Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CULTURAL AND EDUCATIONAL INNOVATION IN RUSSIAN PROVINCE LATE XIX – EARLY XX CENTURY: MANAGEMENT EXPERIENCE NATIONAL THEATRE IN S. PETINA VORONEZH PROVINCE

Dvoretskiy E.V. 1, 1 Shevchenko O.V. 1
1 Belgorod State National Research University
The article investigates the experience of incorporation of elements of urban culture (innovation) in the public life of the countryside (traditions) of the Russian province late XIX - early XX century. Based on the analysis of popular theater with. Petino Voronezh province, arranged at a primary school NF Bunakova, in particular - the consideration of the circumstances of the creation of the theater troupe, the public, the repertoire, as well as the impact on the population - the authors conclude that the activities petinskogo folk theater in relation to the studied period was innovative. In fact, it was an attempt of introduction of elements of urban culture in the everyday life of the peasants, has a traditional way of life. Moreover, petinsky folk theater acted as a kind of translator innovative cultural and social practices, as contributed to some erosion of traditional patriarchal values (blurring of gender and age and gender differences, the development of self-esteem, etc.)
Russian province
Voronezh Province
cultural and educational initiatives
modernization
cultural innovation
tradition
folk theater
В конце XIX - начале XX века в России на фоне дальнейшего развития и углубления процесса модернизации острой потребностью общества было распространение всеобщей грамотности и специальных знаний, а также повышение культурного уровня населения. На этот «вызов времени» откликнулись не только государственные структуры, но и общественность: начало XX столетия связано с настоящим «бумом» в развитии культурных и просветительских учреждений. Особенно интенсивно этот процесс протекал в городах. По наблюдениям отечественных исследователей в конце XIX - начале XX века в культурной среде российского города сосуществовали и активно взаимодействовали «культурные новации и традиции» [3, с.11, 5]. В этом смысле представляет интерес попытка исследования примеров такого сосуществования и взаимодействия в культурной среде сельской округи. В настоящей статье будет рассмотрен опыт организации  народного театра известным педагогом Николаем Федоровичем Бунаковым (1837-1904). Человек либеральных взглядов, убежденный сторонник введения всеобщего образования, гражданских прав и свобод Н.Ф. Бунаков большую часть своей жизни посвятил именно культурно-просветительской деятельности. Так, он основал и около семнадцати лет руководил частной элементарной школой в Воронеже, а после переезда в 1894 г. в село Петино Воронежской губернии, построил там и более девятнадцати лет содержал бесплатную школу для крестьянских детей [1, 4, 6]. Помимо уроков в петинской школе устраивались народные чтения, концерты, праздники, вечера с «волшебным фонарем» для всех жителей села [1]. Иными словами, Н.Ф. Бунаков всеми силами старался приобщить крестьян к высококультурным формам организации досуга. Отдельного внимания заслуживает его деятельность по устройству в с.Петино народного театра.

Идея организации театра возникла случайно: во время чтения произведения А.Н. Островского «Козьма Захарьевич Минин, Сухорук» ученики старших классов предложили разыграть сцены из этого произведения в лицах [2, с.109-110].  Эту мысль воплотили в жизнь на рождественской елке, где ученики петинской школы изобразили басню Крылова «Два мужика». Представление имело большой успех и вызвало споры (как среди крестьян, так и в «кружке интеллигентных лиц») о целесообразности устройства народных спектаклей. В результате было решено предпринять попытку по организации в Петино народных спектаклей с участием актеров из бывших учеников и учениц и крестьянской публикой. Главной целью создания народного театра было стремление Н.Ф. Бунакова дать крестьянину после «тяжелого мускульного труда» разумное развлечение, «какое-нибудь захватывающее удовольствие», отвлечь его от кабака [2, с.113]. Первый спектакль состоялся 23 февраля 1888 г. Достаточно сложную задачу представлял собой выбор репертуара. По мнению Н.Ф. Бунакова, пьеса должна была быть не очень сложна, близка и понятна народному быту, не очень серьезна и поучительна, но, вместе с тем, иметь художественные достоинства, быть безукоризненной в «нравственном отношении». Для первого спектакля выбрали сцену из народного быта «Сиротка» (автор С.А. Васильев). Актерами выступили ученики школы, в т.ч. бывшие, спектакль был устроен в классной комнате, его посмотрели около шестидесяти человек, но так как зал не вместил всех желающих, его повторяли еще несколько раз (при «переполненном» зале). Таким образом, первый опыт устройства народного спектакля, по мнению Н.Ф. Бунакова, «можно было считать удавшимся» [2, с.115-118]. Через год, когда возникла мысль о продолжении постановок в новом сезоне, было решено брать плату за посещение спектаклей: 20-30 копеек с «исключительной» публики (сельская интеллигенция, приезжие и т.п.) и от 1 до 5 копеек с крестьян. Одним из мотивов в данном случае стало желание Н.Ф. Бунакова проверить, готовы ли крестьяне «чем-то пожертвовать» ради присутствия в театре и таким образом определить, может ли театр выступить, как и планировалось, в качестве средства отвлечения крестьян от кабака. Оказалось, что крестьяне охотно жертвовали небольшие суммы за посещение спектаклей [2, с. 119].

Народный театр в с. Петино действовал более пятнадцати лет (до закрытия в 1903 г. школы Н.Ф. Бунакова). В качестве помещения первоначально использовалась большая классная комната школы, впоследствии для спектаклей был отведен верхний этаж дома  Николая Федоровича. Спектакли устраивались ежегодно на протяжении зимнего сезона после Рождества по праздникам и выходным. Роли режиссера, декоратора, переписчика ролей, суфлера и т.п. выполняли Н.Ф. Бунаков и учителя школы [1, с. 168].

Актерами народного театра были крестьяне, преимущественно настоящие и бывшие ученики петинской школы. По признанию Николая Федоровича, несмотря на то, что многие из актеров-крестьян смотрели на свое участие в спектаклях как на заработок (вся плата за билеты делилась между актерами, за сезон они получали от 1 до 10 рублей) среди них было немало тех, кто играл «с увлечением, с огоньком», но в основном это были мальчики. Девушки за редким исключением были «вялы и автоматичны». Кроме того, девушки «сходили со сцены», как только становились невестами, а замужние никогда не играли в спектаклях «и по обычаю, и по недосугу», тогда как женатые парни продолжали в них участвовать [1, с. 183-184]. Со временем такое предубеждение было преодолено и некоторые замужние девушки также стали играть в театре. К примеру, Н.Ф. Бунаков, отмечая, что в петинском театре есть четыре замужние актрисы, характеризовал данное обстоятельство не иначе как «победу» [1, с. 324]. В 1898 г. Н.Ф. Бунаков устроил для труппы петинского театра поездку в Воронеж, где они имели возможность посетить спектакль местного театра, а также познакомиться с профессиональными актерами. Здесь петинские актеры получили очень «теплый» прием, по мнению Н.Ф. Бунакова, это обстоятельство подтолкнуло его подопечных к пониманию того, что «дело и звание актрисы или актера - почетное, заслуживающее уважения», что, в свою очередь, поднимало их человеческое достоинство и самоуважение [1, с. 278]. Постепенно среди актеров народного театра с. Петино выделились свои таланты. С одним из них, молодым человеком И. Протопоповым в 1902 г. произошла трагедия - он добровольно покончил с собой. После этого нечастного случая Н.Ф. Бунаков задавался вопросом, не повинен ли он в этой смерти, тем, что своими попытками внести луч света в «горькую, безрадостную, темную жизнь крестьянства» приближает их к осознанию всей тяжести и безысходности положения. Итогом этих размышлений все-таки стал вывод о крайней необходимости постепенного просвещения крестьянства, которое «будет сопровождаться неизбежными жертвами» [1, с. 346-347].

Содержание репертуара театра определялось несколькими обстоятельствами: во-первых, особенностями состава его труппы и зрителей, которые не знали «никакой жизни», кроме крестьянской: во-вторых - убежденностью Н.Ф. Бунакова, что пьесы не должны нагонят скуку и недоверие и вместе с тем должны прививать крестьянам отвращение к «грубым» явлениям жизни и симпатию к светлым. Первые спектакли в основном ставились по т.н. «сценам из народного быта», а также произведениям, близким к народному быту («Майская ночь» Н.В. Гоголя, «Степка Отпетый» Ф. Грекова и др.).  С развитием вкусов публики, а также возможностей актеров в репертуар петинского театра вошли такие произведения как «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Лекарь поневоле» Мольера и др., а актеры стали играть более осознанно и «художественно» [1, с.279, 346; 2, с.122, 124]. В целом, по наблюдениям Николая Федоровича, крестьянскую публику более всего привлекали  «не поучительная сторона, а занимательность событий»: комические эпизоды, исполнение песен, зрелищные сцены, выходившие за рамки обыденной жизни. Пьесы, написанные специально для народного характера («Омут», «Что такое жена»), оказались для крестьянской публики «скучноватыми» из-за длинных поучительных монологов [2, с.120-124].

Помимо спектаклей в петинском театре устраивались юбилеи и памятные вечера. Так, весной 1899 г. в помещении театра состоялось празднование юбилея А.С. Пушкина. Программа праздника включала утреннюю литургию в церкви, хоровое пение, чтение стихов, выступление А.Н. Бунакова, посвященное поэту; в завершении - угощение и беседы, на праздник приехало около шестидесяти гостей, в основном учителей и учительниц. В октябре 1901 г. в театре был устроен вечер памяти воронежского поэта И.С. Никитина, включавший хоровое пение, чтение стихов, в т.ч. бывшими учениками школы, речь Н.Ф. Бунакова, прослушивание граммофона и др.  [1, с. 298-302, 333].

Основу публики петинского народного театра составляли крестьяне, но постепенно «театр стал привлекать массу приезжих их города и соседних селений», по мнению Н.Ф. Бунакова не столько художественными достоинствами, сколько оригинальностью: «актеры их крестьянских ребят, да и публика, - мужики и бабы, - интересно!» [1, с. 68]. Как уже отмечалось, за посещение спектаклей взималась плата. Самый дорогой билет стоил 20 копеек, самый дешевый - 1-2 копейки. Дорогие места предназначались для городских зрителей, волостных властей, сельской аристократии. Крестьяне никогда не покупали билета дороже 5 копеек, но зал «всегда был переполнен». Интересно, что приезжавшие на спектакли петинского театра горожане и жители окрестных сел, привнесли в местные театральные нравы «открытое выражение своего удовольствия в виде аплодисментов и вызовов».  [2, с. 122]

Что касается влияния народного театра на население, то уже через два года после его открытия Н.Ф. Бунаков отметил, что спектакли оказывают благотворное влияние на крестьян: «театр... нравится, входит в нравы, отвлекает от кабака» [1, с. 190]. В 1895 г. Николай Федорович представил результаты своей работы на всероссийской сельскохозяйственной выставке, после чего народный театр с. Петино приобрел широкую известность. Н.Ф. Бунакову стали приходить письма их разных городов Российской империи (Киева, Риги, Старого Оскола, Курска и др.) с просьбами поделиться опытом [1, с. 222, 236]. Он старался обстоятельно отвечать всем, поскольку считал, что театр, внося в жизнь крестьян удовольствие «высшего качества», смягчает нравы. Важно отметить, что Николай Федорович как человек либеральных убеждений рассматривал театр в качестве «хорошего» средства для «поднятия» личности крестьянина, влияния и на грамотных и на неграмотных. Именно в  этой возможности культурно воздействовать на неграмотное население Николай Федорович видел преимущество театра перед библиотекой и книгой. В целом, Н.Ф. Бунаков отводил театру важную роль в деле «нравственного» и «умственного» развития крестьян, хотя признавал что без «толковой грамотности» это невозможно [1, с. 278; 2, с. 126-127]. Иными словами, в культурно-просветительской концепции Н.Ф. Бунакова театру отводилась роль вспомогательного, но, вместе с тем, важного фактора духовного и интеллектуального развития крестьян.

В целом, можно констатировать, что организация и деятельность петинского народного театра в условиях российской глубинки конца XIX - начала XX столетия представляла собой своеобразную попытку внедрения в традиционный сельский уклад инновационных элементов городской культуры. О степени успешности этой попытки свидетельствует та популярность, которую народный театр завоевал  среди крестьян: напомним, что театр действовал в Петино более пятнадцати лет, спектакли всегда проходили при полных залах, несмотря на то, что вход был платным. Важно отметить, что театр стал частью повседневной жизни петинских крестьян, т.е. не был чуждым, наносным элементом, напротив - прекращение его деятельности было связано не с исчерпанием внутренних возможностей, а с внешними обстоятельствами (закрытием школы Н.Ф. Бунакова). Кроме того, репертуар театра тщательно подбирался под вкусы крестьянской публики и возможности актеров-крестьян, в канву спектаклей часто включались народные песни, танцы и др. т.е. петинский театр был близок к народной жизни и вместе с тем являлся своеобразным транслятором инноваций в широком смысле. Так, просмотры и участие крестьян в спектаклях способствовали стиранию гендерных различий (со временем на спектаклях появились старики, а в труппе театра стали играть не только женатые парни, но и замужние девушки, ранее бросавшие это занятие сразу после замужества); развитию либеральных гражданских ценностей, в частности - самоуважения личности (после поездки в Воронеж актеры театра стали с большим уважением относиться к себе и к своему увлечению); а сам факт появления народного театра с крестьянской труппой и публикой, свидетельствует о демократизации культуры. Таким образом, опыт организации петинского театра наглядно демонстрирует, что в указанный период процесс сосуществования и взаимодействия культурных новаций и традиций имел место не только в городской среде, но и в сельской округе, что позволяет судить о глубине процесса модернизации российского общества начала XX столетия.  

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации НИУ "БелГУ", код проекта 327, тема проекта "Культурно-просветительская деятельность как феномен культурной жизни российского города в конце XIX - начале ХХ в."

Рецензенты:

Мошкин А.Н., д.и.н., профессор кафедры российской истории историко-филологического факультета ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный университет», г. Белгород;

Шаповалов В.А., д.и.н., профессор кафедры российской истории историко-филологического факультета ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный университет», г. Белгород.