Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF TRAINING FUTURE PEDAGOGOS-CHOREOGRAPHERS TO THE MANAGEMENT OF THE CREATIVE TEAM

Osipova T.V. 1
1 Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Chelyabinsk state Academy of culture and arts
The article deals with the historical and pedagogical analysis of the development of pedagogical practice and theory problems of training of future teachers-choreographers to the management of the creative team as a socio-pedagogical phenomenon. The analysis revealed the logic of the accumulation of experience and identified cultural and historical background, which laid the basis for the preparation of teachers-choreographers to the management of the creative team, highlighted three main periods of development problems. The first period (beginning of the XX century until the early 60-ies) is characterized by stable functioning and development of choreographic scope, initiating research in the pedagogical practice of the choreographer, but a lack of social order and the lack of General educational interest in the preparation of future teachers-choreographers to the management of the creative team. The second stage (early 60´s until 1992) is characterized by updating the concept of "management" for vocational education, the reform of higher education and the advent of the first scientific researches in the field of professional competence, but the lack of research in the field of formation of readiness of the future teachers-choreographers to the management of the creative team. The third period (1992 - present) is characterized by reforming the system of higher education in accordance with the requirements of the Bologna agreements, the presence of a social order imposed by family, society and the state, the adoption of the new Federal state educational standard of higher professional education in the sphere of culture and art, as well as a significant increase in research on the preparation of future teachers-choreographers for professional work. The study analyzes the current state and prospects of development problems of training of the future teacher-choreographer to the management of the creative team.
management
cultural and historical background
social-cultural space
culture

В современных условиях повышение внимания к опыту подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами подготовки педагогов-хореографов к управлению. История развития педагогической практики и теории показывает, что содержание и методика подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом постоянно менялись, следуя за изменениями, которые происходили в обществе и содержании образования, поэтому педагогическое исследование проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории и культуре России.

В «Советском энциклопедическом словаре» под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [10, с. 668].

Подготовка будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности формируется в социокультурном пространстве - «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [3, с. 19]. Социокультурное пространство - явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению будем понимать объективно существовавшие (или существующие) социокультурные и психолого-педагогические условия, отражающие исторически определенный уровень развития общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Ученые выделяют пять основных групп культурно-исторических предпосылок развития того или иного предмета познания. К первой группе культурно-исторических предпосылок относятся основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе - социальный заказ на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третья группа предпосылок характеризует культурное наследие, культурные нормы и ценности, которые оказывают влияние на организацию подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению. К четвертой группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса подготовки педагогов-хореографов к управлению, труды отечественных и зарубежных ученых, позволяющие проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Пятая группа предпосылок - результаты практического освоения формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Учитывая периодизацию А.С. Ахиезера [1], считаем целесообразным ограничить генезис исследуемой проблемы началом XX века. В истории ее становления и развития нами выделено три периода: 1) начало XX века - до начала 60-х; 2) начало 60-х - до 1992 года; 3) с 1992 года - по настоящее время. Охарактеризуем подробнее указанные три периода, выделяя на каждом этапе культурно-исторические предпосылки.

Первый период - начало XX века - до начала 60-х годов - это период революционных потрясений, экономического подъема и спада, победы и поражения России в Первой мировой войне; становления и развития социалистического общества; возникновения детских и молодежных объединений (пионерская и комсомольская организация).

Каждый исторический период вносил коррективы в отношения субъектов управления, методы стимулирования, масштабы организации самого процесса, но только в XX веке появились и стали развиваться научные подходы к управлению.

Именно в этот период в США возникает управление как наука, научная дисциплина. Возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основатель научного менеджмента - Фредерик Уинслоу Тейлор [12], его заслуга состоит в том, что он реализовал сформулированные им принципы управления на практике.

Данный период характеризуется тем, что ученые, педагоги, практики ищут эффективные формы педагогического влияния на деятельность коллектива средствами самоуправления. Однако в хореографических коллективах идеи управления и самоуправления не получили должного распространения, а вопросы специальной образовательной подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не рассматривались.

С середины 30-х по 50-е годы активно развивается детское самодеятельное танцевальное творчество. Причинами этого являются: создание системы смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей; появляются внешкольные учреждения и культурно-досуговые центры, осуществляется шефская помощь профессиональных артистов, балетмейстеров в формировании детского репертуара.

С конца 50-х годов начал осуществляться процесс научной разработки современной системы танцевального воспитания актера (хореографа), это определило направление теоретических и практических разработок, осуществляемых педагогами. Изучалась личность педагога-хореографа, ее соматические характеристики, специальные способности, педагогическое мастерство, научная организация труда.

Теоретическое наследие педагогов-хореографов (Н.И. Тарасов [11], В.Д. Тихомиров [13], Ф.В. Лопухов [7] и др.) является на сегодня одним из главных источников изучения хореографического искусства. Они призывали к активным занятиям танцем, которые, наряду с физическими спортивными упражнениями, приносят большую пользу для здоровья. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к концу данного периода проблема подготовки хореографов к профессиональной деятельности стала актуальной. Несмотря на то что еще не было исследований по формированию готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, все же к отдельным аспектам данной проблемы возник научный интерес.

Таким образом, первый период развития исследуемой нами проблемы характеризовался, во-первых, стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности; во-вторых, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа; в-третьих, отсутствием социального заказа на формирование готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-четвертых, недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

К окончанию первого периода сформировались следующие предпосылки:

1) появились новые тенденции в рассмотрении культуры как средства социализации человека;

2) сложились традиции отечественной танцевальной культуры;

3) появились попытки осмысления понятия «управление»; укрепления учебно-воспитательной работы с жизнью, изучения роли самоуправления;

4) повысился интерес исследователей к методологическим основам управления;

5) имелось психолого-педагогическое наследие отечественных и зарубежных педагогов.

Второй период - начало 60-х - до 1992 года - это период строительства коммунистического общества, холодной войны, застоя, активности пионерской и комсомольской организаций, деятельности органов самоуправления.

В эти годы правительством страны приняты значимые для педагогической общественности нормативные документы. Так, например, в 1972 году выходит постановление ЦК КПСС, Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в 1987 году - «О мерах по улучшению подготовки и использованию научно-педагогических и научных кадров» и др.

Развитие педагогической науки, усложнение педагогического процесса вызвали необходимость обратиться к управлению. Вопросы управления в этот период ставились и решались многими исследователями (Ю.К. Бабанский [2], Ю.А. Конаржевский [5], В.А. Сластенин [9], В.А. Якунин [14] и др.).

Анализ проводимых исследований в данный период показал, что понятие «управление» уже приобрело устойчивый контекст использования и вошло в научный оборот. Однако работ, посвященных подготовке педагога-хореографа к управлению творческим коллективом, пока было крайне мало.

В 1962 году по инициативе Ф.В. Лопухова при Лениградской консерватории было открыто балетмейстерское отделение. Открытие хореографических кафедр сыграло большую роль в создании учебных и научно-теоретических трудов. Именно в этот период в России выходят в свет монографии, пособия, программы Р.В. Захарова [4], Л.М. Лавровского [6] и др. С данного момента начинается целенаправленное изучение процесса подготовки педагогов к управлению хореографическим коллективом. Авторы рассматривают значимость деятельности хореографа, пути формирования деятельности, анализируют ее результаты, неповторимое своеобразие творчества, придают большое значение художественному чутью и интуиции.

В 1968 году в Челябинской государственной академии культуры и искусств была создана кафедра хореографии в СССР - это была третья кафедра после Ленинграда и Москвы. В 70-е годы началось формирование системы вузов искусств и культуры. Выпускник вуза в соответствии со стандартными нормативами был изначально ориентирован на профессиональную деятельность в сфере любительского (самодеятельного) хореографического творчества, которое имеет некоторую специфику, отличную от профессионального балета.

В 80-е годы изучаются современные направления в хореографии. Появляются новые учебные предметы: «современный танец» и «джаз-модерн танец», а также была осуществлена первая научная разработка, посвященная вопросам обучения актера «джаз-модерн танцу».

Для периода с конца 80-х годов характерно повышение внимания к проблеме творчества. Осуществляется поиск новых подходов к решению проблем творчества. Стали более целенаправленно использоваться общенаучные методы: управленческий, информационный, системный, комплексный и др.

Под влиянием выхода трудов в области теории хореографии, теории управления, теории социально-культурной деятельности произошли существенные изменения и начался новый поворот в исследовании проблем подготовки педагогов-хореографов, внимание научной общественности привлекли идеи демократизации и гуманизации общества. Однако проблема подготовки педагога-хореографа к управлению творческим коллективом не стала предметом целенаправленного исследования.

Таким образом, второй период исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, актуализацией понятия «управление»; во-вторых, реформированием системы высшего профессионального образования; в-третьих, появлением первых научных изысканий в области подготовки хореографов; в-четвертых, отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

К окончанию второго периода сформировались следующие предпосылки:

1) в стране сложились условия для распада СССР;

2) закладывались теоретические основы для осуществления управления;

3) появились зарубежные и отечественные исследования, посвященные управлению коллективом и подготовке специалистов к управленческой деятельности;

4) в партийных и правительственных документах находили отражение результаты научных исследований, что служило толчком для дальнейшего развития научной мысли.

Третий период - с 1992 года - по настоящее время - это период перестройки, научно-технического прогресса, демократии, модернизации образования. С одной стороны, повышается роль информационных технологий, с другой - усиливаются проявления крайнего индивидуализма, отчуждения от государства, от коллектива, семьи и даже от самого себя. Это приводит современное общество к духовно-нравственному кризису.

В конце 1990-х годов сценические и танцевальные площадки заполнили «металлические» ритмы, агрессивность, отчужденность. В детский репертуар проникает стиль шоу. Но тем не менее танцевальное творчество в своем развитии продвигалось вперед. Особое внимание руководители детских творческих коллективов уделяют художественно-эстетическому воспитанию детей и подростков через включение в активную учебно-творческую деятельность.

Начало XXI века по праву может считаться новым этапом развития проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управленческой деятельности. В этот период встал вопрос о необходимости знаний в сфере управления творческим коллективом, это обусловлено исчезновением школ-искусств, любительских коллективов при Дворцах культуры и популярностью частных школ танцев, танцевальных объединений, развитием танцевальных направлений при фитнес-клубах. В таких условиях педагог-хореограф решает не только вопросы, связанные с репетиционным процессом и графиком работы коллектива, но и осуществляет функции обеспечения материально-технической базы, функции менеджера (планирование, организация, мотивирование), т.е. в целом управление не только учебно-развивающим процессом, но и руководство персоналом и всей организацией.

Теория управления существенно дополняется теорией педагогического менеджмента, которая привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью.

Знаковым событием данного периода явилась интеграция зарубежной и российской систем образования, присоединение России в 2003 году к Болонскому процессу, в ходе которого неизбежно глубинное реформирование национальных образовательных систем, что привело к необходимости изучения проблемы подготовки специалистов к управлению.

Проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований.

В этот период учеными рассматривались проблемы в сфере художественного творчества; подготовки будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач; диалогического взаимодействия в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога; приоритетных задач высшего профессионального образования в современной теории и практике; управления качеством образовательных услуг, формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа.

Однако следует отметить, что в исследованиях отсутствуют сквозные единые проблемы, ведущие идеи, которые бы обеспечивали подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом.

Между тем в 2012 году утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (070000 «Культура и искусство», по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство» (квалификация (степень) «бакалавр»). Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Несомненно, проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом является актуальной.

Итак, третий этап становления исследуемой проблемы характеризуется, во-первых, реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений; во-вторых, наличием социального заказа на подготовку будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом; в-третьих, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства; в-четвертых, значительным увеличением исследований в области подготовки педагогов-хореографов к управленческой деятельности.

К окончанию третьего периода сформировались следующие предпосылки:

  • подписание Россией Болонских соглашений, предполагающих реформирование системы высшего профессионального образования;
  • уточнение понятий «управленческая деятельность», «профессиональная подготовка»;
  • научное обоснование новых подходов к содержанию подготовки специалистов к управленческой деятельности.

Анализируя историю становления проблемы подготовки будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом, выделим три основных периода. Первый период (начало XX века - до начала 60-х годов) характеризуется стабильным функционированием и развитием хореографической сферы деятельности, началом формирования исследовательских изысканий в педагогической практике хореографа, но отсутствием социального заказа и недостаточностью общепедагогического интереса к подготовке будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Второй этап (начало 60-х - до 1992 года) характеризуется актуализацией понятия «компетентность» для профессионального образования, реформированием системы высшего образования и появлением первых научных изысканий в области профессиональных компетенций, но отсутствием исследований в области формирования готовности будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом. Третий период (с 1992 года - по настоящее время) характеризуется реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений, наличием социального заказа, принятием новых ФГОС ВПО в сфере культуры и искусства, а также значительным увеличением исследований о подготовке будущих педагогов-хореографов к профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный научно-исторический анализ показал, что культурно-историческое развитие общества, развитие проблемы подготовки педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом не только обусловили актуальность обозначенной проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения.

Рецензенты:

Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.

Соколова Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.