Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE REFLECTION IN THE CONTEXT OF CYBERSOCIALIZATION OF YOUTH

Pleshakov V.A. 1, 1 Obidina T.V. 1
1 FGBOU VPO "The Moscow pedagogical state university"
The study of reflection of youth during the process of cybersocialization is very important today, when cybersocialization is becoming one of the most important forms of human socialization and one of the most important mechanisms of socio-psychological development of the personality. Thanks to Cyberspace youth have more possibilities for communication with people from different cultures, ages and professions. Cyber Communication with people from different cultures, ages and professions helps not only to receive information about the various spheres of life, but also to learn about their attitude to yourself and to feel it. It also gives possibility for development of reflection. Blogs, diaries, notes published in the pages of social networking and possibility of thoroughly planning the text in the Cyber Communication also help to develop reflection in adolescence. In order to study the development of the process of reflection of youth in the context of cybersocialization we suggested, that in the XXI century the forming and development of reflection is possible not only with the help of traditional resources, but also with the help of using «reflexive possibilities» of the Internet. 54 persons took part in our research. They were interviewed by us with the help of reflexive inquirer, that was suggested by A.V. Karpov and with the help of inquirer «The forming of the reflection by resources of the Internet», that was created by us. Then we used Spearman´s rank correlation coefficient and discovered the correlation between the level of development of reflection and the level of development of reflection by resources of the Internet.
cybersocialization
reflection
adolescence
Internet

Сегодня киберпространство по-настоящему превратилось в параллельную реальности материальной предметной действительности символьную реальность (киберреальность) для жизнедеятельности человека, удовлетворения его многочисленных современных потребностей, став средой поиска новых возможностей развития личности, реализации и трансформации классических видов деятельности: общения в киберкоммуникацию, игры в досуг, учения в познание и труда в работу [8]. В этой связи целесообразно говорить не только о «параллельном бытии» человека в киберпространстве, но об альтернативной онтологии современной человеческой цивилизации - киберонтологии [7], как актуальном результате эволюции человечества в XX-XXI вв.

Исследование развития рефлексии в процессе киберсоциализации приобретает все большую актуальность в современных условиях, когда киберсоциализация становится важнейшим видом социализации человека и механизмом социально-психологического развития личности. При этом возрастом наиболее активной группы пользователей и создателей контента сети Интернет является юношеский возраст, одним из главных новообразований которого, как известно, является развитие рефлексии [9].

Цель исследования

С целью изучения процесса развития рефлексии юношества в контексте киберсоциализации, нами была выдвинута гипотеза о том, что в XXI веке формирование и развитие рефлексии возможно не только средствами, доступными юношеству в контексте жизнедеятельности в реальности материальной предметной действительности, но и в символьной реальности киберпространства, в частности, посредством использования «рефлексивных возможностей» Интернета.

Материал и методы исследования

С точки зрения психологии, рефлексия является мыслительным процессом, направленным на анализ, понимание, осознание себя [9], а именно - анализ, понимание и осознание человеком собственных действий, состояний, способностей, своего назначения, отношений с другими, к другим, к миру в целом. В социальной психологии под рефлексией понимается «осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня» [1, С. 121]. Рассматривая рефлексию с позиции социально-психологического подхода, И.П. Петров отмечает, что Н.И. Гуткина определяет «рефлексивные ожидания как представления человека о том, какого поведения ожидают от него другие люди, составляющие круг его общения», а М.М. Муканов понимает рефлексию как «размышление о внутреннем содержании, которое актуализируется в самосознании индивида под влиянием других людей» [6, С. 56].

Согласно А.В. Мудрику, «все, что человек узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большей мере, а иногда минимально опосредуется рефлексией, то есть внутренним диалогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам, семье, обществу сверстников, сослуживцам, значимым лицам» [5, С. 481].

Киберкоммуникация, которая представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства и включает в себя обмен информацией, взаимное смысловое и экспрессивное восприятие собеседников, попытки влияния друг на друга [8], является первым вектором киберсоциализации человека, а юноши и девушки зачастую предпочитают ее классическому общению, ввиду разных обстоятельств. Благодаря киберпространству у юношества появляется больше возможностей для общения с людьми, принадлежащим к разным группам, это могут быть представители разных культур, возрастов, профессий и т.д. Киберкоммуникация с ними дает не только информацию о различных сферах жизнедеятельности, но и возможность порефлексировать, узнать, почувствовать отношение представителей данных сообществ к себе, благодаря комментариям, вопросам, отметкам «нравится», игнорированию и т.п.

В юношеском возрасте развитию рефлексии особо способствуют блоги и онлайн-дневники, которые ведут пользователи в Сети, поскольку, с нашей точки зрения, к ним еще точнее подходит характеристика, данная И.С. Коном дневнику обычному: «дневник является одновременно попыткой взглянуть на себя со стороны и пообщаться с самим собой» [4]. И хотя, по мнению некоторых исследователей, онлайн-дневник отличается от бумажного тем, что не является частным и секретным, а их создатели подвержены влиянию аудитории, Е.П. Белинская, анализируя работы целой плеяды ученых, утверждает, что некоторые авторы онлайн-дневников нацелены на самопознание и ведут дневники для того, чтобы «осмыслять, выражать эмоции, архивировать, записывать опыт и наслаждаться процессом писания» [2]. Роль, подобную той, которые играют онлайн-дневники в развитии рефлексии, также могут играть записи (авторские и репосты), публикуемые юношами и девушками в социальных сетях интернет-среды, благодаря такой функции, выявленной Ф. Леженом в процессе анализа обычных дневников, как «заморозка времени», что означает «строить память на бумаге (в нашем случае - в цифровой форме, в киберпространстве. - В.А. и Т.В.), создавая архивы из жизненного опыта, находить пути, предотвращающие ошибки, чтобы задать жизни последовательность и непрерывность» [2, С. 53]. Иными словами, точно так же, как можно вернуться к записям в обычных письмах или дневнике, существует еще более оперативная возможность вновь обратиться к своим старым записям и переписке в Интернете, что позволяет человеку отрефлексировать и сравнить свои интересы, мысли, чувства во времени. Кроме того, развитию рефлексии способствует возможность планирования, продумывания буквально каждого слова в процессе киберкоммуникации, благодаря допустимости отсрочить ответ во времени.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в эпоху киберсоциализации формирование и развитие рефлексии юношества возможно не только средствами, доступными в контексте жизнедеятельности в реальности материальной предметной действительности, но и в символьной реальности киберпространства, в частности, посредством использования т.н. «рефлексивных возможностей» Сети.

С целью подтверждения данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, для которого, на основании рефлексивного опросника, предложенного в 2003 году А.В. Карповым, мы составили и апробировали опросник «Развитие рефлексии средствами Интернета». Также, как и в опроснике А.В. Карпова, в нашем опроснике предусмотрено, что диагностика свойства рефлексивности должна учитывать ее направленность (интра- и интерпсихическая рефлексия) и вид (ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия) [3, С. 385]. Наш опросник «Развитие рефлексии средствами Интернета» содержит 18 утверждений, из которых 9 являются прямыми и 9 обратными утверждениями. Каждое утверждение испытуемым предлагается оценить по 7-ми балльной шкале (абсолютно неверно, неверно, скорее неверно, не знаю, скорее верно, верно, совершенно верно).

В качестве прямых утверждений испытуемым предлагаются следующие:

  1. Прежде чем сделать замечание человеку во время переписки в Интернете, я обязательно думаю, как это сделать так, чтобы его не обидеть.
  2. Сайты наподобие «Спрашивай.ру» помогают узнать что-то новое о себе.
  3. Возвращаясь к своим старым записям в Интернете, я сравниваю свои мысли тогда и сейчас.
  4. Сайты наподобие «Спрашивай.ру» помогают узнать что-то новое о собеседнике.
  5. Иногда я задумываюсь о том, что подумают обо мне в будущем, увидев мою станицу в Интернете.
  6. После участия в обсуждении интересной темы в Интернете, я долго думаю о ней, даже выйдя из Интернета.
  7. Прежде чем написать что-то в Интернете, я планирую, что буду писать.
  8. Я задумываюсь о том, как буду воспринимать через несколько лет то, что пишу в социальной сети интернет-среды сейчас.
  9. Люблю пролистывать свою страничку в социальной сети интернет-среды назад, вспоминать о своих чувствах и переживаниях.

К обратным утверждениям относятся:

  1. Интернет не дает возможность человеку лучше разобраться в себе.
  2. Не думаю, что мне будет интересно читать мои записи в Интернете годы спустя.
  3. У меня бывают конфликты в Интернете из-за того, что иногда я не могу предугадать, чего от меня ждут собеседники.
  4. Обычно я не возвращаюсь к своим старым записям в Интернете.
  5. Редко бывает так, что я жалею, если написал(-а) что-то «не то» в Интернете.
  6. Не вижу смысла читать то, что писал(-а) в Интернете раньше.
  7. Иногда я могу ответить собеседникам в Интернет первое, что пришло в голову.
  8. Сайты наподобие «Спрашивай.ру» существуют просто для общения.
  9. Мне все равно, что будут думать люди через несколько лет о том, что я пишу в Интернете.

Результаты исследования и их обсуждение

С помощью рефлексивного опросника А.В. Карпова и созданного нами опросника «Развитие рефлексии средствами Интернета» мы провели исследование с целью установления взаимосвязи между уровнем развития рефлексии и уровнем развития рефлексии посредством Интернета в контексте киберсоциализации юношей и девушек.

В исследовании, организованном в сентябре-декабре 2014 года, принимало участие 54 учащихся колледжа МЭСИ г. Москвы в возрасте от 15 до 18 лет.

В результате исследования мы установили, что 24 испытуемых имеют низкий уровень развития рефлексии (низкая рефлексивность), у 30 человек - средний уровень развития рефлексии (средняя рефлексивность), испытуемых с высоким уровнем развития рефлексии (высокоразвитая рефлексивность) в нашем исследовании выявлено не было.

Для оценки взаимосвязи между уровнем развития рефлексии и уровнем развития рефлексии (рефлексивностью) посредством Интернета мы произвели расчеты с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате определения степени тесноты между уровнем развития рефлексии и уровнем развития рефлексии посредством Интернета мы получили коэффициент равный 0,439, величина которого попадает в зону значимости, и, следовательно, связь между двумя показателями существует.

Анализируя данные результатов по опроснику «Развитие рефлексии средствами Интернета» о направленности рефлексивности, мы определили, что в целом по испытуемым с низким уровнем развития рефлексии наибольшее количество баллов приходится на долю ответов, связанных с восприятием «другого» в процессе общения посредством Интернета (39 %), наименьшее количество баллов приходится на долю ответов о восприятии себя в процессе киберкоммуникации (29 %), а количество баллов, приходящееся на долю ответов о восприятии себя «другими», составило 32 %. При этом, по испытуемым со средним уровнем развития рефлексии, соответствующие данные распределились относительно равномерно (34 %, 32 % и 34 % соответственно).

Также по испытуемым со средним уровнем развития рефлексии относительно равномерно распределились баллы по ответам на вопросы, связанные с планированием в процессе общения в Интернете, обращением к записям, сделанным в прошлом, и размышлением о восприятии записей в будущем (33 %, 37 % и 30 % соответственно). У испытуемых с низким уровнем развития рефлексии эти данные составили 48 %, 33 % и 19 % соответственно.

Выводы

Таким образом, в ходе исследования нами была установлена взаимосвязь между уровнем развития рефлексии и уровнем развития рефлексии посредством Интернета, и для данной выборки подтверждена выдвинутая ранее гипотеза.

Кроме того, мы определили, что испытуемые с низким уровнем развития рефлексии видят больше возможностей познания собеседника в процессе общения с ним посредством Интернета, нежели познания себя, а записи юношей и девушек в Сети гораздо больше ориентированы на настоящее, чем на будущее. При этом испытуемые со средним уровнем развития рефлексии примерно в равной степени видят возможности для познания как себя, так и «другого» в процессе киберкоммуникации и ориентированы на настоящее и будущее.

Подводя итоги, мы считаем, что критериями развития рефлексии и формирования культуры рефлексии в контексте киберсоциализации юношества могут стать: знание о феномене личности, понимание духовно-нравственных норм общения и владение правилами киберкоммуникации (в частности, нетикета, сетикета); наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог с партнерами по коммуникации; осознанное осмысление процесса и содержания межличностных отношений, понимание последствий и перспектив их развития; эмпатийные и собственно рефлексивные умения; способность простраивать связь между прошлым, настоящим и будущим, готовность применять усвоенные знания, навыки, умения и отношения в поведении.

Рецензенты:

Вачков И.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.

Пушкарева Т.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.