В условиях текущей экономической ситуации уязвимыми остаются незащищенные слои населения, к которым относятся студенты. Они вынуждены совмещать учебную деятельность с работой, что существенно влияет на успеваемость. В университетах существуют программы материальной поддержки, стипендии, но в связи с кризисной ситуацией этого недостаточно. В рамках данной работы проведены исследования студенческих сообществ, проживающих на территории университетского кампуса. Иногородние студенты наиболее остро чувствуют потребность в бытовых благах, которые можно удовлетворить путем взаимного обмена в рамках студенческого сообщества. Взаимопомощь является естественным проявлением коммуникаций. Такая ситуация является предпосылкой для формирования в студенческом коллективе системы оказания взаимных услуг и поставки продукции.
Предлагается создать систему на основе концепции облачных вычислений. В основу предполагаемой системы войдет процесс взаимообмена, будет создан каталог предложения и спроса услуг. Подобные системы хорошо зарекомендовали себя в различных локальных сообществах и существуют по всему миру в различных формах – банков времени, локальных систем торгового обмена, клиринговых центров и др. Организация подобной системы в студенческом коллективе поставит каждого ее участника в положение как поставщика, так и потребителя, что обеспечит формирование локальной экономики.
В данной статье проведено исследование потребностей студентов, на основе которого создается актуальный каталог спроса и предложения услуг.
Выявление потребностей
С целью выявления потребностей было проведено маркетинговое исследование посредством анкетирования. Анкета содержала вопросы закрытого типа, позволяющие облегчить ввод и анализ полученных данных. Вопросы открытого типа использовались для того, чтобы узнать личное мнение студента. Выборка респондентов была осуществлена на основе требований соответствующих методов математической статистики.
В результате обработки анкет оказалось, что средний возраст респондентов составляет 20 лет. Каждый из опрошенных пользовался услугами, оказываемыми студентами, но предоставить их другим могут лишь 40% респондентов. Большинство участников опроса поддержали участие в предложенной системе, но 10% респондентов сомневаются в ее эффективности. Были выявлены услуги, пользующиеся наибольшим спросом: печать документов, маникюр, парикмахерские услуги, помощь в учебе.
Таблица 1
Количество услуг, используемых одним студентом в месяц
Наименование услуг |
Количество использованных услуг (шт.) |
||||||||||
Месяц |
09 |
10 |
11 |
1 |
01
|
0 |
03
|
04
|
05
|
06 |
|
Печать документов |
Ж |
6 |
10 |
20 |
25 |
15 |
5 |
15 |
35 |
37 |
15 |
М |
7 |
10 |
24 |
27 |
18 |
6 |
16 |
37 |
40 |
16 |
|
Маникюр |
Ж |
1 |
|
1 |
3 |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
М |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Парикмахерские услуги |
Ж |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
М |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
|
1 |
1 |
|
0 |
|
Помощь в учебе |
Ж |
0 |
1 |
6 |
16 |
7 |
0 |
0 |
5 |
1 |
7 |
М |
1 |
3 |
9 |
18 |
10 |
1 |
1 |
6 |
13 |
9 |
В таблице 1 представлена информация, полученная путем личного опроса, о количестве используемых услуг в общежитии в расчете на одного человека. Данные разделены по месяцам, что показывает сезонность спроса конкретной услуги, а также по гендерному признаку, что позволяет произвести более точные расчеты, так как потребности по каждой услуге у мужчин и женщин различны.
Таблица 2
Суммарная стоимость популярных услуг
Наименование услуг |
Суммарная стоимость (руб.) |
|||||||||||
Мес. |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого |
|
Печать документов |
Ж |
20 |
40 |
68 |
25 |
15 |
15 |
50 |
100 |
90 |
60 |
483 |
М |
21 |
40 |
57 |
77 |
36 |
15 |
40 |
70 |
90 |
32 |
478 |
|
Маникюр |
Ж |
300 |
600 |
300 |
900 |
600 |
300 |
900 |
900 |
900 |
300 |
6000 |
М |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Парикмахерские услуги |
Ж |
0 |
400 |
400 |
400 |
0 |
0 |
400 |
400 |
400 |
0 |
2400 |
М |
0 |
100 |
100 |
100 |
0 |
200 |
100 |
100 |
200 |
0 |
900 |
|
Помощь |
Ж |
0 |
500 |
1800 |
4800 |
1400 |
0 |
0 |
2500 |
4800 |
2800 |
18600 |
в учебе |
М |
500 |
1500 |
3600 |
7200 |
5000 |
500 |
500 |
3000 |
5200 |
3600 |
30600 |
Итого за год: |
59461 руб. |
Данные, представленные в таблице 2, показывают денежный оборот популярных услуг в рамках студенческого кампуса. Средняя цена за напечатанную страницу составляет 3 руб., за парикмахерские услуги – 150 руб., за маникюр – 300 руб., за решение контрольных работ – 100 руб./задача, в то время как за его пределами расходы на эти услуги будут в разы больше. Так, например, средняя цена за маникюр составляет 600 руб., а за парикмахерские услуги – 400 руб.
Исходя из данных таблицы был посчитан потенциальный объем внутреннего рынка, который составил 17 838 300 руб.
После анализа всех полученных результатов был сделан вывод о том, что оказание взаимопомощи в рамках студенческих сообществ приносит выгоду в 10 320 руб. в год в среднем на одного студента, что указывает на эффективность использования системы взаимных расчетов.
Платформа для реализации ИС
На сегодняшний день в качестве потенциальных инструментов для реализации платформы ИС для взаимообмена между членами сообществ можно рассматривать только одного поставщика решений: Cyclos. Cyclos разработан «Организацией социальной торговли» STRO (англ. Social Trade Organication). Целью STRO является предоставление открытой платформы для реализации социально значимых экономических проектов. Программное обеспечение Cyclos (GPL/Java/J2SE/Tomcat) предназначено для организации денежно-кредитных отношений на основе сетей. Посредством Cyclos различные сообщества способны создавать собственные локальные экономики, системы учета и контролировать циркуляцию денежных средств или их альтернатив (Time Bank, бартер etc.). Syclos представляет собой модульное ПО, в основе которой лежит банковская система. Модули E-commerce, Loan administration, Web services, Joomla modules способны облегчить жизнь сообщества с точки зрения проведения транзакций и существующей системы внутреннего учета ценностей.
Cyclos разворачивается на сервере приложений «Tomcat». Программное обеспечение написано на Java. Интерфейсы пользователя переведены на 10 языков, в том числе и русский.
ПО имеет следующие возможности, которые доступны в 5 модулях: обеспечение финансовых транзакций, предоставление данных о профиле клиента (информация о клиенте, изображения), проведение внутренних расчетов (нормальные платежи, платежи с рассрочкой и по расписанию, обеспечение различных уровней авторизации), СМС авторизация, ведение счетов, проведение кредитной политики (микрофинансирование), ведение истории платежей (экспорт/импорт), настройка системы предупреждений и уведомлений.
В результате тщательного анализа соответствия функционала решений от Cyclos и требований к разрабатываемой ИС альтернативных расчетов был сделан вывод об обоснованности разработки собственной площадки для реализации на основе принципов облачной архитектуры. Это обусловлено по большей части проблемами прямого и обратного масштабирования.
Использование концепций облачной архитектуры при проектировании системы
Сегодня сложно встретить человека, который так или иначе бы не сталкивался с концепцией облачных вычислений. Порой мы даже не замечаем, как творится революция в области предоставления информационных услуг. Концепция облачных вычислений — это не новая технология, а всего лишь способ предоставления информационных ресурсов, перевернувший рынок IT-индустрии.
Облачные вычисления – информационно-технологическая концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к провайдеру. Распределение служит для обработки конкретной задачи без выделения конкретных аппаратных ресурсов при использовании всех совокупных ресурсов системы. Если говорить о главных преимуществах, можно выделить следующие: уменьшение расходов (капитальные затраты, текущие расходы), эффективное использование персонала, надежная масштабируемость. В модели облачных вычислений можно выделить две составные части: внутренняя (back-end) и внешняя (front-end), соединенные по сети. Посредством Front-end происходит взаимодействие пользователя с системой, она состоит из клиентского ПК или их сети. Back-end и есть облако, содержащее серверы, приложения и хранилища.
Рис. 1. Эталонная модель системы на основе подхода Сloud-enabled data center
На рисунке 1 представлена эталонная модель системы на основе подхода Сloud-enabled data center. Уровни IaaS и PaaS в данной модели ИС — основные средства поддержки готовности и устойчивости. За повышение коэффициента доступности и степени готовности системы отвечает уровень IaaS наряду с компонентами для обеспечения устойчивости. Данные компоненты фактически определяют политику и процедуры мониторинга и поддержки нашей ИС. Платформы OSS и CCMP реализуют автоматизацию облака. Минимизацию ошибок и конфликтов при развертывании системы в корпоративной информационной среде обеспечивают BSS/OSS. В таблице 3 представлена классификация концепций облачных вычислений.
Таблица 3
Классификация концепций облачных вычислений
Заменяемая парадигма |
Характеристики |
Преимущества |
Недостатки и риски |
Когда не стоит использовать |
|
laaS |
Инфраструктура как актив |
Не зависит от платформы. Расходы на инфраструктуру снижаются. Оплата по факту использования, автоматическое масштабирование |
Снижение капиталовложений в аппаратное обеспечение и трудовые ресурсы; снижение рисков потери инвестиций, низкий порог внедрения |
Производительность зависит от поставщика решений; потенциально большие долгосрочные расходы |
В случае, если капиталовложе-ния превышают текущие расходы |
PaaS |
Приобретение лицензии |
Потребляет инфраструктуру облака; обеспечивает методы динамического управления проектами |
Простота развертывания |
Централизация приводит к необходимости обеспечения новых мер безопасности |
Отсутствует |
SaaS |
Программное обеспечение как актив |
Соглашение SLA; пользовательский интерфейс; взаимодействие посредством API; не сохраняет состояния (stateless); слабосвязанный (loosely coupled) |
Снижение капиталовложений в аппаратное обеспечение и трудовые ресурсы; снижение рисков потери инвестиций, низкий порог внедрения; возможность плавного итеративного обновления |
При проектировании системы мы будем использовать концепцию «ПО как сервис», так как это позволить обеспечить комплексное решение «под ключ» и оградить потенциальных клиентов от дорогостоящей процедуры развертывания и настройки.
В процессе проектирования системы был произведен анализ процессов, поддержания важнейших функций на постоянной основе: авторизация, контроль баланса и транзакций, проведение транзакций, управление информацией по качеству. Подход на основе принципов облачной архитектуры используется для достижения высокой отказоустойчивости и готовности системы. Для этого необходимо виртуализировать объекты инфраструктуры (серверы, сетевые средства, базы данных) и учесть аспекты управления облачными сервисами. В архитектуру будут заложены следующие принципы:
1) в случае отказов системы предусмотрены механизмы срабатывания и оповещения;
2) заложен высокий приоритет целостности данных и информации, что гарантирует выполнение внутренних расчетов (достигается за счет надежных системных компонентов);
3) дальнейшая работа с системой должна исключить любые простои.
Система разрабатывается и внедряется на основе вертикальной модели, в то время как базы данных используются как ресурсы общего пользования в рамках всего предприятия. По отношению к пользователям разворачиваем следующие группы средств:
1) комплекс веб-инструментов и серверов ИС;
2) корпоративные информационные сервисы;
3) средства аутентификации.
Мультитенантность реализуем посредством предоставления одного экземпляра ПО по модели SaaS для всех обслуживающихся клиентов. Данные и конфигурация виртуально секционируются, чтобы каждая клиентская организация могла работать с виртуальным экземпляром приложения. При объединении ИТ-ресурсов в рамках одной операции мультитенантность позволяет экономить расходы дополнительно к основной экономии на масштабе.
Заключение
Исследования, проведенные в данной работе, позволили сделать вывод об обоснованности разработки локальной платежной системы под управлением концепции SaaS. Разработка информационной системы будет происходить на базе собственной платформы, учитывающей все возможные требования к архитектуре системы по модульному принципу. Эффектом внедрения такой системы взаимообмена будет формирование сетевой структуры коммуникаций в студенческом сообществе, что повлечет за собой существенное облегчение материального положения студентов.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 15-06-04863 Математические модели жизненного цикла локальных платежных систем
Рецензенты
Берг Д.Б., д.ф.-м.н., профессор, УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург;
Шеломенцев А.Г., д.э.н, профессор, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем Федерального государственного бюджетного учреждения науки, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.