Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE QUALITY OF CLUSTER POLICY IN THE REGIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Tarasenko V.V. 1
1 MGUTU Razumovsky University
For the analysis of the quality of management of the cluster policy in the Russian Federation it is necessary, first, to clarify not only the concept of "quality control cluster policy", but also a means of analyzing and measuring the quality of management of the cluster policy, and, secondly, to analyze the managerial documents one way or another way reflect the objectives and results of the implementation of cluster policy. The study systematized existing documents describing the management decisions related to the implementation of cluster policy in the Russian Federation, the concept of "quality control cluster policy in the region" and assesses the quality control of various regions on the basis of existing documents, as well as the results of research management systems regions.
regional clusters
cluster policy
cluster initiatives
Для анализа качества управления кластерной политикой в Российской Федерации необходимо, во-первых, уточнить не только само понятие «качество управления кластерной политикой», но и средства анализа и измерения качества управления кластерной политикой и, во-вторых, проанализировать управленческие документы, тем или иным образом отражающие цели  и результаты реализации кластерной политики.

Предлагается определять понятие «качество управления кластерной политикой» как комплексную характеристику социально-экономических отношений, формирующихся между субъектами региональной экономики со следующими определяющими признаками:

  • изложение принципов и ограничений управления развитием территориальных  кластеров в документах государственного стратегического планирования региона (федерального округа, субъекта Российской Федерации);
  • наличие утвержденного органами исполнительной власти перечня территориальных кластеров федерального округа различных уровней (муниципальные, региональные, федеральные, международные) и видов (местные, сырьевые, торгуемые, инновационные);
  • наличие утвержденных органами исполнительнойвласти региона программ развития кластеров;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования спроса на продукцию территориальных кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования предложений со стороны предприятий кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования региональных институтов развития территориальных  кластеров, а так же мероприятия федеральных институтов развития, направленных на стимулирование территориальных кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер развития дорожной, социальной и энергетической инфраструктуры территорий развития кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования научно-образовательной и инновационной инфраструктуры кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер стимулирования социального капитала и профессиональных сообществ кластеров региона;
  • увязка схем территориального планирования с программами развития кластеров региона;
  • наличие планов («дорожных карт») и мер по увязке программ развития территориальных кластеров федерального округа с государственными программами Российской Федерации.

Для оценки качества управления кластерной политикой предлагается:

  • определить регион, кластерная политика которого оценивается (федеральный округ, ассоциация регионов (субъектов),  субъект Российской Федерации);
  • определить корпус управленческих документов, репрезентирующих данные признаки;
  • определить состав экспертов, формирующих оценки по каждому признаку.

К сожалению, в настоящее время нет сводного управленческого документа, который бы представлял кластерную политику Российской Федерации в целом, а также дифференцировал кластерные политики различных регионов (федеральных округов и субъектов Российской Федерации).

Вместе с тем возможна постановка задачи анализа документов стратегического планирования, прямо или косвенно влияющих на формирование и реализацию кластерных политик регионов и кластерной политики страны в целом.

К документам стратегического планирования относятся документы трех видов: 1) документы, разрабатываемые в рамках целеполагания регионального развития и развития страны и государства; 2) документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования развития страны и государства; 3) документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования регионального развития и развития страны и государства.

К документам, разрабатываемым в рамках целеполагания регионального развития и развития страны и государства, относятся:

а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) к документам, разрабатываемым в рамках прогнозирования, относятся:

а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

б) стратегический прогноз Российской Федерации;

в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

г) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

3) К документам, разрабатываемым в рамках планирования и программирования, относятся:

а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;

б) бюджетная стратегия Российской Федерации;

в) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

г)  отраслевые документы стратегического планирования;

д) стратегия социально-экономического развития макрорегиона;

е) государственные программы Российской Федерации;

ж) государственная программа вооружения;

з) схемы территориального планирования Российской Федерации;   

и) доклад о результатах и об основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти.

Автором был проделананализ качества управления кластерной политикой на уровне федеральных округов.

Анализировались следующие документы:

стратегии развития федеральных округов,

региональные стратегии развития.

Результаты анализа документов изложены в таблице.

Сравнительный анализ кластерных политик федеральных округов

Признак

ЦФО

ПФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

УФО

СФО

ДФО

Принципы и ограничения кластерной политики изложены в стратегии федерального округа

да

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

Сформирован перечень кластеров федерального и международного уровня

да

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

Сформированы программы развития кластеров федерального и международного уровня

да

да

да

нет

да

да

нет

да

Сформирован перечень кластеров регионального и муниципального уровня, сформированы их программы

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Запланированы меры по стимулированию спроса на продукцию кластеров

да

да

нет

нет

нет

да

да

нет

Запланированы меры по стимулированию предложений со стороны кластеров

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Запланированы меры по формированию институтов развития кластеров

да

да

да

да

да

да

нет

да

Запланированы и увязаны с программами кластеров меры по развитию дорожной, социальной и энергетической инфраструктуры территорий развития кластеров

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Запланированы и увязаны с программами кластеров меры по развитию научно-образовательной и инновационной инфраструктуры кластеров

да

да

нет

нет

нет

да

нет

да

Запланированы меры по развитию социального капитала и профессиональных сообществ кластеров

да

да

нет

нет

да

нет

нет

нет

Схемы территориального планирования учитывают программы развития кластеров

нет

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Кластерная политика федерального округа согласована с госпрограммами

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

По результатам анализа автор делает следующие выводы и заключения.

Во-первых, несмотря на ряд требований по реализации кластерной политики, содержащихся в стратегических документах федерального уровня, оперативные документы федерального уровня демонстрируют отраслевой подход, направленный на управление отдельными фрагментами региональных кластерных цепочек.

Во-вторых, требования к развитию кластеров на уровне стратегий федеральных округов и регионов носят декларативный характер: не описаны модели и инструменты реализации кластерных политик, документы третьей группы не увязаны с документами четвертой группы. В частности, декларации о развитии кластеров не увязаны со схемами территориального планирования.

В-третьих, из анализа документов можно сделать вывод о том, что развиваемые модели отраслевого и территориального развития могут инициировать не развитие кластеров, а развитие ТПК - территориально промышленных комплексов, известных еще в советское время и характеризующихся закрытостью жесткостью отношений участников производственной цепочки, их ориентаций на получение преференций из различных государственных программ поддержки.

Рецензенты:

СерегинС.Н., д.э.н., профессор, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, г. Москва;

СмирновВ.Г., д.э.н., профессор, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, г. Москва.