Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERNATIONAL SOCIETY FOR INFORMATION STUDIES. ANALYSIS OF THE MAIN PROVISIONS

Petrichenko E.A. 1
1 Non-state accredited private educational institution of higher professional education ‘Modern Humanitarian Academy’
The concept of "information" at the present time is of practical importance in many fields of human activity, therefore it is impossible to underestimate the impact of existing forms of this concept in the learning process. This article will look at some interesting examples where scientists closely associated information with the cognitive activity. In the present work explains the basic concepts of information society research in relation to information. Considering information as a phenomenon, we have found out that information only appears to be a form for conscience of a perceiving subject. Every time a human conscience faces this phenomenon, it deals with different forms with heterogonous contents resulted from operating with abstracts and having a rather remote and indirect relation to the objective reality. In view of the foregoing, the article concludes that it is wrong to consider the notion ‘information’ to define and reflect the objective reality.
essence
phenomenon
objective reality
conscience
information
В настоящее время понятие информация используется во множестве самых разнообразных областей жизнедеятельности человека. На наш взгляд, есть все основания полагать, что это понятие также должно иметь целый ряд различных содержаний. Тем не менее мы всё чаще встречаемся с таким положением, когда авторы самых различных исследований в самых различных областях используют понятие «информация», не затрудняя себя раскрытием его содержания и разъяснением его взаимосвязи с той системой терминов и понятий, которая используется в данной области.

Действительно, в нашей повседневной практике мы видим множество примеров, когда содержание понятия «информация» подменяется отрывочными формами данных, например, в форме ярких изображений, в разнообразных формах телевизионных передач, в виде картинок на не поддающихся никакой классификации рекламных щитах и т.п. Во всей этой огромной и разносторонней каждодневной практике можно заметить единство - наше сознание искусственно отсекается от непосредственного общения с объективной реальностью и, кроме того, ему прививается желание постоянного общения с подобными искусственными формами. Очевидно, что, в конечном счете, всё, упомянутое выше, затрудняет или даже полностью исключает процесс познания человеком объективной реальности, если его мышление полностью полагается на то, что ему преподносится под названием «информация».

На наш взгляд, нельзя недооценивать влияния существующих форм понятия «информация» на процесс познания, так как оно в настоящее время имеет важное практическое значение во множестве сфер деятельности человека.

Ниже рассмотрим несколько интересных, на наш взгляд, примеров, когда ученые тесно связывают информацию с познавательной деятельностью.

Рассмотрим некоторые фундаментальные положения президента европейского общества изучения информации (ISIS) Вольфганга Хофкирчнера, который в своей статье «К новой науке информации», опубликованной венским технологическим университетом, информацию соотносит с наукой, а само появление информации считает научной революцией. Ученый полагает следующее: «Наука Информации предполагает приложение определенных усилий по преодолению научных разрывов и границ. На уровне целей она стремится быть наукой для информационного общества, что означает, что она должна быть востребована к пользованию посредством основных исследований. Она нацелена на повышение качества решения проблем общества при столкновении с проблемами, которые угрожают погубить цивилизованную жизнь на планете Земля» [1]. На наш взгляд, в данном высказывании мы видим пример, когда «информация» используется в качестве хорошо известного, а следовательно, и хорошо воспринимаемого термина с целью представления якобы научного обоснования так называемого «информационного общества», которое с помощью той же информации спасет от неминуемой гибели всю «цивилизованную жизнь».

Если отбросить в сторону всю фантастичность такой гипотезы и рассмотреть взгляд Хофкирчнера на информацию с позиции диалектической категории «форма-содержание», то мы увидим, что содержанием информации у Хофкирчнера является: в науке - некая методология, призванная преодолеть научные границы и разрывы; в общественной жизни - идеология, нацеленная на решение проблем общества; и в экономике - некая универсальная формула производственных отношений, поскольку решить проблемы общества без решения экономических проблем невозможно. Здесь мы имеем яркий пример бездоказательного научного утверждения, построенного на искусственной связке совершенно разных областей человеческой жизни и деятельности. Возможно, для публицистики такие высказывания позволительны, но для научных положений, на наш взгляд, совершенно излишни.

Некоторые философы, пытаясь раскрыть сущность информации, прибегают к выдвижению собственных терминов, представляя их в качестве понятий, полагая, что без должной научной и практической проверки их содержания они могут стать общепризнанными..Так,..например,..Кун..Ву,.являющийся..представителем интернационального центра по философии информации, расположенного в Сиане (Китай), член международного общества изучения информации (Австрия), предлагает термин «информосомы»: «Для описания такого положения дел необходимо ввести более широкие термины, так например, любой объект можно назвать саморазвивающейся «информосомой», которая вбирает в себя все виды информации о прошлых, настоящих и будущих структурах и состояниях. Из-за материального характера «информосомы» свойства любого объекта составляют единство непосредственного и опосредованного существования, причем это единство также имеет троичные свойства: одновременно источник информации, носитель информации и сама информация как таковая» [3]. Нетрудно заметить, что никакой ясности в отношении информации данный термин не вносит.

Интересный пример представления информации в виде материальной субстанции дает нам Вальтер Кофлер - президент Международной академии наук (Здоровье и Экология), профессор Медицинского университета Инсбрука (Австрия), член международного общества изучения информации (Австрия), доктор медицинских наук, профессор. Его «механистическое сознание» с медицинским уклоном заполняет понятие «информация» абстракциями, которые сложились в сознании на протяжении его профессиональной жизни и на основании этого опыта ученый предлагает соответствующее определение информации: «Информация является необходимым условием для современного понимания процессов в клетках, тканях, органах, организмах, но также и между отдельными лицами и социальными структурами» [2].

Очевидно г-н Кофлер придерживается схожей позиции с Хофкирчнером в отношении связи информации с различными областями наук и видит в информации связующее звено и ответ на многие до сих пор не раскрытые вопросы: «Кажется возможным построить мостик между слоями в пределах биологического, эмоционального, когнитивного и интеллектуального уровней иерархии не только в рамках одного человека, но также и между людьми и машинами».

Аналогичную позицию занимает Сорен Бриер, вице-президент по исследованиям международного общества изучения информации, член американского общества кибернетики. В своем труде «Основы информационной науки. На пути к созданию новой информационной, когнитивной и коммуникационной науки» ученый формулирует научные задачи, связывая их непосредственно с появлением «новой формы человеческой природы»: «Практическая цель формулирования основ общей теории информации, когнитивных и коммуникативных процессов в природе и обществе - это то, что, как мы надеемся, будет способно вносить свой вклад в образование осмысленного эволюционного процесса, который объединяет технологический и человеческий аспекты в процессе, ведущем к появлению новой формы человеческой природы» [5].

Таким образом, Сорен утверждает, что информация является наукой, но вместо обозначения объекта исследования и раскрытия методологии и форм исследования он заранее полагает, что объединение выше приведенных «наук» должно привести к новой форме человеческой природы (общества - прим. Авт.). Далее, полагая, что создание «новой формы человеческой природы» вполне по силам наукам, ученый конкретизирует первые свои «достижения» в этом направлении: «Мы сделали модель основных онтологических предварительных условий, которые необходимы как минимум для создания междисциплинарной основы для сотрудничества между естественными и социальными науками, а также в гуманитарных и технологических науках, таких как компьютерные науки и информатика». Далее, понимая всю обширность и многогранность обозначенной им проблемы, ученый вынужден добавить: «Наше праксиологическое понимание действительности сочетается с подходами таких ученых, как Луман, Витгенштейн, американский прагматизм (Пирс), Маркс, Мид. Эти ученые сосредотачиваются на практике с различных точек зрения».

В данном случае, не останавливая внимание на множество неточностей и явных нарушений в аспекте философских категорий «форма-содержание», посмотрим, где, на наш взгляд, г-н Сорен совершает главную ошибку. Общеизвестно, и ранее не раз это ярко проявлялось в разных областях наук, в реальности каждый ученый и каждый философ неизбежно обладают различными взглядами, как на практику, так и на другие аспекты реальности. В XX веке этой проблеме уделялось довольно серьезное внимание и были намечены некоторые направления её решения. Мы не будем подробно на этом останавливаться, но имеем все основания полагать, что «новая наука», под которую г-н Сорен предлагает ещё только подвести научную базу, с большой долей вероятности может оказаться весьма эклектичной и далеко оторванной от действительности.

Рассмотрим ещё один научный взгляд на информацию. Представители международного общества изучения информации Диаз Нафрия и Райнер Циммерманн в своей работе «Появление и развитие Значения» приходят к следующему заключению: «Выдающееся развитие фундаментальной физики за последние несколько десятилетий сейчас активно способствует развитию нового взгляда на понимание информации. Это, в частности, способствует разрешению одной из самых сложных задач для объединения наук (а именно «примирение» теорий относительности и теории квантов). Хотя такие взгляды на информацию должным образом не были признаны в сфере информационных исследований, тем не менее интеграция таких исследований в структуры развития общего понимания информации может обеспечить надежную базу для формулирования Единой Теории Информации».

Здесь мы видим ясно выраженное стремление ученых (Нафрия и Циммерманн) видеть в информации возможность «примирения» теории относительности и квантов и на этом создать общую Теорию Информации. Естественно, мы не можем судить о правомерности такого стремления, но сам взгляд на информацию в данной области наук, занимающихся глубинными исследованиями связи материи и энергии, безусловно, представляет определенный интерес.

Сущность информации эти ученые сопоставляют с энергией, о чем заявляют, например, в следующей цитате: «Общее понимание информации и значения дает возможность взглянуть на информацию в одном контексте с энергией, относящейся к потенциальной возможности выбора или изменений соответственно, и, в соответствии с этим, обладающей схожей материальной структурой» [4].

Безусловно, сегодня мы не можем полностью отказаться от употребления рассматриваемого нами иностранного понятия, однако, на наш взгляд, этот аспект ещё более подчеркивает необходимость скорейшего разрешения вопросов сущности информации как явления и содержания информации как понятия.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что «информация» является всего лишь формой, содержание которой является чисто субъективным и поэтому не конкретным. Понятия «информация» зависит от многих факторов - это и мировоззрение субъекта, включая влияние его профессиональной деятельности, и отношение к информации общества и даже влияние особенностей перевода этого понятия с английского языка.

Безусловно, человеческое мышление способно создать в конкретном сознании некий образ, оперируя имеющимися в памяти абстракциями, и дать ему имя - информация. На основании проведенного исследования вполне можно заключить, что большинство рассуждений, объектом которых является нечто, обозначаемое понятием «информация», базируется именно на таком представлении, которое имеет право называться только гипотетически, но ни в коей мере отражением объективной реальности. В некоторых высказываниях можно разглядеть явное или достаточно расплывчатое представление, которое можно сформулировать так: «информация одновременно - это все и - ничто». Для одних ученых - это свойство жизни, генетический код, основа зарождения жизни, научная методология, для других - связующее звено между различными науками, некая всеобъемлющая «информосома» и т.д. и т.п.

Такое отношение к содержанию понятия информация, некорректное и неприемлемое с философских и научных позиций, позволяет с уверенностью полагать, что понятие «информация» во всех рассмотренных нами примерах не соотносится непосредственно ни с одним явлением реальности, т.е. во всех случаях это понятие не есть отражение объективной реальности. Т.е., мы сегодня не можем сформулировать: «Информация - это понятие для обозначения...???».

На самом деле связь информации (как явления) с реальностью в каждом конкретном случае для воспринимающего субъекта формируется в его сознании. Однако на практике это не может происходить без участия внешних факторов, воздействующих непосредственно на сознание воспринимающего субъекта и не без влияния конкретных объектов - создателей, носителей и передатчиков тех данных и сведений, которые преподносятся под именем информация.

Рецензенты:

Семенова В.Г., д.филос.н., доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова», г. Таганрог;

Щеглов Б.С., д.филос.н., профессор кафедры философии, ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова», г. Таганрог.