]. Очевидно, что WEB-технологии предоставляют принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования [4] и, прежде всего, самообразования [5, 6]. Однако, сложившаяся к настоящему моменту система обучения, не направлена на развитие способностей студентов к самообучению. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе WEB-технологий, происходит произвольно, медленно и неэффективно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления преподавателей о проблемах применения web-технологий в развитии самостоятельной деятельности студентов. Не являются исключением бакалавры педагогического образования. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке и обосновании методики, способствующей развитию самостоятельной деятельности студентов на основе web-технологий. Современный педагог должен постоянно осуществлять профессиональное самообразование, обладать способностью к самоорганизации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Нами было выдвинуто предположение о том, что развитию самостоятельности студентов способствуют реальные профессиональные ситуации, в которых студент вынужден самостоятельно работать на основе web-технологий.

Цель исследования - определить педагогические условия погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия с одногруппниками в курсе «Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании», которые будут способствовать развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий.

Материал и методы исследования. Итак, процесс формирования способностей к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий студента должен быть организован в процессе погружения в будущую профессиональную деятельность. Нами выявлены различные способы такого погружения, одним из которых является практическая деятельность студента по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы. 

Содержанием деятельности студента в данном случае выступает деятельность, как учителя-разработчика занятия по курсу «ИКТ в образовании». Для проведения эффективного занятия студенту-преподавателю необходимо пройди все этапы подготовки к нему: от изучения содержания и освоения программного обеспечения до разработки плана и контрольно-оценочных материалов. В этих условиях, на наш взгляд, наиболее подходящей для организации занятий является технология проектной деятельности.

С учетом направленности курса на развитие способности студентов к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий в условиях погружения в деятельность учителя по подготовке и проведению занятий, применение системы электронного обучения является наиболее выгодным и оправданным при реализации смешанной модели обучения [9]. Одним из ключевых моментов нашей модели является применение технологии проектной деятельности в дистанционном курсе, результатом которой, является проведенное занятие со студентами своей группы. Электронный курс разработан автором статьи на платформе LMS Moodle, применяется на площадке дистанционного обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) и состоит из 6 модулей. Каждый модуль курса - это этап проектной деятельности студентов с конкретными задачами (Таблица 1).

Таблица 1

Модули курса - этапы проектной деятельности

№ модуля

Тема модуля

Задачи Модуля

1.

Выбор тематики проводимого занятия.

Получить представление, о том, какое содержание входит в выбранную студентами тему; ознакомиться с требованиями к результатам обучения.

2.

Изучение теоретического материала проводимого занятия.

Изучить основные источники информации; достичь понимания основных вопросов; выделить главное, наметить план.

3.

Изучение программных продуктов по теме занятия.

Скачать необходимые дистрибутивы программ, ознакомиться с документацией; установить программы на свой компьютер; научиться работать в программах; создать свои ресурсы, используя изученные программы.

4.

Планирование деятельности по проведению занятия.

Сформулировать цели занятия, ожидаемые результаты обучения; составить план; определить методы и формы организации учебного процесса; продумать формы контроля; детально разработать план занятия; продумать систему оценивания.

5.

Разработка материалов для проведения занятия

Подготовка дидактических и других сопроводительных материалов: демонстрационных, практических, контролирующих.

6.

Организация и проведение занятия. Подведение итогов занятия

Решение организационных вопросов обучения; руководство деятельностью обучаемых; выставление отметок.

В модуле находятся: источники информации; задания, в которых обучаемые отправляют результаты своей работы на данном этапе; учебные форумы, на которых участники курса высказывают свое мнение по учебным вопросам; форумы рефлексии, на которых обсуждаются итоги и затруднения, возникшие в процессе преодоления данного этапа. Кроме этого, студенты всегда могут задать вопросы, устранить свои затруднения в режимах он- и офф- лайн на площадке ДО и на аудиторных занятиях. В итоговом модуле содержатся: глоссарий курса, учебный форум «Анализируем результат» и  «Книга жалоб и предложений». В «Книге жалоб и предложений» студенты оставляют свои отзывы и предложения по курсу, которые помогают преподавателю анализировать результат, корректировать структуру, содержание и формы организации процесса обучения.

Для определения степени результативности, используемой нами модели обучения, нами была выбрана группа 1106 Елабужского института К(П)ФУ (ЕИ К(П)ФУ). Для оценки эффективности нами использовались опрос и экспертная оценка занятий, проведенных слушателями курса. Экспертами выступали студенты пятого курса физико-математического факультета, прошедшие курс «ИКТ в образовании» и получившие наивысшую оценку.

Входной опрос обучающихся показал, что у 76% присутствуют затруднения в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 87% затрудняются в поиске, установке и изучению программных приложений (в том числе образовательного назначения), 98% не знают и (или) не умеют работать в социальных сообществах педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение

Применяемая нами модель обучения, основанная на погружении обучающихся в будущую профессиональную деятельность, при использовании технологии смешанного обучения с целью развития самостоятельной деятельности студентов вузов на основе web-технологий оказалась результативной. Повторный опрос обучающихся показал, что у 97% избавились от затруднений в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 93% успешно справляются с задачей поиска, установки и изучения программных приложений (в том числе образовательного назначения), 99% зарегистрировались и постоянно работают в социальных сообществах педагогов.

Далее приводим некоторые отзывы студентов третьего курса направления «Педагогическое образование» направления «Правовое образование» (группа 1106) из Книги жалоб и предложений: «Курс полезен для повышения уровня профессионализма студентов педагогического вуза»  (Кристина Армянинова); «Изучили огромное количество ЭОР, которые в будущем пригодятся и уже пригодились, узнала много нового и интересного. Узнала о некоторых возможностях и деталях в учебном процессе. Например, как можно составить расписание на школу, вести электронный дневник, каким образом можно посчитать и оценить проделанную контрольную как у отдельно взятого ученика, так и у всего класса и многое другое, узнала о тестовых оболочках, о различных видах тестов, каким образом их можно скачать, как составлять» (Ольга Фадеева); «Теперь если придется вести уроке в школе, мне данный курс пойдет на пользу, и я буду использовать знания, полученные в ходе него. Оказывается, с помощью программ можно очень быстро составить интересные задания, чем вручную тратить весь день. Идея с сайтом и модулями порадовала, очень удобная система, зайти, когда есть возможность и время, эту систему можно взять на заметку на будущее в свою профессию, какие программы наиболее применимы для разных видов уроков» (Елена Харитонова).

Выводы и заключение

Разработанная модель обучения позволила успешно реализовать определение педагогических условий погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы в курсе «ИКТ в образовании», которые способствуют развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий. Этому способствует деятельностный подход к обучению, основанный на применении проектной технологии обучения в процессе подготовки и проведения занятия обучающимися при использовании смешанной модели обучения.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., профессор, д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г.Елабуга.

Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан факультета педагогики и психологии, НИСПТР, г. Набережные Челны.