Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WEB TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INDEPENDENT UNIVERSITY STUDENTS

Lyubimova E.M. 1 Khisamieva R.M. 1
1 Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
This article discusses the use of web-based technologies as a means of independence of students of the university. It is suggested that the web-technologies contribute to the development of web-independence university students and will improve the effectiveness of training activities. It is shown that the possibilities of modern Web-based technologies are effective in the organization of independent work of students. Among them, special attention is paid to the means of distance learning, web-resources of the educational purpose and individual plan for professional growth. The article pointed out that the formation of the students abilities web-based technologies there is intuitive and organized. One of the main reasons is the lack of readiness of university teachers. To improve the competence of teachers in the field of independent work of students on the basis of web-based technologies developed handbook. To assess its effectiveness used survey of high school teachers. The article gives some feedback of teachers, confirming the results of the study.
web independence.
web technologies
independent work
student
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования «третьего поколения» переносят центр нагрузки в обучении на самостоятельную работу студентов, попутно ограничивая нагрузку обязательными аудиторными занятиями. Переход на двухуровневую систему образования ставит перед вузами России новые задачи, одна из которых – формирование у будущих специалистов навыков и умений самостоятельной работы [2].

Самостоятельная работа позволяет обеспечить продуктивную деятельность студента с учетом его индивидуальных  особенностей и способствует познавательной активности студента на протяжении всего процесса обучения.

Для современного общества нужны всесторонне развитые люди, профессионалы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределённости, вести самостоятельный поиск решения сложных проблем [5].

Непрерывное образование, качественное повышение квалификации, отвечающее современным требованиям развивающегося информационного общества, необходимо вести в информационной образовательной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий. Поэтому при организации самостоятельной деятельности студентов необходимо опираться на средства, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях.

В современном образовании Web-технологии предоставляют возможность получать информационные ресурсы для личного самообразования студентов. В современном обществе от студента, профессионала любой сферы деятельности требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать ранее полученные знания в реальной и конкретной учебной ситуации [3].

Большинство преподавателей не имеют достоверных представлений о возможностях web-технологий как средства развития самостоятельности студентов.

Нами было выдвинуто предположение о том, что web-технологии  способствуют развитию web-самостоятельности студентов вузов и позволяют повысить  эффективность  и самостоятельность учебной  деятельности.

Цель исследования –выявление возможностей web-технологий для развития самостоятельности студентов.

Материал и методы исследования.Многие исследователи отмечают, что web-технологии позволяют развивать самостоятельную деятельность студентов. Однако использование всех преимуществ, предоставляемых  современными web-технологиями, невозможно без наличия, как у студента, так и у преподавателя, такого качества как web-самостоятельность.

Web-самостоятельность подразумевает умение любого участника образовательного процесса ориентироваться в информационном пространстве, иметь информационную культуруи быть готовым к овладению новейшими технологиями, что позволит всегда оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Сложившаяся к настоящему моменту система обучения вуза не направлена на развитие способностей студентов к самообучению[4]. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе Web-технологий происходит интуитивно и неорганизованно. В первую очередь это происходит из-за недостаточного уровня компетентности  преподавателей о возможностях предоставляемых web-технологиями и их видов.Вследствие этого возникает проблема интеграции таких технологий в учебный процесс.

Для повышения уровня компетентности преподавателей в применении Web-технологий в учебном процессе было разработано методическое пособие «Web-технологии как средство развития самостоятельности студентов вузов». В пособии находятся сведения об актуальности и значении самостоятельной работы в учебно-профессиональной деятельности студентов, основные принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и формы самостоятельной работы. Описаны сведения о современных средствах самостоятельного обучения, таких, как web-технологии, средства дистанционного обучения и образовательные web-ресурсы. Пособие имеет следующую структуру:

-                   Введение;

-                   Что это такое, основоположники, принципы, формы и методы;

-                   Требования к самостоятельности конкурентоспособного специалиста;

-                   Средства самостоятельного обучения;

-                   Возможности Web-технологий;

-                   Системы дистанционного обучения;

-                   Требования к электронным ресурсам образовательного назначения;

-                   Разработка индивидуального плана профессионального роста.

Такой порядок следования тем в пособии позволяет всесторонне рассмотреть изучаемый вопрос. Начиная от простых понятий и постепенно двигаясь к возможностям web-технологий применительно к учебной деятельности. При этом затрагиваются также вопросы соответствия тех или иных Web-ресурсов конкретным образовательным задачам. К примеру, возможность доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) с различных технических средств (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.) в любое удобное время позволяет повысить качество обучения [1].

Для определения уровня компетентности  преподавателей по использованию web-технологий как средства организации самостоятельности студентов вузов использовался опрос, в котором принимали участие преподаватели Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

В ходе опроса были выявлены следующие результаты.  Он показал, что более 80% опрошенных преподавателей считают уровень самостоятельности студентов в использовании web-технологий высоким. 66% преподавателей считают, что студенты часто находят актуальную и научно-учебную информацию. Все преподаватели предоставляют методические рекомендации по предмету, однако лишь 50 % опрошенных предоставляют рекомендации по использованию Web-технологий по изучаемой дисциплине. При этом была выявлена следующая закономерность: преподаватели, которые предоставляют методические рекомендации по использованию Web-технологий, студенты подписаны на библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания, участвуют в тематических форумах. Соответственно, преподаватели, не предоставляющие данные рекомендации, студенты не используют в своей учебной деятельности библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания.

Результаты исследования и их обсуждение

Для успешной организации самостоятельной работы студентов преподаватель должен быть компетентен в следующих вопросах:

-                   Знать средства, которые будут действенны при организации самостоятельной работы студента;

-                   Знать возможности, предоставляемые при использовании WEB-технологий в обучении;

-                   Уметь применять WEB-технологии, как средства организации самостоятельной деятельности студентов.

В ходе исследования было выявлено, что использование WEB-технологий предоставляет принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования и, прежде всего, самообразования.

Одним из путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе, следовательно, повышения эффективности самостоятельной работы, является включение студентов в планирование и реализацию индивидуальной учебно-профессиональной деятельности.

Планирование учебно-профессиональной деятельности позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей будущего выпускника в качественном образовании, посредством осуществления подготовки студента к разработке и реализации индивидуальной образовательной деятельности.

Как и любому другому плану, индивидуальному плану профессионального роста свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т. д.

Этапы составления плана:

1.                  Подготовительным этапом является постановка цели и выполнение самоанализа. Этот шаг является достаточно важным, так как неправильно сформулированная цель приведет к ошибочным результатам и разочарованиям, а, следовательно, и неверному планированию.

Самооценка представляет собой процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, сильные и слабые стороны. Одним из средств являются анкеты для самоанализа.

Полученную в результате самооценки информацию необходимо соотнести с поставленной целью. Итогом является определение верности выбранной цели. При несовпадении результатов необходимо провести корректировку.

2.                  Выбор задач на намеченный период. Задачи плавно вытекают из целей. Они в данном случае выступают средством достижения цели.

Решение поставленных задач должно каждый раз приближать к цели, сформулированной на 1 этапе.  Формулировка задач должна быть конкретной, с понятными результатами и временными характеристиками. Например, неверная постановка: ознакомиться с существующими публикациями, верная формулировка: к 1 июня прочитать книгу «Как стать настоящим профессионалом?».

3.                  Конструирование деятельности по выполнению плана. Суть этапа заключается в дальнейшей детализации созданного плана. Данный этап занимает основную часть индивидуального плана, поэтому его необходимо разделить на несколько последовательных и взаимосвязанных частей. Это позволит своевременно находить причины неуспеха.

-                   Ознакомительный. Производится сбор необходимых исходных данных. Знакомство с условиями, в которых будет  происходить выполнение деятельности, спецификой выполнения.

-                   Аналитический. Проведение анализа возможностей, необходимых методов и средств по выполнению работы.

-                   Учебно-профессиональный. Непосредственное исполнение, т.е. перечисление всех выполняемых действий и использованных методов и средств.

-                   Теоретико-рефлексивный. Проведение рефлексии своих учебно-профессиональных действий с учетом полученных результатов. Анализ эффективности и затруднений при выполнении действия.

Таким образом, достижение каждой из целей и связанных с ней задач, описанных в планировании, необходимо осуществлять на основе схемы предложенной ниже:


Схема 1. Этапы достижения задач

Исходя из этого, можно сделать вывод, что индивидуальный план профессионального роста имеет циклическую структуру. Но при каждом выполнении итерации он будет совершенствоваться, а результаты деятельности будут более качественными.

При составлении и выполнении плана профессионального роста следует учитывать также качества личности, необходимые любому человеку для успешного профессионально-личностного роста.

План профессионального роста, составленный самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в  дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так  и собственной жизни. Такой подход позволит стать организованным, принимать ответственные взвешенные решения, обрести  навыки, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. При  условии, что студент будет серьезно относиться к составлению плана и его дальнейшей  реализации. Несомненным преимуществом является также и то, что такое планирование является мощным средством организации самостоятельной деятельности.

Стоит отметить, что любой индивидуальный план профессионального роста должен быть гибким, т.е. перестраиваемым в зависимости от тех или иных ситуаций.

Выводы и заключение. Обучение с использованием WEB-технологий повышает эффективность учебного процесса. Все это позволяет применять новые формы обучения, расширить возможности традиционных форм, повысить эффективность учебного процесса, индивидуализировать обучение.

Разработанное методическое пособие позволит преподавателям:

-               Получить возможность грамотного использования WEB-технологий при организации самостоятельной деятельности студентов;

-               Повысить качество обучения за счет применения современных интерактивных, электронных средств;

-               Повысить контроль над оценкой знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Применение индивидуального плана, составленного самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в  дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так  и собственной жизни.

Индивидуальный план профессионального роста позволит студенту:

-               Решать актуальные образовательные проблемы;

-               Ориентироваться на достижения и личностно-профессиональные устремления;

-               Принимать ответственные взвешенные решения.


Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучениятехнологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ,г.Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.