Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AUTOMATED SYSTEM OF MEDICAL-ECONOMIC STANDARDS AS A WAY OF EFFECTIVENESS MANAGEMENT INCREASE IN REGIONAL PUBLIC HEALTH SERVICES

Е.М. Орлов
The concept and essence of medical-economic standards and peculiarities of their application are stated in the present article, and the essence of methodical development of the information system creating that is necessary for work of specialists in formation and use of these standards is also reflected. Propositions for the optimization of this system and its practical application are suggested. Advantages of using such system in practical work are reflected. Keywords: management of public health services, region, information systems, medical-economic standards.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность подготовки федеральных стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и другие. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению медико-экономических стандартов (далее - МЭС) в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи [3].

Одним из основных факторов создания системы качественной и эффективной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Необходимость стандартизации определяется целым рядом тенденций. Это, в первую очередь, неуклонно растущая стоимость медицинской помощи, что обусловлено совершенствованием и удорожанием медицинских технологий, демографическим старением населения и повышением уровня требований пациентов. При этом возможности государства удовлетворять потребности в медицинской помощи ограничены, пусть и в разной степени, во всех странах мира.

Медико-экономический стандарт представляет собой стандарт качества оказания медицинской помощи (услуг), определяющий ее профилактические и клинические аспекты, а также экономические показатели, необходимые для определения стоимости медицинской помощи (медицинских услуг) и проведения других экономических расчетов.

Пирогов М.В. в своей монографии представил материалы по практической разработке медико-экономических стандартов по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Московской области. Пирогов М.В. принимает непосредственное участие в работе над медико-экономическими стандартами в составе межведомственной рабочей группы. Данная работа была начата в 2006 г., продолжалась весь 2008 г. и в настоящее время находится на завершающем этапе практического внедрения МЭС в деятельность муниципальной и государственной лечебной областной сети учреждений здравоохранения Московской области. [4]

Основное назначение автоматизированной системы МЭС - возможность ценовой и ресурсной интерпретации конкретной клинической технологии лечения тех или иных диагнозов. Денежное выражение технологии лечения позволяет использовать МЭС в качестве финансовых нормативов планирования медицинской помощи в условиях рыночных цен на все виды ресурсов и регулируемых цен (тарифов) при оплате оказываемой медицинской помощи за счет государственных или страховых источников.

Мы предлагаем дополнить интерфейс системы МЭС, описание которой изложено в монографии Пирогова М.В. системой электронных выписок из медицинских карт, которые будут содержать основную информацию о пациенте, перечень назначений лекарственных препаратов, проведенных манипуляций и исследований, их результаты и окончательный исход лечения, т.е. основную информацию о ходе лечебного процесса. Основная задача данной надстройки интерфейса - это определение фактических затрат лечебно-профилактического учреждения на лечение пациента. Она позволит оценивать не только эффективность данных затрат по средствам анализа фактических затрат и сопоставления их с нормативными, но и медицинскую эффективность путем сопоставления обязательных требований стандарта с фактически выполненными, а также путем анализа исходов лечения пациентов.

По нашему мнению интерфейс программного комплекса можно условно разделить на 3 блока:

1. Врачебно-клинический. Данный блок представляет собой клиническое наполнение МЭС. В этом блоке отражается стандарт дифференциальной диагностики предварительного диагноза, клинический протокол ведения условного пациента, имеющего ту или иную патологию. Здесь содержится перечень обязательных и рекомендательных мероприятий по лечебному процессу количество и частота их применения. Руководствуясь данным стандартом, лечащий врач формирует электронную запись об истории болезни конкретного пациента.

2. Фармакологический. Данный блок включает в себя стандарт применяемых схем лечения данной нозологии. Имеется возможность проводить корректировку медикаментозной терапии, определенной разработчиком, с учетом современного уровня лекарственного обеспечения. Для этих целей программа должна иметь отдельный интерфейс, позволяющий не только на любом этапе формирования электронной истории болезни внести необходимые изменения в лекарственное обеспечение, но также изменять описанный МЭС с учетом современных изменений на рынке фармацевтических препаратов.

3. Экономический. Задачей экономического блока является определение затрат, необходимых для расчета стоимости МЭС, отдельных медицинских услуг и электронной истории болезни конкретного пациента, проведение финансового и экономического моделирования стоимости региональной программы государственных гарантий (в рамках запланированных объемов медицинской помощи) и отдельных ресурсов, необходимых для реализации МЭС.

Отметим, что при реализации данного проекта на уровне региона или России в целом для увеличения эффективности экономических расчетов необходимо создание организованной системы постоянного мониторинга цен на рынке лекарственных средств и изделий медицинского назначения и проведение регулярного обновления программного обеспечения в части цен на ресурсы.

Внедрение информационной системы медико-экономических стандартов позволит:

- врачу практически использовать на своем персональном компьютере информационную систему с МЭС;

- интерфейс программного комплекса даст возможность включать новые, современные медицинские технологии диагностики, оперативного, лучевого, медикаментозного или любого другого лечения;

- включать для каждого МЭС краткое клиническое описание особенностей течения заболевания, методов и технологий лечения, в том числе оперативного, а также клинических путей или маршрутов, где и на каком уровне проводить наиболее эффективное лечение пациента;

- специалистам экономического профиля определять величину и структуру всех видов затрат на лечение любого пациента на различном уровне;

- увеличить производительность труда экономической службы и медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения;

- дать возможность обоснования софинансирования медицинских услуг пациентом в случае недофинансирования медицинской услуги территориальным фондом обязательного медицинского страхования по программе государственных гарантий.

При этом, говоря об экономической эффективности данной информационной системы, следует иметь в виду, что эффективность от внедрения программного продукта в отдельном лечебно-профилактическом учреждении, на уровне регионального здравоохранения или России в целом будет различна. Масштаб внедрения системы существенно влияет на экономический результат, т.к. затраты на внедрение и поддержку программного обеспечения имеют значительную постоянную составляющую, которая мало различается на микро- и макроуровне. Вследствие этого, проекты внедрения автоматизированной системы МЭС на макроуровне будут более эффективными, чем на микроуровне. Влияние данного фактора, по мнению автора, будет преодолено с развитием информационных систем в медицине.

Список литературы

  • 1. Гулиев Я.И., Гулиева И.Ф., Рюмина Е.В. Экономическая эффективность информационных систем в медицине//Менеджер здравоохранения. - №9. - 2009.
  • 2. О введении в действие Отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования» (Приказ Минздрава России от 3 августа 1999 г. №303).
  • 3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ и от 29.12.2006 № 258-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2288) М.: 2008.
  • 4. Пирогов М.В. Автоматизация процесса разработки медико-экономических стандартов. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» // Приложение к журналу «ГлавВрач». - №9. - 2009.
  • 5. Руководство по клиническому обследованию больного // Рекомендовано Минздравсоцразвития РФ для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Перевод с англ. Под ред. А.А. Баранова. И.Н. Денисова. В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. М.: Изд. ГЭОТАР - Медиа. - 2006.
  • 6. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств / под ред. А.Г. Чучалина, Ю.Б. Белоусова. Р.У. Хабриева. Л.Е. Зиганшиной. - М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа. - 2007.
  • 7. Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи в 2-х томах. М.: Агар. 2008.
  • 8. Сборник стандартов оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в 3-х томах. М.: Агар. 2006.
  • 9. Семенов В.Ю., Пирогов М.В., Гуров А.Н. Медико-экономическая стандартизация в здравоохранении на основе универсальной информационной системы / М.О.: Издательский дом «Московия». - 2009.