Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LEISURE SELF-DETERMINATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION

Pryazhnikov N.S. 1 Sergeev I.S. 2
1 Moscow State University named after M. V. Lomonosov
2 Federal Institute of education development
The article reveals the essence of the leisure professional identity and various embodiments thereof (spontaneous and pedagogically adjustable leisure self-determination; professional and non-professional leisure self-determination). Emphasizes the relationship of leisure determination to the idea of identity to the election in freedom. Leisure self-determination of schoolchildren is seen as a kind of training, "samples" in the elections on the basis of which adolescents and young people will carry out further the more informed professional and career choices. The relation between leisure-determination and programmes of additional education of children. The high efficiency of the leisure of self-determination against the "guides" and manipulative approaches, common in modern practice of professional orientation. It is shown that the leisure elements of professional self-determination is relatively widespread in modern educational practice, although have no signs of the system. It highlights concerns that complicate leisure self-determination and ways to improve its feasibility and effectiveness.
leisure self-determination
spontaneous and pedagogically adjustable self-determination
additional education
professional orientation
professional identity
freedom of choice
Досуговое самоопределение как психолого-педагогическая проблема

В последние годы, после фактического «провала» реформ 90-х гг., наблюдается заметное оживление в профориентационной работе. На федеральном уровне звучат слова о необходимости «повышения престижа рабочих и инженерно-технических профессий». Проводятся масштабные конференции, форумы, конкурсы и другие мероприятия, посвящённые профориентационной проблематике. Развиваются региональные, муниципальные и локальные, а также корпоративные системы профориентации. Увеличивается число негосударственных организаций, оказывающих населению профориентационные услуги. Множится разнообразие форм и методов работы, используемых в профдиагностике и профконсультировании.

Вместе с тем, эффективность современной профориентации оставляет желать лучшего. Опросы школьников и студентов показывают, что профориентационная работа с ними, как правило, либо вовсе не проводилась, либо проводилась формально, не вызывая чувства удовлетворённости. Специалисты-практики, работающие в государственной системе профориентации, жалуются на избыточный контроль и заорганизованность работы. Многие ключевые вопросы, связанные с организацией полноценной системы профориентации, на федеральном уровне всё ещё не решены. Профессиональная ориентация не рассматривается как значимый элемент государственной кадровой политики; нет авторитетного координирующего центра; отсутствуют как система подготовки специалистов по профориентации, так и соответствующий профессиональный стандарт.

В условиях недостаточной эффективности «официальной» профориентации, существенную часть задач по сопровождению профессионального самоопределения молодёжи могла бы взять неофициальная - досуговая профориентация.

О понятии «досуговое самоопределение»

Термин досуг, в общем случае, означает - «свободное от обязательной деятельности время». Синонимичный ряд понятия «досуговое» включает в себя - необязательное, неформальное, неофициальное, самостоятельное. Этот смысловой контекст близок понятию «самоопределение», что позволяет нам связать воедино два термина и говорить о досуговом самоопределении.(Самоопределение - «основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [4]. При этом часто подчеркивается субъектность, независимость и особая ответственность «само-определяющейся» личности [2]).

Досуг детей традиционно понимается как «свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей» [6]. Два момента в этом определении - свобода и собственное влечение (интерес) - прямо указывают на наличие потенциала, которым обладает досуг школьников для решения задач их самоопределения.

Формы организации досуговой деятельности детей и подростков

Какие формы организации активности детей и подростков могут быть включены в круг понятия «досуговое самоопределение»? По-видимому, те, которые обладают как минимум двумя тремя характеристиками: 1) свобода включения в данную форму активности и выхода из нее, 2) неформальность деятельностии 3) открытость результата.

На практике, это могут быть, например, образовательные программы и проекты, реализуемые в системе дополнительного образования детей. Положение о том, что учреждения дополнительного образования ориентированы на содействие учащимся в самоопределении содержится в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей. Как отмечает И.Б. Куприянов, за время пребывания ребенка, подростка в объединении дополнительного образования «происходит три ключевых, поворотных события, непосредственно связанных с самоопределением:

- самоопределение по отношению к участию в жизнедеятельности внешкольного детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования детей;

- самоопределение школьника по отношению к освоению отдельных сфер жизнедеятельности;

- самоопределение школьника по отношению к членству в социально-профессиональной или культурно-досуговой общности» [3].

Однако, с другой стороны, включённость учреждений дополнительного образования детей в государственную систему образования, с ее нормативными документами, регламентирующими все или почти все стороны работы, с контролем и оценкой эффективности, - предполагает нацеленность их работы на достижение заранее определенных диагностичных целей. Это противоречит требованию открытости, непредрешённости результатов досугового самоопределения. Скажем, в отношении профессионального самоопределения таким результатом может быть как принятие учащимся той или иной деятельности в качестве своей возможной будущей профессии, так и отказ от нее. Очевидно, что предвидеть или запрограммировать «принятие» или «отказ» в каждом конкретном случае невозможно, иначе теряется смысл профессионального самоопределения как свободного и самостоятельного выбора. Таким образом, занятия в системе дополнительного образования детей, хотя и могут быть отнесены к системе «досугового самоопределения», но с определенными оговорками. В идеальном случае, они должны находиться за пределами сферы «контроля и отчётности» перед вышестоящими инстанциями.

Ближе к формату «досугового самоопределения» оказываются те формы детско-взрослой активности, которые реализуются в рамках хобби-контекста, в семье или в формате, близком к семейному, когда педагоги, психологи, профконсультанты работают с детьми или семьями по своей инициативе в свободное время. В этом случае у детей формируется «опыт распоряжения собственным временем, собственной энергией, усилиями, опыт самоорганизации» [Там же].

Как видим, понятие «досуговое самоопределение» в определенных отношениях шире, чем «профессиональное самоопределение» (даже если трактовать последнее не только как профессиональный выбор, но и как подготовку к такому выбору, связанную с формированием у субъекта выбора набора «профориентационно значимых компетенций» [7]). Однако в этом заключается серьезное преимущество досугового самоопределения, поскольку оно обеспечивает единство и целостность всех сторон процесса самоопределения - образовательной, профессиональной, социально-гражданской, личностной, - что выступает условием эффективности профориентационной работы.

Преимущества досугового самоопределения для детей и для профконсультантов

Среди других преимуществ досугового самоопределения для детейможно назвать:

  • полноценность переживания свободы и ответственности школьником;
  • возможность выделиться в творческой, конструктивной, социально значимой активности на фоне менее инициативных сверстников;
  • серия досуговых выборов становится своего рода «мягким тренингом» последующих серьезных выборов, ожидающих подростка, при этом досуговые выборы подчиняются той же логике, что и последующие профессионально-образовательные и карьерные выборы;
  • отсутствие какого-либо риска при корректировке ошибочных досуговых выборов и потенциальная возможность сколь угодно большого множества разнообразных поисков, проб и экспериментов в самоопределении;
  • постепенное и поэтапное формирование готовности у школьников к более конструктивной организации своего времени и жизни в целом;
  • профилактика тех проявлений асоциального поведения, которые выступают формой протеста подростков против «информационного насилия» в школах, связанного с всеобъемлющей регламентацией, обязательностью всего и вся, невозможностью проявления инициативы и т.п. Протест может проявляться как в форме имитации учебной деятельности (слабая успеваемость, пассивность, формальное выполнение школьной повинности»), так и в форме «ухода» (в виртуальные миры, в беспредметное общение посредством социальных сетей, в фанатские движения, в социально сомнительные виды деятельности). Такой «уход» обыкновенно есть не что иное, как поиск вариантов самореализации, невозможного в рамках школьного пространства.

В  то же время, досуговое самоопределение - это не только возможность организовать более умный способ организации свободного времени школьников, но и ряд преимуществдля педагогов и профконсультантов:

  • это несколько большая свобода трудовой деятельности и творческая раскрепощенность;
  • это возможность работать со школьниками на более глубоком, личностном уровне, избегая неизбежной недооценки их внутреннего потенциала, возникающего в условиях стандартизации школьной жизни;
  • это возможность отойти от стереотипов профориентационной работы и апробировать новые, авторские подходы;
  • наконец, это способ сохранения профессионального и личностного самоуважения, выйдя за пределы того пространства, где вся деятельность ограничена набором регламентов и сомнительных директив, и нет возможности ощутить себя субъектом труда.

Варианты досугового самоопределения

Рассматривая различные варианты досугового самоопределения детей, можно выделить:

1)        спонтанное самоопределение, осуществляемое по инициативе самих детей (например, детские «сюжетно-ролевые игры в профессии», «игры с правилами», когда уже группа детей совместно имитирует профессиональные взаимоотношения...) - и самоопределение, реализуемое в форме «педагогически регулируемого досуга» [1];

2)        досуговое собственно профессиональное - и досуговое непрофессиональное самоопределение.В последнем случае это могут быть различные виды хобби, не связанные напрямую с будущей профессией и имеющие своей целью расширение кругозора, пробу жизненных сил, а также компенсирование неинтересных школьных занятий. Однако и «непрофессиональное» досуговое самоопределение может играть большую роль в профориентационной работе как своеобразный «тренинг выбора».

Проблемы организации досугового самоопределения

Ориентация профориентационной работы на досуговое самоопределение позволяет преодолеть целый ряд деформаций, в той или иной степени характерных для сферы «формальной», или «официальной» профориентации. Наиболее типичные деформации:

  • бюрократизациядеятельности и управления, охватившая все сферы современной отечественной жизни, не исключая образование и профориентацию. Необходимость оформления огромных объемов документации «съедает» у педагогов, психологов, профориентаторов, управленцев резерв времени и мотивации, необходимый для содержательной работы и творческого развития. В условиях «досугового самоопределения» этот резерв непосредственно используется в работе с детьми и подростками;
  • тенденция имитации, также проникшая во все сферы профессиональной деятельности. Эта тенденция противостоят исконному принципу профессионализма и неизбежно оказываютсвое влияние на сферу профориентации. Следуя этой тенденции, человек рассматривает свою работу исключительно как источник социально-материальных благ, при этом содержательная сторона профессиональной деятельности не представляет интереса, а ее результат может быть представлен и в фиктивной форме (характерные примеры - отчёты по научным грантам или управленческие сводки о достижении целевых индикаторов). Досуговое самоопределение, и в этом его наиболее существенное отличие, имеет дело исключительно с внутренней мотивацией человека к процессу и результатам деятельности, которую он апробирует и выбирает. В силу этого профессиональное самоопределение осуществляется на основе не внешних признаков (благосостояние, статус), значимых в потребительском обществе, а на основе внутреннего интереса к содержанию определенного вида профессиональной деятельности;
  • сомнительные или «псевдо-элитарные» ориентации, распространение которых в обществе связано с выстраиванием различных работ «по вертикали» - начиная с самых престижных и заканчивая профессиями-изгоями. В этой ситуации «формальная профориентация» сводится к выбору для ребенка самой престижной из числа тех профессий, которые он способен освоить. Невозможность получить профессию, принадлежащую кчислу «элитных», престижных - воспринимается как жизненная неудача. В ситуации досугового самоопределения момент, связанный с «вертикальной» иерархией профессией, имеет минимальную роль, поскольку, центральное место занимает собственный интерес к определенному виду деятельности. Профессиональное развитие в этом случае понимается прежде всего как внутреннее развитие личности, как достижение собственных профессиональных вершин, а не как внешнее карьерное развитие или коллекционирование признаков «статусности»;
  • манипуляция общественным сознанием - характерная черта современной «официальной» профориентации, которая нередко реализуется на основе технократических, бихевиористских подходов, принятых в современном социальном управлении. Задача всевозможных «комплексов мероприятий, направленных на повышение престижа профессий, востребованных экономикой» - не столько «достучаться до сознания» оптантов и их родителей, сколько изменить их поведение на основе внешних, неустойчивых мотивов - и перераспределить потоки выпускников школы по «нужным» профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Несмотря на то, что конечной целью такого подхода декларируются интересы экономики, его реализация лишь актуализирует противоречия: 1)между массовым характером профориентационных мероприятий - и зависимостью производительности труда от индивидуальной мотивации каждого работника и 2)между направленностью профориентации на формирование внешних мотивов выбора профессии - и зависимостью производительности труда от внутреннего, содержательного интереса к данному виду деятельности. Что касается «досугового самоопределения», то оно основано на свободных, личностных, индивидуализированных отношениях, возникающих между взрослыми и самоопределяющимися детьми. Здесь нет места манипулятивным подходам, в скрытом и «цивилизованном» виде управляющих выбором человека при сохранении иллюзии его личной свободы.

В сложно устроенной социальной реальности современного российского общества существует множество факторов, одни из которых способствуют досуговому самоопределению, другие, напротив, препятствуют ему. Б.В. Куприянов [3], исследовавший «предпосылки и препятствия» самоопределения в системе дополнительного образования детей, отмечает следующие ключевые моменты.

Во-первых, возможности самоопределения и его результативность «обусловлены индивидуально-личностными особенностями педагога дополнительного образования, стилем его педагогической деятельности, характером межличностных отношений в диаде «педагог - воспитанник» [Там же]. Педагогу дополнительного образования мало быть образованным, увлечённым, искренним человеком, готовым к демократическому стилю общения - важно, чтобы ему в голову своевременно пришла мысль о необходимости самоопределения воспитанника и о том, что он имеет к этому самоопределению непосредственное отношение.

Во-вторых, большое значение играет то, «как участник внешкольного объединения изначально относится к занятиям, насколько активно участвует в жизни своего объединения» [Там же]. Этот момент непосредственно подводит нас к центральному условию успешности досугового самоопределения, которым является подготовленность детей и подростков к самоопределению в условиях свободы. Свободное время должно быть для ребёнка пространством развития, а не «проблемой». (Сказанное относится и к взрослым людям - не случайно современных безработных часто называют «людьми, имеющими проблемы со свободным временем»). Очевидный вывод состоит в том, что  школьникам надо помогать в организации своего досуга. Эта задача ложится на плечи всех взрослых, неравнодушных к «миру детства» - как родителей, так и педагогов, психологов, профконсультантов, - но и не только их.

Ещё один фактор, способствующий досуговому самоопределению - это возможность ряда последовательных проб, перебора нескольких (многих) вариантов досуговой деятельности. В том случае, если родители сами приводят ребёнка в «престижную», но не интересную для него студию или секцию, или, например, в музыкальную школу, относясь к этому так же, как к школе обычной - ни о каком самоопределении не может быть и речи. Вместо самоопределения происходит «определение внешними обстоятельствами» [Там же].

Среди факторов, выступающих препятствиями для практического развития идеи досугового самоопределения, можно выделить следующие.

1.                  Неготовность значительной части населения к самоорганизации свободного времени в культурных формах. В отличие от профессиональной деятельности, имеющей обязательный, организованный и извне заданный характер, свободная (досуговая) деятельность требует способности к самостоятельному целеполаганию и планированию, самоорганизации и самодисциплине, наконец, определенного уровня общего развития и разнообразия интересов. Все эти необходимые составляющие человеческой культуры, к сожалению, еще не до конца выработались в отечественном менталитете (несмотря на то, что в советский период власть прилагала заметные усилия, пытаясь привить народу привычку к культурным формам досуга, в том числе к творческой самодеятельности). В настоящее время эта ситуация отягощается двумя новыми моментами:

1)        страх перед наличием свободного времени и перед «свободой вообще» у значительной части населения. Этот страх возник как результат переживания катаклизмов 90-х гг., вызванных «излишком неуправляемой свободы», переросшей в хаос. Внешне страх перед свободой обычно выражается в форме «стремления к порядку», при этом имеется в виду не самостроительство порядка, а именно порядок, заданный «сверху», желательно «сильной рукой». С этим же связана существующая во многих образовательных организациях культура пассивной исполнительности, когда всё сводится к бесконечно повторяющимся, однообразным, рутинным действиям, лишённым даже намёка на творчество, а на любые инициативы наложен негласный запрет - «как бы чего не вышло»;

2)        узкий прагматизм, проникший, в том числе, и в мир детства и выражающийся в общем взгляде на школьное образование исключительно как на первую ступень в построении будущей карьеры ребенка. В силу этого родители ребенка уже с раннего возраста ориентированы на полную загрузку ребенка неким набором формальных занятий, ориентированных на «подготовку» (к школе, к ЕГЭ, к вузу) и не оставляющих никакого времени для свободного развития и самоопределения ребенка. Это происходит на фоне встречного движения со стороны системы образования, охватывающей школьников всё более широким фронтом обязательных форм работы.

2.         Таким образом, второй фактор, препятствующий «досуговому самоопределению» -предельная загруженность учащихся в школах. Сохраняющаяся многопредметность, мозаичность учебных программ, объемные домашние задания - лишь одна сторона проблемы школьной перегрузки. Другая, не менее важная сторона, состоит в том, что нынешняя школа не работает на развитие содержательной мотивации, и срабатывает известный принцип - «тяжело то, что неинтересно». В результате, современные дети практически лишены досуга, и нужны немалые усилия родителей (которые тоже обычно загружены и перегружены на работе), чтобы организовать систематический развивающий досуг своих детей. Ещё одна проблема состоит в том, что если всё время школьника заполнено навязанными извне заданиями и чётко регламентировано, то у него не формируется внутренняя готовность к самоорганизации. Всё сказанное иллюстрирует тот факт, что дети из малых городов (и из менее обеспеченных семей) до определенного возраста развиваются успешнее, чем те, с кем постоянно и в обязательном порядке кто-то чем-то занимается.

3.                  Третий «препятствующий» фактор на пути «досугового самоопределения» -это недостаточная доступность дополнительного образования различных направлений для детей и подростков разного возраста. Как показывает статистика последних сорока лет, доля детей, посещающих кружки, студии, секции остается относительно стабильной -около одной пятой от общего числа школьников. Объективными препятствиями для увеличения этого числа выступает ряд объективных причин:

- отсутствие в районе или населенном пункте кружков нужного профиля;

-  платность занятий;

- слабая приспособленность системы дополнительного образования к решению задач самоопределения.

Не разработаны механизмы, обеспечивающие возможность пробного посещения школьником нескольких кружков или секций, с последующей сравнительной оценкой, даже возможным перебором («проб») разных вариантов  и выбором наиболее подходящего. В идеале, помощь ребенку и его родителям в оценке результата серии «проб» и выборе оптимального профиля дополнительного образования должен оказывать психолог или профконсультант.

4. Наконец, четвертый фактор - явно недостаточная подготовка профконсультантов, педагогов, воспитателей и администраторов к организации и проведению досугового самоопределения детей и подростков в разных, взаимодополняющих формах работы. В частности, многие знакомые нам программы и учебники по дисциплине «Педагогика досуга» не включают профориентационную тематику, особенно актуальную для старших дошкольников и младших школьников, которые особо восприимчивы к знакомству с миром профессионального труда и частосами реализуют свой познавательный интерес в играх. (Напомним, что Д.Б. Эльконин в своей знаменитой книге «Психология игры» [8] подчеркивал, что «детская сюжетно-ролевая игра - дитя труда», а известный психолог труда Е.А. Климов отмечал, что дошкольник в своих играх не столько «осваивает» профессии, сколько «знакомится со смыслами разных профессий», что обеспечивает его дальнейшую социализацию и формирование позитивного отношения к разным видам труда [2]. Поэтому, досуговое самоопределение оказывается чрезвычайно важным в дошкольном и младшем школьном возрасте, а не только применительно к подросткам. Заметим, что нередко сами подростки говорят своим педагогам и профконсультантам, что «надо было раньше с ними профориентацией заниматься...»). Получается, что на стихийном уровне досуговое самоопределение осуществляется, а педагоги и психологи далеко не всегда это понимают. Кроме того, не достаточно осмыслены возможности профессиональной самореализации для самих психологов и педагогов в условиях неформальной профориентационной работы, особенно, когда это предполагает их инициативу, креативность и даже некоторые риски, связанные с первоначальным «непониманием» со стороныколлег и администрации...

Особенности досугового самоопределения на разных этапах развития личности

Несмотря на то, что в научно-методическом плане проблематика досугового самоопределения является новой, недостаточно осмысленной и слабо проработанной, в практическом отношении досуговое самоопределение - это реальный факт. Оно реализуется в различных формах, соответствующих возрастным ступеням развития личности.

 В дошкольном возрасте это разные виды спонтанного самоопределения - игры в профессии, фантазии о будущей взрослой, в т.ч. профессиональной жизни. В тех семьях, где существует собственный, хорошо развитый хобби-контекст, дети активно включаются в него уже в этом возрасте. Большой профориентационный потенциал имеет современная модель развивающих «групп кратковременного пребывания» различной деятельностной направленности для дошкольников, по сути, выступающая начальной стадией дополнительного образования.

У младших школьников - начало занятий в объединениях дополнительного образования, перебор различных вариантов и выбор наиболее интересных. Для этой возрастной категории проводятся профориентационные мероприятия на базе домов творчества, летних лагерей отдыха и т.д. Главное в этом возрасте - не «застревать» на одном-единственном увлечении!

У подростков - участие в обозначенных выше формах профориентационной активности (в том числе таких, как конкурсы профессионального мастерства для детей Kid Skills и Junior Skills, летние профориентационные смены в детских лагерях); выбор факультативных и элективных курсов; самостоятельно выполняемые, в рамках «второй половины школьного дня», проектные и проектно-исследовательские работы; уточнение своего более глубокого интереса к той или иной внешкольной деятельности. Часто это и приобщение к какому-либо виду взрослой деятельности (вождение автомобиля, сельскохозяйственные работы и т.д.).

У старших школьников - выбор вуза (колледжа), в ряде случаев с включением в систему неформальной профориентационной работы, организуемой вузами (колледжами). Комплексный пример такой работы, организуемой вузом для школьников, приводят в своей статье сотрудники Шадринского Государственного педагогического института. Это «Фестиваль профессий», научно-исследовательский проект «Шаг в будущее», Интернет-олимпиады по различным предметам, фотоигра «Я б в учителя пошёл, пусть меня научат», экскурсии школьников в учебные заведения, конференции, конкурсы, викторины соревнования, круглые столы, тренинги, игры-дискуссии, квесты, дебаты на правовые темы и т.д. [4]. Сюда же можно отнести «тест-драйвы студенческой жизни» для школьников, всё чаще организуемые вузами, а также участие старшеклассников в культурно-досуговых мероприятиях для студентов.

В студенческом возрасте досуговое самоопределение продолжается. Более того, для многих студенческий период - это первое серьёзное испытание свободой и «свободным временем», которое выдерживают далеко не все. Пространство досугового самоопределения здесь может быть заполнено участием в проектно-исследовательской, творческой и волонтёрской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства (в т.ч. таких, как World Skills, Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» и т.д.), в расширении круга друзей и единомышленников, в рассмотрении сложных вопросов, связанных с будущей специальностью, трудоустройством и трудовой деятельностью. Если же вуз или колледж выбран на основе не содержательного интереса к определенной сфере деятельности, а внешних мотивов престижа и достатка, то именно в досуговой деятельности у студента остаётся возможность для полноценной самореализации.

Перспективы развития досугового самоопределения

Несмотря на необязательность, неформальность досугового формата профориентационной работы, организовать её гораздо сложнее, чем формализованную систему профориентации. Причина этого - в неготовности к деятельности в свободном, нерегламентированном пространстве педагогов, психологов, профконсультантов, школьников и их родителей. И всё же полноценная реализация идеи досугового самоопределения как важного элемента профессиональной ориентации обучающихся представляется нам возможной. Для этого необходимо решить несколько важных задач.

1. На уровне государственной социальной и образовательной политики: признание развивающего культурного досуга в качестве значимой ценности социального развития. В последние несколько лет в системе официально пропагандируемых ценностей наметился поворот от узкого потребительства к более широкому пониманию смысла человеческой жизни, включающего идеи патриотизма, социального служения, инновационного развития и т.д. В эту систему органично должны войти и такие важные, «чисто человеческие» аспекты жизни, как культурное развитие в досуговом пространстве и творческая самодеятельность.

2. На уровне системы социального воспитания - постановка, в качестве одной из важных задач, формирование у подрастающего поколения культуры свободного времени и свободной творческой активности. Используя язык современной педагогической науки, речь идет о необходимости формирования особой общей компетенции, связанной с грамотным самоменеджментом человека в условиях свободного времени. Актуальность этой задачи будет лишь возрастать по мере расширения социокультурных пространств «постиндустриальной цивилизации». В отличие от все еще доминирующих установок общества «индустриального типа» на адаптацию личности к профессии и организации, для «постиндустриального общества» свойственна большая степень свободы и самоопределения для каждого индивида, а значит - острее становится необходимость не просто «чем-то заполнить» свободное время, но и использовать его с максимальной эффективностью для себя и для общества.

3. На уровне школьного образования - конкретизация задач, заявленных в новом поколении стандартов общего образования в отношении формирования личностных и метапредметных результатов образования, применительно к сопровождению профессионального самоопределения, в целом, и «досугового самоопределения» - в частности. Очевидно, это потребует разработки соответствующих типовых программ, методик и т.д. для учителей-предметников, классных руководителей и других педагогических работников школы, с уточнением их профессиональных обязанностей по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

4. На уровне организации профориентационной работы - во-первых, важно найти оптимальное соотношение обязательной и добровольной части. Обязательная часть:

-       мотивационная работа (актуализация проблематики самоопределения, формирование позитивного образа самой профориентации и т.п.);

-       широкое профессиональное информирование учащихся и их родителей;

-       тренинговая работа, связанная с формированием всего набора «профориентационно значимых» компетенций;

-       наличие готовых рекомендаций для тех учащихся и их родителей, которые  так и не смогли решить свои проблемы самостоятельно.

Добровольная часть:

- оказание профконсультационной помощи и поддержки (в самопознании, в конкретных выборах);

- использование активных методов (в т.ч. «активизирующих методик») профориентации, в особенности тех, которые занимают значительное время;

- посещение кружков, секций, факультативных занятий и т.п. (как учебно-профессиональных проб).

5. Во-вторых, разработка системы работы по «досуговому самоопределению» для профконсультантов, психологов, педагогов, работающих в специализированных профориентационных центрах (государственных или негосударственных), а также самостоятельно. Такая система должна предполагать возможность как непосредственно с обучающимися и их родителями, так и организацию более широких открытых форматов «досугового типа», позволяющих вовлечь обучающихся и их семьи, а также специалистов-профессионалов различного профиля, представителей образовательных организаций и т.д. в разнообразные формы активности.

Специальная подготовка профконсультантов требует развития не только их содержательно-исполнительской готовности (владение методиками, специфичными именно для досуговой работы), но и мотивационной готовности. Это, в том числе, желание гармонично соотносить обязательные и добровольные формы работы, стремление проявлять творческую инициативу, а также способность в определенной степени противостоять «торгашескому подходу», распространившемуся в образовательной деятельности.

В заключение статьи ещё раз подчеркнём высокую эффективность досугового самоопределения как инструмента профориентационной работы. Многие данные свидетельствуют о том, что для школьников, активно посещающих объединения дополнительного образования и включённых в конструктивный хобби-контекст, «значение досуговых занятий выше всех иных сфер, а увлечения таких учащихся отличаются разнообразием» [3]. Это оказывает закономерное влияние на профессиональный выбор таких школьников, при этом их профессионально-образовательная, а потом и профессионально-трудовая мотивация оказывается существенно выше, чем у тех, чьё самоопределение состоялось в формальной среде общего образования и «обязательной» профориентации.

 

Рецензенты:

Блинов В.И., д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва;

Вачков И.В., д.псих.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический институт», г. Москва.