Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

TECHNOLOGIES OF OCCUPATIONAL AND EDUCATIONAL MENTALITY FORMING

Ismagilova L.A. 1 Matyagina T.V. 1 Smolyaninov N.E. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
В современных условиях очевидны перекосы в воспроизводстве профессионально-кадровой структуры общества и различия во взглядах на вопросы профессионального и образовательного выбора людей. Подходы к решению проблемы профессиональной ориентации и проектирования профессиональных и образовательных траекторий требуют систематизации. В работе введено понятие «профессионально-образовательный менталитет» и предлагается концептуальный подход к формированию менталитета широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, который позволяет реализовать общезначимые механизмы и инструменты информационного обмена идеями, создания привлекательного имиджа отдельных профессий и направлений обучения, предпрофессиональной и профессиональной ориентации и выбора образовательных траекторий, основанный на функционировании профессионально-образовательной биржи.
In the current context it is evident that there are imbalances in reprocessing of professional staffing structure of society and differences in views on the issues of occupational and educational choice of people. Approaches to an issue of occupational guidance and design of professional and educational paths are not systematized. In this work, we introduce the idea of "occupational and educational mentality" and we propose a conceptual approach to the formation of the mentality of large social groups on issues of professional and educational choice, which allows to implement the generally valid mechanisms and tools of information exchange of ideas, creating an attractive image of certain professions and areas of study, prevocational and vocational guidance and selection of educational paths, based on the functioning of the occupational and educational exchange.
occupational and educational mentality
occupational guidance
educational path
occupational and educational exchange
permanent education
lifelong education
academic mobility

Постановка проблемы и актуальность темы

Одной из эффективных составляющих стратегии развития России в период кризиса считается реиндустриализация экономики [1], а одним из базовых условий экономического роста являются высокоподготовленные кадры, квалификация которых соответствующим образом подтверждена [3]. Поэтому вопросам воспроизводства профессионально-кадровой структуры сегодня уделяется особое внимание [4]. Но недостаточный уровень развития человеческого капитала и несоответствие его качества решаемым социально-экономическим задачам является барьером для реализации этой стратегии.

Природа человеческого капитала раскрыта в различных аспектах в работах зарубежных и российских ученых: Беккера Г. [8], Шульца Т. [9], Саймона С. [10], Стиглица Дж. [6], Дятлова С. А. [2], а также Кузнеца С., Глазьева С. Ю., Иноземцева В. Л., Капелюшникова Р. И. Заславской Т. И., Радаева В. В., Рывкиной Р. В., Тощенко Ж. Т., и др. Исследования последних лет сфокусированы на изучении механизмов эффективного управления человеческим капиталом, а также взаимного влияния отдельных факторов социальной среды, процессов глобализации, институтов развития и человеческого капитала [5; 7 и др.].

Однако все еще сохраняются различия во взглядах на вопросы профессионального и образовательного выбора, а также формирования привлекательного имиджа профессий и направлений подготовки кадров в интересах, как личности, так и других участников этого процесса. Это не позволяет людям правильно оценить свои карьерные перспективы и возможные последствия такого выбора, организациям – эффективно управлять человеческими ресурсами, государственным институтам – адекватно оценивать перспективы социально-экономического развития. В целом в науке до сих пор не существует единства концептуальных подходов к решению проблем формирования, трансформации и управления профессионально-образовательным менталитетом экономически активного населения.

Понятие «профессионально-образовательный менталитет» вводится как комплексная характеристика человеческого капитала и возникает в условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг.

В современных условиях отмечается также дефицит инструментария, позволяющего формировать и трансформировать профессионально-образовательный менталитет на этапах выбора профессии, развития карьеры, профессиональной мобильности. По «инерции» личностных психологических и экономических установок 90-х годов прошлого века люди все еще стремятся связать свою трудовую деятельность с профессиями, которые, как им кажется, связаны с высокой доходностью. При этом не всегда адекватно оцениваются последствия возможных изменений конъюнктуры рынка труда в долгосрочной перспективе. Особенно это касается представителей молодежной среды.

Но проводимых исследований в этих направлениях сегодня явно недостаточно, а предлагаемые подходы к решению проблемы профессиональной ориентации и проектирования профессиональных и образовательных траекторий, выбору стратегий профессионального развития и роста еще недостаточно разработаны.

В связи с этим в данной статье предлагается технология формирования, на различных этапах жизни, менталитета широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, а также использованию практических инструментов и технологий предпрофессиональной и профессиональной ориентации, выбора профессиональных и образовательных траекторий.

Концепция формирования профессионально-образовательного менталитета

В работе предлагается концептуальный подход к формированию профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения, который позволяет реализовать общезначимые механизмы и инструменты информационного обмена идеями, создания привлекательного имиджа отдельных профессий и направлений обучения, предпрофессиональной и профессиональной ориентации и выбора образовательных траекторий, основанный на функционировании профессионально-образовательной биржи.

Целью данного подхода является создание условий для повышения уровня информационного, научного и образовательного обмена по вопросам формирования профессионально-образовательного менталитета среди широкого круга заинтересованных лиц за счет использования нового социально-ориентированного инструментария научно-практического взаимодействия и обмена информацией в форме специализированной площадки в реальной и виртуальной среде.

Возможные способы использования информации, результатов и возможностей профессионально-образовательной биржи для различных категорий потребителей:

1) Учащаяся молодежь может использовать информацию о существующих профессиях, их востребованности на рынке рабочих мест, о возможностях профессионального и карьерного роста, о влиянии на уровень жизни для принятия обоснованного решения о продолжении обучения на последующих уровнях образования.

2) Молодежь из числа занятых в экономике, а также другие категории трудоспособного населения может использовать информацию для анализа альтернатив и обоснования выбора наиболее эффективных способов изменения своей профессиональной траектории. Например, информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов может способствовать повышению уверенности в выборе учебного заведения, необходимого для карьерного развития, направления будущего обучения; информация о спросе и предложении на рынках труда и рабочих мест призвана помочь им в формировании собственных целевых установок в отношении занимаемых должностей в рамках конкретных профессий.

3) Для молодых людей из числа незанятых в экономике может быть важна информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов для принятия решения об укреплении своих квалификационно-образовательных позиций, понимания своей компетентностной сущности, что, в результате, должно способствовать принятию обоснованного решения для продолжения обучения или смене вида профессиональной деятельности.

4) Организации коммерческого сектора могут воспользоваться информацией проекта для оценки потребности в трудовых ресурсах, обоснования корпоративной организационной структуры, повышения эффективности использования человеческого капитала.

5) Научные организации и организации сектора исследований и разработок могут использовать информацию (например, в виде научных сборников, монографий, аналитических документов) для выбора актуальных направлений исследований, продолжения научных работ и корректировки их планов.

6) Образовательные организации могут использовать информацию биржи для организации профессионально-ориентационных работ, проведения приемных компаний, планирования контингента, разработки перспективных планов развития структуры направлений и специальностей подготовки.

7) Государственные институты могут использовать информацию биржи для разработки государственных и региональных программ социально-экономического развития; выработки и корректировки государственной политики в области образования, молодежной политики; планов развития отраслей и др.

8) Все категории потребителей – для принятия решения об участии в мероприятиях биржи.

9) Частные и государственные организации для подготовки проектов и заключения соглашений о намерениях.

Информация, распространяемая в рамках биржи должна способствовать:

  • корректировке устойчивых взглядов (менталитета) широких слоев населения в отношении выбора и изменении траектории профессии, повышения уровня образования;
  • эффективному использованию ресурсов системы образования;
  • повышению уровня жизни;
  • наиболее полному удовлетворению потребности экономики территорий в человеческом капитале.

Таким образом, задачами профессионально-образовательной биржи (см. рис 1) являются:

  • информационный, научный и образовательный обмен по вопросам развития профессий, направлений и уровней образования;
  • модерация этой информации;
  • организация мероприятий, повышающих информированность общества в вопросах профессионального выбора и оценки имиджа образования.

Рис. 1. Структура профессионально-образовательной биржи

Профессионально-образовательная биржа должна быть реализована в двух формах: а) как добровольное объединение научных, образовательных, производственных и других организаций, государственных учреждений и физических лиц, а также б) как специализированная виртуальная площадка (портал).

Добровольное объединение лиц (ассоциация, консорциум, гильдия, саморегулируемая организация) предполагается с целью:

  • ведения координированной деятельности, содержанием которой являются формирование информационного, научного и образовательного контента по вопросам профессиональной ориентации, оценки образовательных траекторий, формирования профессионально-образовательного менталитета;
  • разработки практических инструментов и технологий обмена этой информацией;
  • формирования рынка обмена продуктами этой деятельности с использованием разработанных инструментов и технологий.

Участники такого объединения непосредственно участвуют в информационном обмене и обеспечивают передачу информации во внешнюю среду.

Специализированная виртуальная площадка (портал) создается с целью организации непосредственного информационного обмена идеями между научным сообществом, образовательной и профессиональной средой, а также рынком труда и рабочих мест, государственными институтами и является практическим инструментом для такого обмена. Такая организация биржи обеспечивает также визуализацию обмениваемой информацией и другими продуктами деятельности ассоциации, свободный доступ удаленных пользователей и организацию электронной платежной для обеспечения транзакций.

Возможные схемы обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета показаны на рис. 2. Соединительные линии здесь показывают направления движения информационных потоков и обмениваемых продуктов.

Форма сетевого взаимодействия «звезда» предусматривает предоставление равных альтернативных возможностей при реализации обмена. В данном случае профессионально-образовательная биржа (ПОБ) выступает как инициатор и координатор сетевой реализации информационного обмена, а другие организации-участники (Орг1 – Орг5) и физические лица – люди (Л) не связаны между собой отдельными отношениями обмена.

а) звезда б) паутина в) сеть

Рис. 2. Возможные схемы информационного, научного и образовательного обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета

В схеме «паутина» на отношения информационного обмена биржи с ключевыми партнерами накладываются отношения других организаций и физических лиц между друг другом, но в рамках единой политики сетевого взаимодействия, предложенной биржей.

«Сеть» предусматривает схожий с «паутиной» механизм, но на принципах равноправного взаимодействия и полной свободы выбора партнера и механизма обмена.

Модерация информационного обмена осуществляется для повышения его целенаправленности, интенсивности и качества контента, предполагающего приращение знаний и выявление социально-экономических, социально-правовых и иных закономерностей профессионального и образовательного развития. Для обеспечения полноты и качества данного контента необходимо формирование информационного пространства согласования потребностей развития представителей научного сообщества, образовательной, профессиональной среды и молодежной аудитории, а также формирования профессионально-образовательного менталитета. В результате ожидается устранение когнитивного общественного диссонанса устойчивых взглядов представителей различных социальных институтов и групп на проблемы профессионализации и образования, а также создание условий для формирования профессионально-образовательного менталитета.

Проведение мероприятий просветительского, научного, профориентационного и образовательного характера направлены на популяризацию знаний о действующей системе образования, о профессионально-кадровой структуре общества, об образовательных, научных, производственных и иных организациях, принимающих участие в функционировании биржи. Мероприятия проводятся, как очном формате, так и в электронном, с использованием всех возможностей, включая виртуальную площадку информационного обмена (портал), технические возможности электронного обучения, а также технические системы дистанционного образования, другие информационные ресурсы, включая ресурсы социальных сетей.В результате ожидается повышение информированности общества о структуре потребностей отраслей экономики в кадрах, о системе национальных квалификаций, о сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, их продолжительности и содержании, о механизме профессиональной сертификации специалистов и о других вопросах, находящихся в компетенции биржи.

Заключение

В работе введено понятие «профессионально-образовательный менталитет». Этот менталитет, как основу воспроизводства и наращивания человеческого капитала, предлагается формировать, трансформировать и реализовать посредством профессионально-образовательной биржи, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс результативных инструментов координации и коммуникации, обеспечивающих повышение уровня и интенсивности информационного обмена по вопросам профессионального и образовательного выбора, результативности и востребованности проводимых научных исследований, образовательных программ, потребностей и приоритетов заинтересованных потребителей, экономики и общества в целом.

Главными результатом реализации концептуального подхода к формированию профессионально-образовательного менталитета, является создание специализированной площадки в виртуальной и реальной среде, на которой создаются, поддерживаются в актуальном состоянии и используются новые методы, способы и технологии формирования устойчивых профессионально-образовательных взглядов широких социальных групп с учетом обеспечения удовлетворенности потребителей и востребованности экономики в развитии человеческого капитала.

Сведения о рецензентах:

Климова Нина Ивановна, д-р экон. наук, проф., заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН).

Амирханова Лилия Рифовна, д-р экон. наук, проф., профессор каф. менеджмента и маркетинга, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» (ФГБОУ ВПО «УГАТУ»).