Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INVESTMENT STRATEGY IN ACTIVATION OF RESTRUCTURING THE NATIONAL ECONOMY IN ТAJIKISTAN

Rizokulov T.R. 1 Vakhobov A.A. 1
1 Tajik State University of Law, Business and Policy
This paper examines the investment strategy in the context of its role in the activation of the restructuring of the national economy of Tajikistan transition. Opredlyayutsya main directions and priorities of structural transformation of the national economy in the short term. Undoubted interest analysis of both endogenous and exogenous factors that affect the development of these processes. Noteworthy summarizing part of the study, which takes into account the conceptual task of attracting foreign investment in the economy, and most importantly, ensuring the effectiveness of the impact of those investments in the process of restructuring the national economy. Implementation institutsionnno-structural policies and the adoption of a long-term investment program eventually could allow for a new quality of economic growth, and in the first place, the industry.
the national economy
structural reforms
industry
economic growth
investment
structural policy
Опыт стран мира в последнее десятилетие показывает, что устойчивые темпы экономического роста во многом зависят от природы, направленности и уровня структурных преобразований, отвечающих требованиям рыночных отношений. Говоря иначе, позитивные структурные сдвиги, направленные на модернизацию всех отраслей народного хозяйства и основанные  на применении  инновационно-инвестиционных направлений развития, определяют успех экономических реформ в каждом национальном хозяйстве.

На текущем этапе развития Таджикистана в аспекте обеспечения устойчивых темпов экономического роста имеют место некоторые проблемы. Главными среди них, на наш взгляд, являются:

  • неконкуретоспособность отечественных товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке;
  • ограниченность финансовых возможностей хозяйствующих субъектов;
  • нехватка инвестиционных ресурсов;
  • низкая производительность труда в масштабе всей страны и др.

Всё это в совокупности усиливает негативные аспекты структурных сдвигов в Таджикистане, которые проявляются в деиндустриализации экономики, росте сырьевой направленности и импортозависимости страны. С этой позиции, с точки зрения теории и практики, является необходимым исследование всех инструментов структурной политики, с тем чтобы обеспечить положительные изменения в структуре национального хозяйства страны.

Структурная политика Республики Таджикистан на ближайшую перспективу направлена на решение следующих важнейших задач:

  • ускоренную индустриализацию экономики и усиление ее социальной направленности;
  • диверсификацию экспортного потенциала;
  • повышение темпов и качества экономического роста;
  • достижение экологической безопасности экономики;
  • обеспечение национальной занятости и оптимальное размещение трудовых ресурсов в соответствии с историческими традициями и навыками народов Таджикистан,  практически готовых к работе по новым технологиям.

Для решения стратегических задач структурных преобразований в соответствии с законом Республики Таджикистан «Об инвестициях», принятый  12 мая 2007 года за № 260, была разработана инвестиционная программа на период до 2015 г., включающая перечень и технико-экономические характеристики наиболее значимых инвестиционных проектов, обеспечивающих в частности, расширение экспортных возможностей страны.

При её разработке ставится ряд положительных целей:

  • стабилизировать потребительский рынок и не допустить снижения жизненного уровня населения, обеспечить социальную поддержку его наиболее уязвимых слоев, а также укрепить экономическую независимость Таджикистана;
  • приостановить спад производства в структурообразующих отраслях народного хозяйства и отраслях жизнеобеспечения, определяющих ускоренное развитие потребительского сектора, уровень занятости, социальную стабильность, расширение экспортного потенциала и приступить к практическому осуществлению структурной перестройки АПК, промышленности и других отраслей народного хозяйства;
  • придать новый качественный импульс интеграционным процессам и вхождению национальной экономики в мировое сообщество и тем самым развивать рыночные отношения.

Гарантом выполнения целей и задач инвестиционной программы должно выступать государство, которое определяет приоритеты в проведении инвестиционной политики,  осуществляет экспертизу крупных инвестиционных проектов, одновременно оказывая помощь и поддержку в реализации наиболее значимых проектов, тем самым концентрируя усилия на формировании н привлечении внешнебюджетных фондов и внешних инвестиций, включая иностранный капитал. Механизм реализации инвестиционной программы основывается и на широком привлечении возможностей негосударственного сектора экономики, получившего в последнее время значительное развитие.

Для быстрой мобилизации вышеуказанных задач, по нашему мнению, необходимо предусмотреть и установить льготные тарифы и пошлины на ввоз прогрессивного оборудования и комплектующих для становления отраслей и производств, обеспечивающих реализацию намеченных структурных преобразований и способствующих активизации инвестиционной деятельности в республике.

Таким образом, осуществление структурной перестройки национальной экономики Республики Таджикистан неразрывно связано с  активизацией инвестиционной деятельности в масштабе всей страны

В этом плане особое внимание должно быть уделено привлечению инвестиционных ресурсов, для реализацию специальных проектов в соответствии с важнейшими приоритетами структурных преобразований в  Республике Таджикистан. К их числу на новом этапе реформ, на наш взгляд, следует отнести:

  • решение продовольственной проблемы;
  • укрепление экспортного потенциала и организацию импорта-замещения;
  • поддержание базовых отраслей промышленности (добыча и переработка нефти и газа, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность) и развитие наукоемких высокотехнологичных производств.

Выбор инвестиционных проектов должен осуществляться исходя из необходимости государственной поддержки особо значимых проектов, позволяющих получить реальную отдачу в народном хозяйстве уже в ближайшее время.

Применительно к вышесказанному основными направлениями структурных преобразований в народном хозяйстве Таджикистана на ближайщию перспективу должны быть следующие:

  1. Агропромышленный комплекс: мелиорация земель, углубленная переработка сельхозсырья, тарное и консервное производство, производство товаров народного потребления.
  2. Добывающий и энергетический комплекс: добыча и переработка нефти, газа, строительство новых энергетических станций и мощностей.
  3. Химический и металлургический комплекс: углубленная переработка минерально-сырьевых ресурсов.
  4. Наукоемкие высокотехнологичные машиностроительные производства: развитие электроники, сельхозмашиностроения, инструментального производства, производства сложной бытовой техники.
  5. Туризм, в том числе международный, телекоммуникации и средства связи.
  6. Экология.

Исходя из перечисленного, важнейшим приоритетом структурно-инвестиционной политики в сфере промышленности следует считать дальнейшее развитие отраслей, связанных с углубленной переработкой минерально-сырьевых ресурсов и охватывающих горно-металлургический, химический и энергетический комплексы наукоемких отраслей  технологических, машиностроительных производств, в том числе золотодобывающей промышленности, добычи и переработки цветных металлов. Ускоренное развитие этих отраслей и производств призвано обеспечить наращивание экспортного потенциала, импортозамещения, устойчивую работу всего национального народнохозяйственного комплекса Таджикистана в новых условиях.

В промышленности приоритет должен быть отдан выпуску конкурентоспособной продукции, ориентированной как на внутренний, так и на внешний рынок, углублению переработки основных видов сельскохозяйственного и промышленного сырья.

Как показывает опыт развитых стран с рыночной экономикой, механизм привлечения финансовых средств для реализации инвестиционных программ и проектов должен включать в себя проведение «инвестиционно-торговых ярмарок, предоставление информации о программе (проекте) мировому экономическому сообществу, в частности  через Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организацию промышленного развития ООН и др» [6, 46].

При этом гарантиями и механизмом возврата иностранных инвестиций могут и должны служить:

  • образование национального страхового фонда защиты иностранных инвестиций;
  • заключение межгосударственных соглашений о взаимной защите инвестиций;
  • заключение соглашений об исключении двойного налогообложения.

Рациональное сочетание данных форм привлечения и защиты иностранного капитала позволит проводить последовательную независимую политику экономического развития республики.

В последнее время перечень первоначальных объектов, включенных в инвестиционную программу Таджикистана, реально насчитывает более 200 проектов [3, 72]. Это наиболее значимые с народно-хозяйственной точки зрения проекты, нуждающиеся в прямой и косвенной поддержке  государства.

На наш взгляд, финансирование проектов с привлечением иностранных инвестиций, гарантированных Правительством Республики Таджикистан, должно иметь достаточно высокую эффективность и рентабельность. Несоблюдение этого условия может привести к росту внешней задолженности и падению престижа республики в международных экономических и финансовых институтах.

В целом, на текущем этапе развития основные направления структурно-инвестиционной политики должны охватывать разработку единой концепции привлечения и размещения инвестиций. На наш взгляд, они должны  базироваться на безусловном приоритете проектов, имеющих целю повышение экспортного потенциала или замещение импорта, а также:

  • дающих высокие эффекты по прямым и косвенным налогам;
  • создающих новые рабочие места, особенно в регионах с ограниченными возможностями для трудоустройства на действующих предприятиях;
  • обладающих запасом чувствительности к изменению курса национальной валюты - сомони, цен и процентных ставок в широком диапазоне;
  • сокращающих загрязнениями окружающей среды;
  • имеющих минимальный коммерческий риск;
  • обеспечивающих национальную экономическую безопасность.

По оценкам экспертов Всемирного банка, потребность добывающего и энергетического комплекса республики в инвестициях в ближайшей перспективе составляет порядка  9785,4 тысяч сомони [1, 17]. Некоторые факты инвестиционных вложений в отдельные секторы экономики страны приведены в таблице 1.

Таблица 1

Привлечение внутренних инвестиций в основные секторы экономики РТ за 2009-2013 гг. (в ед. измерения)

Показатели

 

2009*

2010

2011

2012

2013

1.        

добыча энергетических материалов

В тыс.сомони

5830,8

6554,6

7036,8

7669,2

8908,4

В %

95,6

122,9

107,3

109,0

116.5

2.        

цветная металлургия

В тыс.сомони

5072,0

5259,6

6671,8

6706,4

6986,5

В %

86,3

103,7

126,8

100,5

104.2

3.        

машиностроение

В тыс.сомони

1424,4

1568,1

1582,7

1765,6

1734,3 

В %

100,3

110,1

100,9

111,6

98,2

4.        

промышленность строительных материалов

В тыс.сомони

4011,0

4635,3

5374,5

6773,2

7661,6

В %

106,7

115,6

115,9

118,6

113,1

5.        

легкая промышленность

В тыс.сомони

2578,6

2617,3

2728,5

2894,2 

2982,5

В %

105,1

101,5

104,2

106,1

103,1

6.        

пищевая промышленность

В тыс.сомони

2303,8

2922,0

3161,6

3876,1 

4896,5

В %

99,7

126,8

108,2

122,6

126,3

7.        

медицина

В тыс.сомони

2390,2

4011,0

4635,3

5374,5

6773,2

В %

94,1

167,8,4

115,6

115,9

126,0

8.        

бытовое обслуживание

В тыс.сомони

1403,9

1796,8

2105,2 

2587,2

3310,6

В %

114,2

128,0

117,2

122,9

127,9

Таблица составлена автором на базе сборника: Таджикистан в цифрах./Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. - 167 с.

*Расчеты за 2009 год осуществлены по сравнению с 2008 годом.

Если исходить из опыта развитых стран, для прорыва к современному качеству экономического роста необходимо последовательно обеспечить углубленную переработку минерально-сырьевых ресурсов и выпуск готовой науко- и техноёмкой продукций [4, 44].

Концептуальными задачами привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику в ближайшей перспективе являются следующие:

Во-первых, инвестиции необходимо направлять в комплексное освоение новых месторождений, строительство химического комплекса на базе Шаартузского месторождения, намечать освоение Шурабадского угольного разреза и создание мощностей по переработке попутно добываемого каолина на Шурабском угольном разрезе.

Во-вторых, в цветной металлургии необходимо предусмотреть на действующих предприятиях отрасли внедрение новых технологий, основанных на инновациях с законченными циклами производства по выпуску продукции с повышенной степенью готовности и пользующейся спросом на мировом рынке.

В-третьих, в химической промышленности предусмотреть организацию производства по переработке капролактака с ориентацией на выпуск текстильных нитей и волокон, создание мощностей по производству целлюлозы из линта, расширение масштабов производства конструкционных материалов, полиэтилена, полипротилена, полистирола на базе  использования иностранных инвестиций.

В-четвёртых, ускоренное развитие цветной металлургии в сочетании с увеличением выпуска конструкционных материалов в химической промышленности, расширение собственной материально-сырьевой базы для наращивания потенциала машиностроения республики.

В-пятых, осуществить перепрофилирование, в соответствии с изменившимися потребностями сельского хозяйства, мощностей сельскохозяйственного машиностроения, увеличить мощности (в науко-и техноемких направлениях) машиностроения по производству широкого спектра электротехнической продукции, бытовой техники и приборов, наращивать выпуск электромоторов.

В-шестых, для машиностроительного комплекса необходимо предусмотреть создание мощностей по выпуску электродвигателей и дорожного транспорта, горнодобывающей техники, оборудования для местной, пищевой, легкой промышленности, медицинской техники, малых механизмов для вновь создаваемых фермерских и индивидуальных хозяйств, а также производство бытовой техники и других видов товаров народного потребления.

В свою очередь, вышеуказанные аспекты позволяют укрепить экономический потенциал страны и одновременно расширить вывоз готовой продукции, что будет способствовать достижению устойчивых темпов экономического роста. В этом контексте можно отметить, что посредством глубокого расширения инвестиционных вложений можно добиться роста  в разных структурах национальной экономики. В частности, инвестиции в легкую промышленность позволяют создать широкую сеть прядильного производства, что может способствовать позволит двойному  увеличению к 2020 г. доли перерабатываемого в республике хлопкового волокна (сейчас его перерабатывается лишь 10-12%), что даст возможность в больших масштабах развивать трикотажное, текстильное, швейное производство, расширить ассортимент выпускаемых готовых изделий, улучшить структуру экспортного потенциала республики, увеличить производство многих новых товаров и перейти от их импорта к экспортоориентированности [5, 47]. Так, например, таджикско-итальянская компания «САТН», специализирующаяся на текстильных комплексах с законченным циклом производства, осуществляет в Таджикистане ряд текстильных проектов. Совместные предприятия с участием «САТН» в Согдийского области производят из хлопкового волокна ежегодно 17,5 млн. единиц женского, мужского, детского трикотажа, джинсовых брюк и курток, спортивной одежды. Стоимость продукции составляет примерно 400 млн. долл., экспортная доля - 361 млн. долл. США [5, 32].

В-седьмых, значительные резервы наращивания экспортного потенциала имеются в промышленности строительных материалов. Привлечение в отрасль иностранного капитала позволит создать окупаемые в течение 3 лет мощности по обработке гранита и мрамора, производству облицовочной плитки. Все это в совокупности позволит повысить технический уровень мощностей строительного комплекса, качество выпускаемой продукции с доведением его до уровня, отвечающего международным стандартам.

В-восьмых, к числу приоритетных сфер вложения инвестиций относится и создание комплекса мощностей, связанных с укреплением здоровья нации: на базе лекарственных трав, произрастающих в Таджикистане, предусмотреть создание совместно с инофирмами производства по выпуску дефицитных медикаментов, препаратов, слуховых аппаратов, инвалидных колясок, одноразовых шприцов.

В-девятых, значительное внимание необходимо уделять развитию туризма (на качественно новой технологической основе), созданию транспортной базы и системы связи. Техническое перевооружение аэропортов и строительство гостиниц в Худжанде, Курган-тюбе, Хороге, Кулябе и т.д. и переоснащение самолетно-моторного парка с заменой существующих самолетов на иностранные марки (Боинг-737 и 747), что позволит увеличить возможности международных перевозок пассажиров и улучшить сервисное обслуживание прибывающих в республику иностранных туристов.

Если сделать простой вывод из вышеуказанных предложений, то при ориентировочном объеме инвестиций в сумме около 1 млрд. долл. США ежегодная валютная выручка составит свыше 3 млрд. долл. При этом резко будет меняться структура экспорта товаров: взамен сырьевых ресурсов республика начнет экспортировать готовые изделия и продукцию.

Реализация намеченных мер позволит обеспечить новое качество экономического роста, достичь рациональной структуры народного хозяйства республики и, в первую очередь, ее промышленности, существенно углубить ее интеграцию в мировое хозяйство, сделать серьезный шаг на пути к подлинной экономической независимости Таджикистана. С этой позиции долгосрочная программа инвестирования в экономику Таджикистана в первую очередь должна быть направлена на ее структурную перестройку, необходимо развивать реализацию программ по годам и принять меры по её эффективному внедрению в реальную жизнь.

Такими образом, на основе всего вышеотмеченного можно резюмировать, что на текущем этапе Таджикистана внедрение инвестиционно-структурной политики должно направляться на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств, создание новых  прогрессивных отраслей, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости. Все это позволит в итоге ввести в строй новые крупные промышленные предприятия, имеющие стратегические значение в формирования обновленной, более эффективной структуры национальной экономики Таджикистана. Это предприятия машиностроительной, нефтедобывающей, химической, легкой и пищевой промышленности.

За счет реконструкции действующих и создания новых производств значительно расширится номенклатура выпускаемой продукции, что позволит совершенствовать структурные реформы по наращиванию экспортного потенциала республики и, соответственно, увеличить валютную выручку, а также решить задачи импортозамещения и наполнения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства.

Рецензенты:

Исмоилова М.М., д.э.н., профессор кафедры  экономическая теория, Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, г. Худжанд;

Гозибеков С.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента». Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в г. Худжанде, г. Худжанд.