Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIALECTICS IN THE INDIVIDUAL AND THE GENERAL EVOLUTIONARY MOVEMENT NOOSPHERE VALEOLOGIST

Tatarnikova L.G. 1
1 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (APPO St. Petersburg)
The article studies the actual problem of intensive renovation and intellectualization of existential knowledge about human health in an era of dynamic social and cultural development, the formation complicating the educational continuum, requiring human learning throughout life. We prove that these problems can be solved using the scientific potential of pedagogical valeology that, as a development institution and implementation zdorovesozidayuschih ideas, initiate new metaideyu training teachers. It aims at laying the foundations of existential thinking. The key idea of the science of the PV and research in this area emphasizes the need harmlessness / safety education while maintaining its developing spiritual and intellectual potential. We prove that as the new PV system has a meta-theory methodology, rationale ekofilosofskim principles, methods of investigation "health healthy." This approach allows us to achieve significant results and really provide a solution to the problems of the general line of new standards.
intersubjectivity
institutes
Homo valiens
Valeologichesky Culture valeological education
Linguistic Ecology
bioethics
cosmic anthropology
pedagogical valueology
noosphere valueology

Научным еретикам всегда приходится испытывать давление
сложившихся стереотипов, часто - применение злословия...

В эпоху интенсивного продвижения ноосферизма человечество вступило в стадию своего развития, которая наиболее ярко проявила противоречия между сущностью и существованием.

Ученые подчеркивают, что поистине универсальные, космические качества человека оказались отчужденными от индивидов, эгоистичных в отношении к окружающему миру, его реальности, равнодушных к развитию рода, народа.

Данные особенности человеческого существования, как и сто лет тому назад, выдвигают на первый план проблему безопасности и выживания, заставляют искать пути решения ее. В период, когда разрушаются традиционные основы общественного существования, возникают предпосылки такого измерения человеческой телесности, которое связано с осознанием единства рода и его физиологической организации.

Для того, чтобы осмыслить эту проблему, необходимо поменять мышление, выйти из кризисного состояния, изменить мировосприятие, осознание мира и себя в этом мире.

Возникает вопрос: почему Homo Sapiens, как субъект Ноосферы, человек разумный, институциональный может быть обречен на вымирание? Отвечая на данный вопрос, философ Б.Г.Акчурин отмечает, что отечественная экзистенциональная традиция проявила поразительную способность к соединению сущности и существования индивида в реальном социальном бытии [1].

Традиция эта связана с таким пониманием человека, которое не только возвышает, но и мыслит его высшей ценностью, поскольку он наделен универсальной чувствительностью или духовностью изначально, что, несомненно, меняет представление о культуре здоровья.

Именно в эту эпоху бурного развития ноосферы культура здоровья, индивидуальность образа жизни приобретают особое значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Человек оказывается внутри (между) «двух миров» - природы и социума, - которые культивируют не только личностные качества, но и его телесность.

Выделим векторы исследования

Исследование проблемы - потенциал человека - невозможно без анализа его духовности, духовности в философском и бытийном контексте.

Вместе с тем, даже самый беглый экскурс в прошлое человеческой мысли, показывает, что такой взгляд на отношения между «научной» истиной и нравственным благом существования не всегда и не везде находит отражение в современной научной литературе, если понятие «наука» трактовать в широком смысле - как упорядоченную систему знаний о мире и человеке в мире.

Заметим, что на Востоке и, в частности, в Индии, Китае, Египте, Вавилоне - основных «научных центрах» Древнего мира, где был достигнут существенный уровень научных знаний во многих областях наук, - знание само по себе рассматривалось как нравственная ценность, не имеющая никакого отношения собственно к человеку. Использование знания подвергалось высокому критерию, являлось условием нравственной жизни личности, а не только ее нравственного совершенствования.

В буддизме, например, невежество - «авидья» - определялось как величайший грех и причина всех человеческих страданий. Во многих религиозных системах высшая ступень нравственной осуществимости связывалась с совершенством «всевидения», точнее неограниченного знания, когда человек может (если хочет) узнать все, что только пожелает.

В Европе единство Знания и Добра (нравственности) продолжало декларироваться (неопифагореизм, герменевтические традиции и т.д.), но они (Знание и Добро) никогда не были господствующими. Далее произошло разделение. Это разделение основывалось на очевидном факте существования злой воли человека, который знает очень многое, и даже то, что «поступает плохо», но все равно предпочитает зло.

Возникла необходимость своего рода синтеза науки и этики. Союз такой инициирован целым рядом причин: чисто внешняя причина - угроза от развития научного знания, когда движение науки грозит «смести с лица Земли» не только человека, но и все живое. Появилось четкое требование: научная работа должна быть нацелена не только на Истину, но и на Добро.

Данное требование инициирует внутренняя логика развития самой науки

Древние утверждали: «подобное познается подобным». Однако Знание - это действие не только в акте познания, эксперименте, но и в акте передачи знания, обучения.

Вместе с тем, безусловно, незнание в виде информации (И) не содержит в себе ни действия, ни побуждения к какому-либо действию. Однако это не значит, что «И» «неподвижна». Она может изменяться и перемещаться в пространстве времени со скоростью мысли. «И» не несет импульса побуждения к действию, в отличие от энергии.

Информацию можно использовать по своему усмотрению, во благо или во зло, а можно просто принять к рассмотрению, размышлению или игнорировать. Важнейшее свойство «И» - безличность, «интерсубъективность»: предполагается, что любое разумное существо, понимающее научный язык, может получить «И», выраженную на этом языке.

В отличие от энергии, информацией можно делиться до бесконечности, и она не уменьшится (хотя уменьшится ее ценность). Информация - необходимое условие любого знания, средство для ориентации в реальности. Но научное знание не исчерпывается «И». Она лишь проекция подлинного научного знания в плоскости чистого рассудка, само знание гораздо богаче: оно динамично, требует усилий, преодолевающих сопротивление. Возникает вопрос: какое, чье сопротивление?

Еще Гераклит утверждал, что «Природа любит прятаться», «она сопротивляется» познанию, потому, что познание - это не просто получение «И»: самим актом познания Природы Человек «очеловечивает» Природу, ставит в отношения и связь с собой как познающим субъектом. Поэтому Знание - это всегда действие, превозмогающее стремление Природы - даже в самом человеке - остаться непознанной. Знание - это одухотворение материи, и хотя стремление к этому заложено в самой материи, в ней же заложена и огромная инерция сопротивления всему новому, что может стремиться привнести человек.

Знание - действие не только в акте познания, эксперименте, но и в акте передачи Знания

Даже простое высказывание, суждение, даже молчаливая уверенность - все это действия познающего субъекта, требующее усилий. И поскольку любое знание есть действие конкретного познающего субъекта, то у него есть вектор, направленность - либо в сторону эволюции, либо против нее. Таким образом, любое знание на определенном этапе является либо эволюционным («благим»), либо - не эволюционным и, естественно, «злым». К сожалению, этого парадокса не избежала наука «Валеология», как ноосферный компонент нового знания.

В «классическом определении истина трактуется как «соответствие» мыслей вещам» и то, что есть другое знание. Оно - другое, - может быть «истинным» для одного и «ложным» для другого. Однако проекция его (знания) в область рассудка может давать информацию нравственно нейтральную. Важно ее принять и осмыслить. Вместе с тем, есть и разница: «Знание эволюционное», и в этом смысле - истинное. Его нельзя свести к информации, а при попытке такого сведения, оно выхолащивается, теряет смысл, а зачастую - извращается.

Знание же не эволюционное охотно прячется под марку нейтральной «И», которая скрывает нравственное убожество и пустоту его сущности

После синтеза «знания» и «добра» такое знание будет оцениваться, как ложное, а «истинность» будет синонимом «нравственности» и «эволюционности». Но научное знание, отнюдь, не исчерпывается информационной составляющей.

Являясь действием в каждой своей части, в каждом проявлении знание науки включает в себя ученых - не только их рассудок и Разум, - но и их самих, как живых существ со всеми их достоинствами и недостатками, а также с их окружением - «Жизненным миром» (по Гуссерлю). Гуссерль, Эдмонд (1859-1938) немецкий философ, основатель философского направления, «феноменология», изучающего априорные предпосылки, человеческого знания, в т.ч. - научного.

Таким образом, чтобы что-то узнать, необходимо целиком измениться, изменить самого себя, свое миропонимание.

Именно эта тотальность научного знания дает человеку силу и право менять мир и себя. Вероятно, именно она (тотальность знания) стоит на пути нового и ценится в Восточных научных концепциях. Интерсубъективным знание становится тогда, когда осуществлен синтез науки и этики, хотя все субъективно.... Однако главный принцип истины в современной науке - воспроизводимость (хотя бы одним ученым) эксперимента с предсказуемыми последствиями.

Определив противоречия прошлого, мы пытаемся ответить на вопрос: в чем состоит противоречие сегодня? Вероятно, в несовершенстве человеческой личности; в сопротивлении со стороны ревнивых исследователей. Однако сопротивление может быть усилено, если с ним будет увязан научный и общественный статус субъектов науки.

Нравственное возвышение дает мощный импульс к научному объединению, ибо люди всегда объединялись вокруг высоких идеалов, а наука дает человечеству такие идеалы. Вместе с тем, наука не может стоять без движения, возникают новые научные направления, ибо остро стоит проблема Здорового человека, Здраво творящего собственную жизнь, отвечающего за семью, род, народ, Государство.

Решать новую задачу и оказать помощь Человеку может новая метапредметная наука - валеология, обеспечивающая не только развитие экзистенциональных идей, но и интеграцию их в педагогику, психологию, др. науки средствами педагогической валеологии (ПВ).

Методология ПВ базируется на основополагающих идеях философской антропологии и АВЭ - знаниях (акмеология, валеология, экология), раскрывающих природу сущности человекознания, человеческой деятельности нового (ноосферного) человека - Homo valiens, - здравотворящего индивидуальную жизнь.

Метаметодология ПВ реализует свой потенциал на холистической основе, этике взаимодействия с Природой и человекознанием, обеспечивающих новое видение сущности человека. В свою очередь, новая методология инициирует преобразование педагогической реальности за счет перевода в Ноосферную педагогику, активизирующую признаки единства, сходства и различия генетического и конкретного, исторического, общего и особенного, объективного и субъективного, теоретического и эмпирического, биоэнергетического и информационного. Этот процесс связан с развитием образования как высшего императива устойчивого движения России и Человечества в направлении космопланетарного человековедения.

Синтез науки и этики означает, скорее всего, осмысление научным сообществом сущностного единства Знания и Добра, которое осознавалось на Востоке всегда, а в Европе во Времена Пифагора и Сократа. Сегодня - в концепции, функциях, логике и метатехнологиях системно-интегративных знаниях.

Данный синтез является необходимостью, как для самой науки, так и для Человечества и Планеты в целом. Он и будет условием их сохранения.

На пути этого синтеза стоит ряд важнейших проблем, как «объективных», так и «субъективных». Осуществление его (синтеза) может породить непредсказуемые последствия, вызванные не самим синтезом, а реакцией на него инертного человеческого сознания. Вместе с тем, именно этот синтез и будет знаменовать собой новую веху в развитии науки, сравнимую по значимости с возникновением современной науки в конце XVI - начале XVII веков, открытии широчайших новых областей и методов познания, которые изменят жизнь на Земле не только внешне, но и внутренне.

Этот синтез уже сегодня - суть более широкого синтеза науки философии и религии, который не только откроет новую эпоху, но и сопоставим по масштабам с «Основным временем мировой культуры» (К.Ясперс - VI-IV век до н.э.).

Современная наука оживила вакуум и его возбуждение

(«мир есть вакуум и его возбуждения») и наметила линию создания живого (биологического) и неживого, Космоса и истории.

Однако это совсем не означает, что векторы развития этики, эстетики и науки когда-нибудь сойдутся, хотя выходят они всегда из одной точки, имя которой - человек, и смогут вновь пересечься в этой точке, в системе: человек, его образ жизни, как залог жизни, в целом - новые знания о взаимодействии человека с миром.

В контексте выдвинутого тезиса необходимо особое внимание уделить интеграции знаний в образование для учителя - эдукологию. Представим структуру этого знания: педагогическая картина мира, как идеальная модель природосообразного учебно-воспитательного процесса, включающего в себя наиболее общие понятия.

Введение в образовательную реальность валеолого-педагогической теории и практики обучения; применение природосообразных теоретических принципов, которые расширяют границы информационной педагогики нового времени. Переход к интенсивной фундаментальной системе обучения, в том числе и в области педагогики, предполагает изменение стиля мышления.

Оно приобретает новое качество - научно-педагогическое, развивающее

понимание природы самого знания и связано с:

  • повышением компетентности преподавателей;
  • улучшением качества преподавания, особенно в начальной школе;
  • повышением общепедагогической информационной культуры, так как современный учитель не всегда в состоянии осмыслить новейшую информационную картину мира, определить место человека в ней и, в целом, - в Ноосфере. Причина этой проблемы проста и сложна: бывший социальный заказ, невостребованность личности как индивидуальности.

Возникла острая необходимость в появлении метаидеи

Попытка ума подняться над конкретным знанием - к знанию общему о конкретном, что предполагает синтез цельного (на основе синергийности) из разрозненной картины мира.

Цельность (холизм) инициирует изменение языковой культуры, проявляющейся в чистоте языка, лингвоэкологической культуре взаимодействия со словом, его чистотой и классической целесообразностью.

Научному сообществу, обеспокоенному состоянием образования современного человечества, необходимы и новые Личности, способные взаимодействовать с Природой, в том числе и природой языкового самоосознания, потребностью самовыражения, как способа продвижения к цели.

Речь идет о космопланетарном Человековедении и концепции валеологии в ее интерпретации, включающей в новую концепцию как неотъемлемое направление - космоантропологию (В.Казначеев, Е.Спирин, А.Мелуа, Л.Михайлова, Г.Васильева, А.Субетто и др.). Данное направление академик А.Субетто называет «российским духовно-культурным ренессансом», особой синтетической духовной деятельностью, которая развивает идеи научно-культорологической школы В.Иванова, В.Розанова, П.Флоренского, А.Лосева, М.Бахтина, Р.Якобсона, Я.Голосовкера, Проппа, Ф.Щербатского, архиепископа И.Санкт-Францисского (Шаховского) и Ю.Линника и др..[5]

Речь идет и о развитии антропного принципа, и принципа дополнительности («принцип космического дополнения»), который А.Субетто рассматривает через соотношение с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни. (А.Субетто, В.Казначеев - «Титан эпохи русского возраждения, мыслитель Космополитарного универсального самовыражения» ([Текст] СПб. - Кострома, 2009).

Инициируется еще один принцип интеграции знаний на основе синергетического подхода. Такой подход позволяет рассматривать структуру знания как развернутую картину мира, как идеальную модель природосообразного учебно-воспитательного процесса, включающего основные постулаты психодиагностики Э.Стоунса, детерминационной теории медицины, доктрины адаптивного реагирования (Ю.Лисицын, В.Петленко, и др.), инициирующих переход к интенсивной фундаментальной системе обучения, изменяющей стили мышления, философские подходы человека к знанию [4].

Под стилем мышления автор понимает ноосферный подход к природе самого знания; повышение общепедагогической информационной культуры, так как образование современного педагога не обеспечивает ему свободу мышления, наличие ассоциативных и метапредметных связей, что, в свою очередь, блокирует когнитивные процессы, связанные с информационной картиной мира, определяющей место человека в нем и - в целом - в Ноосфере.

Практически сформирована новая идея для современной педагогики: «подняться над конкретным знанием, к знанию общему о конкретном; синтезу целостного из разрозненной картины мира» [7].

Идея современной педагогики выдвигает и новое требование: образование должно стать безвредным

Подходы к реализации этой идеи связаны с осмыслением дефиниции «здоровье», в частности, здоровья человека (философские, социогуманитарные и медико-биологические аспекты). В рассматриваемых концепциях осуществлена попытка проанализировать дефиницию «здоровье» как в познавательной, так и в философско-аксиологической проекции и рассмотреть здоровье как комплексный объект, обеспечивающий устойчивое развитие и реализацию человека в различные кризисно-валеологические возрастные периоды.

В связи с этим «здоровье», как проблема экзистенциального знания, занимает умы ученых разных научных отраслей, особенно в области философии, биологии, валеологии, интегрирующей возможности Восточной (эмпатийной) и Западной (реалистической) медицины. Такой подход позволяет исследовать здоровье как социокультурный педагогический феномен. Он проявляется и в чистоте языка, языковой культуре, отражающей / принимающей информацию.

Здоровьесозидающая информация (биоадекватная) - адекватна жизненным процессам, жизненным ресурсам, в свою очередь, обеспечивает возможности использования и осмысления человеком «И», природы «И».

На этом этапе ноосферного перехода «оразумления человечества» важнейшее значение приобретает самоорганизация мозговой деятельности человека, проявляющаяся в свободе выбора ассоциаций, кодирования и перекодирования символов в процессе решения интеллектуальных задач; аккомодации мнемообразов с участием эмоций. Таким образом, человек не только становится способным решать свои проблемы в области здоровья, но и управлять его потенциалами.

Однако не следует забывать, что человек уже вошел в новый век, которому свойственна и новая философия экзистенциализма.

Философия экзистенциализма доступна каждому человеку при условии, что он добровольно и сознательно соглашается совершенствовать себя. Человеку необходимо помочь научиться жить. Искусство жизни, в свою очередь, заключается и в том, что счастье каждого внутри нас. Все, что происходит с человеком, его моральные страдания и болезни, в том числе рак и СПИД, вызваны не внешними обстоятельствами, а собственным образом мыслей человека, поступками, отношением к здоровью. Для педагогики необходимо найти пути и методы введения в новые знания.

Педагогическая валеология, ее научно-методологический потенциал

способны противостоять статической «креативно - стереотипной волне» и показать преимущества «креативно - стереотипной цикличности» [6] в жизни каждого человека, что, безусловно, предполагает рефлексию новой педагогической парадигмы (Л.Г.Татарникова, 1998).

Ресурсы педагогической валеологии базируются на достаточной методологической основе: физиологии (физическое воспитание детей, (И.Воронцов), доминанта в обучении детей (И.Аршавский), дозонологическая диагностика здоровья и самооценка здоровья (Ф.Даленко) и др..

Особое место в анамнезе собственно валеологии и, естественно, педагогической валеологии, занимает детерминационная теория здоровья (ДТЗ) (Ю.Лисицын, В.Петленко, 1990), которую мы рассматриваем как философскую основу и методологический базис валеологии [8].

Теория адаптивного реагирования, как методологическая концепция, охватывает не только биологические аспекты организменных реакций, но и социальные аспекты личного реагирования.

Анализ ДТЗ показал, что она адаптируется, прежде всего, к практике физиологов, теоретиков медицины, философов. Педагогика не востребовала ведущие идеи ДТЗ, прежде всего в силу разобщенности наук. Вместе с тем, мы отмечаем, что в валеологии реализуется эта задача в системе валеологического образовании (М.Виленский, М.Гончаренко, В.Ирхин, Л.Татарникова, С.Ким, Е.Васильев, З.Тюмасева, и др.).

Концептуально философский уровень проблемы просматривается в этюдах креативной онтологии (А.Субетто, 1992г.), этюдах валеологии (В.Петленко, Д.Давиденко, 1993г.), которые инициируют механизм стимулирования здоровья и гармонии человека в рамках креатологии (синтетическая теория творчества), определяют критерии меры человека и его жизни в кризисное время.

Таким образом, изучение генезиса науки «Валеология» с различных сторон, позволило вычленить синергийные возможности педагогической валеологии. Мы рассматриваем ее как синтетическую часть общей науки об образовании (эдукологии), тем самым определяем пути ее интеграции в фундаментальные, базисные исследования в таких областях наук, как морфология, генетика, физиология, антропология, философия, акмеология и др., раскрывающих различные аспекты человеческого бытия и здоровья в бытийности.

Подобные исследования раньше практически не имели отношения к педагогике. В них так же не нашел отражения личностно-значимый аспект. Сегодня они естественны в структуре валеологии в ноосферном ее качестве.

Педагогическая валеология рассматривается автором многофункционально: социальный институт внедрения здоровьесозидающих идей и технологий; педагогический процесс, обеспечивающий ЗОЖ; валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка в образовательном процессе и т.д. В нем присутствуют и проявляются социальные связи и отношения, специфические стороны отдельных субъектов через индивидуальный рефлексивный опыт [7]. Чрезвычайно привлекательным для исследования феномен ПВ является, прежде всего потому, что, будучи определенным как ключевой, он (феномен) позволяет увязать как многие другие феномены инновационной педагогики, так и традиционные педагогические явления, придающие им целесообразность и эмоционально-интеллектуальную окрашенность.

Рефлексия ПВ в генезисе и тенденциях развития, как нового и сложного полифункционального явления: во-первых, ставит целью ее возможную интеграцию с другими науками на основе морфологического анализа; во-вторых, - инициирует изучение самого процесса, поскольку уже существующий опыт показал, что феномен «валеологизация учебного процесса», в котором гармонично, в диалоговой форме развивается личность, затруднена, если не обеспечена гибкая, подвижная, пошаговая система обучения, учитывающая противоречия и изменения, возникающие в педагогике.

Выявление динамических характеристик процесса валеологизации связано с движением новой науки, а так же анализом профессиональных (рефлексивный уровень), мировоззренческих, когнитивных, методологических, технологических и управленческих задач, предполагающих готовность к работе в новых условиях - в рамках новой валеологической парадигмы - валеолого-педагогической [10].

В процессе исследования выявлена закономерность: профессиональные педагоги испытывают большие затруднения, чем не имеющие опыта работы. Практически все исследования, на базе которых сделан вывод, свидетельствуют, что здоровье и болезнь не только медицинские термины, они являются так же жизненными темами для искусства, философии, теологии, социологии, психологии, лингвоэкологии, валеологии. Эти дисциплины вновь и вновь напоминают медицине, о ее антропологическом характере, о том, что медицина имеет дело с Природой и судьбами людей. Понятие «здоровье» и «болезнь» не могут быть адекватно поняты, если исходить из резкого противопоставления категории естественных и гуманитарных наук. [Engelhard, Dietrich von, Healf and Disease: History of the Concepts//Ln:Encyclopedia of Bioethiec, 2nd ed.N.Y.,1995].

Таким образом, отметим, что наше представление о здоровье все более нестабильно, наши знания, вернее их отсутствие, планируют безразличие, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих.

В. Вернадскому принадлежат слова: «...человек впервые понял, что он является жителем Планеты и поэтому должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте». Но, а результат сегодня? На первый план выступает почти всеобщее стремление прожить жизнь, получая максимум удовольствия при минимуме забот о себе и других. Что же делать ребенку? На этот вопрос отвечает валеология. А на вопрос, что делать учителю, - педагогическая валеология.

На протяжении всей истории существования человека и человечества категория «здоровье» связана с проблемами мира, как процессом, направленным на преодоление неизбежных конфликтов, как между людьми, так и окружающим миром, средой.

Этот процесс так же нуждается в обеспечении, поддержке в контексте того, что каждый конфликт может разрешаться с помощью мер, применение которых не будет способствовать появлению трудно разрешимых конфликтов. Понимание дефиниции «здоровье», как категории психолого-педагогической и философской, определяет особое значение этого понятия и в теоретическом, и в сугубо практических планах. По иному звучит сегодня и вопрос: во имя чего осуществляется человеческая деятельность и является ли она в данной культуре неизменной, незыблемой основой выбора целей и средств?

В связи с вышеизложенным положением, следует вспомнить, что именно в России получило развитие уникальное космическое ноосферное направление научной философской мысли - «Русский Ренессанс» (В.Вернадский, А.Чижевский, В.Соловьев, П.Флоренский, Н.Бердяев... и др.). Их следует отнести к плеяде открывателей Homo valiens, людей здраво осмысляющих собственную жизнь. Они внесли весомый вклад в формирование представлений о космической жизни и «вселенской судьбе человечества, каждого человека», вклад, который долгое время был не востребован в системе, формирующей нового человека - системе образования.

Они рассматривали само явление жизни на Земле, как продукт деятельности всего Космоса, отмечая взаимосвязь биологических и психических сторон жизни, реакцию каждой живой клетки на космическую информацию.

Сегодня интерес к философским идеям космистов связан с тем, что резко возросло требование к профессионализму в решении экзистенциальных проблем человека, которые требуют глубинной интеграции, философского осмысления сущности знаний о человеке, его предназначения к земной ипостаси, развития экзистенциальных идей, объединяющих русских философов прошлого и настоящего.

Следует отметить, что особое место в системе ноосферного развития человека занимает акмеология, как наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе совокупности, группового), индивидуальности при достижении ими наиболее высокого уровня, вершины своего развития (акме).

Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и гармонии отдельные люди могут уже в юношеском состоянии (или подростковом). Однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеологическая валеология (учащихся) и педагогическая акмевалеология (учительства). (Понятие «акмеология» введено Н.Рыбниковым (1928г.), использовано Б.Ананьевым для классификации наук о развитии человека) [8].

Все вышесказанное позволяет утверждать, что педагогическая валеология становится новой философско-этической парадигмой. А воспитание человека и является средством (метатеория, металогика, метатехнологии и т.д.) очеловечивания человеческого в человеке, открытия в нем (человеке) истинной красоты и природной гармонии.

И особенно этот процесс важен в период, когда история человечества коренным образом меняется, и Человек впервые в истории Земли охватил всю Биосферу, а Человечество своей жизнью стало единым целым. Именно поэтому решение насущных проблем все больше связано с пониманием сущности феномена человека и его интеллекта на Планете Земля, своевременным предугадыванием его дальнейшей эволюции [3].

Данная посылка позволяет сформировать этико-философский тезис: глобальная гармония начинает все больше определяться гармонией в «Мире человека», в его духовно информационном, культурном, социальном, эколого-валеологическом пространстве.

Здесь сама культура, как этико-философская дидактическая единица, корреспондируется с «глобальной гармонией мира» (А.Субетто,1996г.) валеологической по сути. В своем философском качестве она выступает гармонизатором отношений между человеком и его природной сущностью, как способом отношений к внешнему миру.

Резюме

Расширение проблемного поля новой философской парадигмы - валеологической, - перевод ее в ноосферное качество, открывает перспективы для дальнейшего углубления мировоззренческих концепций постижения метанаучных граней человековедения, приближается к истинному знанию диалектики законов эволюции человека и его сознания.

Становление же предмета объективной сферы педагогической валеологии должно следовать в русле общей методологии современных исследований Homo valies, развитого человека ноосферноно разума, владеющего знаниями- умениями в самоорганизации, в саморазвитии и самооздоровлении.

Таким образом, Глобальная Гармония Мира во многом зависит от диалектики единичного и общего, от того, насколько культура выполняет свою социоприродную гармоническую - валеолологическую - Миссию, от которой зависит определенная смысловая тождественность Гармонии и здоровья.

Рецензенты:

Ахмадуллина Х.М., д.м.н., профессор, директор Института психологии и социально-культурной работы НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия», г. Уфа;

Ирхин В.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.