Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL TACT AS A CONDITION AND MEANS TO ENHANCE A CULTURE OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Kirillova T.V. 1 Kirillova O.V. 2
1 The Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service
2 Chuvash State University IN Ulyanov
The analysis of the concept of "pedagogical tact", which is part of the pedagogical culture and is defined by us as "the ability to establish the right relationships, a sense of proportion in the manifestation of rigor, in the form of nomination requirements, special sensitivity in resolving the psychologically subtle pedagogical issues." Pedagogical tact has profound inner meaning and various symptoms. Pedagogical tact is a prerequisite for the implementation of the principles of humanism in the educational process, professional and pedagogical dialogue of the teacher. The main elements of pedagogical tact are demanding and respectful to the pupil; the ability to see and hear the student, empathize with him; tone business communication; attentiveness, responsiveness of the teacher.
culture of pedagogical communication
ethics pedagogical communication
humanism
pedagogical tact
В современной школьной и вузовской действительности достаточно большое внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. В настоящее время эти проблемы как никогда актуальны. Проблема культуры общения считается одной из самых острых, как в школе, так и в современном обществе. Целью исследования является анализ понятия «педагогический такт» в его современной интерпретации.

Материал и методы исследований. Нами были использованы методы психолого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Результаты исследований и их обсуждение

В каждой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Такой отличительной особенностью профессии учителя является педагогический такт (его можно сравнить с врачебной этикой, слухом музыканта). Педагогический такт является составной частью педагогической культуры, культуры межличностного отношения, вытекает из гуманности профессионально-педагогической деятельности. Понятие «педагогический такт» многопланово. Его нельзя определить по классическим канонам (хотя такие попытки были: педагогический такт отождествляли чутьем, интуицией учителя, его тактичностью, доброжелательностью, вежливостью, культурой педагогического общения, творческим подходом к установлению контакта с учащимися, врожденным природным качеством учителя, его талантом и т.д. Несомненно, перечисленные факторы отражают те или иные грани педагогического такта). Раскрыть объем и содержание педагогического такта как научного понятия можно лишь путем выявления и рассмотрения различных граней его проявления. Мы считаем, что педагогический такт является пожизненно приобретаемым качеством на основе знаний психолого-педагогической теории и практического опыта учителя.

Педагогический такт прежде всего проявляется в умении учителя устанавливать с учащимися деловой и эмоциональный контакт с минимальной затратой физических и духовных сил, что требует, в свою очередь, умения регулировать свои действия и поступки, придавать им соответствующую тональность, обуздать свои страсти. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: приподнятом и жизнерадостном; грустном и печальном; мрачном и подавленном. Такое состояние нередко передается другим людям. Поэтому для общего психолого-педагогического климата в коллективе далеко не безразлично, какое настроение у каждого его члена, Так, на Востоке бытует традиция, согласно которой человек не имеет право демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. Учитель должен приходить в школу с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, всегда помнить, что от него во многом зависит настроение коллег и учащихся.

Педагогический такт регулирует учебно-воспитательный процесс с гуманной, духовно-нравственной стороны. Для тактичного человека, говорил Н.А. Добролюбов, характерно во всем действовать так, чтобы людям нести добро и радость, никому из них не сделать незаслуженной неприятности. А.С. Макаренко подчеркивал, что тактичный человек деликатен, осторожен, внимателен; ни легкомысленным поступком, ни  неуместным словом он никого не обидит, а наоборот, проявляет заботу о хорошем самочувствии окружающих его людей. Тактичность особенно выпукло проявляется тогда, когда возникают ситуации, где можно обидеть ребенка, задеть его самолюбие, ранит душу. Чуткость и тактичность учителя особенно необходимы по отношению к слабым, больным и раздражительным детям, пережившим душевную и физическую травму, а также по отношению к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих действий и поступков.

Таким образом, главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Характерной чертой тактичного человека является жизнерадостность, которая вселяет в учащиеся бодрость, уверенность в свои силы. У такого учителя на уроке работа спорится, Улыбка учителя, его умение владеть чувствами,  не только красят его самого, но и вселяют радость и тепло в душу школьника. «Учитель! Свое плохое настроение оставь за порогами школы»,- гласит одно из правил классической педагогики. В детском коллективе всегда должен быть мажор, мажор любой ценой (А.С. Макаренко). Есть педагоги, которые часто прибегают к излиянию своих чувств, добиваясь сочувствия от учащихся. Такое излияние апеллирует не к сильным, а слабым и даже к больным сторонам характера. Теряя контроль над своим настроением, учитель теряет и свой педагогический такт. Решение, принимаемое в состоянии эмоционального возбуждения, может надолго испортить взаимоотношения между учителем и учащимися. Когда педагог тонко слышит все, что относится к области нравственности, когда чувства его нацелены верно, то они сильны, красивы и действенны; когда педагог лишен нравственного слуха, слышит и чувствует лишь собственное настроение, тогда он ремесленник в педагогическом деле. Он не в состоянии находить нужное слово в нужное время.

Воспитание - дело тонкое, деликатное. Оно не терпит низкой культуры чувств, мыслей, отношений, Умение без напряжения строить свои отношения с учащимися - характерная черта тактичного педагога. Подростки и юноши не терпят по отношению к себе грубости, невнимательности. Неискренность учителя оскорбляет их. Они в подобных случаях умышленно, назло начинают нарушать дисциплину. Тогда возникает конфликтная ситуация, где грубый педагог проявляется в крике и угрозах. Конфликтная ситуация возникает и тогда, когда со стороны учителя допускается несправедливость в оценке поведения и знаний учащихся. Коммуникативная сторона оценки часто выражается в оценочных суждениях педагога. Здесь необходимо особо отметить два момента, имеющих принципиальное значение в обсуждаемой нами проблеме:

– никогда оценка знаний школьника не должна превращаться в оценку его личности, быт зависимой от поведенческих факторов (отметка должна восприниматься учащимися как оценка результатов их учебного труда);

– учитель, забывающий о педагогическом такте, обижает учащихся не только оценкой, сколько своими оценочными суждениями (оценочные суждения даже в случае неудовлетворительной оценки должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как аттестацию его личностного потенциала.

Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры. Ж.Ж. Руссо советовал избегать чрезмерность и снисходительность в воспитательной работе; К.Д. Ушинский считал, что в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без приторности, порядок без педантизма; по мнению А.С. Макаренко говорил, что в педагогических действиях должна существовать золотая середина, некая гармония в распределении строгости и ласки, даже любовь требует дозировки, меры. Нарушается мера, нарушается и педагогический такт. Чувство меры позволяет учителю в каждом конкретном случае устанавливать предел разумной достаточности  в многообразных отношениях с учащимися (и это правильно, т.к. педагог имеет дело с человеком, где брак не допустим). В педагогическом процессе все должно быть сделано в меру: в меру нотаций, нравоучений, в меру наводящих вопросов. Никаких резких отклонений ни в поведении, нив речи, ни в привычках, ни в одежде, буквально во всем. Гибкость ума, сдержанность, уравновешенность, умеренность - важнейшие качества тактичного педагога.

Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Самооценка  бывает завышенной, заниженной и адекватной. Трудно бывает в коллективе не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, вечно сомневающимся в успехах общего дела. Формирование самооценки человека во многом зависит от оценки его деятельности коллективом, руководством школы. «Как раз в том, что каждый хотел, чтобы о нем думали хорошо, и состоит воспитательная сила коллектива», - писал В.А. Сухомлинский.

Вот почему очень важна благожелательная оценка качеств личности. При этом необходимо различать оценку личностных качеств и оценку личности в целом: человек более чувствителен к оценке своей личности в целом, по сравнению с оценкой отдельных результатов его труда, т.к. эти результаты могут быть удачными и неудачными. С другой стороны, оценка человека всегда должна сочетаться с предъявлением к нему различных требований. Эти требования должны быть соотнесены с требованиями к себе. Если требования к другим намного превышают требования к себе, то возникает напряженность, связанная с взаимными упреками.

Педагогический такт предполагает владение учителем различными средствами влияния на учащихся, наличие у него воли, принципиальности, наблюдательности, умения видеть нравственную сторону своих и чужих поступков, сдерживать свои отрицательные эмоции, быть  критичным к себе и чутким к другим, умения свои суждения облекать в такие формы, которые позволили бы ему не унижать других, не ронять своего достоинства, вовремя исправлять свои ошибки, с достоинством отступать, если допущена в чем-то оплошность. Педагогический такт не терпит торопливости в оценках, суждениях, выводах и решениях. Надо отметить, что учитель не гарантирован от ошибок. Но одни стыдятся своих ошибок, анализируют их причины, стремятся не повторять их, а другие ищут всякий раз оправдания вместо того, чтобы честно признать и вовремя исправить эту ошибку. Когда самооправдание становится привычкой, на  человека нельзя положиться, он может подвести и в большом, и в малом. Привычка во всем оправдываться приводит к тому, что человек становится не способным критически мыслить и оценивать свои поступки, начинает во всем чувствовать себя правым. Ужасен тип, хотящий всегда быть первым, писал Л.Н. Толстой. Такие люди бывают умными и глупыми, добрыми и злыми. Когда они умные и злые - это ужасно.

Нередко считают, если учитель владеет своим предметом  и методикой преподавания, то педагогический такт является к нему сам собой. Однако многолетний опыт показывает, что можно неплохо знать свой предмет, его методику, психологию школьников, добиваться их послушания, но в то же время не обладать педагогическим тактом, т.к. в педагогической деятельности самым  сложным является умение находить тропинку к детскому сердцу.

Таким образом, педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт это одна из форм реализации педагогической этики.

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Педагогический такт рассматривается, как способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Заключение

Итак, педагогический такт - это не отдельные штрихи поведения учителя, а стиль его работы, стиль его общения с учащимися, часть педагогической  культуры, педагогического мастерства. Он имеет глубокое внутреннее содержание и различные внешние проявления. Педагогический такт является обязательным условием реализации принципов гуманизма в учебно-воспитательном процессе, в профессионально-педагогическом общении учителя. При желании и стремлении каждый учитель может стать тактичным, так как мы уже отмечали выше, педагогический такт - не врожденное, а приобретаемое качество личности. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.

 

Рецензенты:

Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Мерлина Н.И., д.п.н., профессор кафедры дискретной математики и информатики. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Чебоксары.