Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF PUBLIC FINANCES TAKING INTO ACCOUNT COMPETITIVE FEATURES OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF MARI EL

Kazakovtseva M.V. 1 Gumarova F.Z. 1
1 Mari State University
At the present stage the Russian economy faced need of formation of a new agrarian policy which has to provide break in production efficiency increase. The question of influence of the public financial policy on competitiveness of an agrarian and industrial complex is considered. The special attention is paid to a choice of the state tactics in the conditions of membership in the World Trade Organization and introduction of restrictive sanctions for import of foodstuff. Need of the state support of development of rural economy is defined and new financial mechanisms of the state support are offered. For increase of competitiveness of agrarian production in the Republic of Mari El the complex of additional measures of the state financial support is defined. The objectives of ensuring competitiveness of agrarian sector of economy cannot be achieved without improvement of the financial development mechanism of innovative processes in agrarian and industrial complex. The package of measures on improvement of system of financial and economic incentives of innovative processes in agricultural production is offered. Realization of the above-stated measures will promote capacity-building of agricultural enterprises for production of competitive production.
financial support
agrarian and industrial complex
competitiveness
innovations
В августе 2014 г. Россия отметила второй год членства в ВТО, однако последнее время оно сопровождается постоянными экономическими санкциями со стороны Запада и вынужденными защитными мерами с нашей стороны. Российская экономика столкнулась с необходимостью формирования новой промышленной и аграрной политики, которая должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства. Ограничения импорта продовольствия в Россию, вызванные западными санкциями, вновь разожгли дискуссии в обществе и среди специалистов о положении и будущем сельского хозяйства России. Пока главной темой этих дискуссий является выбор государственной тактики в сфере АПК [7]. Хотя и признаётся, что нужны изменения на уровне стратегии развития национального агропромышленного комплекса, однако они пока не удостоились ни детального анализа специалистов, ни указаний со стороны руководства России. В целом новая ситуация создает отечественным производителям дополнительные возможности для развития. Ограничения на импорт продовольствия должны позитивно сказаться на дальнейшем развитии экономики субъектов РФ и раскрыть огромный потенциал сельскохозяйственной отрасли страны [1].

Цель исследования

В России назрело массированное и широкомасштабное государственное регулирование экономики агропромышленного сектора. Полагаю, что основной целью должно стать то, чтобы деятельность в сфере сельского хозяйства стала экономически эффективной на основе тесной её связи с остальными секторами экономики. Очевидно, что пришло время приступить к разработке новой экономической модели России, составным и важнейшим элементом которой, наряду с промышленностью, наукой и демографией, будет являться сфера АПК.

Материал исследования

Для выполнения этой задачи на правительственном уровне необходимо оперативно разработать программу восстановления и развития сельского хозяйства [7]. Уже сейчас можно предложить некоторые разделы этой программы, например, необходимость сформулировать агропромышленную политику России с учётом сегодняшних тенденций в мировой геополитике и экономике; определить эффективную долю импортозамещения продовольствия; предусмотреть уровень поддержки со стороны государства и конкретные мероприятия для этого; пересмотреть систему и механизмы управления АПК; запланировать обновление промышленно-производственной базы и оборудования АПК; пути снижения рисков от членства в ВТО и максимально эффективное использование преимуществ от ВТО; сформулировать социальную политику в сфере АПК и т. д. [2].

Без сомнения, АПК России отчаянно нуждается в господдержке, включая гарантированный госзаказ на закупки продукции урожаев будущих лет. Необходимо рассмотреть такие новые механизмы государственной поддержки: доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4 процента годовых, широко используя для этих целей институты развития; реализация проектов в формате проектного финансирования с долей участия инициатора проекта не более 15 процентов от стоимости самого проекта, и сам проект при этом должен стать предметом залога; компенсация третьей части инвестиционных затрат после выхода проекта на запланированную мощность, а также реализация комплекса мер по увеличению доли отечественных товаров в структуре товарных ресурсов в торговле.

Никакие планы не будут успешно реализованы в сфере АПК до тех пор, пока в нём не будут в значительной степени внедрены и затем защищены демократические экономические отношения. Необходимо убрать все бюрократические запреты и диктат посредников и позволить в итоге непосредственно производителям сельхозпродукции выходить самостоятельно на рынки страны. Необходимо способствовать тому, чтобы предприятия АПК в итоге стали активными и полноправными участниками финансовых рынков и рынков денежного заимствования. Постепенное включение ценных бумаг предприятий АПК в листинг российских бирж даст возможность привлечь инвесторов к участию в деятельности АПК России и добиться контроля со стороны рынка соблюдения рыночных отношений в сфере АПК.

Поэтому успешное развитие АПК неотделимо от развития социальной среды и социальных отношений в сельских регионах и невозможно без этого. Однако это - застарелая проблема, с которой не смогла справиться советская власть, разрушившая российскую деревню, плюс негативные последствия урбанизации, которые на современном этапе цивилизации нейтрализовать пока не удаётся. Необходимо стимулировать миграционные процессы из уже переполненных городов в современные и комфортные центры АПК, расположенные в сельской местности.

Вступление России в ВТО определяет новые направления в развитии сельского хозяйства Республики Марий Эл. Процесс интеграции отрасли связан с некоторыми опасениями, связанными с устойчивостью и готовностью АПК конкурировать с зарубежными производителями не только на внешних, но и на внутренних рынках [3].

Для Марий Эл разработка и проведение мероприятий по нивелированию негативных последствий и дальнейшее стимулирование преимуществ особенно важны в свете того, что агропромышленный комплекс является одной из основных отраслей экономики республики.

Разработка мер адаптации к условиям членства России в ВТО и участия в Таможенном союзе, механизмы защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей и внутреннего рынка, меры по обеспечению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции являются ключевыми задачами для Правительства Республики Марий Эл в рамках развития агропромышленного комплекса.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств России в рамках ВТО необходимо создать условия для перевода отрасли на новую технологическую основу [5]. Это возможно только при обеспечении полноценной государственной поддержке сельского хозяйства, создания системы регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, как в течение переходного периода, так и после его окончания. В условиях новой экономической реальности необходимо в целях поддержки сельскохозяйственных предприятий и организаций реализовать ряд дополнительных мероприятий, направленных на минимизацию возможных отрицательных последствий для предприятий республики в данных экономических условиях.

Комплекс мер по поддержке агропромышленного комплекса Республики Марий Эл должен быть основан на разработке и реализации республиканской долгосрочной программы «Развития АПК и инфраструктуры продовольственного рынка на 2015-2020 годы» в объемах разрешенного уровня прямой государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с условиями присоединения России к ВТО».

К основным мерам можно отнести [4]:

  • Поддержку доходов сельскохозяйственных производителей, не связанную с производством; поддержку страхования рисков сельскохозяйственной деятельности; помощь субсидированием, предоставляемую при структурных проблемах у производителей; поддержку экологических мероприятий, осуществляемых сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
  • Преобразование существующей программы субсидирования процентной ставки на целевые кредиты, привлекаемые личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в программу инвестиционной помощи личным подсобным хозяйствам и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Эти хозяйства часто имеют структурные проблемы, что проявляется в низкой товарности их выпуска, в низких доходах занятых в них граждан, что существенно ограничивает возможности получения ими кредитов без поддержки государства. Фактически для многих хозяйств подобного рода производство является средством получения не основного, а дополнительного дохода, компенсирующего разницу от прожиточного минимума.
  • Участие правительства республики в развитии сельскохозяйственного сектора путем частно-государственного партнерства, выделением и предоставлением земельных участков, проведением инфраструктурных сетей при создании аграрных производств.
  • Увеличить удельный вес субсидирования на приобретение сельскохозяйственными производителями элитных семян, комбикормов, техники и др.
  • Использовать и распространять существующий опыт применения защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер отдельными ассоциациями производителей и шире применять его в практике.
  • Организовать регулярное обучение и повышение квалификации руководящих работников АПК по вопросам правил и требований ВТО, применения инструментов, разрешенных условиями членства в ВТО.
  • Организация работы научно-технического Совета при министерстве сельского хозяйства и продовольствия РМЭ, с целью проведения анализа проблем и перспектив развития АПК республики в условиях членства в ВТО.
  • Финансовая поддержка формирования развитой сельскохозяйственной инфраструктуры (модернизация дорожной сети, лесозащитных полос, мелиорация земель и др.).
  • Развитие региональной сети центров микрофинансирования (потребительских кредитных кооперативов) в целях адаптации средних, малых предприятий, фермерских хозяйств, индивидуальных производителей к требованиям ВТО.
  • Провести финансовое оздоровление и реструктуризацию ссудной задолженности по кредитам, выданным на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих и птицеводческих комплексов, на приобретение для них племенной продукции (материала), техники и оборудования.
  • Информационно-консультационное обеспечение региональных сельскохозяйственных предприятий.
  • Осуществлять последовательную работу по внедрению систем сертификации менеджмента и качества на предприятиях АПК.
  • Обеспечить переход от использования механизма субсидирования процентных ставок к более эффективным мерам поддержки (прямые адресные дотации, поддержка инструмента финансовой аренды (лизинга)).

Необходимость ускорения инновационных процессов диктуется комплексом стоящих перед отраслью социально-экономических задач, важнейшими из которых являются технико-технологическое перевооружение сельскохозяйственного производства, увеличение объемов продукции и обеспечения продовольственной безопасности страны [1]. Успешному решению этих задач будет способствовать формирование современного организационного механизма функционирования научного обеспечения отрасли и создание соответствующей инфраструктуры инноваций. Под организационно-экономическим механизмом активизации инновационной деятельности понимается система инструментов, приемов и методов воздействия на инновационные процессы, ориентированные на повышение конкурентоспособности производства на основе применения новейших достижений науки и техники. В качестве основной задачи организационно-экономического механизма выступает обеспечение инновационной активности во всех сферах агропромышленного производства. Организационно-экономический механизм характеризуется комплексной структурой и состоит из двух блоков - организационного и экономического. Организационный механизм стимулирования инновационной деятельности должен состоять из следующих элементов: формирование нормативно-правовой основы инноваций, кадрового обеспечения, создание научно-производственных объединений по приоритетным отраслям, формирование малых инновационных предприятий, создание системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Преодоление технологического отставания сельского хозяйства возможно только на основе активизации инновационных процессов в отрасли, что предопределяет необходимость совершенствования организационного механизма обеспечения. Важным элементом организационного механизма развития инновационных процессов являются научно-производственные объединения по приоритетным отраслям сельскохозяйственного производства в республике. Главная их задача - повышение конкурентоспособности отдельных отраслей сельского хозяйства на основе объединения науки и производства. Научно-производственные объединения первыми будут пробовать научные разработки в массовом производстве. На первоначальных этапах государство должно финансировать затраты на создание объединения и иметь блокирующий пакет акций.

Осуществление мер государственного стимулирования и поддержки развития сельскохозяйственных предприятий региона по инновационному сценарию вызывает необходимость дальнейшего развития форм поддержки [8]. Наряду с существующими механизмами господдержки в прогнозном периоде необходимо отработать новые финансовые инструменты обеспечения инновационного развития АПК в соответствии с требованиями ВТО по внутренней поддержке отрасли. Комплексный характер мер государственного экономического стимулирования заключается в том, что необходимо применять формы поддержки, захватывающие все этапы инновационного процесса. Конечно, для принятия новых мер государственной поддержки необходимо обратить внимание на бюджетную эффективность

Комплекс мер по совершенствованию системы экономического стимулирования инновационных процессов в сельскохозяйственном производстве  должен включать следующие мероприятия [9]:

  • прямое финансирование научных исследований по приоритетным направлениям инновационного развития сельского хозяйства в регионе на основе государственного заказа;
  • применение налоговых льгот на этапе НИОКР для малых инновационных фирм и опытно-конструкторских организаций, таких как: предоставление льгот по региональной части налога на прибыль, освобождение от налога на имущество при приобретении, строительстве инновационного оборудования и зданий, сооружений производственного характера, расширение системы амортизационных льгот;
  • совершенствование деятельности информационно-консультационных служб;
  • применение различных схем государственного стимулирования инновационных процессов в сельском хозяйстве для стимулирования массового внедрения инноваций. Оптимальным вариантом является возмещение 20 % инвестиционных затрат и субсидирование процентной ставки по кредиту на уровне ставки рефинансирования. При этом варианте государственной поддержки наблюдаются наилучшие показатели экономической эффективности проекта. Кроме того, обеспечивается достаточно высокая бюджетная эффективность.

Выводы

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. Реализация вышеприведенных финансовых механизмов позволит усилить позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынков качественной отечественной сельскохозяйственной продукцией.

Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ №14-12-12001.

Рецензенты:

Царегородцев Е.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Смирнов А.А., д.э.н., профессор кафедры управления малым и средним бизнесом, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.