Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF STATE FINANCIAL CONTROL WITH THE USE OF MONITORING THE IMPACT OF CONTROL

Samsonova I.A. 1 Kornienko K.A. 1 Stankute I.Zh. 1 Dankova A.A. 1
1 "Vladivostok State University of Economy and Service"
State financial control, fulfilling one of the basic functions of finance, covering both production and non-production sphere, aimed at enhancing the role of economic incentives in the reproduction processes, efficient use of all resources, minimizing defects associated with non-earmarked budget funds, non-compliance -pravovogo ensure the budget process, etc. The system of public finances it is an instrument of implementation of macroeconomic policies.Also, the state financial control is a guarantee of efficient redistribution process, the cost of the social product produced between the subjects of economic relations. The fact that as a result of state financial control bodies revealed financial irregularities and their structure is such that it contains and the misuse of public funds and misuse of their use and other articles, said that to improve the efficiency of the budget process and in particular, performance evaluation of the state financial control is of particular relevance. The paper presents an integrated element of the mechanism of improving public financial control is to monitor the impact of control, based on the principles of legal opportunities and economic necessity has a clear hierarchy-oriented parameter "result". The task of monitoring the impact of control is the concentration of information and analysis concerning the financial control of actions to identify problems that need to be addressed and defined us as a new element, built in accordance with the characteristics of movement of public finances.
the result of the concentration of information
improve the mechanism
controlling exposure
monitoring
state financial control

И в российской и в международной практике на протяжении многих лет существовал государственный финансовый контроль, и как любая деятельность, в том числе и экономическая, подвергался оценке (проверке) его эффективности.

Государственный финансовый контроль, выполняя одну из базовых функций финансов, охватывая как производственную, так и не производственную сферы, нацелен на повышение роли экономического стимулирования в воспроизводственных процессах, эффективное расходование всех видов ресурсов, минимизацию недоработок, связанных с нецелевым характером расходования бюджетных средств, несоответствием нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, и т.д. В системе государственных финансов он выступает инструментом реализации макроэкономической политики. Также государственный финансовый контроль служит гарантом эффективного перераспределительного процесса стоимости произведенного общественного продукта между субъектами экономических отношений. Таким образом, государственный финансовый контроль можно определить как деятельность органов государственной власти, подразделений внутреннего контроля государственных организаций, регламентированная соответствующими нормативно-правовыми актами и направленная на пополнение доходов в бюджеты разных уровней, призванная дать объективную оценку деятельности объекта контроля, экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций для выявления резервов и недопущению потерь и нарушений. Эта деятельность осуществляется посредством различных форм и методов контроля и призвана обеспечить эффективное функционирование государственного сектора и хозяйственных субъектов и реализацию права государства осуществлять контроль над финансовыми потоками и соблюдением имущественных прав [1].

Сам факт того, что в результате работы органов государственного финансового контроля выявляются финансовые нарушения, и их структура такова, что в ней присутствуют и нецелевое использование бюджетных средств, и неправомерное их использование, и другие статьи, говорит о том, что вопросы повышения эффективности бюджетного процесса и в частности оценки эффективности деятельности самого государственного финансового контроля приобретают особую актуальность. Ниже представлены результаты контрольных мероприятий территориальных управлений Росфиннадзора в сравнении 2012 г. с 2013г.

Так, в 2013 году проведены: 13 021* ревизия и проверка в финансово-бюджетной сфере, что на 2 690 контрольных мероприятий или на 17,1% меньше по сравнению с 2012 годом. Снижение числа контрольных мероприятий связано с увеличением количества масштабных проверок, а также с резким уменьшением штатной численности сотрудников, числящихся в штатах ревизорских подразделений и принимавших участие в проведении ревизий и проверок, на 362 единицы или на 14,2%.

Сведения о проведенных контрольных и надзорных мероприятиях представлены в таблице.

Показатели, характеризующие число

проведенных контрольных и надзорных мероприятий

2012 год

2013 год

Темп роста/снижения

(2013/2012), %

Общее количество проведенных контрольных и надзорных мероприятий, из них:

15 711

13 021

82,9%

- в соответствии с Планом деятельности Службы по централизованным заданиям

10 911

8 627

79,1%

- в соответствии с планами территориальных управлений Службы

4 435

3 501

78,9%

- внеплановые проверки по поручениям руководителя Службы, Министерства финансов Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, по обращениям органов прокуратуры и правоохранительных органов, по прочим обращениям

365

893

244,7%

При этом количество проведенных ревизий и проверок в расчете на одного сотрудника или нагрузка в расчете на 1 ревизора, принимавшего участие в контрольных мероприятиях в финансово-бюджетной сфере, не изменилась и составила 6 проверок на 1 работника [2].

Рис.1. Количество проведенных контрольных и надзорных мероприятий

В свете проведённых реформ бюджетной сферы встаёт насущная потребность обеспечения государственного финансового контроля современными методами осуществления всех видов контрольных мероприятий.

Анализ известных подходов к определению и оценке эффективности государственного финансового контроля показал, что существует множество методов, используемых в современной науке, и практически каждый из них имеет своих сторонников и противников.

В статье представлен комплексный элемент механизма совершенствования государственного финансового контроля это мониторинг контрольного воздействия, основывающийся на принципах правовой возможности и экономической необходимости, имеющий чёткую иерархию, ориентированную на параметр «результат». Задача мониторинга контрольного воздействия состоит в концентрации информации и ее анализ, касающейся действий финансового контроля, что позволит выявить проблемы, которые нуждаются в рассмотрении, и определён нами как новый элемент, выстроенный в соответствии с особенностями движения государственных финансов. Мониторинг контрольного воздействия призван обеспечить максимальный запланированный полезный результат. Таким образом, внедрение мониторинга контрольного воздействия должен стать основополагающим элементом механизма совершенствования ГФК [3].

Для совершенствования системы государственного финансового контроля, на наш взгляд, необходимо введение мониторинга контрольного воздействия.

Мы определили две составляющие для мониторинга контрольного воздействия:

  • заинтересованные в мониторинге контрольного воздействия;
  • установление квалификационных требований к государственным служащим, осуществляющим обработку информации и несущим ответственность за ее качество.

Информация, по результатам мониторинга контрольного воздействия, может быть доведена не только до органов государственного финансового контроля, но и до законодательных и исполнительных органов федеральной власти, а также до лиц,участвующих в общественном контроле.

Но не следует забывать, что результаты мониторинга контрольного воздействия могут иметь степень секретности и конфиденциальности.

Законодательного закрепления состава заинтересованных лиц в информации мониторинга контрольного воздействия обусловлена, прежде всего, необходимостью исключить возможность влияния на мнение специалистов со стороны должностных лиц, не заинтересованных в информации мониторинга контрольного воздействия.

Мы считаем, что для обеспечения объективности и эффективности мониторинга контрольного воздействия следует создать собственную службу мониторинга контрольного воздействия внутри органа финансового контроля.

Рис. 2. Преимущества осуществления мониторинга собственными подразделениями государственного финансового контроля

На первой стадии необходимо руководствоваться контрольными параметрами и нормативами, установленными для деятельности организации, которая подвержена мониторингу контрольного воздействия, для четкой картины анализа соответствия [4].

Вторая стадия подразумевает использование как количественных, так и качественных методов оценки достижимости установленных показателей. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев. В результате обобщения результатов проведённого мониторинга контрольного воздействия должны быть разработаны корректирующие мероприятия и приняты корректирующие действия.

Рис.3. Проект цикла мониторинга контрольного воздействия

Подразделение, осуществляющее мониторинг контрольного воздействия в системе государственного финансового контроля, вырабатывает регламент по организации мониторинга контрольного воздействия и реализации положений, заложенных в функциональный блок «Организационные и методические аспекты проведения мониторинга контрольного воздействия в системе государственного финансового контроля»; разрабатывает программы и осуществляет обучение, переподготовку, а также повышение квалификации служащих, проводящих мониторинг контрольного воздействия[5]. В результате такого процесса интегрирования мониторинга контрольного воздействия в систему Государственного финансового контроля создается эффективный элемент механизма совершенствования государственного финансового контроля.

Рецензенты:

Савалей В.В., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Латкин А.П., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.