Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ABOUT THE METHODS OF PREPARATION OF EXPERTS OF A SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT TO PROFESSIONAL INTERACTION

Asmalovskaya O.A. 1
1 State educational Institute of higher professional education "Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University"
An important condition for the effective implementation of psycho-pedagogical support children with speech acts multidimensional interaction professionals (psychologists, speech therapists, teachers, and others.) Into a single educational space (TN Volkovskaya, Ekzhanova EA et al.). Sure, good results can be achieved only in a team of like-minded, which clearly and competently roles and responsibilities, which implements the algorithm of actions and properly placed accents correction. Many authors (MI Lukyanov, VA VM Malikov Miniyarov, TI Chirkov et al.) Have argued that in the current practice of professional relationships methodological basis of this interaction is not developed or covered in fragments, and culture of the interaction is still at a low level. This fact determines the relevance of the research topic. In the course of the formative stage of the experiment we set a goal: to develop and test the author´s "training programs of psycho-pedagogical support to preschool children with ONR professional interaction", which included a number of activities: 1. Independent work with scientific literature on developmental disorders, practical tasks. 2.Laboratorno practical sessions conducted in the form of a discussion of the problem. 3. Specially organized training (delovye games) that are modelirovanie experts sposobov adequate behavior in the process of solving problems problemnyh and conflict analysis of work situations. All teachers have been trained on "training programs of psycho-pedagogical support to preschool children with ONR professional interaction" argue that the knowledge and practical skills acquired during its development, thus reducing time correctional work and increase its effectiveness. All this suggests the feasibility of the author´s program.
the system of psychological-pedagogical support of children with General speech underdevelopment
the integration of professional cooperation
professional interaction
В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют наибольшую численность среди детей с отклонениями в здоровье. До недавнего времени коррекционная работа с такими детьми, с научной и практической точки зрения, осуществлялась средствами логопедии и опиралась на базовые разработки в области преодоления речевых отклонений (Е.Ф. Архипова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.А. Каше,. Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.С. Орлова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Как показывает практика, с каждым годом нарушения речи утяжеляются и носят все более сложный и полиморфный характер. Наряду с отставанием в речевом развитии, у таких детей наблюдаются различные психологические наслоения: отклонения в психическом, эмоционально-волевом и социальном развитии. Специалистами отмечается, что компенсация развития таких детей невозможна только средствами логопедии, т.к. им требуется комплексное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на интегративном участии разных специалистов[1-4].

Важным условием эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками речи выступает многоаспектное взаимодействие специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.) в едином образовательном пространстве (Т.Н. Волковская, Е.А. Екжанова и др.). При таком подходе возрастает число участников, включенных в процесс психокоррекционного воздействия на ребенка, что способствует сокращению сроков коррекционной работы, а также существенно расширяет сферы коррекционного воздействия. Несомненно, высоких результатов можно добиться только в команде единомышленников, где четко и грамотно распределены роли и функциональные обязанности, где реализуется нужный алгоритм действий и правильно расставлены коррекционные акценты.

Многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сложившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.

Данный факт определяет актуальность темы исследования.

В эксперименте были задействованы 367 участников, среди которых 83 педагога-психолога (далее - психолога), 124 учителя-логопеда (далее - логопеда), 160 воспитателей г. Тулы и Тульской области. Работа проводилась на курсах повышения квалификации при ТГПУ им. Л.Н. Толстого, на городских методических объединениях психологов, логопедов и воспитателей г. Тулы, на тематических районных и городских семинарах.

На предварительном этапе эксперимента нами был реализована диагностическая программа, направленная на выявление актуального уровня потребностей специалистов в профессиональном взаимодействии в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Основным методом исследования выступил мониторинг, состоящий из опросников и анкет. В основу диагностической программы легли методические подходы, разработанные Е.М. Кочневой (2003) [5], и модифицированные нами с учетом специфики поставленных задач.

Данные, полученные в ходе эксперимента, были проанализированы методами оценки статистической достоверности между сравниваемыми показателями t-критерием Стьюдента. Для оценки достоверности различий между процентными долями мы использовали F-критерий Фишера. Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы.

  1. Большинство педагогов, участвующих в эксперименте, имеют негативный опыт сотрудничества со смежными специалистами, что влечет за собой низкую мотивацию к взаимодействию.
  2. В ходе коррекционной работы специалисты взаимодействуют недостаточно, но имеют в этом высокую потребность.
  3. Все специалисты испытывают определенные трудности в работе, которые решаемы только при интегративном сотрудничестве.
  4. Воспитатели мало включены в коррекционный процесс и слабо ориентируются в его задачах.

В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами была поставлена цель:

разработать и апробировать авторскую «Программу подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», которая включала в себя ряд мероприятий.

  1. Самостоятельная работа с научной литературой по проблемам нарушенного развития, выполнение практических заданий.
  2. Лабораторно-практические занятия, проводимые в дискуссионной проблемной форме.
  3. Специально организованные тренинги (деловые игры), которые представляют собой моделирование специалистами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных рабочих ситуаций.

Краткое содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Программа подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР

Вид заданий

Содержание деятельности

Количество

часов

Теоретические занятия

Лекции.

10

Специальные лабораторно-практические задания для контроля теоретических знаний

Составление портфолио игр, методик, наглядного материала для проведения диагностической, коррекционной и просветительско-профилактической работы с дошкольниками с ОНР, их семьями и близким окружением

8

Комплекс деловых игр

Практическое применение теоретических знаний и практических навыков при взаимодействии специалистов в реализации диагностического, коррекционного и консультативно-профилактического модулей коррекционной работы

18

Самостоятельная работа

Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы

36

 

Всего

 

72

В целях повышения уровня теоретической подготовки специалистов нами был разработан курс лекционных занятий, содержание которого представлено в таблице 2.

Таблица 2

Тематика и содержание лекционных занятий

Тема

Содержание

Кол-во часов

Общая характеристика речи и речевых нарушений

Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

2

Особенности речевого развития детей с ОНР

Общее недоразвитие речи. Определение. Характеристика уровней. Клиническая классификации ОНР (по Е.М. Мастюковой)

2

Особенности познавательной сферы детей с ОНР

Особенности формирования и развития восприятия у детей с ОНР. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с ОНР. Внимание и приемы его развития у детей с системным нарушением речи.

Особенности мнестической деятельности при ОНР. Память, приемы развития памяти у детей с ОНР. Особенности процессов мышления и воображения у детей с ОНР и приемы и методы развития этих процессов

2

Психологические особенности детей с ОНР

Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при системных нарушениях речи. Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ОНР. Мероприятия, направленные на предупреждение социальной дезадаптации дошкольников с ОНР

2

Организационно-методические аспекты

психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

Определение понятий «психологическая диагностика», «психологическая коррекция» и «психологическое консультирование» в системе психологического сопровождения дошкольников с ОНР. Цель и задачи психологического сопровождения дошкольников с ОНР, организационные аспекты. Дифференцированная характеристика содержания деятельности психолога, логопеда и воспитателя в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Формы взаимодействия специалистов

2

В ходе эксперимента была апробирована программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей, направленная на развитие навыков конструктивного сотрудничества при их профессиональном взаимодействии. Содержание программы представлено в таблице 3.

Таблица 3

Программа тренингов и лабораторно-практических занятий для психологов, логопедов и воспитателей

Название мероприятия

Вид занятия

Цель занятия

Кол-во часов

«Совместная организация и проведение диагностического обследования ребенка с ОНР»

Лабораторно-практическое занятие

Научить взаимодействовать специалистов в процессе подготовки и проведения диагностического обследования ребенка с ОНР

 

2

«Составление совместного психолого-педагогического заключения и разработка плана коррекционной работы с дошкольником с ОНР»

Лабораторно-практическое занятие

 

Научить взаимодействию специалистов в процессе вынесения совместного психолого-педагогического заключения, подготовить к отстаиванию своей точки зрения относительно разработки содержания плана коррекционной работы

 

2

«Проведение интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя»

Лабораторно-практическое занятие

Сформировать навыки составления конспектов интегрированных занятий психолога, логопеда и воспитателя. Научить проводить занятия данного типа

 

 

2

«Проведение совместной консультативной работы»

Лабораторно-практическое занятие

Научить составлять совместные рекомендации для педагогов ДОУ, а также родителей и родственников дошкольника с ОНР

 

2

«Заседание ПМПк»

Деловая ролевая игра

Выработка навыков конструктивного профессионального взаимодействия, предупреждение конфликтных ситуаций, приход к единому мнению

 

4

«Конфликт в ДОУ»

Деловая игра

Развитие у специалистов способности анализировать конфликт и формирование навыков ведения деловой дискуссии по спорным вопросам

 

4

«Принятие нового специалиста в коллективе»

Деловая ролевая игра

Развитие навыков анализа конфликтных ситуаций типа «личность - группа» и формирование умений ими управлять

 

 

4

«Необычный ребенок»

Деловая ролевая игра

Развитие у специалистов навыков анализа конфликтных ситуаций и формирование умений принимать решения в нестандартных ситуациях

 

2

«Реформирование ДОУ»

Деловая игра

Развитие у специалистов навыков конструктивного поведения в период реформирования ОУ

 

4

После реализации «Программы подготовки специалистов к взаимодействию в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР» нами был проведен анализ результатов, позволяющий оценить эффективность проведенной экспериментальной работы.

На контрольном этапе эксперимента был проведен мониторинг, позволяющий проследить динамику состояния уровня компетентности и самооценки специалистов, а также наличие мотивации к сотрудничеству. Полученные данные прошли статистический анализ методом t-критерия Стьюдента, который показал, что все оцениваемые критерии до и после эксперимента и у психологов, и логопедов лежат в зоне статистической значимости. Со всей очевидностью можно утверждать, что повысились следующие показатели: самооценка своей профессиональной компетентности, степень доверия в совместной работе, мотивации к сотрудничеству. После проведенного эксперимента и логопеды, и психологи значительно выше оценивают свои способности самостоятельно составить план коррекционно-развивающей работы (логопеды - до М=8,12; после М=8,52; психологи - до - 6,48; после - 8,38), статистическая значимость, определяемая t-критерием Стьюдента, соответствует t=6.7; (p≤0.01) у логопедов и t=7,9 (p≤0.01) у психологов. Повысилась степень доверия в совместной работе логопедов к психологу (до М=8,06; после М=8,31) и у психологов к логопедам (до М =7,95, после М=8,7). Повысился уровень готовности обращения логопедов и психологов друг к другу при возникших трудностях в проведении коррекционной работы (логопеды - до М=7,95, после М=8,45; психологи - до М=7,84, после М=8,66).

После проведенной экспериментальной работы был проведен повторный мониторинг актуального состояния включенности воспитателей в процесс психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР. Анализ повторного анкетирования показал, что воспитатели, участвовавшие в эксперименте, повысили уровень своих дефектологических знаний, они хорошо ориентируются в коррекционных программах, по которым обучаются дошкольники с ОНР. Все воспитатели отмечали, что стали равноправными участниками коррекционного процесса и оказывают реальную помощь в реализации всех поставленных задач, а также они создают оптимальные условия для оказания помощи детям с недостатками речи и являются связующим звеном между специалистами и родителями.

Все педагоги, прошедшие обучение по «Программе подготовки специалистов системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР к профессиональному взаимодействию», утверждают, что знания и практические навыки, полученные в ходе ее освоения, позволяют сократить сроки коррекционной работы и повышают ее эффективность.

Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности реализации данной авторской программы.

Рецензенты:

Пазухина С.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Ежкова Н.С., д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.